Обзор игрового руля Logitech G25 Racing Wheel
Оказаться за рулем гоночного автомобиля? Легко. Разработчики игр не спят, да и "железячные" возможности тоже не стоят на месте — теперь хорошая графика и проработанная физика игр могут обеспечить очень неплохую реалистичность автосимуляторов. Не хватает для того, чтобы полностью прочувствовать всю эту радость, только баранки в руках да ветра, свистящего в ушах.
Впрочем, первую проблему можно решить, заменив клавиатуру на игровой руль. Хороший, с педалями, передающий характер машины через обратную связь. Есть среди игровых манипуляторов такие, о которых мечтают даже вполне взрослые люди. На сегодняшний день как раз таким и является Logitech G25 Racing Wheel — один из фаворитов для любителей "покатушек", приближенных к реальным (вроде GTR, LFS, GTL, rFactor).
Комплектация:
- солидный металлический руль, затянутый в черную кожу;
- педали (все 3: сцепление, тормоз, газ);
- коробка передач (и не просто коробка передач, а шестискоростная H-образная КПП с задним ходом);
- блок питания;
- компакт-диски (с ПО и демо-версией игры RFactor);
- руководство пользователя (для ознакомления, кстати, рекомендуется).
На самой коробке обещается 900 градусов свободного вращения руля (для любителей перехватывать баранку) и Force feedback (обратная связь по усилию, которая "оживит" руль).
Руль
Выглядит руль вполне серьезно: металл, черная кожа, пара красных кнопочек на спицах. Состоит он, по большому счету, из двух частей: черной "торпеды" корпуса, или базы, да самой баранки. Корпус базы, в которой прячутся двигатели, достаточно увесистый, но небольшой, крепится к поверхности с помощью двух струбцин по бокам почти намертво. Вторая часть руля — это собственно сама баранка — обод, спицы, подрулевые лепестки и кнопки. Хлипкой и игрушечной ее при всем желании не назовешь — она оставляет впечатление надежности и "неубиваемости". Такая понравится любителям реализма. Спицы выполнены из нержавеющей стали, само "колесо", видимо, тоже, но оно сверху еще и вручную обшито кожей (судя по всему, натуральной, как настоящий хороший руль). По размерам обод средний: 21,5 см — внутренний диаметр и 27,5 см — внешний. Спицы всего три (две по бокам и одна снизу), на боковых в 6,5 см от центра находятся две красные кнопки, которые хорошо нажимаются большим пальцем. Снизу под рулем есть еще металлические подрулевые лепестки. По длине они около 10-10,5 см от центра, на внешнем крае расширяются полумесяцем. По умолчанию выполняют функцию шифтеров для изменения скорости, что достаточно удобно, но назначить на них можно почти любую функцию на свой вкус. Проворачивается руль, по заявлению производителя, на 900º — целых 2,5 оборота. Само собой, это обеспечивает хорошую плавность управления, поворотов, точность. Да и больше напоминает реальные формульные машины. А если с непривычки не понравится, то угол можно сделать с помощью драйверов и меньше — в пределах 40°-900º.
Обратная связь
Когда включаешь девайс, то автоматически происходит его калибровка: он с урчанием проворачивается в обе стороны до упора и занимает центральное положение. С этих пор, чтобы повернуть баранку, нужно будет уже приложить некоторое усилие. Дело в том, что теперь включена обратная связь, которая моделирует поведение реального руля. По ситуации в игре он иногда будет упираться, вырываться из рук, проворачивать его будет тяжелее (на заносах, например), временами по рулю будет проходить волна вибрации (как при езде по неровной дороге), а то и вовсе баранка нервно задергается (при врезании). Опытный игрок извлечет из всего этого "на ощупь" немало полезной информации. Заодно по умолчанию руль будет принимать центральное положение — сам возвращаться назад после выхода из поворота (это немало экономит время водителя). Хотя если непривычно, то все это можно легко уменьшить или отключить. Вообще существуют три способа "оживить" руль: вибрация, ременной фидбэк и шестеренчатый фидбэк. В данном случае использован шестеренчатый Force Feedback, который и сам по себе отличается хорошей информативностью и полезностью. А в этом руле мы имеем дело с одной из лучших его реализаций: не громкий, очень информативный и мощный (его силу можно регулировать, поэтому послабее можно сделать всегда), да и несмотря на все это руль вращается без лишних усилий со стороны пользователя. Ведешь себе машинку, отлично чувствуешь ее движение, интуитивно реагируешь на ситуацию – замечательно и просто приятно. В общем, инструмент для чуткого управления машиной в данном случае есть, и очень хороший.
Педали
Кроме хорошего фидбэка и вполне приличного по качеству руля, в наборе есть еще один огромный плюс — наличие педалей. То, что их три, мы уже говорили. Сцепление, тормоз, газ — все как в жизни. Но, пожалуй, даже не это главное! Дело в том, что по ощущениям они очень правдоподобные. Обычная беда игровых комплектов — плохие, слишком мягкие педали, которые "утопают" сразу, стоит только начать их нажимать. В данном случае педали в меру жесткие, по ощущениям почти как настоящие. Даже усилие на них нужно прилагать разное, как и положено: самый тугой — тормоз, потом идет сцепление, а мягче всего нажимается газ. Педали аналоговые — это значит, что работают они не по принципу "включена-выключена", а понимают и все переходные состояния между этими крайними положениями. Механика хорошая и позволяет нажимать их очень постепенно — можно выбрать наиболее подходящую по условиям "дозу" нажатия. Выполнены педали из стали, располагаются на черной пластиковой подставке и обладают средней амплитудой нажатия (значит, и нажать "в пол" можно будет быстро и точно отрегулировать "дозу" легко — своего рода удачный компромисс).
Коробка передач
А это уже подарок для любителей максимального реализма. Обычно производители редко включают КПП в наборы, а классическая H-образная коробка в комплекте — и вовсе роскошь. В то же время с ее появлением за рулем можно почувствовать себя совсем как за баранкой настоящей машины: 6 скоростей, задний ход (для его включения нужно нажать рукоятку и передвинуть ее в последнее положение) — все как в "классике". Но в случае чего КПП можно легко сделать и секвентальной. Сама коробка небольшая, крепится к столу так же, как и руль. Рукоятка переключателя металлическая длиной примерно сантиметров 7, над ней находится переключатель режимов (классика — секвентальная), а еще выше — крест управления и 8 кнопок. Переключение скоростей осуществляется вполне четко и легко: все почти "по-настоящему" и занимательно-развлекательно, да и дополнительные клавиши в игре пригодятся.
В игре
Распространено мнение, что рули предназначены исключительно для симуляторов вроде GTR, GTL, LFS, но никак не для аркад наподобие NFS. Мы попробовали погонять в LFS и в NFS Carbon. Претендовать на абсолютную истину не будем, но на наш вкус как минимум последние NFS с появлением руля не лишены интересности. Другое дело — что в таких играх всего реализма прочувствовать не удастся. А вот ралли, шоссейные гонки и прочие серьезные симуляторы дают возможность хорошо ощутить на своей шкуре, зачем нужно сцепление, поиграть с педалями тормоза и газа, узнать, что такое на самом деле коробка передач, почему с хорошим рулем брать повороты удобнее и чем отличается большой угол вращения от маленького. Поэтому стоит порекомендовать как минимум GTR2, GTL, LFS, TDU, RBR, Toca Race Driver 2,3, Colin McRae Rally, RFactor, ожидаются также "Дальнобойщики 3". Правда, стоит учесть, что в более старых играх не всегда все "фишки" руля будут работать, но на то и существуют патчи.
Выводы
Это один из лучших наборов. Пожалуй, даже самый лучший за свои деньги. Хороший, надежный и достаточно качественный руль с очень реалистичным фидбэком; отличные педали с газом, тормозом и сцеплением (!) с правильным ходом; неплохая коробка передач с двумя режимами переключения: H-образным и последовательным. Собственно, всего этого сразу ни в одном наборе, которые доступны в продаже и стоят меньше $500, на сегодняшний день нет. А тут мы имеем полный и, что важнее, полноценный, хороший комплект за $300 (по московским ценам) — дороговато, но еще доступно. Так что, если "рулишь" не раз в месяц, а всерьез и имеешь такие деньги на хобби, то оно стоит того. Профессионалы оценят руль, да и новички не будут разочарованы.
По сочетанию цена-удовольствие-качество набор просто уникальный, и если сотня-две долларов не критичны, то при выборе руля однозначно стоит остановить выбор на нем.
Марина Камаева
Впрочем, первую проблему можно решить, заменив клавиатуру на игровой руль. Хороший, с педалями, передающий характер машины через обратную связь. Есть среди игровых манипуляторов такие, о которых мечтают даже вполне взрослые люди. На сегодняшний день как раз таким и является Logitech G25 Racing Wheel — один из фаворитов для любителей "покатушек", приближенных к реальным (вроде GTR, LFS, GTL, rFactor).
Комплектация:
- солидный металлический руль, затянутый в черную кожу;
- педали (все 3: сцепление, тормоз, газ);
- коробка передач (и не просто коробка передач, а шестискоростная H-образная КПП с задним ходом);
- блок питания;
- компакт-диски (с ПО и демо-версией игры RFactor);
- руководство пользователя (для ознакомления, кстати, рекомендуется).
На самой коробке обещается 900 градусов свободного вращения руля (для любителей перехватывать баранку) и Force feedback (обратная связь по усилию, которая "оживит" руль).
Руль
Выглядит руль вполне серьезно: металл, черная кожа, пара красных кнопочек на спицах. Состоит он, по большому счету, из двух частей: черной "торпеды" корпуса, или базы, да самой баранки. Корпус базы, в которой прячутся двигатели, достаточно увесистый, но небольшой, крепится к поверхности с помощью двух струбцин по бокам почти намертво. Вторая часть руля — это собственно сама баранка — обод, спицы, подрулевые лепестки и кнопки. Хлипкой и игрушечной ее при всем желании не назовешь — она оставляет впечатление надежности и "неубиваемости". Такая понравится любителям реализма. Спицы выполнены из нержавеющей стали, само "колесо", видимо, тоже, но оно сверху еще и вручную обшито кожей (судя по всему, натуральной, как настоящий хороший руль). По размерам обод средний: 21,5 см — внутренний диаметр и 27,5 см — внешний. Спицы всего три (две по бокам и одна снизу), на боковых в 6,5 см от центра находятся две красные кнопки, которые хорошо нажимаются большим пальцем. Снизу под рулем есть еще металлические подрулевые лепестки. По длине они около 10-10,5 см от центра, на внешнем крае расширяются полумесяцем. По умолчанию выполняют функцию шифтеров для изменения скорости, что достаточно удобно, но назначить на них можно почти любую функцию на свой вкус. Проворачивается руль, по заявлению производителя, на 900º — целых 2,5 оборота. Само собой, это обеспечивает хорошую плавность управления, поворотов, точность. Да и больше напоминает реальные формульные машины. А если с непривычки не понравится, то угол можно сделать с помощью драйверов и меньше — в пределах 40°-900º.
Обратная связь
Когда включаешь девайс, то автоматически происходит его калибровка: он с урчанием проворачивается в обе стороны до упора и занимает центральное положение. С этих пор, чтобы повернуть баранку, нужно будет уже приложить некоторое усилие. Дело в том, что теперь включена обратная связь, которая моделирует поведение реального руля. По ситуации в игре он иногда будет упираться, вырываться из рук, проворачивать его будет тяжелее (на заносах, например), временами по рулю будет проходить волна вибрации (как при езде по неровной дороге), а то и вовсе баранка нервно задергается (при врезании). Опытный игрок извлечет из всего этого "на ощупь" немало полезной информации. Заодно по умолчанию руль будет принимать центральное положение — сам возвращаться назад после выхода из поворота (это немало экономит время водителя). Хотя если непривычно, то все это можно легко уменьшить или отключить. Вообще существуют три способа "оживить" руль: вибрация, ременной фидбэк и шестеренчатый фидбэк. В данном случае использован шестеренчатый Force Feedback, который и сам по себе отличается хорошей информативностью и полезностью. А в этом руле мы имеем дело с одной из лучших его реализаций: не громкий, очень информативный и мощный (его силу можно регулировать, поэтому послабее можно сделать всегда), да и несмотря на все это руль вращается без лишних усилий со стороны пользователя. Ведешь себе машинку, отлично чувствуешь ее движение, интуитивно реагируешь на ситуацию – замечательно и просто приятно. В общем, инструмент для чуткого управления машиной в данном случае есть, и очень хороший.
Педали
Кроме хорошего фидбэка и вполне приличного по качеству руля, в наборе есть еще один огромный плюс — наличие педалей. То, что их три, мы уже говорили. Сцепление, тормоз, газ — все как в жизни. Но, пожалуй, даже не это главное! Дело в том, что по ощущениям они очень правдоподобные. Обычная беда игровых комплектов — плохие, слишком мягкие педали, которые "утопают" сразу, стоит только начать их нажимать. В данном случае педали в меру жесткие, по ощущениям почти как настоящие. Даже усилие на них нужно прилагать разное, как и положено: самый тугой — тормоз, потом идет сцепление, а мягче всего нажимается газ. Педали аналоговые — это значит, что работают они не по принципу "включена-выключена", а понимают и все переходные состояния между этими крайними положениями. Механика хорошая и позволяет нажимать их очень постепенно — можно выбрать наиболее подходящую по условиям "дозу" нажатия. Выполнены педали из стали, располагаются на черной пластиковой подставке и обладают средней амплитудой нажатия (значит, и нажать "в пол" можно будет быстро и точно отрегулировать "дозу" легко — своего рода удачный компромисс).
Коробка передач
А это уже подарок для любителей максимального реализма. Обычно производители редко включают КПП в наборы, а классическая H-образная коробка в комплекте — и вовсе роскошь. В то же время с ее появлением за рулем можно почувствовать себя совсем как за баранкой настоящей машины: 6 скоростей, задний ход (для его включения нужно нажать рукоятку и передвинуть ее в последнее положение) — все как в "классике". Но в случае чего КПП можно легко сделать и секвентальной. Сама коробка небольшая, крепится к столу так же, как и руль. Рукоятка переключателя металлическая длиной примерно сантиметров 7, над ней находится переключатель режимов (классика — секвентальная), а еще выше — крест управления и 8 кнопок. Переключение скоростей осуществляется вполне четко и легко: все почти "по-настоящему" и занимательно-развлекательно, да и дополнительные клавиши в игре пригодятся.
В игре
Распространено мнение, что рули предназначены исключительно для симуляторов вроде GTR, GTL, LFS, но никак не для аркад наподобие NFS. Мы попробовали погонять в LFS и в NFS Carbon. Претендовать на абсолютную истину не будем, но на наш вкус как минимум последние NFS с появлением руля не лишены интересности. Другое дело — что в таких играх всего реализма прочувствовать не удастся. А вот ралли, шоссейные гонки и прочие серьезные симуляторы дают возможность хорошо ощутить на своей шкуре, зачем нужно сцепление, поиграть с педалями тормоза и газа, узнать, что такое на самом деле коробка передач, почему с хорошим рулем брать повороты удобнее и чем отличается большой угол вращения от маленького. Поэтому стоит порекомендовать как минимум GTR2, GTL, LFS, TDU, RBR, Toca Race Driver 2,3, Colin McRae Rally, RFactor, ожидаются также "Дальнобойщики 3". Правда, стоит учесть, что в более старых играх не всегда все "фишки" руля будут работать, но на то и существуют патчи.
Выводы
Это один из лучших наборов. Пожалуй, даже самый лучший за свои деньги. Хороший, надежный и достаточно качественный руль с очень реалистичным фидбэком; отличные педали с газом, тормозом и сцеплением (!) с правильным ходом; неплохая коробка передач с двумя режимами переключения: H-образным и последовательным. Собственно, всего этого сразу ни в одном наборе, которые доступны в продаже и стоят меньше $500, на сегодняшний день нет. А тут мы имеем полный и, что важнее, полноценный, хороший комплект за $300 (по московским ценам) — дороговато, но еще доступно. Так что, если "рулишь" не раз в месяц, а всерьез и имеешь такие деньги на хобби, то оно стоит того. Профессионалы оценят руль, да и новички не будут разочарованы.
По сочетанию цена-удовольствие-качество набор просто уникальный, и если сотня-две долларов не критичны, то при выборе руля однозначно стоит остановить выбор на нем.
Марина Камаева
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 17 за 2008 год в рубрике hard