IT-индустрия: практическая магия

Как вы думаете, чем еще занимаются деятели IT-бизнеса летом, кроме того, что подсчитывают прибыли за первое полугодие и определяются с планами на второе? Правильно: они оценивают перспективы рынков. И эти перспективы, надо сказать, выглядят вполне заманчивыми.

Компания Vanson Bourne провела исследование, в ходе которого выяснилось, что 79% мобильных абонентов Великобритании, Германии, Италии, Испании и США приняли бы рекламные вложения в электронные письма, если бы сам мобильный e-mail-сервис стал бесплатным. 62% опрошенных признались, что интересуются возможностями мобильных e-mail-сервисов — даже при том, что сами ими еще не пользуются. 58% пользователей заявили, что попробовали бы использовать новые сервисы, если бы они были бесплатны. Для сравнения: испытать услуги по совету друга согласились только 5% опрошенных. При этом 98% пользователей признались, что не использовали какой-либо сервис из-за его высокой цены. Это исследование показало интерес пользователей к услугам нового поколения и их терпимость к мобильной рекламе.

Тем временем фирма The 451 Group опубликовала отчет, в котором эксперты убеждают Google раскошелиться на $10,5 млрд и купить фирму Salesforce.com. Недавно Google заключил соглашение с Salesforce.com, в рамках которого миллион платных подписчиков вендора получили возможность бесплатно использовать приложения онлайнового офисного пакета Google Apps. То есть торговые организации, маркетинговые группы и группы техподдержки теперь могут пользоваться с платформы Salesforce.com такими продуктами Google, как электронная почта, голосовой интернет-пейджер, календарь, текстовый редактор, электронные таблицы и инструменты для создания веб-страниц. Однако аналитики полагают, что этот договор не принесет Google ничего хорошего, поскольку персонал Salesforce.com не имеет никаких стимулов для продвижения Google Apps. В отчете отмечается, что сотрудникам фирмы платят за продажу ПО Salesforce.com, но они никак не поощряются за реализацию сторонних продуктов. И для того, чтобы контролировать дистрибутивный канал Salesforce.com, компании Google надо контролировать саму фирму. По крайней мере, такого мнения придерживаются эксперты. Аналитики также подсчитали, в какую сумму может обойтись Google покупка Salesforce.com. Если учесть, что рыночная капитализация Salesforce.com равна $8,5 млрд, а сверху поисковый гигант заплатит 23% от этой суммы в качестве дохода от акций, то в общей сложности Google придется выложить за фирму $10,5 млрд. Благодаря этой покупке Google наконец-то получит платформу, которая поможет компании конкурировать не только с Microsoft Office, но и с продуктами для управления контентом, интеллектуальными ресурсами предприятий и прочими решениями.

Как показало исследование компаний Interactive Advertising Bureau Europe и PricewaterhouseCoopers, в Норвегии и Великобритании затраты на интернет-рекламу в пересчете на одного пользователя оказались самыми высокими. Так, траты на интернет-рекламу в пересчете на одного норвежца, пользующегося интернетом, составили 133 евро, а на одного британца — 121 евро. В Дании этот показатель составляет 110 евро. Согласно исследованию, расходы на интернет-рекламу в пересчете на одного пользователя интернета в Евросоюзе в среднем составляют 81 евро. Для сравнения: аналогичный показатель для США равен 92 евро. По данным Interactive Advertising Bureau Europe, объем бюджета интернет-рекламы в Европе в 2007 году увеличился почти на 40% по сравнению с 2006 годом и составил $11,2 млрд. Темпы роста рекламных расходов в Европе оказались выше, чем в США. В Соединенных Штатах расходы на интернет-рекламу увеличились на 26% до $14,5 млрд. Из всего европейского бюджета интернет-рекламы 34,2% пришлось на Великобританию, еще 22,3% — на Германию. Франция израсходовала 8,9%. Рост рекламных расходов объясняется все большим проникновением широкополосного доступа в интернет. В Великобритании к сети посредством скоростного канала подключено уже 57% жителей, а для Нидерландов и Норвегии этот показатель составляет 70-80%.

Издание Elektronik Tidingen сообщило о том, что некая встреча представителей компаний HTC и Sony Ericsson была отменена из-за того, что стороны находятся "в процессе слияния". Эта сенсационная информация пока не получила официального подтверждения, но подобная возможность рассматривается экспертами очень даже серьезно. Действительно, Sony Ericsson и HTC имеют весьма прочную связь в лице гаджета Xperia X1, который производит именно тайваньская компания. HTC считается признанным специалистом по производству смартфонов с операционной системой Windows Mobile. В последнее время из-за ослабления темпов роста мировой экономики и укрепления курса евро прибыль шведско-японской компании значительно снизилась. Одновременно ситуация усложняется стремлением Sony Ericsson расширить долю рынка компании. С неоднозначными итогами: пока это привело к падению средней стоимости телефонов, но Sony Ericsson по итогам I квартала потеряла свое четвертое место в мировом рейтинге производителей телефонов, уступив его LG.

В российском секторе hi-tech основным ньюсмейкером в последние недели стала АФК "Система", объявившая о перестановках в руководстве МТС. На посту президента МТС Леонида Меламеда сменил Михаил Шамолин, ранее возглавлявший бизнес-юнит "МТС-Россия". Меламеду удалось достигнуть поставленных перед МТС целей — в частности, нарастить капитализацию до $20 млрд. На момент его ухода рыночная стоимость сотового оператора составляла $35 млрд. Михаил Шамолин займется реализацией новых проектов. В частности, МТС анонсировала запуск сети 3G в Санкт-Петербурге. В ближайшее время ожидается запуск 3G также в Казани, Сочи и Екатеринбурге. Возможно, эти инициативы позволят повысить ARPU абонентов и увеличить долю МТС по выручке на российском рынке. К слову, после ухода из МТС Леонид Меламед пошел на повышение и занял должность президента АФК "Система". Однако самый высокий показатель роста на стыке весны и лета продемонстрировал Rambler. За неделю акции компании выросли на 6,5%, рост за две недели составил почти 25%. Акции Rambler продолжают расти на фоне слухов об IPO "Яндекса".


КомпанияИзменение с начала годаКапитализация, $ млн
Рамблер-6,7%414,3
Asbis-0,1%216,1
Индекс NASDAQ-4,9%
IBS-15,2%756,2
РБК-16,7%1300,0
Вымпелком-15,2%34947,1
Индекс РТС7,5%
Ростелеком-2,9%8635,4
Индекс ММВБ1,9%
Уралсвязьинформ-17,0%1691,5
Центртелеком-27,0%1160,0
ЮТК-24,7%446,3
МТС-13,9%30625,6
Ситроникс0,9%1126,6
Северо-Западный Телеком-30,7%1117,8
ВолгаТелеком-24,6%1174,0
Комстар-12,7%3658,5
Армада-4,5%251,1
Индекс ММВБ-Телекоммуникации-19,6%
Индекс РТС-Телекоммуникации-16,2%
Дальсвязь-13,5%425,0
Сибирьтелеком-25,4%1044,8


Сложно было бы обойти вниманием рынок социальных сетей. Рост их популярности очевиден: так, в недавнем отчете "Состояние мобильного интернета" от Opera Software говорится о том, что около 40% всего трафика мобильного интернета приходится на трафик социальных сетей. Однако все заметнее обнаруживаются и их системные недостатки. Очевидно, часть международной аудитории, на первых порах набросившаяся на возможности социальных сетей, испытывает усталость и разочарование. Характерный пример — недавний рейтинг недостатков социальных сетей, опубликованный крупнейшим американским компьютерным журналом PC World. По версии PC World, главный недостаток социальных сетей — "синдром множества": пользователь не может определиться, какой именно социальной сетью ему пользоваться, поэтому регистрируется сразу в нескольких. Это приводит к тому, что ежедневно он тратит слишком много времени на чтение сообщений из разных сетей, что, в свою очередь, негативно сказывается на учебе, работе и личной жизни и в итоге угнетает и раздражает пользователя. Второй недостаток — "бесполезные приложения", которых, как отмечено в публикации, особенно много в сети Facebook. Пользователь уделяет им слишком много внимания, что также приводит к потере времени, а, кроме того, увеличивает риск заражения компьютера вирусами. На третьей строчке "рейтинга недостатков" — слишком сложный интерфейс. Далеко не во всех социальных сетях просто разобраться, и далеко не все пользователи на лету улавливают принцип их работы. На четвертом месте — спам, приходящий от неизвестных, набивающихся в друзья, и собственно рекламные сообщения. На пятом — необходимость общаться с незнакомыми и малознакомыми людьми. На шестом — распространение порнографии. На седьмом — слабо развитый мобильный интерфейс. На восьмом — обилие скучных деловых социальных сетей — таких, как LinkedIn. На девятом — ужасный дизайн большинства сетей. На десятом — возможность заражения вирусами и червями.

Компания Novell отчиталась о результатах своей работы во II квартале 2008 финансового года (завершился 30 апреля). Согласно представленным данным, выручка одного из крупнейших поставщиков операционных систем Linux за отчетный период составила $236 млн. Это незначительно выше аналогичного показателя за II квартал 2007 финансового года ($232 млн). Теперь прибыль компании составила порядка $5,9 млн, хотя годом ранее Novell понесла убытки в размере $2,9 млн. Novell подчеркивает, что квартальная выручка от продаж открытых платформ компании (Open Platform Solutions) за год выросла на 31% и достигла $30 млн. Причем $29 млн от этой суммы пришлись на продажи ОС Linux. Решения в сфере обеспечения безопасности во II квартале 2008 финансового года принесли Novell $31 млн выручки, что на 13% выше прошлогоднего показателя. Наконец, доход Novell от продаж продуктов по управлению системами и ресурсами составил $41 млн, что на 15% выше показателя за II квартал 2007 финансового года. Согласно прогнозам аналитиков Novell, в целом в 2008 финансовом году компания рассчитывает получить выручку в размере от $940 до $970 миллионов.

Если вы думаете, что Yahoo и Microsoft успокоились относительно друг друга, то не думайте: похоже, тут мы увидим еще немало интересного. Дело в том, что антимонопольные органы США разрешили непоседливому миллиардеру Карлу Икану приобрести акции Yahoo на сумму $1,5 млрд. Таким образом, теперь принадлежащий Икану пакет акций интернет-корпорации равен $2,5 млрд. Следующим шагом с его стороны (об этом уже объявлено) будет попытка свергнуть совет директоров Yahoo. Покупаем билеты на шоу! Пока суд да дело, Yahoo пытается выйти на российский интернет-рынок путем покупки одного из местных игроков. В последние недели делегация американской корпорации вела переговоры с российскими поисковиками и инвесторами. Одним из наиболее вероятных объектов интереса Yahoo эксперты называют "Яндекс". По оценке участников рынка, минимальная стоимость "Яндекса" — $1 млрд. Менеджеры компании оценивают ее в $5 млрд. Тут, правда, стоит вспомнить, что Google понадобилось три года для выхода на рынок России. При этом Google открыл российское представительство, никого не покупая. Компания принципиально предпочитает развиваться за счет органического роста и покупает только мелкие девелоперские компании.

Apple пересматривает свои производственные планы. "Фруктовая компания" уже внесла коррективы в работу своих поставщиков, занимающихся сборкой плейеров и компьютеров. А именно: предписано увеличить производство первых и уменьшить — вторых. В Купертино решили, что следует более чем на 15% увеличить производство плейеров iPod, что суммарно даст 35-процентный квартальный рост продаж этих устройств. При этом увеличение объемов большей частью затронуло бюджетные iPod shuffle и nano, а вот "тачподов", наоборот, будет собрано меньше. Сейчас сложно сказать, почему компания пошла на такой шаг относительно моделей iPod touch. Возможно, это может быть связано с запуском нового поколения коммуникаторов iPhone. Позднее его форм-фактор будет применятся в новом поколении iPod touch, запуск которого ожидается осенью. Сейчас же Купертино начинает снижать производство нынешних моделей, чтобы к сентябрю не оказаться в положении, когда на подходе новая модель, а склады забиты старыми. Что же касается ПК, то в этом квартале "Маков" будет произведено примерно на 15% меньше, но это связано с повышенными темпами сборки в I квартале, что позволило создать необходимый запас машин. А в первых числах июня Apple начала новую промокампанию по продвижению образовательных продаж компьютеров Mac, которая, по словам старшего вице-президента компании Рона Джонсона, станет крупнейшей в ее истории. В рамках ежегодной акции по продвижению образовательных продаж студенты и учебные заведения могут приобрести соответствующие модели Mac (MacBook, MacBook Pro, iMac и Mac Pro) и получить бесплатно плейер iPod. По прогнозам онлайнового издания AppleInsider, в этом году Apple может предоставлять покупателям Mac бесплатный iPod touch, ведь стоимость акционного плейера увеличивается год от года: в 2005 и 2006 годах это были iPod mini и iPod nano 2 Гб стоимостью $179, в 2007 — iPod nano 4 Гб ($199). В этом году список акционных Mac пополнится новым ноутбуком MacBook Air.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 2008 год в рубрике бизнес

©1997-2022 Компьютерная газета