Рынок мобильной связи: перемена мест слагаемых

Прогресс не стоит на месте, и за последние несколько лет сотовой связью оказалось охвачено уже более половины населения Земли. Одним из "побочных эффектов" этого стало быстрое насыщение соответствующих рынков. Еще в 2000-2001 годах инвестиции в сети мобильной связи считались едва ли не самыми выгодными в IT-индустрии. Однако сегодня ситуация переменилась в корне. Доходит до того, что инвесторы в поисках недостаточно освоенных "мобильных" рынков забираются в самые экзотические места планеты.

Хорошим примером такого инвестора является египетский миллионер Нагиб Савирис, которому принадлежит большая часть акций крупнейшего в Египте сотового оператора Orascom Telecom. Стараясь любой ценой выйти на новые рынки, он даже предпринял попытку получить 25-летнюю лицензию на услуги сотовой связи в Северной Корее. Впоследствии в одном из интервью Нагиб Савирис шутил, что его последний бизнес-план родился от отчаяния. Цитата: "Я хотел показать, что других вариантов не остается. Раз в поисках спроса приходится ехать в Северную Корею, дело плохо". На первых этапах развития глобальной сети мобильной связи в мире безусловно доминировали операторы и инвесторы из Европы и — в меньшей степени — США. Однако сегодня ситуация такова, что европейский и североамериканский рынки более чем насыщены. Так же, впрочем, как и весьма прибыльные рынки Японии, Южной Кореи, Сингапура, Тайваня и т.д. В результате западные операторы, прежде доминировавшие на мировом сотовом рынке, сейчас рискуют оказаться во втором эшелоне. В лидерах станутся только те, кто своевременно развернул программу инвестирования в развивающиеся рынки. Впрочем, о них ниже. Сейчас же все больший вес набирают сотовые компании — выходцы из стран третьего мира. Они обычно выступают и в роли инвесторов, и в роли строителей инфраструктуры сетей сотовой связи включая сети 3G. Арун Сарин — генеральный директор крупнейшего в мире по выручке сотового оператора Vodafone — как-то сказал журналистам: "Три четверти всех новых абонентов, доходов и прибыли поступает из развивающихся стран". Действительно, из десяти телекоммуникационных компаний с крупнейшей в мире капитализацией две происходят как раз из таких стран. Это государственная китайская China Mobile и латиноамериканская корпорация America Movil. Вторая, кстати, контролируется богатейшим человеком планеты — мексиканским медиабароном Карлосом Слимом. Ожидается, что в ближайшее десятилетие компании из Африки, Азии и Латинской Америки догонят по рыночной стоимости нынешних лидеров индустрии.

Но вернемся к европейским участникам рынка мобильной связи. По оценкам экспертов, на сегодняшний день среди европейцев хорошие перспективы роста разве что у британской Vodafone и испанской Telefonica — эти две компании вовремя отправились покорять развивающиеся рынки. В период бурного роста Telefonica много средств инвестировала в рынки Латинской Америки. В результате теперь этот регион обеспечивает примерно треть доходов и основной рост продаж Telefonica. В свою очередь, компания Vodafone в 2007 году подписала договор о покупке за $10,9 млрд контрольного пакета Hutchison Essar — четвертого по числу абонентов сотового оператора в Индии. На сегодняшний день это самое крупное из приобретений, сделанных западными операторами в развивающихся странах. В Индии сотовый рынок растет быстрее, чем где бы то ни было в мире. Не случайно же компания Nokia не только создает особые бюджетные модели специально для индийского рынка, но и открывает в этой стране собственное сборочное производство. Ведь к Индии в данном случае стоит добавить такие многонаселенные страны, как Бангладеш, Индонезия, Филиппины, Малайзия и т.д. В общем, южноазиатский рынок огромен. Телефон же пока есть лишь у 21% местных жителей, а численность абонентов ежемесячно возрастает на 8 млн. Благодаря своевременно сделанным инвестициям более половины абонентов Vodafone сегодня приходится на развивающиеся страны.

Однако все-таки сегодня крупнейший в мире рынок услуг сотовой связи — Китай. В нынешнем году на китайском рынке нам предстоит стать свидетелями масштабной реструктуризации: правительство планирует разделить на части второго по числу абонентов сотового оператора страны — компанию China Unicom. China Unicom — владелец двух сетей (стандартов CDMA и GSM), и теперь их планируется поделить между крупнейшими китайскими операторами фиксированной связи — компаниями China Telecom и China Netcom. При помощи такого маневра китайские власти хотят ограничить доминирующее положение компании China Mobile, которая сейчас контролирует 70% регионального сотового рынка. Между тем, рынок этот далек от насыщения: пока только 40% китайцев пользуются сотовыми телефонами. Ситуация на китайском рынке оказывается более запутанной потому, что формально иностранным компаниям запрещается контролировать китайские активы. Приходится действовать обходными путями, и вот один из результатов: стоимость доли Vodafone в China Mobile (3,3%) с момента покупки выросла вчетверо. А Telefonica принадлежит 7,2% China Netcom, причем в нынешнем году компания планирует увеличить свою долю до 10%. В свою очередь, сотовые операторы из Китая и других азиатских стран сами не прочь выступить в роли инвесторов на профильных рынках. Например, China Mobile в 2007 году купила пакистанскую Paktel и вовсе не собирается на этом останавливаться. Конкуренцию китайцам вполне может составить Сунил Бхарти Миттал, который занимает пятую строчку в списке самых богатых людей Индии. Контролируемая им Bharti Airtel — самый крупный сотовый оператор Индии (57 млн абонентов); в прошлом году компания также приобрела лицензию на работу в Шри-Ланке и вынашивает планы экспансии на другие азиатские рынки. Миттал не скрывает своих планов построить паназиатскую телекоммуникационную империю и готов побороться за это с китайцами. Свое слово на рынках Азии готовится сказать и российская АФК "Система", которая в 2007 году купила контрольный пакет акций индийской компании Shyam Telelink.

Как говорит теперь журналистам Александр Гончарук, президент "Системы", АФК рассчитывает войти в пятерку крупнейших по числу абонентов сотовых холдингов мира. Такой интерес инвесторов и стремление к переделу рынка закономерно привели к тому, что активы компаний сотовой связи в развивающихся странах в последние два года резко подорожали. К примеру, Vodafone покупала Hutchison Essar, исходя из оценки индийской компании в $18,8 млрд — это в 17 раз выше ее прогнозируемого на 2008 год показателя EBITDA. Капитализация западноевропейских сотовых компаний редко превышает их EBITDA более чем в 6 раз. И последнее. По мнению экспертов рынка, обратный процесс — приход "мобильных" компаний третьего мира на рынки Европы и США — вряд ли возможен. К примеру, в 2006 году China Mobile уже пыталась купить люксембургскую Millicom (оказывает услуги сотовой связи в Азии, Африке и Латинской Америке), однако потерпела неудачу. В частности, у сотрудников китайской компании стали возникать проблемы с получением виз, необходимых для инспектирования предприятий в Латинской Америке. Напомню, что страны этого региона во времена холодной войны занимали открыто антикитайскую позицию, поддерживая правительство Тайваня. Таким образом, вряд ли даже самые мощные сотовые компании из Китая и Индии смогут в обозримом будущем шагнуть далеко за пределы своих регионов. Впрочем, в определенной степени передел рынка сотовой связи еще вполне возможен в странах Восточной Европы. Это подтверждается, в частности, сделками, в которые оказываются вовлечены белорусские сотовые операторы. Но это уже совсем другая история.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 20 за 2008 год в рубрике mobile

©1997-2024 Компьютерная газета