Inno3D GeForce 9600GT Overclock. Отличный 3D-чип и слегка поднятые частоты

Несмотря на то, что народная мудрость гласит: "Первый блин всегда комом", в случае с первой видеокартой девятого поколения компании NVIDIA дела обстоят с точностью до наоборот. Еще задолго до 21 февраля (а именно в этот день состоялся официальный релиз графического видеоадаптера NVIDIA GeForce 9600GT) многие зарубежные IT-ресурсы, которым посчастливилось обзавестись инженерными образцами данного графического акселератора, восторгались производительностью GeForce 9600 GT и предрекали ему большое будущее. Сегодня же, когда стало известно, что представляют собой GeForce 9800 GTX и GX2, большинство аналитиков придерживаются мнения, что первый отпрыск девятой серии видеоадаптеров GeForce по сей день остается самым интересным продуктом новой линейки.

Конечно, его старшие братья намного производительнее, однако, если рассматривать вопрос в разрезе "цена/качество", то аналитики, бесспорно, правы: уровень производительности очень близок к наделавшему много шума (в хорошем смысле этого слова) GeForce 8800 GT, а цена практически на четверть ниже. И хотя с последним пунктом у GeForce 9600 GT не все так просто (рекомендованная цена ускорителя составляет $170, хотя в наших краях она пока колеблется около отметки $220), но, с другой стороны, и GeForce 8800GT также сильно дешеветь не торопится. Таким образом, паритет сохраняется.

Из преамбулы к нашему обзору вы уже, наверное, догадались, что речь в нем пойдет об ускорителе, построенном на базе графического ядра GeForce 9600 GT, а именно о плате Inno3D I-96GT-H5GTCDX производства гонконгской компании Innovision. Данная модель видеоадаптера практически полностью повторяет референсную видеокарту, предложенную компанией NVIDIA. Отличается продукт Innovision от оригинального GeForce 9600 GT лишь слегка увеличенными рабочими частотами графического ядра и видеопамяти. Об этом свидетельствует надпись "Overclock" на лицевой стороне упаковки видеоадаптера. Ну что же, будем ее (упаковку) вскрывать и ближе знакомиться с сегодняшним гостем нашей тестовой лаборатории.

Комплект поставки

Видеоадаптер Inno3D I-96GT-H5GTCDX поставляется в просторной картонной коробке с изображением некоего виртуального персонажа на лицевой стороне. Повертев упаковку в руках, можно обнаружить информацию о точном названии модели видеокарты, ее интерфейсе, а также типе и объеме использованной видеопамяти. Вместе с видеоадаптером поставляются:
. переходник DVI-VGA;
. разветвитель внешнего питания;
. адаптер компонентного вывода;
. переходник S-Video-тюльпан;
. компакт-диск с программным обеспечением;
. краткое руководство по установке.
К сожалению, комплект поставки обделен переходником DVI-HDMI и кабелем подвода аудиосигнала для передачи последнего по HDMI. Для обладателей обычных телевизоров, не оснащенных цифровым входом, это отнюдь не критично.

Дизайн

Как мы уже упомянули ранее, дизайн видеоадаптера Inno3D I-96GT-H5GTCDX полностью повторяет внешний вид референсного GeForce 9600 GT. Лицевую часть видеоадаптера полностью закрывает черный металлический кожух, под которым скрывается массивное алюминиевое шасси, контактирующее с чипами памяти и элементами питания. Непосредственно с GPU соприкасается медная пластина, которая с помощью тепловых трубок соединена с тонкими ребрами радиатора. Ближе к правому краю системы охлаждения располагается вентилятор-турбина, имеющий достаточно скромные габариты на фоне внушительных размеров самой системы охлаждения, которая, кстати, по ширине занимает только один слот. В правом торце системы охлаждения имеется отверстие, через которое проглядывает 6-пиновый разъем для подключения дополнительного питания к видеоадаптеру. Его можно подводить напрямую от блока питания, если такой разъем имеется, либо воспользоваться переходником, идущим в комплекте поставки. Слева-сверху расположились разъем для подключения звукового потока с аудиокарты и контактная группа для организации режима SLI. На панели портов имеется стандартный для современных видеоадаптеров набор: два разъема DVI и TV-выход. Вывод видеосигнала с Inno3D I-96GT-H5GTCDX на устройства, оснащенные интерфейсами VGA D-SUB и HDMI, осуществляется при помощи соответствующих переходников.

Технические характеристики

Видеоадаптеры серии GeForce 9600 GT строятся на базе графических процессоров G94 с использованием видеопамяти стандарта GDDR3 с 256-битной шиной, рекомендованный объем которой составляет 512 Mb. Хотя в продаже уже имеются варианты с бОльшим объемом памяти, рассматриваемый нами сегодня продукт Innovision полностью соответствует указанным выше требованиям. Отличают Inno3D I-96GT-H5GTCDX от плат референс-дизайна более высокие рабочие частоты графического чипа и микросхем памяти: по сравнению с рекомендованными NVIDIA частотами (650/1625/1800 MHz — ядро/шейдерный блок/память) частота GPU увеличена на 50 MHz, частота памяти — на 100 MHz, частота шейдерного блока осталась без изменений.


НазваниеGeForce 9600 GT 512MGeForce 8800 GT 512M
ПроизводительInno3D (Innovision)Micro-Star
МодельI-96GT-H5GTCDXNX8800GT-T2D512E-OC
3D-ускорительG94 rev. A1G92 rev. A2
- транзисторов505 млн.754 млн.
- техпроцесс65 нм65 нм
- базовая частота700 МГц660 МГц
- частота шейд. процессоров1625 МГц1650 МГц
- кол-во шейд. процессоров64112
- кол-во TMU3256
- кол-во ROP1616
ПамятьGDDR3GDDR3
- объем512 Мб512 Мб
- частота950 (1900) МГц950 (1900) МГц
- шина256 бит (64 х 4)256 бит (64x4)
Охлаждениеактивноеактивное
ИнтерфейсPCI Express 2.0 x16PCI Express 2.0 x16
Выходы
- DVI22
- VGA (D-Sub)--
- TV-out11
- TV-in--
- HDMI-- (внеш. аудио)
- DisplayPort--
Средняя розничная цена$230$270



NVIDIA specific display adapter information
Graphics coreG94 revision A1 (64sp)
Hardwired ID0620 (ROM strapped to 0622)
Memory bus256-bit
Memory typeDDR3 (RAM configuration 00)
Memory amount524288 KB
Core clock domain 0700 MHz
Core clock domain 11600 MHz
Memory clock950.4 MHz (1900.8 MHz effective)
Reference clock25 MHz/27 MHz
NVIDIA VGA BIOS information
TitleGeForce 9600GT VGA BIOS
Version62.94.11.00.04
BIT version1.00
Core clock domain 0500MHz
Core clock domain 11250MHz
Memory clock500MHz
Performance level 3700MHz/1625MHz/950MHz
VID bitmask00000011b
Voltage level 01.00V, VID 00000000b
Voltage level 11.05V, VID 00000001b
Voltage level 21.10V, VID 00000010b
Core thermal compensation0°C
Core thermal threshold105°C
Thermal diode inaccuracy0000b


Тестирование

Мы будем сравнивать видеокарту Innovision с графическим акселератором NX8800GT-T2D512E-OC, произведенным компанией Micro-Star на базе GPU GeForce 8800 GT (G92). Конечно, взятый нами 8800 GT (кстати, его рабочие частоты повышены на 10%), скорее всего, окажется быстрее GeForce 9600 GT. Зато можно будет наглядно убедиться, какая из наиболее перспективных на сегодняшний день видеокарт является еще и наиболее удачным решением по критерию "цена/производительность". Конфигурация тестового стенда выглядит следующим образом:

. процессор Intel Core 2 Duo E6300, разогнанный до 3,2 GHz;
. материнская плата ASUS P5B (чипсет Intel P965);
. память A-Data PC-6400 2x1 Gb;
. жесткий диск Samsung SP1213N.

Для измерения производительности рассматриваемых видеокарт нами было произведено тестирование в ряде игровых приложений на максимально возможных настройках при разрешениях 1280х1024 и 1680х1050 пикселей. Были использованы две конфигурации видеодрайвера: первая — "максимальная производительность" (отключены антиальясинг и анизотропная фильтрация), вторая — "высокое качество" (режим антиальясинга AA 4х, анизотропной фильтрации — AF 16х). Производительность в играх для DirectX9 измерялась в операционной системе Windows XP с установленным набором заплаток Service Pack 2. Как мы и предполагали, 8800 GT в исполнении MSI в большинстве случаев превзошел рассматриваемый нами 9600 GT. Для последнего особенно тяжелыми оказались игры Company of Heroes, Call of Duty 4, а также Crysis в режиме максимальной производительности. Наилучший результат Inno3D показал все в том же Crysis, незначительно, но все же обойдя 8800 GT в режиме высокого качества при разрешении экрана 1680x1050. В среднем же отставание видеокарты GeForce 9600 GT оказалось на уровне 15%. В операционной системе Windows Vista Ultimate под управлением Direct X10 наш испытуемый повел себя по-иному: он слегка опередил 8800 GT в Unreal Tournament 3 (очевидно, ввиду оптимизации более "свежих" драйверов ForceWare версии 174, которые подходят только для серии 9600), но с треском провалил тест в Crysis (особенно на высоком разрешении при включенных AA4x и AF16x). Среднее отставание Inno3D I-96GT-H5GTCDX от Micro-Star NX8800GT-T2D512E-OC в DirectX10-приложениях составило 12%. Хотя в данном случае о таком общем показателе говорить стоит с особой осторожностью, так как количество проверенных нами игр для DirectX10 значительно меньше количества игровых приложений для DirectX9.


1280x1024, AA/AF offInno3D I-96GT 512MMSI NX8800GT 512M
Company of Heroes125.3169.8
S.T.A.L.K.E.R.115132.4
Crysis31.242.4
World In Conflict4551
Call of Duty 481.196.1
Enemy Territory62.165.5
Unreal Tournament 374.875.3
1680x1050, AA/AF offInno3D I-96GT 512MMSI NX8800GT 512M
Company of Heroes89.4139.8
S.T.A.L.K.E.R.95.2107.9
Crysis23.932.4
World In Conflict4048
Call of Duty 463.184.2
Enemy Territory57.463.4
Unreal Tournament 365.672.8
1280x1024, AA 4x, AF 16xInno3D I-96GT 512MMSI NX8800GT 512M
Company of Heroes98.7130.3
S.T.A.L.K.E.R.--
Crysis26.928.3
World In Conflict3436
Call of Duty 456.266.7
Enemy Territory48.257.4
Unreal Tournament 353.255.8
1680x1050, AA 4x, AF 16xInno3D I-96GT 512MMSI NX8800GT 512M
Company of Heroes69.9100.3
S.T.A.L.K.E.R.
Crysis19.919.8
World In Conflict2931
Call of Duty 44460.9
Enemy Territory39.445.2
Unreal Tournament 342.943.4



1280x1024, AA/AF offInno3D I-96GT 512MMSI NX8800GT 512M
Unreal Tournament 359.361.2
World In Conflict3538
Crysis14.818.7
1680x1050, AA/AF offInno3D I-96GT 512MMSI NX8800GT 512M
Unreal Tournament 356.160.1
World In Conflict3134
Crysis10.314
1280x1024, AA 4x, AF 16xInno3D I-96GT 512MMSI NX8800GT 512M
Unreal Tournament 349.850.7
World In Conflict2626
Crysis11.914.6
1680x1050, AA 4x, AF 16xInno3D I-96GT 512MMSI NX8800GT 512M
Unreal Tournament 342.141.9
World In Conflict2122
Crysis7.213.9


Разгон

Что касается разгонного потенциала видеокарты Inno3D I-96GT-H5GTCDX, то он, скажем честно, посредственный. Не меняя системы охлаждения, которой комплектуется ускоритель, нам удалось достичь достаточно скромных результатов. Видеокарта Inno3D не теряла стабильности в работе при значениях частот ядра/шейдерного блока/памяти, равных 750/1750/1000 MHz соответственно. Таким образом, можно констатировать 15% разгон GPU, 8% разгон шейдерного блока и 11% разгон памяти относительно рекомендованных компанией NVIDIA частот.

Температура

Температурный режим работы графического ядра видеоадаптера Inno3D I-96GT-H5GTCDX традиционно измерялся нами при помощи популярнейшей утилиты RivaTuner версии 2.08. Измерения показали, что GPU не нагревался выше 60 градусов при номинальных частотах. Что касается шумности вентилятора, то она находится на низком уровне — из-за шума процессорной системы охлаждения вкупе с шумом вентилятора блока питания видеокарта практически не слышна. Однако при увеличении рабочих частот охладитель Inno3D в отдельных моментах начинает солировать.

Выводы

Стоит признать, что GeForce 9600 GT у компании NVIDIA выдался на славу. Как мы смогли убедиться при сравнении с бесспорным лидером геймерского сегмента видеокартой 8800 GT, производителю удалось практически идеально сохранить соотношение цены и качества устройства. Так, на сегодняшний день цена рассмотренного нами адаптера на 15% ниже цены среднестатистического GeForce 8800 GT ровно настолько, насколько в среднем он и проигрывает по производительности. Что касается конкретно платы Inno3D I-96GT-H5GTCDX, то здесь хочется отметить заводской разгон, что не будет лишним для пользователей, не любящих экспериментировать для получения пары лишних FPS, а также наличие однослотовой системы охлаждения, что может упростить жизнь энтузиасту, собравшемуся построить SLI-систему на основе GeForce 9600 GT.

Плюсы:
. производительность полностью оправдывает цену;
. однослотовая система охлаждения;
. увеличенные рабочие частоты.

Минусы:
. шумная система охлаждения при проведении разгона;
. ограниченная комплектация.

Андрей Бородин, info@gigamark.com, www.gigamark.com


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 17 за 2008 год в рубрике hard

©1997-2024 Компьютерная газета