Лидеры рунета отправились за деньгами
2008 год для рунета имеет все шансы стать переломно-историческим. Лидеры российского сегмента всемирной сети в лучших традициях американской Силиконовой долины выходят за инвестициями на западные финансовые рынки. В нынешнем году первичное размещение своих акций (IPO) на западных фондовых биржах планируют провести два российских интернет-холдинга. Неудивительно, наверное, что первыми выйти на рынок со своими акциями решили порталы, объединяющие в себе поисковые системы и ряд бесплатных web-сервисов: Mail.ru и "Яндекс".
Mail.ru
Mail.ru по принятому в компании плану уже в середине лета планирует выйти на Лондонскую фондовую биржу (LSE). Аудитория портала оценивается в размере 30,5 млн человек в месяц. Консультантами Mail.ru на предстоящем IPO выступят такие авторитеты финансового мира, как Citibank, Goldman Sachs и Credit Suisse. Эти банки и финансовые компании пока стараются не давать даже приблизительных оценок бизнеса компании, ожидая результатов проводимых сейчас экспертиз. Осторожность западных финансистов понять можно: по сегодняшний день не существует никакой более-менее устоявшейся методологии оценки интернет-компаний, созданных на постсоветском пространстве, и лидеры рунета отнюдь не являются исключением. В самой Mail.ru исходят из собственных оценок, согласно которым капитализация компании (совокупная стоимость активов включая нематериальные) составляет $2 млрд. Но это исключительно их собственное мнение. По оценке влиятельной российской газеты "Коммерсант", эта оценка как минимум "довольно
оптимистичная", а как максимум — завышенная. Тут, впрочем, нужно вспомнить, что еще в ноябре 2007 г. 2,6% Mail.ru за $26 млн приобрел южноафриканский интернет-холдинг Naspers. Получается, что уже тогда вся компания целиком была оценена иностранными инвесторами в миллиард долларов. При этом в январе 2007-го тот же Naspers заплатил за 30-процентную долю в Mail.ru около $165 млн. Получается, что за неполный год компания подорожала по меньшей мере в 1,8 раза. Но даже если предположить, что рыночная стоимость Mail.ru продолжает расти прежними темпами (что маловероятно), то конечная цифра на сегодняшний день вряд ли превысит $1,2 млрд. Так что теперь многое зависит от того, насколько грамотную PR- компанию среди западных инвесторов сумеют провести топ-менеджеры Mail.ru.
Яндекс
Что же касается компании "Яндекс", то там планируют выйти на мировой фондовый рынок в сентябре, проведя IPO на американской бирже NASDAQ — как и положено амбициозной IT-компании. Ежемесячная аудитория "Яндекса" превышает 30 млн человек; это вторая по величине поисковая система в неанглоязычном интернете (после китайского портала Baidu). Консультантами "Яндекса" в предстоящем IPO уже назначены такие известные финансовые организации, как Morgan Stanley, Deutsche Bank и российский банк "Ренессанс капитал". По предварительной оценке банкиров, стоимость "Яндекса" может составлять около $5 млрд. Соответственно, руководство компании, которой принадлежит портал и поисковик Yandex.ru, рассчитывает продать акций на $1,5-$2 млрд. Более точную оценку бизнеса огласят в сентябре нынешнего года, практически накануне IPO.
Однако споры вокруг реальной рыночной стоимости "Яндекса" еще далеки от завершения. Совсем недавно, в апреле этого года, компания заняла 6-е место в рейтинге 25 самых дорогих интернет-стартапов мира — его подготовил профессиональный журнал Silicon Alley Insider (SAI). Специалисты SAI оценили "Яндекс" в $3 млрд. Показательно, что эти цифры подтверждают и независимые российские аналитики. К примеру, в интервью газете "Ведомости" аналитик банка "Урасиб" Константин Белов назвал $5 млрд "чрезмерно амбициозной оценкой". А аналитик банка UniCredit Анна Курбатова оценила "Яндекс" в $2,5-$3 млрд. При этом все эксперты, опрошенные корреспондентами газеты, сошлись во мнении, что привлечь сумму в размере $1,5- $2 млрд "Яндексу" будет, мягко говоря, нелегко.
Познается в сравнении
После завершения процедуры размещения выпусков акций "Яндекса" и Mail.ru на фондовых биржах будет торговаться вся "большая тройка" российских лидеров интернет-поиска — холдинг Rambler Media вышел на Лондонскую фондовую биржу (секция AIM) еще несколько лет назад. Большинство российских аналитиков все же полагают, что и "Яндекс", и Mail.ru крайне удачно выбрали время для проведения своих IPO. Сейчас российский интернет-бизнес переходит в стадию зрелости, но при этом аудитория интернет-холдингов продолжает свой устойчивый рост. Глобальный финансовый кризис, в свою очередь, несколько поутих, и фондовые индексы, пусть и довольно медленно, но все же начали вновь расти. К тому же, Mail.ru, "Яндекс" и Rambler при всем желании уже давно нельзя назвать "стартапами" — это устоявшиеся компании с хорошей деловой репутацией и большим денежным оборотом. Нет сомнения в том, что российские компании будут стремиться повторить судьбу удачных IPO американского Google или китайского Baidu. Вспомним и мы о том, как это было.
IPO американского поисковика Google состоялось 19 августа 2004 г. и стало самым ярким событием в IT-индустрии того времени. В результате выпуска акций капитализация компании составила $23,1 млрд. На тот момент это было больше рыночной стоимости интернет-магазина Amazon ($15,4 млрд), но меньше стоимости Yahoo ($38,2 млрд). Между тем, специалисты до сих пор спорят, насколько успешно тогда на самом деле прошло IPO Google. Оценки звучат самые разные — от восторженных до совершенно провальных. Ту историю действительно трудно оценить однозначно. В 2004-м весь мир был без ума от "феномена Google". Инвесторы не без помощи СМИ внушили себе, что выход Google на фондовый рынок даст начало новому "буму доткомов", и события 1997-2000 годов повторятся. Владельцы Google заявили стартовую цену своих акций в размере $108-$135 за штуку и уже готовились сорвать огромный куш. Однако основатели Google, несмотря на запрет давать комментарии прессе до IPO, все же опубликовали нашумевшее интервью в журнале Playboy. Как следствие комиссия по ценным бумагам и биржам США грозилась запретить IPO компании. Этого не произошло, однако, когда открылась подписка, неожиданно оказалось, что спрос на акции намного ниже ожидаемого. Тогда Сергей Брин и Ларри Пейдж прибегли к экстренным мерам — всего за одни сутки до начала IPO цена акций была снижена до $85 за штуку. Был уменьшен и первоначально предполагавшийся к продаже объем акций — с $3,47 млрд до $1,6 млрд. Это был удачный ход: на протяжении первых двух месяцев биржевых торгов акции компании выросли в цене более чем в 4 раза.
Эта история во многом повторилась в августе 2005 г., когда производилось первичное размещение на бирже акций китайского поисковика Baidu. Его, к слову, не без оснований называли китайским Google. Действительно, этот крупнейший неанглоязычный поисковик в свое время скопировал не только бизнес-модель американской Google, но и даже общий вид web-сайта. Тогда, в 2005-м, торги акциями Baidu на высокотехнологической бирже NASDAQ стартовали на уровне $27 за штуку. Однако уже к концу первого дня торговли ценные бумаги китайского портала подскочили в цене на 354% — до $124. На следующий день акции достигли отметки в $155, поставив по темпам роста рекорд за всю историю NASDAQ. Когда ажиотаж вокруг Baidu достиг своего предела, рынок оценил компанию в $4,7 млрд. Сейчас сложно сказать, сможет ли "Яндекс" либо Mail.ru повторить шумный успех IPO своих американских и китайских коллег. Вряд ли, конечно, хотя теоретически возможно все — слишком непредсказуем IT-рынок. Но то, что в нынешнем году окончательно сформируется IT-сектор российского фондового рынка — несомненно.
Денис Лавникевич
Mail.ru
Mail.ru по принятому в компании плану уже в середине лета планирует выйти на Лондонскую фондовую биржу (LSE). Аудитория портала оценивается в размере 30,5 млн человек в месяц. Консультантами Mail.ru на предстоящем IPO выступят такие авторитеты финансового мира, как Citibank, Goldman Sachs и Credit Suisse. Эти банки и финансовые компании пока стараются не давать даже приблизительных оценок бизнеса компании, ожидая результатов проводимых сейчас экспертиз. Осторожность западных финансистов понять можно: по сегодняшний день не существует никакой более-менее устоявшейся методологии оценки интернет-компаний, созданных на постсоветском пространстве, и лидеры рунета отнюдь не являются исключением. В самой Mail.ru исходят из собственных оценок, согласно которым капитализация компании (совокупная стоимость активов включая нематериальные) составляет $2 млрд. Но это исключительно их собственное мнение. По оценке влиятельной российской газеты "Коммерсант", эта оценка как минимум "довольно
оптимистичная", а как максимум — завышенная. Тут, впрочем, нужно вспомнить, что еще в ноябре 2007 г. 2,6% Mail.ru за $26 млн приобрел южноафриканский интернет-холдинг Naspers. Получается, что уже тогда вся компания целиком была оценена иностранными инвесторами в миллиард долларов. При этом в январе 2007-го тот же Naspers заплатил за 30-процентную долю в Mail.ru около $165 млн. Получается, что за неполный год компания подорожала по меньшей мере в 1,8 раза. Но даже если предположить, что рыночная стоимость Mail.ru продолжает расти прежними темпами (что маловероятно), то конечная цифра на сегодняшний день вряд ли превысит $1,2 млрд. Так что теперь многое зависит от того, насколько грамотную PR- компанию среди западных инвесторов сумеют провести топ-менеджеры Mail.ru.
Яндекс
Что же касается компании "Яндекс", то там планируют выйти на мировой фондовый рынок в сентябре, проведя IPO на американской бирже NASDAQ — как и положено амбициозной IT-компании. Ежемесячная аудитория "Яндекса" превышает 30 млн человек; это вторая по величине поисковая система в неанглоязычном интернете (после китайского портала Baidu). Консультантами "Яндекса" в предстоящем IPO уже назначены такие известные финансовые организации, как Morgan Stanley, Deutsche Bank и российский банк "Ренессанс капитал". По предварительной оценке банкиров, стоимость "Яндекса" может составлять около $5 млрд. Соответственно, руководство компании, которой принадлежит портал и поисковик Yandex.ru, рассчитывает продать акций на $1,5-$2 млрд. Более точную оценку бизнеса огласят в сентябре нынешнего года, практически накануне IPO.
Однако споры вокруг реальной рыночной стоимости "Яндекса" еще далеки от завершения. Совсем недавно, в апреле этого года, компания заняла 6-е место в рейтинге 25 самых дорогих интернет-стартапов мира — его подготовил профессиональный журнал Silicon Alley Insider (SAI). Специалисты SAI оценили "Яндекс" в $3 млрд. Показательно, что эти цифры подтверждают и независимые российские аналитики. К примеру, в интервью газете "Ведомости" аналитик банка "Урасиб" Константин Белов назвал $5 млрд "чрезмерно амбициозной оценкой". А аналитик банка UniCredit Анна Курбатова оценила "Яндекс" в $2,5-$3 млрд. При этом все эксперты, опрошенные корреспондентами газеты, сошлись во мнении, что привлечь сумму в размере $1,5- $2 млрд "Яндексу" будет, мягко говоря, нелегко.
Познается в сравнении
После завершения процедуры размещения выпусков акций "Яндекса" и Mail.ru на фондовых биржах будет торговаться вся "большая тройка" российских лидеров интернет-поиска — холдинг Rambler Media вышел на Лондонскую фондовую биржу (секция AIM) еще несколько лет назад. Большинство российских аналитиков все же полагают, что и "Яндекс", и Mail.ru крайне удачно выбрали время для проведения своих IPO. Сейчас российский интернет-бизнес переходит в стадию зрелости, но при этом аудитория интернет-холдингов продолжает свой устойчивый рост. Глобальный финансовый кризис, в свою очередь, несколько поутих, и фондовые индексы, пусть и довольно медленно, но все же начали вновь расти. К тому же, Mail.ru, "Яндекс" и Rambler при всем желании уже давно нельзя назвать "стартапами" — это устоявшиеся компании с хорошей деловой репутацией и большим денежным оборотом. Нет сомнения в том, что российские компании будут стремиться повторить судьбу удачных IPO американского Google или китайского Baidu. Вспомним и мы о том, как это было.
IPO американского поисковика Google состоялось 19 августа 2004 г. и стало самым ярким событием в IT-индустрии того времени. В результате выпуска акций капитализация компании составила $23,1 млрд. На тот момент это было больше рыночной стоимости интернет-магазина Amazon ($15,4 млрд), но меньше стоимости Yahoo ($38,2 млрд). Между тем, специалисты до сих пор спорят, насколько успешно тогда на самом деле прошло IPO Google. Оценки звучат самые разные — от восторженных до совершенно провальных. Ту историю действительно трудно оценить однозначно. В 2004-м весь мир был без ума от "феномена Google". Инвесторы не без помощи СМИ внушили себе, что выход Google на фондовый рынок даст начало новому "буму доткомов", и события 1997-2000 годов повторятся. Владельцы Google заявили стартовую цену своих акций в размере $108-$135 за штуку и уже готовились сорвать огромный куш. Однако основатели Google, несмотря на запрет давать комментарии прессе до IPO, все же опубликовали нашумевшее интервью в журнале Playboy. Как следствие комиссия по ценным бумагам и биржам США грозилась запретить IPO компании. Этого не произошло, однако, когда открылась подписка, неожиданно оказалось, что спрос на акции намного ниже ожидаемого. Тогда Сергей Брин и Ларри Пейдж прибегли к экстренным мерам — всего за одни сутки до начала IPO цена акций была снижена до $85 за штуку. Был уменьшен и первоначально предполагавшийся к продаже объем акций — с $3,47 млрд до $1,6 млрд. Это был удачный ход: на протяжении первых двух месяцев биржевых торгов акции компании выросли в цене более чем в 4 раза.
Эта история во многом повторилась в августе 2005 г., когда производилось первичное размещение на бирже акций китайского поисковика Baidu. Его, к слову, не без оснований называли китайским Google. Действительно, этот крупнейший неанглоязычный поисковик в свое время скопировал не только бизнес-модель американской Google, но и даже общий вид web-сайта. Тогда, в 2005-м, торги акциями Baidu на высокотехнологической бирже NASDAQ стартовали на уровне $27 за штуку. Однако уже к концу первого дня торговли ценные бумаги китайского портала подскочили в цене на 354% — до $124. На следующий день акции достигли отметки в $155, поставив по темпам роста рекорд за всю историю NASDAQ. Когда ажиотаж вокруг Baidu достиг своего предела, рынок оценил компанию в $4,7 млрд. Сейчас сложно сказать, сможет ли "Яндекс" либо Mail.ru повторить шумный успех IPO своих американских и китайских коллег. Вряд ли, конечно, хотя теоретически возможно все — слишком непредсказуем IT-рынок. Но то, что в нынешнем году окончательно сформируется IT-сектор российского фондового рынка — несомненно.
Денис Лавникевич
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 22 за 2008 год в рубрике интернет