Мобильный, он же широкополосный

Российские операторы связи без преувеличения готовятся перевернуть очередную страницу телекоммуникационной истории страны. Компании "Мегафон" и МТС вслед за строительством собственных сетей сотовой связи третьего поколения (3G) начали приобщать своих абонентов к услугам мобильного широкополосного доступа в интернет. В качестве полигона для обкатки новой технологии выбран Санкт-Петербург.

На российском рынке появился принципиально новый товар: модемы для мобильного доступа в интернет. По мнению аналитиков, пока этот сектор будет развиваться достаточно неторопливо, и только года через три услуга мобильного широкополосного доступа в сеть станет по-настоящему массовой. "Большая тройка" российских сотовых операторов всерьез принялась за освоение сетей 3G. Первым собственную сеть третьего поколения запустил "Мегафон". Северо-западный филиал компании начал эксплуатацию 3G-сети еще в октябре минувшего года; на сегодняшний день она насчитывает 150 базовых станций. К концу нынешнего года "Мегафон" обещает покрыть всю территорию Петербурга. Второй буквально на днях в коммерческую эксплуатацию ввела сеть третьего поколения компания МТС. Изначально 3G-сеть МТС покрывает более 30% северной российской столицы, но к концу года также должна заработать на всей территории Петербурга. Ну и, наконец, компания "Вымпелком" обещает запустить свою сеть 3G до конца этого года. Все эти компании так же, как и еще ряд других, стараются занять место на рынке передачи данных через мобильные устройства.

Справка КГ:
Скорость доступа в интернет в сетях 3G достигает 3,6 Мб/с и может быть увеличена до 7,2 Мб/с. Для сравнения: в сетях второго поколения (2G) скорость передачи данных ограничена 220 Кб/с. У технологии EV-DO (она используется оператором Sky Link) максимальная скорость составляет 2,4 Мб/с. Возможности сети можно увеличить до 3,1 Мб/с.

Аналитики компании Comnews Research считают, что по итогам 2008 года в России количество абонентов фиксированного широкополосного доступа вырастет на 30-35% (до 800.000), тогда как мобильного — сразу на 100% (до 250.000). Компания iKS-Consulting, в свою очередь, провела собственное исследование и пришла к выводу, что мобильный интернет достаточно востребован. В цифрах это выглядит так: в 2007-м доходы операторов по данному сегменту в России выросли на 64% — до $583 млн. Цитата эксперта: "Одной из причин популярности этой услуги является отсутствие возможности установить фиксированный доступ в интернет в некоторых домах и пригородах". Между тем, наибольший рост рынка передачи данных через мобильные устройства все-таки ожидается в корпоративном сегменте. Теперь каждый оператор сотовой связи делает ставку на собственную бизнес-модель. Например, "Мегафон" планирует сосредоточиться на продвижении модемов китайской корпорации Huawei, поддерживающих стандарты второго и третьего поколения сотовой связи, как оборудование для сети 3G. Вместе с 300 Мб трафика такой модем будет стоить 3990 российских рублей; после превышения этого объема каждый мегабайт будет стоить 3,7 руб. В свою очередь, компания МТС предлагает более широкий выбор интернет-модемов, но цены у нее заметно выше. В комплекте с модемами по 4990 рублей абонент получает 3 Гб трафика. Приобретаемые отдельно 100 Мб стоят 290 руб., 500 Мб — 1000 руб., 1 Гб — 1500 руб. В МТС считают, что уже к концу 2009 года порядка 5% (это около 100.000) абонентов МТС в Петербурге будут пользоваться услугами 3G, в том числе использовать модемы. Что же касается компании "Вымпелком", то она уже продает модемы по цене от 3000 рублей, но пока не определилась с тарифами и тактикой своего поведения на рынке. Особняком стоит коммерческое предложение компании "Дельта телеком", известной потребителям в Петербурге под торговой маркой Sky Link. На рынке мобильного доступа в интернет Sky Link действует уже шестой год. Предлагаемые компанией модемы стоят от 2990 до 6700 рублей. Оператор предлагает абонентам пять тарифных планов — от 500 Мб за 950 руб. до 2000 Мб за 2000 руб. И, судя по всему, бизнес компании весьма успешен: по собственной статистике Sky Link, порядка 70.000 из 212.000 абонентов пользуются модемами. Более того, на сегодняшний день до 70% новых подключений приходится именно на модемы. В Sky Link считают, что рынок широкополосного мобильного доступа в интернет находится лишь на начальном этапе развития, и места на нем хватит всем. По тем же оценкам, несколько лет спустя количество пользователей мобильного широкополосного доступа превысит в Петербурге миллион человек.

Сейчас широкое распространение мобильного доступа в интернет в России сдерживается высокими тарифами. Если в фиксированных сетях максимальная стоимость передачи одного мегабайта данных составляет сегодня примерно 45 копеек, то мобильный интернет достигнет такого показателя, по прогнозам, только к 2011 году. Сколь мало будет тогда стоить мегабайт в фиксированных сетях — даже представить страшно. Но пока мобильный доступ в интернет достаточно дорог, а значит, по-настоящему массовой эта услуга в ближайшее время не станет. Конечно, будут такие группы потребителей, как бизнесмены, студенты, журналисты и т.д. Но погоды — то есть большого трафика — они на рынке не сделают. Быть может, именно поэтому нынешние участники рынка пока не опасаются ценовой конкуренции. Перечисленные выше группы абонентов вряд ли станут часто менять сеть, так как услуга передачи данных для большинства из них является и будет являться дополнительной.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 23 за 2008 год в рубрике mobile

©1997-2024 Компьютерная газета