Inno3D GeForce 9800 GTX — референс-вариант флагмана линейки NVIDIA
Калифорнийская компания NVIDIA, по всей видимости, начала воспринимать свои лидирующие позиции как должное и, как следствие, слегка обленилась. К такому умозаключению мы пришли, ознакомившись с несколькими новинками, представленными в рамках девятого поколения фирменных видеокарт GeForce. Дело в том, что, кроме двухчипового решения GeForce 9800 GX2 (которое, кстати, увидело свет значительно позже двухпроцессорного решения конкурента AMD — Radeon HD 3870 X2), девятая серия GeForce не привнесла ничего кардинально нового.
Посудите сами: чип G94, на базе которого строятся ускорители GeForce 9600 GT, по сути является слегка доработанной и одновременно "урезанной" версией чипа G92, отличаясь от последнего меньшим количеством универсальных шейдерных процессоров и текстурных блоков. А видеоадаптеры GeForce 9600 GSO и вовсе являются перемаркированными, без внесения каких бы то ни было изменений, GeForce 8800 GS.
И видеоадаптер GeForce 9800 GTX, об одном из вариантов которого пойдет речь в рамках данной статьи, также прорывом в области 3D-графики не назовешь. Он считается наиболее быстрой одночиповой видеокартой, и это действительно так. Но основной, на наш взгляд, вопрос заключается в том, как далеко от флагмана восьмой серии ушел новоиспеченный чемпион. Правильно ответить на этот вопрос позволит изучение технических характеристик GeForce 9800 GTX.
Итак, данные видеоакселераторы строятся на базе того же чипа G92, что и GeForce 8800 GTS, и оснащаются таким же объемом локальной видеопамяти (512 Mб) с таким же интерфейсом доступа к ней (256 бит). Все, чем функционально отличаются GeForce 9800 GTX от GeForce 8800 GTS, это поддержкой технологий 3-Way SLI и Hybrid SLI, а также незначительно поднятыми частотами. Таким образом, пользователи, недавно приобретшие GeForce 8800 GTS 512 Mб и не заинтересованные в построении видеосистемы из трех видеокарт, могут спать спокойно, а мы перейдем от общего описания GeForce 9800 GTX к более конкретному описанию видеоадаптера Inno3D I-9800GTX-H5GTCDS, любезно предоставленного нам на тестирование.
Дизайн
Дизайн печатной платы видеоадаптера Inno3D I-9800GTX-H5GTCDS, расстановка элементов на ней, система охлаждения и даже, что достаточно редко в последнее время, рабочие частоты целиком и полностью соответствуют рекомендованным компанией NVIDIA. Кстати, если уж мы заговорили о схожести продуктов 9800 GTX и 8800 GTS во вводной части нашего обзора, то самое время отметить, что 9800 GTX отличается еще и дизайном PCB.
При внешнем осмотре Inno3D I-9800GTX-H5GTCDS создается ощущение непосредственного родства с видеоадаптерами серии GeForce 8800 GTX, а не 8800 GTS, — в первую очередь из-за использования печатной платы большого размера, которая уверенно встанет лишь в достаточно просторный корпус. Помимо габаритов, 9800 GTX визуально отличается также измененной схемой расстановки элементов цепи питания, расположенных, как обычно, в правой части графической карты.
Референсная система охлаждения, закрывающая плату Inno3D целиком, представляет собой классическое двухслотовое решение. Крупногабаритная алюминиевая пластина с "медной пяткой" контактирует с графическим ядром, чипами памяти и элементами цепи питания через "терможвачку". На ней (пластине) располагается множество алюминиевых ребер, пронизанных медными тепловыми трубками. Всю эту конструкцию скрывает под собой черный глянцевый кожух, внутрь которого встроен внушительных размеров зубчатый пропеллер-турбина. В качестве "украшательства" использован стикер с изображением солдатиков из Company of Heroes: Opposing Fronts.
На верхней торцевой части кулера справа находятся два шестиконтактных разъема для подвода внешнего питания, слева — две контактные группы для режима 3-Way SLI и разъем для подключения звукового потока с аудио-карты для последующей его передачи по HDMI. На боковой панели портов вывода видеосигнала присутствуют два разъема DVI-D и TV-выход.
Тестирование
По-моему, наиболее логично было бы проводить сравнительное тестирование видеоадаптера Inno3D I-9800GTX-H5GTCDS с графической картой на базе GPU GeForce 8800 GTS, но, к сожалению, в нашей тестовой лаборатории на момент проведения тестирования ни одного GeForce 8800 GTS 512 Mб не оказалось. И поэтому оппонентом был выбран графический акселератор Inno3D iChill 8800 GT C8800GTX1-H5GTCD, построенный на базе ядра GeForce 8800 GT с применением 512 Mб локальной видеопамяти стандарта GDDR3.
Замеры производительности проводились при разрешениях экрана 1280х1024 и 1680х1050 пикселей при двух различных настройках видеодрайвера: "максимальная производительность" (отключены анти-альясинг и анизотропная фильтрация) и "максимальное качество" (режим анти-альясинга AA4х, анизотропной фильтрации — AF16х).
В среде Windows XP в DirectX9-приложениях графическая карта Inno3D I-9800GTX-H5GTCDS показала себя хорошо, но не очень впечатляюще. Испытуемый 9800 GTX превзошел своего предшественника во всех играх, за исключением World in Conflict (скорее всего, этот инцидент вызван "сыростью" имеющейся на момент тестирования версии драйверов ForceWare). Но явного отрыва, превышающего 10-15%, нет практически ни в одном приложении. И это при том, что сравниваем мы видеокарту не с 8800 GTS, а с 8800 GT!
В ОС Windows Vista Ultimate — идентичная картина.
Разгон
Выше мы уже успели упомянуть о том, что рабочие частоты графического адаптера Inno3D I-9800GTX-H5GTCDS соответствуют рекомендованным для видеокарт на базе 9800 GTX значениям в 675/1675/1100 MГц для GPU, шейдерного блока и видеопамяти соответственно. При условии сохранения полной работоспособности видеоадаптера нам удалось установить следующие значения частот: 770 MГц для графического ядра, 1830 MГц для шейдерного блока и 1175 MГц (2350 MГц) для чипов памяти. В общем-то, результат не потрясающий. Возможно, видеоадаптеры серии 9800 GTX в принципе обладают слабым разгонным потенциалом и поэтому производители не торопятся демонстрировать "разогнанные" их версии? Судить об этом, по нашему скромному мнению, пока еще рановато — все же 9800 GTX продукт еще достаточно новый и не совсем обкатанный.
Температура
Температура графического ядра видеоадаптера Inno3D I-9800GTX-H5GTCDS в режиме простоя колебалась возле отметки в 50°С. При активной работе игрового приложения Crysis GPU нагревался еще на 15°С, и его температура достигала 65°С. Напомним, что данные замеры производятся нами с помощью программы RivaTuner при условии работы графического акселератора на штатных частотах.
Референсная система охлаждения на этот раз нас очень порадовала практически бесшумной работой активных элементов. Увеличение диаметра пропеллера- турбины явно пошло на пользу и позволило снизить скорость вращения и, как следствие, возможный шумовой дискомфорт.
Выводы
У нас нет никаких претензий к видеоадаптеру GeForce 9800 GTX производства Inno3D: ведь это стандартная (референсная) видеокарта, приобретая которую покупатель в качестве приятного бонуса получает лицензионную копию игры Company of Heroes: Opposing Fronts. Но сам 3D-ускоритель 9800 GTX представляется нам довольно спорным решением, поскольку это, по сути, та же графическая карта 8800 GTS 512Мб, но со слегка повышенными рабочими частотами графического ядра и микросхем памяти. Нового в них, за исключением поддержки технологий 3-Way SLI и Hybrid SLI, практически ничего нет. Создается впечатление, что компания NVIDIA снимает с производства видеоадаптеры GeForce восьмого поколения, полностью замещая их моделями 9000. Ввиду сопровождающего этот процесс падения цен на морально устаревшие модели может показаться, что покупка 9800 GTX не очень выгодна. Однако уже сейчас эта видеокарта немногим дороже аналогичного по классу 8800 GTS 512Mб, а в ближайшее время, когда рынок
стабилизируется, альтернатив в ценовом секторе "до 350" ей просто не будет.
Плюсы:
. самая быстрая одночиповая видеокарта;
. тихая система охлаждения.
Минусы:
. завышенная цена;
. большие габариты PCB.
Андрей Бородин
Посудите сами: чип G94, на базе которого строятся ускорители GeForce 9600 GT, по сути является слегка доработанной и одновременно "урезанной" версией чипа G92, отличаясь от последнего меньшим количеством универсальных шейдерных процессоров и текстурных блоков. А видеоадаптеры GeForce 9600 GSO и вовсе являются перемаркированными, без внесения каких бы то ни было изменений, GeForce 8800 GS.
И видеоадаптер GeForce 9800 GTX, об одном из вариантов которого пойдет речь в рамках данной статьи, также прорывом в области 3D-графики не назовешь. Он считается наиболее быстрой одночиповой видеокартой, и это действительно так. Но основной, на наш взгляд, вопрос заключается в том, как далеко от флагмана восьмой серии ушел новоиспеченный чемпион. Правильно ответить на этот вопрос позволит изучение технических характеристик GeForce 9800 GTX.
Итак, данные видеоакселераторы строятся на базе того же чипа G92, что и GeForce 8800 GTS, и оснащаются таким же объемом локальной видеопамяти (512 Mб) с таким же интерфейсом доступа к ней (256 бит). Все, чем функционально отличаются GeForce 9800 GTX от GeForce 8800 GTS, это поддержкой технологий 3-Way SLI и Hybrid SLI, а также незначительно поднятыми частотами. Таким образом, пользователи, недавно приобретшие GeForce 8800 GTS 512 Mб и не заинтересованные в построении видеосистемы из трех видеокарт, могут спать спокойно, а мы перейдем от общего описания GeForce 9800 GTX к более конкретному описанию видеоадаптера Inno3D I-9800GTX-H5GTCDS, любезно предоставленного нам на тестирование.
Дизайн
Дизайн печатной платы видеоадаптера Inno3D I-9800GTX-H5GTCDS, расстановка элементов на ней, система охлаждения и даже, что достаточно редко в последнее время, рабочие частоты целиком и полностью соответствуют рекомендованным компанией NVIDIA. Кстати, если уж мы заговорили о схожести продуктов 9800 GTX и 8800 GTS во вводной части нашего обзора, то самое время отметить, что 9800 GTX отличается еще и дизайном PCB.
При внешнем осмотре Inno3D I-9800GTX-H5GTCDS создается ощущение непосредственного родства с видеоадаптерами серии GeForce 8800 GTX, а не 8800 GTS, — в первую очередь из-за использования печатной платы большого размера, которая уверенно встанет лишь в достаточно просторный корпус. Помимо габаритов, 9800 GTX визуально отличается также измененной схемой расстановки элементов цепи питания, расположенных, как обычно, в правой части графической карты.
Название | GeForce 9800 GTX 512M | GeForce 8800 GT 512M |
Производитель | Inno3D (Innovision) | Inno3D (Innovision) |
Модель | I-9800GTX-H5GTCDS | C8800GTX1-H5GTCD |
3D-ускоритель | G92 rev. A2 | G92 rev. A2 |
- транзисторов | 754 млн | 754 млн |
- техпроцесс | 65 нм | 65 нм |
- базовая частота | 675 МГц | 700 МГц |
- частота шейд. процессоров | 1675 МГц | 1500 МГц |
- кол-во шейд. процессоров | 128 | 112 |
- кол-во TMU | 64 | 56 |
- кол-во ROP | 16 | 16 |
Память | GDDR3 | GDDR3 |
- объем | 512 Мб | 512 Мб |
- частота | 1100 (2200) МГц | 1000 (2000) МГц |
- шина | 256 бит (64x4) | 256 бит (64x4) |
Охлаждение | активное | активное |
Интерфейс | PCI Express 2.0 x16 | PCI Express 2.0 x16 |
Выходы | ||
- DVI | 2 | 2 |
- VGA (D-Sub) | - | - |
- TV-out | 1 | 1 |
- TV-in | - | - |
- HDMI | - | - |
- DisplayPort | - | - |
Средняя розничная цена | $370 | $300-370 |
Референсная система охлаждения, закрывающая плату Inno3D целиком, представляет собой классическое двухслотовое решение. Крупногабаритная алюминиевая пластина с "медной пяткой" контактирует с графическим ядром, чипами памяти и элементами цепи питания через "терможвачку". На ней (пластине) располагается множество алюминиевых ребер, пронизанных медными тепловыми трубками. Всю эту конструкцию скрывает под собой черный глянцевый кожух, внутрь которого встроен внушительных размеров зубчатый пропеллер-турбина. В качестве "украшательства" использован стикер с изображением солдатиков из Company of Heroes: Opposing Fronts.
На верхней торцевой части кулера справа находятся два шестиконтактных разъема для подвода внешнего питания, слева — две контактные группы для режима 3-Way SLI и разъем для подключения звукового потока с аудио-карты для последующей его передачи по HDMI. На боковой панели портов вывода видеосигнала присутствуют два разъема DVI-D и TV-выход.
Тестирование
По-моему, наиболее логично было бы проводить сравнительное тестирование видеоадаптера Inno3D I-9800GTX-H5GTCDS с графической картой на базе GPU GeForce 8800 GTS, но, к сожалению, в нашей тестовой лаборатории на момент проведения тестирования ни одного GeForce 8800 GTS 512 Mб не оказалось. И поэтому оппонентом был выбран графический акселератор Inno3D iChill 8800 GT C8800GTX1-H5GTCD, построенный на базе ядра GeForce 8800 GT с применением 512 Mб локальной видеопамяти стандарта GDDR3.
1280x1024, AA/AF off | Inno3D 9800GTX 512M | iChill 8800GT 512M |
Company of Heroes | 171 | 157.8 |
S.T.A.L.K.E.R. | 145.6 | 133.9 |
Crysis | 46.9 | 41.3 |
World In Conflict | 45 | 48 |
Call of Duty 4 | 109.4 | 96.7 |
Enemy Territory | 62.3 | 61.9 |
Unreal Tournament 3 | 80.2 | 78.4 |
1680x1050, AA/AF off | Inno3D 9800GTX 512M | iChill 8800GT 512M |
Company of Heroes | 141.8 | 125.8 |
S.T.A.L.K.E.R. | 122.9 | 115.8 |
Crysis | 41.8 | 31.6 |
World In Conflict | 45 | 46 |
Call of Duty 4 | 105.6 | 91.5 |
Enemy Territory | 61.5 | 61.2 |
Unreal Tournament 3 | 78.2 | 77.1 |
1280x1024, AA 4x, AF 16x | Inno3D 9800GTX 512M | iChill 8800GT 512M |
Company of Heroes | 135.8 | 127.1 |
S.T.A.L.K.E.R. | ||
Crysis | 28.3 | 27.9 |
World In Conflict | 38 | 37 |
Call of Duty 4 | 71.3 | 67.6 |
Enemy Territory | 58.7 | 58 |
Unreal Tournament 3 | 57.2 | 56.7 |
1680x1050, AA 4x, AF 16x | Inno3D 9800GTX 512M | iChill 8800GT 512M |
Company of Heroes | 99.4 | 92.4 |
S.T.A.L.K.E.R. | ||
Crysis | 21.6 | 19.3 |
World In Conflict | 35 | 32 |
Call of Duty 4 | 62.3 | 61.2 |
Enemy Territory | 50.3 | 50.1 |
Unreal Tournament 3 | 51.6 | 45.9 |
Замеры производительности проводились при разрешениях экрана 1280х1024 и 1680х1050 пикселей при двух различных настройках видеодрайвера: "максимальная производительность" (отключены анти-альясинг и анизотропная фильтрация) и "максимальное качество" (режим анти-альясинга AA4х, анизотропной фильтрации — AF16х).
В среде Windows XP в DirectX9-приложениях графическая карта Inno3D I-9800GTX-H5GTCDS показала себя хорошо, но не очень впечатляюще. Испытуемый 9800 GTX превзошел своего предшественника во всех играх, за исключением World in Conflict (скорее всего, этот инцидент вызван "сыростью" имеющейся на момент тестирования версии драйверов ForceWare). Но явного отрыва, превышающего 10-15%, нет практически ни в одном приложении. И это при том, что сравниваем мы видеокарту не с 8800 GTS, а с 8800 GT!
В ОС Windows Vista Ultimate — идентичная картина.
1280x1024, AA/AF off | Inno3D 9800GTX 512M | iChill 8800GT 512M |
Unreal Tournament 3 | 56.9 | 61 |
World In Conflict | 39 | 36 |
Crysis | 23.4 | 18.6 |
1680x1050, AA/AF off | Inno3D 9800GTX 512M | iChill 8800GT 512M |
Unreal Tournament 3 | 57.1 | 57.6 |
World In Conflict | 38 | 34 |
Crysis | 16.6 | 13.9 |
1280x1024, AA 4x, AF 16x | Inno3D 9800GTX 512M | iChill 8800GT 512M |
Unreal Tournament 3 | 53.6 | 52.5 |
World In Conflict | 29 | 28 |
Crysis | 14.6 | 13.8 |
1680x1050, AA 4x, AF 16x | Inno3D 9800GTX 512M | iChill 8800GT 512M |
Unreal Tournament 3 | 52.1 | 41.6 |
World In Conflict | 26 | 23 |
Crysis | 7.9 | 6.9 |
Разгон
Выше мы уже успели упомянуть о том, что рабочие частоты графического адаптера Inno3D I-9800GTX-H5GTCDS соответствуют рекомендованным для видеокарт на базе 9800 GTX значениям в 675/1675/1100 MГц для GPU, шейдерного блока и видеопамяти соответственно. При условии сохранения полной работоспособности видеоадаптера нам удалось установить следующие значения частот: 770 MГц для графического ядра, 1830 MГц для шейдерного блока и 1175 MГц (2350 MГц) для чипов памяти. В общем-то, результат не потрясающий. Возможно, видеоадаптеры серии 9800 GTX в принципе обладают слабым разгонным потенциалом и поэтому производители не торопятся демонстрировать "разогнанные" их версии? Судить об этом, по нашему скромному мнению, пока еще рановато — все же 9800 GTX продукт еще достаточно новый и не совсем обкатанный.
Температура
Температура графического ядра видеоадаптера Inno3D I-9800GTX-H5GTCDS в режиме простоя колебалась возле отметки в 50°С. При активной работе игрового приложения Crysis GPU нагревался еще на 15°С, и его температура достигала 65°С. Напомним, что данные замеры производятся нами с помощью программы RivaTuner при условии работы графического акселератора на штатных частотах.
Референсная система охлаждения на этот раз нас очень порадовала практически бесшумной работой активных элементов. Увеличение диаметра пропеллера- турбины явно пошло на пользу и позволило снизить скорость вращения и, как следствие, возможный шумовой дискомфорт.
Выводы
У нас нет никаких претензий к видеоадаптеру GeForce 9800 GTX производства Inno3D: ведь это стандартная (референсная) видеокарта, приобретая которую покупатель в качестве приятного бонуса получает лицензионную копию игры Company of Heroes: Opposing Fronts. Но сам 3D-ускоритель 9800 GTX представляется нам довольно спорным решением, поскольку это, по сути, та же графическая карта 8800 GTS 512Мб, но со слегка повышенными рабочими частотами графического ядра и микросхем памяти. Нового в них, за исключением поддержки технологий 3-Way SLI и Hybrid SLI, практически ничего нет. Создается впечатление, что компания NVIDIA снимает с производства видеоадаптеры GeForce восьмого поколения, полностью замещая их моделями 9000. Ввиду сопровождающего этот процесс падения цен на морально устаревшие модели может показаться, что покупка 9800 GTX не очень выгодна. Однако уже сейчас эта видеокарта немногим дороже аналогичного по классу 8800 GTS 512Mб, а в ближайшее время, когда рынок
стабилизируется, альтернатив в ценовом секторе "до 350" ей просто не будет.
Плюсы:
. самая быстрая одночиповая видеокарта;
. тихая система охлаждения.
Минусы:
. завышенная цена;
. большие габариты PCB.
Андрей Бородин
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 25 за 2008 год в рубрике hard