IT-индустрия: ни слова о Yahoo!

В этом выпуске бизнес-обзора не будет ни слова насчет веселых "игрищ" корпораций Yahoo, Microsoft и примкнувшей к ним Google. Во-первых, подождем собрания акционеров Yahoo, на котором миллиардер и один из владельцев акций интернет-компании Карл Икан попытается сместить с занимаемого поста гендиректора Yahoo Джерри Янга и его соратников — то есть всех тех, кто выступает против сделки с Microsoft. Икан уже сформировал список из десяти человек, которыми намерен заменить нынешних членов совета директоров Yahoo. Во-вторых, разобраться во всем, что сейчас происходит в треугольнике Yahoo-Microsoft-Google, не сломав мозг, просто невозможно. В общем, подождем продолжения шоу. А пока я расскажу о других интересных вещах.

Регулирующие органы разных стран с азартом терзают корпорацию Intel. Так, собственное антимонопольное расследование начала Федеральная торговая комиссия США. Американское антимонопольное ведомство подозревает Intel в неконкурентных методах ведения бизнеса. Предполагается, что ряду крупных производителей компьютеров компания предоставляла хорошие скидки, если те отказывались от использования процессоров AMD и переходили на работу только с чипами Intel. Замечу, что Intel не первый раз обвиняется в неконкурентных методах ведения бизнеса. Ранее Еврокомиссия признала Intel виновной в нарушении антимонопольного законодательства. К аналогичному заключению пришли и представители японского антимонопольного ведомства. А совсем недавно уже корейская комиссия по честной торговле пришла к выводу, что Intel нарушила национальный антимонопольный закон. Скидки при продаже микропроцессоров двум корейским компаниям — Samsung Electronics и Trigem Computer — обойдутся Intel в $25,4 млн штрафа. Инициатором расследования стал конкурент Intel американская Advanced Micro Devices (AMD). В июне 2005-го она пожаловалась властям нескольких стран. В 2005 году AMD также подала частный антимонопольный иск против Intel, слушания в рамках которого запланированы на следующий год. Ведущий советник Intel Брюс Сьюэлл заявил, что компания с высокой долей вероятности подаст апелляцию на решение корейской комиссии. Цитата: "Принцип, который они атакуют, является сердцевиной конкуренции — это предложение скидок для увеличения продаж. Апелляция позволит начать с нуля рассмотрение дела о скидках в ходе слушаний в корейском суде". Сьюэлл заявил, что на заседаниях комиссии представителям Intel не разрешали вызывать в суд своих свидетелей и представлять собственные доказательства. Для справки: в конце 2007 года на Intel приходилось 76,7% всех процессоров, проданных в мире, на AMD — 23,1%.

А Государственный департамент интеллектуальной собственности Китая (SITO) начал расследование в отношении корпорации Microsoft, которую власти КНР обвиняют в нарушении антимонопольного законодательства. В рамках расследования будут изучены операционные системы и другие продукты, выпускаемые не только Microsoft, но и прочими крупными компаниями, занимающимися разработкой ПО. В частности, одна из задач следствия — выяснение причин, из-за которых американское ПО продается в Китае дороже, чем в США. По мнению чиновников, крупнейшие компании пользуются своим доминирующим положением на софтверном рынке и непомерно завышают цены. Одновременно эти же компании обвиняют Китай в нарушении авторских прав и высоком уровне пиратства. Лицензионную версию ОС Microsoft Windows в связке с MS Office в Китае можно приобрести за 7 тысяч юаней ($1015). То есть эти два продукта стоят дороже, чем средний ПК. Антимонопольный закон в Китае был принят в 2007 году и вступит в силу 1 августа 2008-го. Под его действие подпадают механизмы ценообразования на ряд видов товаров. Однако одной из наиболее важных его сторон власти Китая считают контроль за поглощением китайских фирм иностранными компаниями. Также этот документ дает китайским антимонопольщикам право изучать сделки, в которых участвуют компании, инвестирующие в экономику страны.

Компания Sony объявила о том, что популярная онлайновая видеослужба YouTube заключила соглашение о сотрудничестве с сервисом Bravia Internet Video Link. Благодаря этому контракту пользователи сервиса Bravia получат доступ к миллионам видеороликов на YouTube без какой-либо дополнительной платы. Аналогичные соглашения с Bravia заключили также сайт Wired.com и сервис C-Spot, предлагающий оригинальные серии телевизионных комедий. По словам Рэнди Уэйника, главного вице-президента подразделения бытовой электроники Sony Electronics, компания Sony стала одной из первых, кто запустил подобный телевизионный сервис в США. Bravia Internet Video Link — это маленький модуль, который присоединяется к плоскопанельным ЖК-телевизорам Bravia. Разумеется, телевизор должен иметь широкополосное соединение Ethernet. Таким образом, подписчики сервиса получают возможность без использования персонального компьютера просматривать на своих ТВ разнообразный развлекательный онлайновый контент — фильмы, телевизионные программы, клипы с YouTube, а также новости и прогнозы погоды. Приобрести модуль можно за $300 на сайте sonystyle.com, в розничных магазинах Sony Style и у авторизованных дилеров компании Sony. Устройство совместимо с большинством моделей телевизоров Bravia, выпущенных в конце 2007 года, и со многими новыми моделями, представленными в 2008 году.

Между тем, интернет-корпорация Google пока не смогла заработать значительных средств на видеосервисе YouTube, который она приобрела в 2006 г. за $1,65 млрд — об этом заявил глава компании Эрик Шмидт. Шмидт сообщил, что возможность заработка на YouTube "кажется очевидной", но Google пока "не нашел нужного рецепта". Он также добавил, что целью компании является не монетизация всего и вся, а изменение мира. Монетизация же — только технология для оплаты этих изменений. Google уже внедрил на YouTube свою систему контекстной рекламы. Сам YouTube в марте 2008 года представил систему Insight, которая позволяет рекламодателям узнать, как посетители находят клип, в какое время его охотнее смотрят, в каком регионе эта тема ролика вызвала наибольший интерес. Напомню, что YouTube ежедневно посещают сотни миллионов людей — это самый популярный видеосервис в мире.

Аналитики исследовательской компании IDC прогнозируют, что в 2008 году объем мирового рынка ПК вырастет на 9,6% — до $286 млрд. До 2012 года рынок будет расти на 5-6% ежегодно, достигнув к 2012 году $354 млрд. Причем ноутбуки обгонят по продажам настольные ПК уже в 2009 году. До рынка СНГ эта мини-революция докатится с опозданием на три года, полагают эксперты. Всего же в 2008 году в мире будет продано 310 млн ПК включая десктопы, ноутбуки и серверы стандартной архитектуры Intel против 269,1 млн годом ранее, говорится в отчете IDC. Ранее аналитики IDC прогнозировали, что лэптопы обгонят десктопы лишь в 2010 году. По оценкам IDC, в 2008 году продажи десктопов вырастут всего на 2,2%, ноутбуков же — на 34,5%. В компании Gartner, опубликовавшей свой прогноз развития рынка ПК одновременно с IDC, также указывают на растущую роль ноутбуков в структуре рынка ПК. Директор по исследованиям Gartner Джордж Шиффлер заявил: "Продажи мобильных ПК превзошли наши ожидания в I квартале 2008 года". По прогнозам Gartner, в 2008 году в мире будет продано 297 млн ПК. В сегменте ноутбуков в СНГ, по данным компании ITResearch, доминируют азиатские производители, доля же российских фирм составляет около 6%. Сейчас на ноутбуки приходится около трети постсоветского рынка ПК. Продажи десктопов выросли в I квартале 2008 года примерно на 7%, ноутбуков — на 60-70%. И хотя в ближайшие годы рост замедлится до 40-50%, ноутбуки смогут обогнать десктопы по продажам через два-три года.

Прогноз продаж ПК в мире, млн штук:


2007 г.2008 г.2009 г.2010 г.2011 г.2012 г.
Десктопы161,1164,7169,9176,9183,7190,3
Ноутбуки108,0145,3181,6216,9248,7282,3
ПК в целом269,1310351,5393,8432,4472,5


В новом отчете компании Enders Analysis говорится, что интернет обгонит ТВ и станет крупнейшим рекламным рынком в Британии уже в этом году. Ожидается, что в 2008-м расходы на онлайн-рекламу в Британии составят 19% от общих расходов на рекламу. По словам специалистов Enders Analysis, во многом рынок онлайн-рекламы вырастет за счет рекламы в печатных изданиях. В абсолютных цифрах по итогам 2008 г. расходы на онлайн-рекламу в Британии вырастут на 26,4% и составят сумму около $7 млрд.

Социальная сеть LinkedIn в ходе четвертого раунда финансирования привлекла от инвесторов $53 млн. Исходя из параметров сделки, рыночная стоимость LinkedIn составляет миллиард долларов. В сделке участвовала компания Bain Capital Ventures, а также нынешние совладельцы LinkedIn — Sequoia Capital, Bessemer Venture Partners и Greylock Partners. Напомню, что в 2007 году таким же образом была оценена социальная сеть Facebook. Корпорация Microsoft купила 1,6% компании за $240 млн из расчета $15 млрд за 100%. Сеть LinkedIn предназначена в первую очередь для делового профессионального общения. Аудитория сети составляет 23 млн пользователей, к концу 2008 года их число должно превысить 30 млн. За 5 лет существования LinkedIn инвесторы вложили в нее свыше $80 млн.

И вот интересное исследование в плане бизнеса социальных сетей, проведенное российским холдингом Romir, опросившим 1300 интернетчиков. Оказывается, более половины пользователей социальных сетей (53%) попросту не замечают размещенной на ресурсе рекламы. Иногда рекламные объявления замечают 42% пользователей. Всегда обращают внимание на рекламу только 2% опрошенных. Ежедневно пользуется социальными сетями 54% пользователей. Активнее всего заходит в сети молодежь в возрасте от 18 до 24 лет. 44% респондентов тратят на социальные сети от пяти минут до получаса. Самыми популярными сетями в рунете стали "Одноклассники.ру", "Мой мир" Mail.Ru и "В контакте.ру". Их знают 92%, 71% и 66% респондентов соответственно. Самой малопопулярной является сеть, которую исследователи называют facebook.org (очевидно, подразумевается сеть Facebook, располагающаяся по адресу facebook.com). О ней слышали лишь 12% участников опроса. Больше всего респондентов — 72% — зарегистрированы на "Одноклассниках". Следом идет "В контакте.ру" с 44%. На третьем месте "Мой мир" Mail.Ru с 38%. Ни в одной из социальных сетей не зарегистрированы всего 12% респондентов.

Компания Adobe Systems опубликовала отчет о результатах деятельности во II квартале 2008 финансового года (окончился 30 мая). В период с марта по май включительно Adobe получила $886,9 млн дохода. Это почти на 20% выше аналогичного показателя за II квартал 2007 финансового года, когда выручка компании составила $745,6 млн. Чистая прибыль Adobe в прошлом финансовом квартале достигла $214,9 млн. Для сравнения: годом ранее компания получила $152,5 млн прибыли. Таким образом, за год рост квартальной прибыли Adobe составил порядка 40%. Хорошие результаты деятельности в самой Adobe объясняют высоким спросом на продукты компании за пределами США. По словам исполнительного директора Adobe Шантану Нарайена, компания видит хорошие перспективы роста в Восточной Европе, Бразилии и Китае. По прогнозам аналитиков, в III квартале Adobe может получить выручку в размере от $855 млн до $885 млн. Стоит добавить, что недавно Adobe объявила о выпуске девятой версии пакета Adobe Acrobat для работы с документами формата PDF. Одним из самых значимых нововведений в Acrobat 9 стала полноценная поддержка технологии Adobe Flash. Одновременно с Acrobat 9 компания Adobe представила новое семейство интернет-сервисов Acrobat.com, в состав которого входят средства коллективной работы, система веб-конференций, а также файловое хранилище информации.

Мировые оптовые цены на флэш-память типа NAND продолжают снижаться. На сегодняшний день цена 8 Гбит чипа упала до $2,35. Специалисты объясняют это относительно малым спросом на продукты потребительской электроники — покупатели сократили расходы из-за ухудшившейся экономической ситуации. Интересно, что спрос на чипы NAND в сегменте SSD также остается вялым по сравнению с ранее сделанными прогнозами. Другими словами, бурная череда анонсов SSD пока не оказывает влияния на положение дел в отрасли. Более того: производителям скоро предстоит побороться со снижением цены на 16 Гбит чипы ниже уровня $4. В качестве меры, сдерживающей дальнейшее снижение цен на флэш-память типа NAND, сами производители называют перевод мощностей на выпуск DRAM.

Российская экономика прирастает уже не столько нефтью, сколько телекоммуникациями. Доходы от оказания услуг связи в РФ в I квартале 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. увеличились на 20,9% — до 275.238,5 млн рублей. При этом доходы традиционных операторов составили 90.438,7 млн руб., увеличившись на 10,2%. Доходы от услуг местной телефонной связи в городах составили 30,6 млрд руб., что на 5,8% больше относительно I квартала 2007 г., доходы от услуг связи в сельской местности — 2,7 млрд руб. — показатель сохранился на уровне прошлого года. Доходы от оказания услуг мобильной связи выросли на 21,7% — до 117.834,7 млн руб. Доходы от услуг дальней связи (междугородной, внутризоновой, международной) в отчетный период достигли 30.399,3 млн руб., увеличившись на 13,5%. Доходы операторов от услуг присоединения и пропуска трафика увеличились на 26,9% — до 37,8 млрд руб. Доходы от почтовых услуг связи выросли на 30,2% — до 18 млрд 697,3 млн руб. Российские инвестиции в отрасль связи РФ в I квартале 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. увеличились на 46% — до 24.349,8 млн руб. В I квартале 2007 г. инвестиции составили 16.681 млн руб. Ввод основных фондов в отчетный период составил 16.732,1 млн руб., что на 26,4% больше относительно I квартала 2007 г. Цифры, если у вас хватило сил в них разобраться, очень показательные. Но комментировать их я все же пока не буду — подожду итогов года.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 23 за 2008 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета