Tactile 3D. Трехмерный файловый менеджер для Windows

С ростом объемов жестких дисков растет и количество файлов, с которыми нам приходится работать. В этих условиях разработчики файловых менеджеров вынуждены предлагать все более изощренные способы управления файлами, а разработчики файловых систем — новые подходы к сортировке информации. Одним из самых новых и самых перспективных направлений в таких разработках является переход из обычного двумерного обзорного пространства к трехмерному. Современных вычислительных мощностей уже более чем достаточно, чтобы осуществить давнюю мечту Уильяма Гибсона о трехмерных интерфейсах…

Я не случайно упомянул здесь Уильяма Гибсона. Его "Нейромант" когда-то вдохновил героев сегодняшней статьи — канадских парней из Upper Bounds — на создание принципиально отличающегося от своих собратьев файлового менеджера. Надо заметить, Unix в этом отношении несколько впереди. Там давно существуют Innolab 3D File Manager и 3D File Browse, а добавить сюда трехмерный оконный менеджер Beryl, и получим... нечто отдаленно напоминающее компьютер не такого уж отдаленного будущего. Впрочем, Beryl — тема отдельного разговора. Кому интересно посмотреть, милости прошу сюда: сайт и сюда: сайт . В Windows пока все не настолько проработано, но кое-что уже есть. Те, кто используют Vista, могут насладиться Windows Aero и Flip3D. Но и для обладателей предыдущих версий Windows в трехмерном мире также найдется место. Встречайте сегодняшнего гостя — Tactile 3D. Официальный сайт ( сайт ) громко приветствует: "Welcome to cyberspace". Что ж, попробуем. Стягиваем оттуда последнюю 30-дневную пробную версию весом около 4 Мб (на момент написания статьи 1.3.7.3269) и устанавливаем.

Работа с программой

Итак, вы установили и запустили Tactile 3D. Первое, что вы увидите, — это небольшие сферы с буквами ваших дисков. Это контейнеры. Контейнером в программе является любая папка или диск. Попробуйте подвигать мышкой. Сейчас вы вращаете камеру. Можно оглядеться вокруг, например. Вращение камеры позволит вам влетать и вылетать из контейнера и рассматривать их с разным сторон. Принимайте это как должное — мы же в 3D! Теперь разберемся с управлением. Задействовано шесть кнопок: WASD плюс стрелки на клавиатуре. Попробуйте понажимать каждую кнопку по очереди, чтобы разобраться, в каком направлении они вас перемещают. Также обратите внимание на курсор. Он похож на прицел в шутерах. С помощью курсора вы будете указывать направление движения. Ну что, готовы отправится в свой первый полет? Тогда давайте подлетим к одному из контейнеров-дисков. Обратите внимание: мы еще не "зашли в папку", выражаясь на старом двумерном языке, но уже можем видеть, что там внутри. Это уникальная функция Tactile 3D. Теперь сделайте двойной клик по контейнеру… Вы внутри. В контейнер можно также попасть и просто залетев туда через вход. Все это время программа озвучивает каждое действие. Создается впечатление, что это очередная игра, но это никакая не игра: вы работаете с реальными файлами!
Первое время управлять камерой довольно сложно. Поэтому для быстрого входа и выхода в контейнер сделаны две вещи: двойной клик по контейнеру — это вход. А через контекстное меню правой кнопки мыши — выход. Скорость перемещения среди папок, таким образом, не уменьшается. Теперь попробуйте открыть каталог с большим количеством файлов — например, с фотографиями. По умолчанию программа располагает файлы в пространстве аранжировкой "Стадион". Но существует еще несколько аранжировок, которые можно переключать двойным кликом по белому уголку в левом нижнем углу. Можно также располагать файлы в пространстве и своим способом. Такой подход к расположению файлов очень удобен. Он позволяет видеть больше файлов одновременно из-за эффекта перспективы. Поэтому в Tactile 3D не бывает вертикального скролла — он там просто не нужен. Tactile 3D дает базовую функциональность файлового менеджера: копирование, перемещение, удаление, переименование файлов. Однако, к большому сожалению, нельзя, например, перетаскивать файлы из Проводника в Tactile 3D или наоборот. Разработчики назвали эту задачу одной из своих главных целей на будущее. Также нет поддержки архивов и многих других привычных вещей. На своем форуме девелоперы также пообещали нам расширить функционал менеджера в ближайших версиях.

Часто задаваемые вопросы пользователей Tactile 3D

Какие системные требования у Tactile 3D?

Минимальные требования:
ОС: WinXP or Win2K.
Процессор: Intel Pentium III или AMD Athlon XP с поддержкой SSE.
OpenGL 1.4 и свежие драйверы для графического ускорителя.
512 Mb оперативной памяти.
Мышь с колесиком.
Видеокарта: GeForce2 или эквивалентная ей с 32 Mb VRAM.
Любая современная звуковая карта.
Как видите, на любом современном компьютере работа программы обеспечена. На сайте можно найти и рекомендуемые требования. Для нормальной работы разработчики рекомендуют использовать IBM BlueGene/L. (напомню: у него 65.536 процессорных ядер)! Хороша шутка!)))

Существуют ли версии программы для других платформ (MacOS, Linux…)?
По словам разработчиков, это из отдаленного будущего. На сегодняшнем этапе развития Windows и *nix имеют огромные различия в устройстве оболочки, поэтому для портирования придется затратить большие усилия.

Насколько экономно Tactile 3D расходует системные ресурсы?
Очень экономно. Когда вы сворачиваете программу, она временно прекращает работу, и загрузка процессора близка к 0%.

Если Tactile 3D тормозит…
То установите свежие версии драйверов. Разработчики утверждают, что их программа способна корректно работать на любом современном графическом ускорителе.

Запоминает ли программа способ аранжировки файлов?
Да. Вы можете придумать свой способ расположения файлов для каждой отдельной папки. Это также касается дорожек на аудиодисках и любых других сменных носителей.

Сохраняется ли аранжировка при установке новых версий?
Сохраняется. При установке программа сама сообщит об этом.

Заключение

Это самый нетрадиционный подход к файловым менеджерам, который мне приходилось видеть. К сожалению, для того, чтобы Tactile 3D стал полноценной заменой оболочки Windows, еще очень многое предстоит реализовать. Но сам факт такого смелого переосмысления набивших оскомину оконных интерфейсов безусловно радует. Поэтому ознакомиться с этой программой рекомендую всем.

Несмотря на труд и усилия многих разработчиков, по-настоящему трехмерного интерфейса у нас до сих пор нет. Да, в 3D перешли файловые и оконные менеджеры, но если первые привносят разнообразие и дополнительные возможности, то последние, по большому счету, служат в основном в "декоративных" целях. Реальная польза от трехмерного оконного менеджера не так уж велика. Здесь особняком стоит трехмерный десктоп. Под *nix это все тот же Beryl (кубический десктоп), а под Windows существует несколько решений, в том числе и кубическое. Польза от кубического десктопа очевидна — вместо одного рабочего стола у вас их становится шесть. Как я уже заметил, в Windows пользовательская 3D-среда еще не так развита. Максимум, что сегодня позволяет Проводник в Windows, — это Aero Glass. Никаких там деформаций окон, как в Beryl'е. Но оболочка — это только внешний вид операционной системы. А ведь мы основную часть времени работаем с приложениями. Как должен выглядеть трехмерный текстовый редактор? Или трехмерный аудиоплейер? Будет ли он более эргономичным по сравнению с двумерным коллегой? На эти вопросы еще предстоит найти ответы. Кроме того, совершенно очевидно, что переход в три измерения потребует от разработчиков принципиально новых графических компонентов и новых сред разработки. При этом работа с трехмерными компонентами будет отличаться от того, к чему привыкли программисты за время существования пользовательских интерфейсов. Т.е. такой переход еще потребует переучивания программистов, а это процесс нелегкий. Плюс прибавьте разработку нового манипулятора… Так что не следует ожидать полного трехмерного погружения в скором будущем, т.к. гораздо быстрее будет реализовано голосовое управление и некоторые другие направления разработки интерфейсов. Но вот пробовать себя в таких программах, как Tactile 3D, конечно же, стоит.

Алексей Голованов, AlekseyGolovanov@mail.ru


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 28 за 2008 год в рубрике soft

©1997-2024 Компьютерная газета