IT-индустрия: время без тревог

Для мировой IT-индустрии, судя по всему, наступил спокойный период. Действительно, первый квартал этого года оказался чрезмерно насыщен событиями, так что вполне логично, что начало лета участники IT-рынка захотели использовать для простого отдыха. Так или иначе, но основные новости последних недель были связаны с социальными сетями и мобильной связью.

Один из крупнейших в мире операторов сотовой связи британская компания Vodafone Group опубликовала свой текущий финансовый отчет. Из него следует, что чистая прибыль оператора по итогам 2007-2008 финансового года (завершился 31 марта) составила 8,49 млрд евро. За аналогичный период прошлого года компания понесла чистые убытки в размере 6,04 млрд евро. Выручка компании за 2007-2008 финансовый год увеличилась на 14,1% и составила 44,58 млрд евро против 39,08 млрд евро годом ранее. Операционная прибыль составила 12,62 млрд евро, тогда как за аналогичный период годом ранее компания получила операционные убытки в размере 1,97 млрд евро. В руководстве Vodafone успешные финансовые показатели связывают с ростом прибыльности своей деятельности на развивающихся рынках и стабильной прибыльностью в Европе. Между тем, исполнительный директор Vodafone 53-летний Арун Сарин объявил, что уйдет в отставку в конце июля этого года. Его преемником на посту главы компании станет нынешний заместитель 46-летний Витторио Колао. (Для справки: Арун Сарин стал главой Vodafone в июле 2003 г. За этот период компания претерпела значительные изменения, вышла на развивающиеся рынки Румынии, Чехии, Турции, а также Индии, где Vodafone приобрел контрольный пакет акций индийского оператора Hutchison Essar и, таким образом, вышел на самый быстрорастущий телекоммуникационный рынок в мире.) Сегодня Vodafone Group является одной из крупнейших в мире телекоммуникационных компаний. Она действует в Европе, на Ближнем Востоке, в Азии, Африке, Тихоокеанском регионе и США. Число абонентов Vodafone составляет более 240 млн человек.

Однако не все мобильные операторы действуют столь же успешно. Капитализация крупнейшего в мире (по количеству абонентов) оператора сотовой связи компании China Mobile снизилась на $25 млрд после заявления китайских властей о намерении реорганизовать отрасль, чтобы оказать поддержку малым операторам связи. Акции China Mobile упали на 7,5%, что стало крупнейшим снижением стоимости ценных бумаг оператора за последние 6 лет. Падение стоимости акций China Mobile отразилось и на индексе MSCI Asia Pacific, который снизился на 1,7%. China Mobile контролирует две трети сотового рынка Китая с населением 1,3 млрд человек. На данный момент сотовой связью в стране пользуется более 583 млн человек. Капитализация China Mobile превышает $330 млрд.

Что же касается сотового рынка в масштабах планеты, то количество пользователей мобильных телефонов к концу 2007 года достигло 3,3 млрд человек, что составляет 49% населения Земли. Общемировой прирост новых абонентов составил 22%. При этом большинство новых подключений пришлось на развивающиеся страны. Так, в Африканском регионе прирост составил 39%, в Азии — 28%. Одни только Китай и Индия подключили за прошедший год 143 и 154 миллиона абонентов соответственно. На фоне активного прироста мобильных подключений совсем незначительными выглядят цифры развития фиксированной связи. Количество подключенных таким образом абонентов по миру составляет менее 20%, прирост за последние три года составил менее 1%.

Впрочем, не все мобильные рынки развиваются одинаково динамично — некоторые находятся на грани стагнации. К примеру, в США продажи мобильных телефонов в I квартале нынешнего года снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого на 22%. Доход от их продажи сократился на $200 млн. По словам аналитиков, на это повлияли два фактора: насыщенность американского рынка (84% жителей пользуются мобильной связью), а также кризис американской экономики. Начиная с 2005 года, когда аналитическая компания NPD Group приступила к наблюдению за рынком мобильных телефонов, количество проданных аппаратов в начале года сократилось впервые. Теперь директор NPD Group по анализу рынков Росс Рабин утверждает: "Мобильные телефоны становятся незаменимыми в жизни современного человека. Между тем, принимая во внимание спад экономики и не зная, когда он закончится, американцы решили повременить с приобретением нового мобильного телефона". Насыщенность, зрелось североамериканского рынка — второй фактор, который мог повлиять на снижение продаж.

Надо заметить, что новость о сокращении продаж мобильных телефонов добавит головной боли руководству компании Motorola, заявившей в марте этого года о разделении своего бизнеса. Несмотря на потерю позиций, в I квартале нынешнего года она все же сохранила лидерство на мобильном рынке США, однако доля компании сократилась с 35% до 27%. Доли Samsung и LG составили 18% и 17% соответственно — эти компании удерживают прочные позиции. Крупнейший в мире производитель сотовых телефонов компания Nokia в I квартале 2008-го заняла на рынке США четвертое место с долей 8%. Сложность в освоении американского рынка для Nokia заключается в том, что здесь большинство мобильных телефонов продаются через операторов связи. Кроме того, некоторые интересные телефоны Nokia либо вообще не поставляются в США, либо появляются здесь через несколько месяцев после выхода в других регионах — Европе и Азии. Но ситуация, судя по всему, будет меняться: недавно Nokia открыла в Калифорнии собственный центр разработок, в котором планирует создавать новые модели телефонов, разработанных специально для рынка США.

Между тем, коммуникатор iPhone продолжает свое победное шествие по планете. В начале марта компания Apple совместно со своими финансовыми партнерами запустила венчурный фонд iFund, который при бюджете в $100 млн должен поддерживать перспективные софтверные разработки для платформы iPhone. Правда, на сегодняшний момент получить деньги от фонда смогли только два разработчика.

Первый из них — компания Pelago. Она создает iPhone-версию своего сервиса Whrrl, в рамках которого пользователи могут указывать интересные места, которые посещают (рестораны, кафе, клубы, выставки и т.д.), и просматривать аналогичные "точки интереса" своих друзей или просто других людей. Деньги же своим создателям Whrrl приносит через продажу целевой рекламы. Получила финансирование и компания iControl, которая взялась внедрить iPhone в системы "умных домов". Коммуникатор призван заменить стандартный пульт дистанционного управления, позволяя полностью контролировать освещение, кондиционеры и т.д. Пока это все. Как признают в компании Kleiner Perkins Caufield & Byers, которая курирует все финансовые потоки iFund, всего с марта было подано более 1700 заявок, однако помимо двух указанных проектов больше никто денег не получил. Правда, еще десять заявок находятся на стадии "серьезного изучения".

Перейдем к теме социальных сетей. Представитель компании Battery Ventures Роджер Ли уверен, что в ближайшие год-два на рынке блогов, социальных сетей и других ресурсов, контент которых генерируется пользователями, произойдет реорганизация, связанная с низким уровнем их доходности. Он полагает, что в результате многие из них исчезнут. Партнер из венчурного фонда Hummer Winblad Митчелл Керцман считает, что зачастую прогнозы прибыльности проектов, основанных на концепции Web 2.0, абсолютно не обоснованы. Использование компаниями концепции Web 2.0 не приносит им значительной прибыли. В будущем это приведет к реорганизации рынка и исчезновению многих компаний, использующих технологии Web 2.0. Однако инвесторы продолжают заниматься поиском проектов с высокой потенциальной прибыльностью, выделяющихся из общей массы. В качестве примера необычных и потенциально прибыльных проектов называется микроблогинговый ресурс Twitter и идея создания компактных приложений для размещения в социальных сетях.

Компания Google не смогла остаться в стороне от повального увлечения социальными сетями. Один из первых проектов этого рода — Orkut, принадлежащий Google — не сумел завоевать достаточной популярности среди пользователей во всем мире, поэтому интернет-гигант решил попытаться развивать социальные проекты альтернативным способом. Компания анонсировала обновление функционала своего сервиса персонализированных стартовых страниц iGoogle и предложила при этом возможности, позволяющие превратить проект в социальную сеть с уже готовой абонентской базой. Однако в Google решили на этом не останавливаться, и совсем недавно компания представила сервис Google Friend Connect. И снова — нестандартное решение от Google: компания не запускает социальную сеть как свой собственный проект. Новинка от Google позволяет каждому владельцу веб-ресурса создать свою собственную социальную сеть. С точки зрения концепции система несколько напоминает ранее анонсированную технологию DataPortability. Владельцу веб-сайта достаточно добавить небольшой фрагмент кода на свою страницу. После этого он может сформировать свою собственную мини- социальную сеть, которая будет обладать базовым набором возможностей. При этом доступны регистрация пользователей, рассылка приглашений, просмотр галереи участников, публикация сообщений. К этому всему стоит добавить также поддержку приложений, созданных сообществом OpenSocial. Пользователи сайта, на котором установлен модуль Google Friend Connect, могут находить своих друзей в других социальных сетях — Facebook, Google Talk, hi5, orkut, Plaxo. Однако через очень короткое время после запуска сервиса одна из крупнейших социальных сетей — Facebook — отказалась работать с системой Google Friend Connect. Причиной этого решения стала защита приватности. Сотрудники Facebook в своем блоге сообщили, что методика получения информации о пользователях, используемая в Google Friend Connect, противоречит политике конфиденциальности Facebook. Стоит заметить, что в Facebook особенно внимательно относятся к конфиденциальности информации о пользователях. Кроме того, по словам разработчиков проекта, Google Friend Connect без ведома пользователей социальной сети Facebook передает информацию о них сторонним разработчикам. Представители Google комментируют такое решение Facebook, заявляя, что пользователи могут на каждом этапе контролировать перемещение своей персональной информации через Google Friend Connect. Проект Google Friend Connect нынешней весной стал одним из целой череды аналогичных сервисов, направленных на интеграцию контента социальных сетей и обмен пользовательскими данными. Так, МySpace запустила свою технологию Data Availability, а вскоре к ней присоединилась сеть Facebook со своим Facebook Connect. Каждый из лидеров этого рынка хочет стать центром новой интеграции контента, не желая делиться своими пользователями с конкурентами. Понятно, что Google с его линейкой многочисленных удобных сервисов, которым как раз только не хватает социальной сети, стал особенно нежелательным конкурентом на этом рынке. Четко это понимая, ведущие участники рынка социальных сетей делают все, чтобы не допустить в свой круг интернет-гиганта. Вот только насколько это реально?..

Последняя новость этого обзора вообще стала полной неожиданностью. Ассоциация звукозаписывающих компаний США (RIAA) отказалась от иска к владельцам российского музыкального интернет-магазина AllOfMP3.com. Причины отказа от дальнейшего судебного преследования не уточняются. При этом приводятся слова официального представителя RIAA, который объявил закрытие сайта AllOfMP3.com "победой над пиратством". Напомню предысторию. Иск в суд Южного округа Нью-Йорка к администрации сайта AllofMP3.com был подан крупнейшими звукозаписывающими лейблами в конце 2006 года. В числе истцов были компании Warner Bros, Sony BMG, Capital Records и EMI Group. Они называли AllofMP3.com "печально известным черным рынком", который зарабатывал $30 млн в год, предоставляя интернет-пользователям возможность скачивать музыкальные файлы без отчисления какого- либо вознаграждения звукозаписывающим лейблам. Помимо закрытия сайта, компании грамзаписи требовали от администрации AllofMP3.com 1,65 триллиона долларов (!), что соответствует $150 тысячам за каждую незаконно размещенную на ресурсе композицию. Между тем, российских законов сайт не нарушал. Создатели сайта торговали музыкой, пользуясь договорами с организациями по управлению коллективными правами. Подобная практика не считалась противозаконной в России, однако трактуется исключительно как пиратство на Западе. Закрытие считавшегося пиратским сайта называлось даже одним из ключевых условий для вступления России в ВТО. Тем не менее, в августе 2007 г. Черемушинский суд Москвы признал бывшего хозяина AllOfMP3.com невиновным. Но еще в июне 2007 г. сайт AllOfMP3.com был закрыт.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 20 за 2008 год в рубрике бизнес

©1997-2022 Компьютерная газета