Sapphire Radeon HD3650 256M DDR2. Достойный представитель класса "мейнстрим"

Видеокарты нижнего ценового диапазона пользуются если и не таким высоким потребительским спросом, как графические платы средней стоимости, но однозначно большим, чем продукты класса hi-end. Немаловажен и тот факт, что подобными видеокартами зачастую комплектуются готовые компьютеры среднего класса, предназначенные для не слишком искушенных домашних пользователей. В рамках данного обзора мы расскажем вам об одном, на наш взгляд, из наиболее интересных представителей семейства доступных видеокарт — адаптере Radeon HD 3650 производства небезызвестной компании Sapphire. Если о компании Sapphire, являющейся крупнейшим партнером Advanced Micro Devices по производству видеокарт, известно практически каждому, и как следствие рассказывать о ней во вводной части не обязательно, то о том, что собой представляет Radeon HD 3650, в общем, упомянуть будет не лишним.

Radeon HD 3650: новая карта класса "мейнстрим"


Итак, видеоадаптеры серии Radeon HD 3650 были представлены компанией AMD в конце января 2007 года. Да и то сказать представлены — сильно преувеличить: в барабан никто не бил — просто разместили небольшой пресс-релиз на своем официальном сайте. Такая скромность, скорее всего, вызвана тем, что видеокарты серии Radeon HD 3650, по сути дела, представляют собой слегка доработанные, причем не в плане увеличения производительности, Radeon HD 2600XT.

Отличия новинок заключаются в следующем:
• появилась поддержка DirectX 10.1 и интерфейса DisplayPort;
• графический процессор RV635 был выпущен с соблюдением более современных 55 нм технических норм;
• как следствие снизилось энергопотребление до уровня, не превышающего отметку 75 W.


НазваниеRadeon 3650 256M GDDR2Inno3D 8500GT 256M GDDR3
ПроизводительSapphireInnoVISION
МодельHD3650 256M DDR2 VRAMI-8500GT-G5F3CD
3D-ускорительRV635G86
- транзисторов358 млн210 млн
- техпроцесс55 нм80 нм
- базовая частота725 МГц500 МГц
- частота шейд. процессоров725 МГц1150 Мгц
- кол-во шейд. процессоров12016
- кол-во TMU88
- кол-во ROP48
ПамятьGDDR2GDDR3
- объем256 Мб256 Мб
- частота500 (1000) МГц700 (1400) МГц
- шина128 бит128 бит
Охлаждениеактивноеактивное
ИнтерфейсPCI Express 2.0 x16PCI Express 1.0 x16
Выходы
- DVI21
- VGA (D-Sub)-1
- TV-out11
- TV-in--
- HDMI--
- DisplayPort--
Средняя розничная цена$75$65


AMD предложила партнерам выпускать две базовые версии Radeon HD 3650: более производительные (с памятью GDDR3) и более доступные по цене (GDDR2). Рекомендованные рабочие частоты следующие: 725/1600 MHz (чип/память) для версий, оснащаемых видеопамятью GDDR3, и 725/1000 MHz для карт с памятью GDDR2. Объем этой самой видеопамяти может варьироваться от 256 Мб до 1 Гб, доступ к ней осуществляется посредством 128-битного интерфейса. Как и предыдущие продукты AMD, все версии Radeon HD 3650 поддерживают технологию энергосбережения PowerPlay, многоплатные связки CrossFire X и интерфейс PCI Express 2.0. Для увеличения объема доступной видеопамяти графический процессор может резервировать часть системной памяти и обращаться к ней в ускоренном режиме, без участия центрального процессора. Данная технология, получившая название HyperMemory, позволяет незначительно компенсировать нехватку набортной видеопамяти, сокращая количество холостых перегонов текстур между видеопамятью и основной памятью системы. Однако не стоит рассчитывать, что добавленная память будет работать с такой же скоростью, что и локальная — все же она имеет меньшую частоту работы и обслуживается другим контроллером, который обслуживает множество других узлов включая центральный процессор. С одним из таких "старых-новых" видеоадаптеров Radeon мы и собираемся познакомить вас в рамках данной статьи. В наш тестлаб поступила плата, маркированная фирмой-производителем как "HD3650 256M DDR2 VRAM". По сути, это референсный вариант Radeon HD 3650 в минимальном варианте — с видеопамятью GDDR2 объемом 256 Мб.

Дизайн

И конструкция печатной платы Sapphire Radeon HD3650 256M DDR2 VRAM, и расположение элементов на ней достаточно просты. Сама плата имеет небольшие по современным меркам габариты, выполнена из текстолита синего цвета. После снятия системы охлаждения перед нами предстает следующая картина: практически в самом центре PCB красуется графический процессор RV635, справа и сверху от него расположены по две микросхемы памяти, элементы цепи питания имеются как в правой, так и в левой стороне платы (преимущественно в верхней ее части). На боковой панели разъемов у карты Sapphire имеется гнездо TV-выхода и два разъема DVI-D. Как и большинство современных видеоадаптеров, данная карта поддерживает подключение к мониторам с разъемом D-Sub (VGA) через специальный адаптер-переходник DVI-D-Sub, а также подключение HDMI-панелей при помощи переходников DVI-HDMI. Видеокарта оснащена встроенным звуковым контроллером, благодаря чему нет необходимости подключать ее к S/PDIF-выходу аудиокодека на материнской плате. Что касается системы охлаждения, установленной на подопытном видеоадаптере, то, глядя на нее, в голове всплывает мудрость: "Все гениальное просто". Возможно, гениальность здесь и ни при чем, но вот простота имеет место быть: перед нами стандартный классический кулер, характерный для видеокарт предыдущих поколений. К массивному ребристому алюминиевому радиатору с левого края приделан вентилятор, вся эта конструкция для пущей эстетики накрыта сверху голубой полупрозрачной крышкой с нанесенной на нее графикой, логотипом фирмы-производителя и названием графического акселератора.

Тестирование

Несмотря на то, что карты серии Radeon HD 3650 поддерживают DirectX10-приложения, мы решили не проводить подробное тестирование нашей видеокарты в среде Windows Vista Ultimate, и вот почему. Дело в том, что внедрение DirectX 10.1 в Radeon HD 3650 — ход исключительно маркетинговый. Достаточно сказать, что в игре Crysis на максимальных настройках (а именно на них мы проводим наше сравнительное тестирование) при разрешении 1280х1024 пикселей показатель FPS едва преодолел отметку в 1 кадр в секунду. Таким образом, мы заключили, что обработка графики в игровых приложениях посредством функций DirectX10 — дело более дорогих и мощных видеоадаптеров, и решили сконцентрироваться на нашем обычном пакете игр, дополнительно включив в него приложения Call of Duty 2 и F.E.A.R. Для измерения производительности видеокарты нами было произведено тестирование на максимально возможных настройках детализации. При этом в играх отключены антиальясинг и анизотропная фильтрация. Делая скидку на бюджетность Radeon HD3650, нами были выбраны разрешения экрана 1024x768 и 1280х1024. В качестве оппонента для тестирования мы использовали наиболее близкий по цене продукт компании NVIDIA — плату на базе GeForce 8500 GT. В роли такового оказался видеоадаптер InnoVISION Inno3D I-8500GT-G5F3CD. Перед публикацией результатов тестов и аналитики по ним напомним конфигурацию нашего тестового стенда:

• процессор Intel Core 2 Duo E6300, разогнанный до 3,2 GHz;
• материнская плата ASUS P5B (чипсет Intel P965);
• память A-Data PC-6400 2x1 Gb;
• жесткий диск Samsung SP1213N.


1024x768, AA/AF offSapphire R3650 256MInno3D 8500GT 256M
Company of Heroes59.530.3
S.T.A.L.K.E.R.40.337.8
Crysis15.711.1
World In Conflict2417
Call of Duty 251.937.7
Call of Duty 429.727
Enemy Territory32.926.7
F.E.A.R.3925
Unreal Tournament 335.629.8
1280x1024, AA/AF offSapphire R3650 256MInno3D 8500GT 256M
Company of Heroes43.522.2
S.T.A.L.K.E.R.28.524.6
Crysis10.87.4
World In Conflict1912
Call of Duty 235.424.3
Call of Duty 423.318.6
Enemy Territory22.718.5
F.E.A.R.2516
Unreal Tournament 323.718.7


Производительность в DirectX9-приложениях измерялась в ОС Windows XP с установленным набором заплаток Service Pack 2. Для видеоадаптера Sapphire Radeon HD3650 256M DDR2 VRAM использовались драйверы ATI Catalyst версии 8.5, для видеокарты InnoVISION Inno3D I-8500GT-G5F3CD — NVIDIA ForceWare 169.21. Из полученных данных можно сделать вывод, что для комфортабельной игры на высоких настройках в современных игровых приложениях ни один из видеоадаптеров не подходит: Crysis даже при разрешении 1024х768 оказался вне зоны играбильности, да и большинство оставшихся приложений показывают результат на грани требуемых 30 FPS. Полноценно (насколько это вообще возможно при разрешении экрана 1024х768) насладиться геймплеем можно будет лишь в S.T.A.L.K.E.R., Call of Duty 2, F.E.A.R. и Unreal Tournament 3 (для последних двух игр это справедливо лишь для Sapphire Radeon HD3650). Что же касается отставания 8500 GT от продукта AMD, то своего апогея оно достигло в переполненном шейдерами Company of Heroes и не слишком молодом F.E.A.R. Лучший же результат был продемонстрирован в близком сердцу каждого постсоветского гражданина S.T.A.L.K.E.R.: здесь отрыв от Radeon HD3650 оказался минимальным.

Выводы

Если в классе Hi-end у AMD на данный момент пока все получается не так хорошо, как хотелось бы, то с видеоадаптерами нижнего ценового диапазона у вышеназванной компании все в порядке. Явным примером тому может послужить рассмотренный в данном обзоре акселератор Sapphire Radeon HD3650 256M DDR2 VRAM. Цены на Radeon HD 3650 с видеопамятью GDDR2 в данный момент начинаются с отметки в $65, что максимально приближает их к моделям GeForce 8500 GT, которые, как показало наше тестирование, значительно уступают в производительности продукту AMD. Единственным явным минусом видеокарты Sapphire оказалось наличие достаточно шумной системы охлаждения. В остальном же это практически идеальный видеоадаптер для покупателей с ограниченным бюджетом, которые не могут назвать себя притязательными геймерами и играют от случая к случаю.

Плюсы:
• доступная цена;
• высокая для своего класса производительность.

Минусы:
• шумная система охлаждения.

Андрей Бородин, info@gigamark.com


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 26 за 2008 год в рубрике hard

©1997-2024 Компьютерная газета