Наушники. Секреты производства на примере завода K-3
Сегодня даже самые маленькие наушники в плане качества звучания способны дать фору многим "крупногабаритным". Но как и за счет чего они это делают? Как и из чего вообще делают наушники, какой путь они проделывают прежде, чем попасть к нам в руки? Эти вопросы волнуют не одного и не двух наших читателей.
В этом материале мы постараемся дать ответы на интересующие многих вопросы, связанные с разработкой и производством наушников. Поможет нам в этом виртуальное посещение фабрики, на которой создаются наушники K-3. Там и ознакомимся с тонкостями и секретами этого процесса.
Рождение наушников
Первым делом поинтересуемся, с чего же начинается процесс разработки новой модели наушников? Он начинается, как бы банально это ни звучало, с отдела разработки. Главное отличие серьезного производителя в Китае от всех остальных — это наличие отдела, занимающегося разработкой (R&D). И чем больше этот отдел, тем серьезнее производитель относится к своей продукции. Сейчас многие крупные китайские производители стали получать патенты на свои разработки, чтобы защитить ими свои продукты. Ну, а остальные "производители" едут на выставки с фотоаппаратами и линейками или идут в ближайший магазин и покупают наушники известных марок и делают их приближенные копии. Все мы знаем и видим, как они это умеют делать, и, главное, какое качество получается в итоге! Действительно, большинство моделей наушников, продаваемых в магазинах — далеко не собственные разработки. Сведущий покупатель, наметанным глазом глядя на многие модели, лежащие на витрине, сразу понимает, что это "клон", сходу определяя его "прародителя".
Какие параметры и особенности учитываются при разработке наушников? Многие скажут, что в наушниках самым важным параметром является качество звука. И они будут правы, но только отчасти. Ведь наушники сопровождают своего владельца везде, куда бы он ни пошел. А если вам некомфортно в наушниках, вы получите удовольствие от прослушивания любимой композиции? Или, например, вы отправились в поход, а у вас переломился провод? Знакомые ситуации? Вот поэтому перед тем, как создать какую-то новую модель наушников, сначала определяют, для кого она предназначена, и какие у нее должны быть потребительские свойства. Например, наушники для активного занятия спортом будут, скорее всего, влагозащищенными и иметь улучшенное крепление, чтобы они не выпадали у вас из ушей при беге. А наушники для повседневного использования будут сделаны максимально комфортными для многочасового прослушивания. Ну, а в моделях, разработанных для тех, кто ценит качественный звук, будут использоваться лучшие динамики и комплектующие, чтобы вы услышали то, что должны услышать, а не шум и треск.
Итак, модель разработана, что же происходит дальше? После того, как была придумана и всесторонне протестирована новая модель, она начинает свой путь на производство. Сначала в плавильные машины засыпают гранулированный пластик, к которому добавляют немного красителя, от которого будет зависеть цвет изделия.
Жидкий пластик заливают в специальные пресс-формы и получают готовые пластмассовые детали. После чего их проверяют контролеры, и те, что проверку прошли, отправляются на сборку. А то, что не прошло контроль, отправляется в утиль, а на мелких фабриках — на повторную переработку. Тем временем одновременно с пластмассовыми деталями делают провода и динамики, а также упаковку. После чего из всех этих комплектующих на линии сборки и собирают наушники. Здесь каждая сотрудница (на линиях сборки на большинстве предприятий работают женщины) отвечает за свою операцию. Например: одна склеивает половинки наушников в одно целое, другая приклеивает декоративные элементы, если таковые имеются, третья припаивает разъем к проводу, четвертая припаивает провода к динамикам и т.д.
Вдоль линий сборки ходят контролеры и следят за качеством выполнения работ. Контролеров можно отличить от других рабочих по белым рубашкам. Ну и, наконец, когда наушники уже готовы, перед упаковкой их выборочно прослушивают и подвергают всестороннему тестированию.
Следующий вопрос: комплектующие вроде динамиков закупаются на стороне или производятся на одном с наушниками заводе? Серьезные производители все делают сами. А мелкие закупают комплектующие на стороне, хотя бывают и исключения. Итак, многие производители могут позволить себе производство полного цикла, не закупая детали у сторонних производителей и не завися от них таким образом. Возникает очередной резонный вопрос: какими особенностями отличаются материалы, применяемые в производстве?
Если вы видите в пластике посторонние примеси или неравномерный цвет — значит, производитель сэкономил для снижения цены на сырье или при изготовлении нарушается техпроцесс (например, используется плохо очищенное сырье или ведется повторная переработка пластмассы). Качественная пластмасса должна иметь однородную массу и окраску. Чтобы провода не обрывались и не ломались в местах наибольших нагрузок, их специально усиливают дополнительными элементами и используют увеличенный диаметр провода, а также, чтобы провода не "дубели" на морозе, изоляцию делают из морозостойких материалов. Изготовление динамиков — один из самых трудоемких и важных процессов. Ведь от качества динамика напрямую зависит качество того, что вы услышите. Поэтому здесь используется самое передовое оборудование, и этому участку уделяется наибольшее внимание. А получившиеся мембраны настолько малы и хрупки, что их не всегда получается даже взять в руки, не повредив при этом. Автоматика сегодня на каждом шагу заменяет человека. Но при создании таких маленьких, простых и сложных одновременно вещей, как наушники, одной автоматикой не обойдешься. Какие же этапы производства автоматизированы, а на каких ведется ручная сборка? Ручной труд в основном используется при сборке и упаковке, а все остальные процессы автоматизированы. На всех наушниках за исключением разве что самых дешевых noname-моделей мы привыкли видеть логотип производителя как минимум, а ведь зачастую на корпус наносится и другая информация. Как же она туда попадает? Для нанесения логотипа используется специальная форма-заготовка, с помощью которой наносится логотип на поверхность. Для этого применяется устойчивая к истиранию краска, и чем она будет качественнее, тем дольше ваши наушники сохранят логотип производителя.
Пожалуй, последний, довольно серьезный, вопрос: ведутся ли какие-либо испытания на прочность конечного продукта (ударостойкость, прочность проводов на разрыв, температурные режимы и т.д.)? Да, обязательно. Из каждой партии выбирается несколько экземпляров, которые будут подвергнуты всесторонним испытаниям: проверят внешний вид, качество звучания и наличие дефектов. Также их проверят на прочность проводов и пайки разъемов, будет проверено качество всех соединений. Ну и напоследок температурная камера.
Заключение
Как видите, процесс производства наушников не так прост, как кажется. И даже за таким простым, казалось бы, изделием стоит кропотливый труд многих рабочих, которые прилагают все усилия, чтобы наши с вами будни стали "музыкальнее". И, возможно, именно изготовленные в момент прочтения вами этой статьи наушники окажутся через некоторое время на витринах наших магазинов, а может, и в ваших ушах.
Андрей Ахрем
В этом материале мы постараемся дать ответы на интересующие многих вопросы, связанные с разработкой и производством наушников. Поможет нам в этом виртуальное посещение фабрики, на которой создаются наушники K-3. Там и ознакомимся с тонкостями и секретами этого процесса.
Рождение наушников
Первым делом поинтересуемся, с чего же начинается процесс разработки новой модели наушников? Он начинается, как бы банально это ни звучало, с отдела разработки. Главное отличие серьезного производителя в Китае от всех остальных — это наличие отдела, занимающегося разработкой (R&D). И чем больше этот отдел, тем серьезнее производитель относится к своей продукции. Сейчас многие крупные китайские производители стали получать патенты на свои разработки, чтобы защитить ими свои продукты. Ну, а остальные "производители" едут на выставки с фотоаппаратами и линейками или идут в ближайший магазин и покупают наушники известных марок и делают их приближенные копии. Все мы знаем и видим, как они это умеют делать, и, главное, какое качество получается в итоге! Действительно, большинство моделей наушников, продаваемых в магазинах — далеко не собственные разработки. Сведущий покупатель, наметанным глазом глядя на многие модели, лежащие на витрине, сразу понимает, что это "клон", сходу определяя его "прародителя".

Итак, модель разработана, что же происходит дальше? После того, как была придумана и всесторонне протестирована новая модель, она начинает свой путь на производство. Сначала в плавильные машины засыпают гранулированный пластик, к которому добавляют немного красителя, от которого будет зависеть цвет изделия.

Вдоль линий сборки ходят контролеры и следят за качеством выполнения работ. Контролеров можно отличить от других рабочих по белым рубашкам. Ну и, наконец, когда наушники уже готовы, перед упаковкой их выборочно прослушивают и подвергают всестороннему тестированию.

Если вы видите в пластике посторонние примеси или неравномерный цвет — значит, производитель сэкономил для снижения цены на сырье или при изготовлении нарушается техпроцесс (например, используется плохо очищенное сырье или ведется повторная переработка пластмассы). Качественная пластмасса должна иметь однородную массу и окраску. Чтобы провода не обрывались и не ломались в местах наибольших нагрузок, их специально усиливают дополнительными элементами и используют увеличенный диаметр провода, а также, чтобы провода не "дубели" на морозе, изоляцию делают из морозостойких материалов. Изготовление динамиков — один из самых трудоемких и важных процессов. Ведь от качества динамика напрямую зависит качество того, что вы услышите. Поэтому здесь используется самое передовое оборудование, и этому участку уделяется наибольшее внимание. А получившиеся мембраны настолько малы и хрупки, что их не всегда получается даже взять в руки, не повредив при этом. Автоматика сегодня на каждом шагу заменяет человека. Но при создании таких маленьких, простых и сложных одновременно вещей, как наушники, одной автоматикой не обойдешься. Какие же этапы производства автоматизированы, а на каких ведется ручная сборка? Ручной труд в основном используется при сборке и упаковке, а все остальные процессы автоматизированы. На всех наушниках за исключением разве что самых дешевых noname-моделей мы привыкли видеть логотип производителя как минимум, а ведь зачастую на корпус наносится и другая информация. Как же она туда попадает? Для нанесения логотипа используется специальная форма-заготовка, с помощью которой наносится логотип на поверхность. Для этого применяется устойчивая к истиранию краска, и чем она будет качественнее, тем дольше ваши наушники сохранят логотип производителя.

Заключение
Как видите, процесс производства наушников не так прост, как кажется. И даже за таким простым, казалось бы, изделием стоит кропотливый труд многих рабочих, которые прилагают все усилия, чтобы наши с вами будни стали "музыкальнее". И, возможно, именно изготовленные в момент прочтения вами этой статьи наушники окажутся через некоторое время на витринах наших магазинов, а может, и в ваших ушах.
Андрей Ахрем
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 22 за 2008 год в рубрике hard