IT-индустрия: падение вверх

Случается же такое! 21 июля руководство Yahoo неожиданно нашло общий язык со своим главным врагом и ведущим акционером — Карлом Иканом (ему принадлежит почти 5% корпорации).

1 августа состоится общее собрание акционеров Yahoo, на котором будет решаться дальнейшая судьба компании, и прежде всего судьба ее топ- менеджеров. Новый расклад сил выглядит следующим образом. Восемь из девяти членов совета директоров будут повторно баллотироваться на свои места. В их числе идеологи той Yahoo, которую мы знаем — председатель совета директоров Рой Босток и гендиректор Джерри Янг. Не будет баллотироваться только Роберт Котик — он уходит на покой. Одновременно совет директоров расширят до 11 мест. Одно из них займет сам Карл Икан. Еще два будут отданы людям из списка Икана. Это означает, что "фракция Икана" получит около 27% голосов при принятии решений. Сам Икан оплатит эти три места голосами своего пакета акций — он поддержит нынешний совет директоров на собрании акционеров. Такое впечатление, что конфликт "устаканился". Джерри Янг уже заявил, что борьба за управление компанией позади, а Yahoo сможет и дальше придерживаться стратегии, согласно которой она является "точкой входа" для каждого пользователя интернета. Карл Икан, в свою очередь, поблагодарил за то, что ему будет позволено войти в совет и помочь компании целиком раскрыть свой потенциал. Он по-прежнему считает, что продажа Yahoo или ее части как минимум достойна обсуждения, но теперь он разделяет и точку зрения совета директоров на Yahoo как на уникальный сплав ценных активов. Напомню, что Карл Икан с мая призывал остальных акционеров сместить директоров Yahoo и возобновить переговоры по продаже поисковика компании Microsoft. Икан представлял интересы ряда инвесторов и даже составил список директоров, которыми он предлагал заменить на собрании акционеров 1 августа нынешних руководителей. Между тем, источники, близкие к совету директоров Yahoo, вообще не видят смысла в компромиссах с Иканом. Еще совсем недавно руководство интернет-компании обвиняло Карла Икана в том, что тот преследует сугубо краткосрочные цели — нажиться на разнице в стоимости ценных бумаг Yahoo до и после возможной продажи бизнеса корпорации Microsoft. Остальное Икана, как утверждал исполнительный директор Yahoo Джерри Янг, просто не волнует. Впрочем, и Карл Икан потерпел значительное поражение в середине июля, когда стало известно о намерении одного из крупных инвесторов Yahoo — компании Legg Mason — поддержать нынешнее правление компании. В распоряжении Legg Mason — 4,4% от общего количества акций Yahoo. А что Microsoft? А Microsoft, похоже, полностью "пролетает". Кстати, чистая прибыль Yahoo в I полугодии нынешнего года выросла в 2,2 раза — до $673,4 млн ($302,9 млн за аналогичный период прошлого года). Выручка выросла на 7% — с $3,37 млрд за I полугодие 2007-го до $3,62 млрд в текущем году. Операционная прибыль составила $221,1 млн, что на 47% меньше, чем показатель I полугодия 2007 г. Финансовые показатели как первого полугодия в целом, так и II квартала оказались ниже прогнозов аналитиков. Сама же компания положительно оценивает текущие финансовые результаты, называя причиной роста выручки правильно выбранную стратегию.

Теперь обо всем прочем. Аналитическая компания IDC представила крайне интересные результаты исследования рынка непроприетарного (т.е. свободного) программного обеспечения. По утверждению экспертов, распространение программных продуктов с открытым исходным кодом может быть организовано в прибыльную коммерческую модель. Исследование описывает стратегии получения прибыли различных предприятий от распространения открытого ПО. По данным IDC, большинство софтверных компаний, распространяющих проприетарное ПО, генерируют 63% прибыли от продаж и 30% от сервисного обслуживания. Оставшаяся минимальная часть отводится на продажу продуктов сторонних разработчиков и компьютерных комплектующих. Основной доход (59%) распространителей открытых программных продуктов зависит от пользовательской подписки, дающей право на использование и обслуживание продукта. Фактически 10 из 21 респондентов получают таким образом 100% дохода. Также исследование показало, что в среднем 80% дохода вендоров open source генерируется непосредственно компанией, без участия партнеров. Наибольший доход подобные компании получают в США — 62%, на страны Европы приходится только 23% от общей прибыли.

События и цифры телекоммуникационной индустрии, как обычно, впечатляют. Начну с многострадальной Motorola. Текущие данные о продажах компании еще не опубликованы, но аналитики поспешили предположить, что LG смогла опередить американскую компанию во II квартале 2008 г. и по его итогам закрепиться на третьем месте — после Nokia и Samsung. Такой прогноз, в частности, сделали аналитики Macquarie Group Ltd. и Goldman, Sachs & Co. Учитывая, что компания Sony Ericsson находится не очень далеко от LG (24,4 млн проданных телефонов), можно предположить, что по итогам II квартала Motorola может оказаться и на пятом месте. А еще Motorola подала иск против своего бывшего исполнительного директора. Майкл Фенгер — в настоящее время вице-президент Apple по продажам iPhone — обвиняется в нарушении контракта, по которому он не имел права сотрудничать с конкурирующими организациями. По утверждению Motorola, бывший сотрудник фирмы получил несколько миллионов долларов наличными и в ценных бумагах взамен на согласие не присоединяться к конкурентам в течение двух лет. Также Фенгера обвиняют в раскрытии коммерческой тайны. Фенгер принял предложение Apple менее чем через месяц после ухода из Motorola и переманил, по сообщению доверенных лиц компании, еще двух менеджеров, имеющих доступ к конфиденциальной информации. Представители Apple отказались прокомментировать события; с самим Фенгером также невозможно связаться. Между тем, Motorola требует судебного запрета на деятельность Фенгера в Apple в течение двух лет и возвращения фондового опциона, предоставленного бывшему исполнительному директору компании.

Выручка одного из крупнейших в мире операторов сотовой связи британской Vodafone Group за I квартал 2008-2009 финансового года составила 12,35 млрд евро, тогда как годом ранее составляла 10,37 млрд евро. Об этом говорится в опубликованном финансовом отчете компании. При этом выручка компании в Европе за отчетный квартал составила 9,02 млрд евро — рост 15,5% по отношению к аналогичному показателю за I квартал 2007-2008 финансового года. Эти результаты совпали с ожиданиями аналитиков. Компания связывает успешные финансовые показатели за отчетный период, в частности, с ростом прибыльности своей деятельности на развивающихся рынках и стабильной прибыльностью в Европе. Напомню, что чистая прибыль Vodafone по итогам 2007-2008 финансового года составила 8,49 млрд евро. Vodafone Group — одна из крупнейших в мире телекоммуникационных компаний. Она работает в Европе, на Ближнем Востоке, в Азии, Африке, Тихоокеанском регионе и США. Число абонентов Vodafone составляет более 240 млн человек.

Компания Logitech — известный производитель мелкой компьютерной периферии (мышей, клавиатур, веб-камер и т.д.) — отчиталась о результатах работы в I квартале 2009 финансового года (завершился 30 июня). Выручка Logitech в период с апреля по июнь составила $509 млн. Это на 18% выше показателя за аналогичный период 2008 финансового года — тогда компания получила $430 млн дохода. Операционная прибыль Logitech за год выросла на 24%, достигнув отметки в $30 млн против $24 млн годом ранее. Чистая прибыль Logitech в I квартале 2009 финансового года составила $29 млн (годом ранее компания получила $26 млн). Logitech подчеркивает, что за год квартальный объем продаж продуктов компании вырос на 20% в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке, на 10% — на американском рынке, и на 41% — в Азиатском регионе. Компания Logitech, в частности, отмечает хороший спрос на многофункциональные пульты дистанционного управления Harmony и указательные устройства.

Несмотря на экономический спад, зрелища в Америке по-прежнему пользуются спросом. В I полугодии этого года объемы продаж дисков Blu-ray в США выросли по сравнению с первым полугодием прошлого года на 300%. Всего за полгода американцы потратили на диски Blu-ray $200 млн. Но в целом продажи оптических дисков в США за первые 6 месяцев текущего года снизились на полпроцента до $6,17 млрд. При этом расходы американцев на прокат дисков в первом полугодии 2008-го возросли на те же полпроцента, достигнув суммы $3,97 млрд. Прежде сообщалось, что в I квартале нынешнего года продажи дисков Blu-ray в США возросли на 351% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Общий объем рынка домашнего видео в США за первые три месяца этого года составил $5,5 млрд.

И напоследок — об игровой индустрии. Игровая система Wii наконец-то стала самой продаваемой консолью на территории США. В июне Nintendo продала 666.700 приставок, а всего в США реализовано 10,9 млн Wii, что позволило консоли обогнать Xbox 360 в этом регионе. По статистике, в июне самой успешной игровой системой оказалась портативная Nintendo DS (783.000 проданных консолей). Wii идет на втором месте, а замыкает лидирующую тройку PlayStation 3 с результатом 405.500 проданных приставок. Кроме того, американцы приобрели более 337 тыс. PSP, почти 220 тысяч Xbox 360, а также около 189 тыс. PlayStation 2. Высокие продажи PS3 обусловлены успехами экшна Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots. Новая игра студии Kojima Productions разошлась в США тиражом в 774.600 копий, заняв первое место в списке самых продаваемых проектов июня. На втором месте оказался портативный гитарный симулятор Guitar Hero: On Tour (422.300 копий) для DS, а третью позицию занимает Ninja Gaiden II (372.700 копий) для Xbox 360. Всего в июне доходы игровой индустрии в США составили $1,69 млрд, что на 53% больше, чем удалось заработать за тот же временной промежуток год назад. Из них $615 млн (на 54% больше, чем в прошлом году) принесли продажи консолей. Более $872 млн (на 61% больше прошлогодних показателей) удалось заработать на продажах игр, а всевозможные аксессуары принесли $202 млн (на 25% больше, чем в прошлом году). Аналитик NPD Group Анита Фрейзер отмечает, что доходы игровой индустрии продолжают расти несмотря на продолжающийся экономический кризис. Она убеждена, что даже если в дальнейшем этот рост замедлится, 2008 год все равно станет рекордным для игровой индустрии. По ее оценкам, общий доход всех компаний должен составить более $22 млрд.

Год действительно удачный: к примеру, подразделение Microsoft, отвечающее за игровые консоли Xbox, впервые смогло получить прибыль по итогам завершившегося 30 июня финансового года. Ранее успехов удавалось добиваться лишь в отдельных кварталах, к примеру, когда в продажу поступали шутеры из серии Halo. В завершившемся финансовом году подразделение Entertainment & Devices, которое также отвечает за продвижение медиаплейера Zune и линейку проектов Games for Windows, смогло получить прибыль в размере $426 млн. А ведь начиная с 2001 года, когда Microsoft вышла на рынок игровых консолей, компания ежегодно несла убытки. В прошлом году подразделение потеряло $1,9 млрд. В начале июня глава подразделения Entertainment & Devices Робби Бах уже предсказывал положительные итоги года. Он связывает успехи Xbox 360 с такими известными проектами, как Halo 3 и Grand Theft Auto IV, несмотря на то, что последняя практически не повлияла на продажи консоли. Представители Microsoft также сообщили о том, что во всем мире уже продано более 20 млн Xbox 360. Напомню, что сейчас эта консоль идет на втором месте в гонке консолей текущего поколения, существенно уступая Wii по количеству реализованных приставок. Третье место занимает PlayStation 3, которая постепенно начинает догонять Xbox 360.

Между тем, Sony надеется в ближайшие годы опередить конкурентов, увеличив объемы продаж PlayStation 3 до 150 млн единиц. Генеральный директор Sony Computer Entertainment Каз Хираи говорит, что продажи PlayStation первого поколения достигли 102 млн штук с момента появления приставки на рынке в 1994 году. За 9 лет присутствия на рынке PlayStation 2 компания продала 140 млн экземпляров. Хираи надеется, что PlayStation 3 значительно превзойдет своего предшественника. Аналитики компании JupiterResearch между тем напоминают, что в прошлом у Sony не было таких сильных конкурентов, как Nintendo. Два поколения PlayStation удерживали лидирующую позицию на рынке, что было впечатляющим результатом. Sony вряд ли удастся снова доминировать на рынке игровых консолей — вопрос в том, сможет ли компания потеснить Nintendo. Представители Sony, в свою очередь, признают, что компания слишком рано сделала ставку на технологию Blue-ray: ее медленное распространение отрицательно повлияло на продажи PlayStation. Еще одна причина снижения популярности приставок Sony видится в отсутствии яркого игрового портфолио на момент появления PlayStation 3.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 27 за 2008 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета