Звук: вопрос — ответ
Интересно, а у наших современных музыкантов есть ли еще какая-нибудь рифма на "хип-хопа", кроме как "…опа" (первую букву не пишу, хотя само слово часто произносят в телевизоре)? Поколение NEXT. Итак, приступим к ответам на ваши письма… Хотя, стоп. Перед тем, как начнем, очередная убедительная просьба: писать грамотно, а то иногда приходится полностью переписывать текст, да и вообще читать не очень приятно.
Вопрос от экспериментатора. Слышал, что раньше записывались на магнитную ленту, и это смягчало звучание. Стоит ли пробовать или как? Может, плагины подскажешь…
Да, а еще раньше записывались на фонограф — тоже "смягчает" звук, и тоже можно попробовать:). А если серьезно, то запись на магнитную ленту производилась вплоть до конца 80-х, в некоторых случаях — и до середины 90-х. Это если мы говорим о фиксировании аналогового сигнала. На студиях стояли очень дорогие и большие магнитофоны, весьма и весьма качественные по тем временам, поскольку над их созданием работали лучшие специалисты. С магнитофонами и магнитной лентой связан ряд искажений, самые критические из которых — интермодуляционные. В основном они возникали за счет небольших изменений в скорости. Также в студийной технике использовались самые современные на то время системы шумоподавления. Когда появился цифровой звук, то нормальных накопителей для его хранения в больших объемах не нашлось, кроме как, опять же, магнитная лента. То есть в рамках DAT и ADAT на магнитную ленту записывался цифровой звук — точно так же, как это делается у вас сейчас автоматически на винчестер. А если вы вспомните, то и в бытовом секторе у нас были распространены компьютеры типа "Байт" или "Сантака" (ух ты, откуда это я помню?:))), в которых также вместо винчестера использовались обычные кассеты. В принципе, практической необходимости в применении эффекта магнитной ленты нет, из плагинов я помню только Stenberg Magneto, если он еще где-нибудь существует.
Какой программный компрессор на сегодня является лучшим?
Вот так сходу. Для потрековой обработки подойдут варианты из пакета Waves SSL4000, для инструментальной — то, что есть в специализированных пакетах, например, для гитар и бас-гитар, то, что находится в NI Guitar Rig, для финальной обработки смотрите пакеты Waves и WaveArts. Также можно посоветовать iZotope Ozone, но это на любителя.
Что такое эффект палеофона?
:) Интересно, где вы это понятие услышали? Палеофон — это первое устройство звукозаписи. Основывалось оно на том принципе, что игла, прикрепленная к рупору, вычерчивала форму звуковой волны на покрытой сажей пластинке или цилиндре. После чего это можно было считывать… Наверное, раза два:). Имеется в виду обратным образом — игла скользила по прорезанной дорожке. Кстати, этот принцип потом лег в основу грампластинок. Ну, а что за эффект имеется в виду… вряд ли вообще это устройство мог кто-либо слышать. Может быть, имеется в виду просто плохое качество или ухудшение качества?
Подскажите, в чем лучше делать подкастинг?..
М-да, этот вопрос уже второй по популярности после "как можно убрать вокал из готовой композиции". Ответ один и на все времена: в любой программе многодорожечной записи (мультитреке). Главное — уметь этим пользоваться! Знать, что делать. Потому как большинство подкастингов из тех, что я слышал, сделаны отвратительным образом. Наверное, поэтому данное направление не развивается массово.
Озвучивали рекламу, голос заказчикам понравился, только они бы хотели его сделать с придыханием. Актриса на выезде, можно ли как-нить… ну это…:)
Дыхание имеет шумовую природу, хотя вам нужно это еще сделать в совпадении со словами. Берите белый шум и примените морфинг относительно голосового трека — так, чтобы не появлялись искажения. Формируете добавочный трек — примешиваете к основному. Да, и для интимности звучания в основном чуть выделите низкие частоты.
Дочка идет в музыкальную школу…
Дальше можно не продолжать — это третий по популярности вопрос, а именно: "что лучше, купить фортепиано или синтезатор"… Угадал! Фортепиано. Это обойдется дешевле, чем его полноценная синтезированная замена.
Это правда, что у современных концертных роялей внутри электроника?
Не во всех, но… да. Есть электронные рояли — они очень дороги.
Мой сын задал мне простой вопрос: почему западная музыка так отличается от отечественной, даже нашей белорусской? Я не нашелся, что ответить…
С моей стороны, отвечу, что отличается звуком. У каждого известного проекта свое звучание, не похожее на других, и его можно узнать не только по мелодиям, но и по самим звукам инструментов, их обработок, созвучию общей картины. У нас чаще всего для всех проектов одни и те же инструменты, одни и те же обработки, вокал стандартен, чуть что "подровнять", раз-два… и готово. Поэтому все и слушается как общая масса. "Там" производство направлено на конкретную продажу, нужно выделяться, некоторые альбомы готовятся по нескольку лет, высчитывается все до мелочей — тогда и есть результат. У нас, как вы понимаете, все по-другому. Мало того, хоть и продажи музыкальной продукции минимальны, многие деятели "шоу-биза" боятся сделать шаг вправо или шаг влево, а то будет "не формат". К тому же, мало хороших специалистов, которые способны к экспериментам в области коммерческой музыки. Хотя в Украине сейчас уже имеется просто шикарный пласт.
…Какой микрофон для домашней студии выбрать?... Нужно писать вокал и гитару.
Микрофоны сейчас значительно подешевели, впрочем, как и наушники. То есть за сравнительно небольшие деньги вы можете найти хорошее качество. В принципе, ориентируйтесь на торговые марки Shure и AKG. Смотрите разделы вокальных микрофонов. А вот гитару на микрофон, особенно дома, записывать не советую. Есть пьезодатчики, которые очень хорошо справляются с этой задачей. Кстати, вокал также не рекомендуется записывать дома. Хотя… смотря какой у вас дом.
Какая симфоническая библиотека лучше всего подойдет для создания саундтрека к фильму?
В принципе, любая, хотя наиболее популярны среди профессиональных кино-/игрокомпозиторов Vienna и East-West.
Все!
В завершение расскажу об одном интересном моменте. Недавно работали над игровым проектом, ваш покорный слуга там занимался некоторым программированием, а композитор прислал просто шикарные темы с голливудскими спецэффектами. Все было прекрасно. И вот завершающая стадия разработки, а по Ren-TV показывают фильм "Видок"… Как вы понимаете, со всеми "нашими" темами и голливудскими спецэффектами:). Больше всего, конечно, в этой ситуации повезло моему коту, который с удовольствием съел выроненный бутерброд. Ну, а композитор… оказалось, что с ним еще не успели заключить договор — придраться не к чему. На всякий случай отмечу, что он не работал над фильмом "Видок"… М-да. В результате спасибо Ren-TV:). Руководитель проекта с возгласами: "Это закон сохранения энергии!" — срочно пошел лицензировать какой-то там модуль, который использовался полулегально (т.е. нелегально для коммерческих целей).
Кристофер, christopher@tut.by
Вопрос от экспериментатора. Слышал, что раньше записывались на магнитную ленту, и это смягчало звучание. Стоит ли пробовать или как? Может, плагины подскажешь…
Да, а еще раньше записывались на фонограф — тоже "смягчает" звук, и тоже можно попробовать:). А если серьезно, то запись на магнитную ленту производилась вплоть до конца 80-х, в некоторых случаях — и до середины 90-х. Это если мы говорим о фиксировании аналогового сигнала. На студиях стояли очень дорогие и большие магнитофоны, весьма и весьма качественные по тем временам, поскольку над их созданием работали лучшие специалисты. С магнитофонами и магнитной лентой связан ряд искажений, самые критические из которых — интермодуляционные. В основном они возникали за счет небольших изменений в скорости. Также в студийной технике использовались самые современные на то время системы шумоподавления. Когда появился цифровой звук, то нормальных накопителей для его хранения в больших объемах не нашлось, кроме как, опять же, магнитная лента. То есть в рамках DAT и ADAT на магнитную ленту записывался цифровой звук — точно так же, как это делается у вас сейчас автоматически на винчестер. А если вы вспомните, то и в бытовом секторе у нас были распространены компьютеры типа "Байт" или "Сантака" (ух ты, откуда это я помню?:))), в которых также вместо винчестера использовались обычные кассеты. В принципе, практической необходимости в применении эффекта магнитной ленты нет, из плагинов я помню только Stenberg Magneto, если он еще где-нибудь существует.
Какой программный компрессор на сегодня является лучшим?
Вот так сходу. Для потрековой обработки подойдут варианты из пакета Waves SSL4000, для инструментальной — то, что есть в специализированных пакетах, например, для гитар и бас-гитар, то, что находится в NI Guitar Rig, для финальной обработки смотрите пакеты Waves и WaveArts. Также можно посоветовать iZotope Ozone, но это на любителя.
Что такое эффект палеофона?
:) Интересно, где вы это понятие услышали? Палеофон — это первое устройство звукозаписи. Основывалось оно на том принципе, что игла, прикрепленная к рупору, вычерчивала форму звуковой волны на покрытой сажей пластинке или цилиндре. После чего это можно было считывать… Наверное, раза два:). Имеется в виду обратным образом — игла скользила по прорезанной дорожке. Кстати, этот принцип потом лег в основу грампластинок. Ну, а что за эффект имеется в виду… вряд ли вообще это устройство мог кто-либо слышать. Может быть, имеется в виду просто плохое качество или ухудшение качества?
Подскажите, в чем лучше делать подкастинг?..
М-да, этот вопрос уже второй по популярности после "как можно убрать вокал из готовой композиции". Ответ один и на все времена: в любой программе многодорожечной записи (мультитреке). Главное — уметь этим пользоваться! Знать, что делать. Потому как большинство подкастингов из тех, что я слышал, сделаны отвратительным образом. Наверное, поэтому данное направление не развивается массово.
Озвучивали рекламу, голос заказчикам понравился, только они бы хотели его сделать с придыханием. Актриса на выезде, можно ли как-нить… ну это…:)
Дыхание имеет шумовую природу, хотя вам нужно это еще сделать в совпадении со словами. Берите белый шум и примените морфинг относительно голосового трека — так, чтобы не появлялись искажения. Формируете добавочный трек — примешиваете к основному. Да, и для интимности звучания в основном чуть выделите низкие частоты.
Дочка идет в музыкальную школу…
Дальше можно не продолжать — это третий по популярности вопрос, а именно: "что лучше, купить фортепиано или синтезатор"… Угадал! Фортепиано. Это обойдется дешевле, чем его полноценная синтезированная замена.
Это правда, что у современных концертных роялей внутри электроника?
Не во всех, но… да. Есть электронные рояли — они очень дороги.
Мой сын задал мне простой вопрос: почему западная музыка так отличается от отечественной, даже нашей белорусской? Я не нашелся, что ответить…
С моей стороны, отвечу, что отличается звуком. У каждого известного проекта свое звучание, не похожее на других, и его можно узнать не только по мелодиям, но и по самим звукам инструментов, их обработок, созвучию общей картины. У нас чаще всего для всех проектов одни и те же инструменты, одни и те же обработки, вокал стандартен, чуть что "подровнять", раз-два… и готово. Поэтому все и слушается как общая масса. "Там" производство направлено на конкретную продажу, нужно выделяться, некоторые альбомы готовятся по нескольку лет, высчитывается все до мелочей — тогда и есть результат. У нас, как вы понимаете, все по-другому. Мало того, хоть и продажи музыкальной продукции минимальны, многие деятели "шоу-биза" боятся сделать шаг вправо или шаг влево, а то будет "не формат". К тому же, мало хороших специалистов, которые способны к экспериментам в области коммерческой музыки. Хотя в Украине сейчас уже имеется просто шикарный пласт.
…Какой микрофон для домашней студии выбрать?... Нужно писать вокал и гитару.
Микрофоны сейчас значительно подешевели, впрочем, как и наушники. То есть за сравнительно небольшие деньги вы можете найти хорошее качество. В принципе, ориентируйтесь на торговые марки Shure и AKG. Смотрите разделы вокальных микрофонов. А вот гитару на микрофон, особенно дома, записывать не советую. Есть пьезодатчики, которые очень хорошо справляются с этой задачей. Кстати, вокал также не рекомендуется записывать дома. Хотя… смотря какой у вас дом.
Какая симфоническая библиотека лучше всего подойдет для создания саундтрека к фильму?
В принципе, любая, хотя наиболее популярны среди профессиональных кино-/игрокомпозиторов Vienna и East-West.
Все!
В завершение расскажу об одном интересном моменте. Недавно работали над игровым проектом, ваш покорный слуга там занимался некоторым программированием, а композитор прислал просто шикарные темы с голливудскими спецэффектами. Все было прекрасно. И вот завершающая стадия разработки, а по Ren-TV показывают фильм "Видок"… Как вы понимаете, со всеми "нашими" темами и голливудскими спецэффектами:). Больше всего, конечно, в этой ситуации повезло моему коту, который с удовольствием съел выроненный бутерброд. Ну, а композитор… оказалось, что с ним еще не успели заключить договор — придраться не к чему. На всякий случай отмечу, что он не работал над фильмом "Видок"… М-да. В результате спасибо Ren-TV:). Руководитель проекта с возгласами: "Это закон сохранения энергии!" — срочно пошел лицензировать какой-то там модуль, который использовался полулегально (т.е. нелегально для коммерческих целей).
Кристофер, christopher@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 18 за 2008 год в рубрике мультимедиа