IT-индустрия: страсти по корпорациям

Последний месяц весны, едва начавшись, сразу принес ряд неожиданных новостей. И главной из них, несомненно, стала новость о неожиданной капитуляции Microsoft, так и не сумевшей преодолеть эшелонированную оборону Yahoo. Итак, противостояние Microsoft и Yahoo завершилось. Причем весьма неожиданным образом: Microsoft просто отозвала предложение о покупке портала. А ведь еще недавно софтверный гигант обещал поглотить Yahoo любой ценой.

За день до отзыва предложения Microsoft даже увеличила сумму, предложенную за портал, на пять миллиардов долларов. И вдруг 3 мая исполнительный директор Microsoft Стив Баллмер направил руководству Yahoo официальное письмо об отказе от сделки. Пресс-служба в Редмонде сообщила: "Посовещавшись с коллегами, Стив Баллмер пришел к выводу, что выдвигаемые Yahoo условия неразумны. Поэтому в интересах акционеров и сотрудников Microsoft предложение о покупке Yahoo отзывается". На последовавшей пресс-конференции Баллмер поблагодарил гендиректора Yahoo Джерри Янга за потраченное на обсуждение деталей сделки время и выразил сожаление по поводу того, что поисковик не принял предложение Microsoft. Кроме того, Баллмер подчеркнул — уже не в первый раз — что у Microsoft есть все необходимые ресурсы, и корпорация будет развивать свой онлайновый бизнес самостоятельно. Напомню, что цена вопроса — огромный рынок онлайн-рекламы. По данным Microsoft, в 2007 году объем этого рынка составил $40 млрд, а к 2010 году данный показатель увеличится до $80 млрд. Сегодня лучше всего дела с интернет-рекламой обстоят у Google. В декабре 2007- го на долю Google пришлось 62% общемировых поисковых запросов. Но, разумеется, купить Google в Microsoft даже не мечтают. Казалось, с Yahoo все будет проще. Когда от Microsoft поступило предложение о покупке, дела у поисковика номер два шли не лучшим образом. Доля Yahoo на рынке поиска каждые полгода снижалась на 1-1,5%, достигнув 12,8%. Дела же самой Microsoft на рынке поиска шли из рук вон плохо — доля компании составляла 5,2% и сокращалась каждые полгода на 2-3%.

После двух месяцев противостояния Yahoo и Microsoft к событиям подключились и другие участники рынка. Компания News Corp., принадлежащая медиамагнату Руперту Мердоку, начала вести переговоры с Microsoft о совместной покупке Yahoo. Yahoo, в свою очередь, решил укрепить свои позиции за счет главного конкурента — Google. Последний получил право размещать контекстную рекламу на сайте Yahoo. Обе компании подчеркнули, что это экспериментальный проект, но в случае его успешного завершения подобное сотрудничество может быть продолжено. Кроме того, Yahoo активно вел переговоры о слиянии с AOL. Компания Time Warner, которой принадлежит AOL, была готова обменять $10 млрд на 20% акций объединенной компании Yahoo!-AOL. Хотя AOL переживает не лучшие времена, он остается огромной рекламной площадкой. Сегодня сервисами компании пользуются около 10 млн человек. Но, пожалуй, больше всего уверенности в собственных силах Yahoo придали финансовые итоги I квартала 2008-го. Чистая прибыль поисковика за первые три месяца нынешнего года составила $542 млн. Год назад этот показатель был равен $142 млн. Выручка увеличилась с $1,67 млрд до $1,82 млрд. Кстати, именно после публикации финансовых итогов первого квартала Стив Баллмер впервые заявил, что Microsoft готова развиваться и без Yahoo, если предложение о покупке будет отвергнуто.

В оперативном пресс-релизе Yahoo говорится, что после того, как Microsoft отказалась от покупки Yahoo, интернет-компания намерена сосредоточить все усилия на увеличении прибыльности и захвате как можно большей доли рынка онлайн-рекламы. Генеральный директор Yahoo Джерри Янг заявил, что гордится своей командой, сплоченность которой помогла одержать верх в трехмесячном противостоянии с Microsoft. Янг сообщил, что Yahoo будет использовать свой потенциал и уникальное положение на рынке с максимальной пользой для акционеров, сотрудников, партнеров и пользователей. В свою очередь, председатель совета директоров Yahoo Рой Босток обозначил основные направления развития компании. Среди них — увеличение рыночной доли и прибыльности Yahoo, концентрация усилий на наиболее перспективных отраслях и инвестиции в инновационные технологии. Акции Yahoo на бирже NASDAQ 5 мая, в первый торговый день после отказа Microsoft от поглощения компании, подешевели на 17%. За одну акцию давали около $23,8. Это самое сильное падение за последние два года. Акции самой Microsoft, напротив, подорожали на 2,5%. Также не исключено, что отказ Yahoo от слияния с Microsoft приведет к тому, что против интернет-компании будут инициированы новые судебные иски. Отказ от слияния с Microsoft вызвал серьезные разногласия в менеджменте Yahoo, а некоторые акционеры интернет-компании еще в феврале подали семь судебных исков, обвинив руководство Yahoo в нежелании сотрудничать с Microsoft. Теперь количество исков, вероятно, только увеличится. Руководство Yahoo уже обвиняют в том, что оно вело переговоры с Google не в интересах компании, а исключительно чтобы избежать слияния с Microsoft. Некоторые аналитики также выражают опасения, что акции Yahoo могут рухнуть в цене на все 30%. Фактически, отказав Microsoft, Yahoo поставила себя в весьма щекотливое положение: теперь топ- менеджерам придется доказывать инвесторам и акционерам, что компания действительно стоит больше предложенных за нее $47,5 млрд и имеет хорошие перспективы роста. Глава Yahoo Джерри Янг уже обратился к сотрудникам, заметив, что теперь придется удвоить усилия по реализации планов и укреплению рыночных позиций. А вот, как мне кажется, разгадка того, почему Microsoft так неожиданно прекратила свою атаку на Yahoo. Компания AOL — интернет-подразделение холдинга Time Warner — начала переговоры с Microsoft о возможном слиянии. AOL является для Microsoft дешевой и меньшей по масштабам альтернативой Yahoo. Главной целью Microsoft в сделке с Yahoo было наращивание своей доли на рынке поисковой рекламы. AOL, в свою очередь, является одной из крупнейших рекламных интернет-площадок на рынке США. AOL прежде вела переговоры о слиянии с Yahoo, когда поисковик пытался заблокировать поглощение со стороны Microsoft. Тогда, по данным участников рынка, Time Warner мог получить в обмен на AOL 20% акций Yahoo. Примерная стоимость AOL, таким образом, составляла порядка $10 млрд.

Теперь поговорим о другом событии, но с теми же героями. Компаниям AOL, Yahoo и RealNetworks придется выплатить крупную сумму за право транслировать музыку в интернете. В начале мая окружной суд в Нью-Йорке отклонил запрос компаний об установлении лицензионной платы авторам и издателям песен на основе дохода от прямого использования музыки. Судья постановил, что члены Американского общества композиторов, авторов текстов и издателей (ASCAP) должны получать выплаты, основанные частично на совокупном доходе сайта, транслирующего музыку. Ассоциация цифровых медиа (DiMA — группа, представляющая AOL, Yahoo и RealNetworks) сообщила, что обескуражена решением суда, поскольку рассчитывала, что роялти будут основываться на доходе сервиса от использования музыки. По мнению Джонатана Поттера, исполнительного директора DiMA, формула выплаты подлежит тщательному рассмотрению включая возможные судебные слушания, прежде чем станет ясно, как новая схема повлияет на бизнес. ASCAP же сообщила, что судебный вердикт распространяется на лицензионную плату за период с 1 июля 2002 г. до 31 декабря 2009 г. По новой формуле AOL, Yahoo и RealNetworks должны будут выплатить в общей сложности $100 млн. Причем эти выплаты пойдут только авторам и издателям песен, но не звукозаписывающим компаниям. По словам президента и главы совета директоров ASCAP Мэрилин Бергман, данное решение суда — важный шаг к справедливой оплате труда авторов песен, композиторов и издателей, поскольку многие онлайновые музыкальные сервисы зарабатывают целые состояния, используя творчество этих людей. Сейчас контент-провайдеры пытаются отвоевать большую долю растущего рынка видео и музыки, объем которого, по прогнозам компании Insight Research, за следующие шесть лет достигнет $70 млрд. Эта сумма, впрочем, может быть и большей — если плата за одну трансляцию песни будет сокращаться быстрее, чем ожидается, если потребители перейдут на интернет-телевидение быстрее, чем прогнозируется, или если развертывание сетей 3G произойдет в более короткие сроки, чем запланировано.

Продюсер вышедшей на днях игры Grand Theft Auto IV Лесли Бензис рассказал журналистам, что разработка этой игры обошлась компании Rockstar примерно в $100 млн. Также в своем интервью он отметил, что к проекту были привлечены более тысячи разработчиков. Всего у команды на создание Grand Theft Auto IV ушло три с половиной года. По словам продюсера, это время было потрачено на тщательную проработку виртуального мира. Немало внимания уделялось и сюжетной составляющей: сценарий GTA IV занимает более тысячи страниц. Разработчики не могут точно сказать, какая сумма потребовалась на создание игры. Если данные о $100 млн подтвердятся, то новое творение Rockstar Games получит титул самой дорогой игры за всю историю. Сейчас этот рекорд принадлежит экшну Shenmue, вышедшему в 1999 году на Dreamcast. На создание этого проекта компания Sega потратила более $70 млн. По мнению аналитиков, вернуть потраченные на разработку Grand Theft Auto IV средства будет несложно — спрос на новый экшн от Rockstar Games в первые дни после начала продаж оказался очень высок. Уже известно, что GTA IV стала самой быстро продаваемой игрой в Великобритании. За первые сутки жители страны приобрели более 609 тыс. копий игры, и есть все основания полагать, что за первую неделю GTA IV соберет более $400 млн. В этом есть и определенная заслуга прессы — большинство журналистов поставили Grand Theft Auto IV максимальные оценки. Компания Niko Partners опубликовала свой ежегодный отчет, в котором утверждает: жители Китая в 2007 году потратили на онлайновые игры $1,7 млрд. По сравнению с предыдущим годом рост затрат на сетевые развлечения составил 71%. Всего в Поднебесной проживают 46 млн геймеров. Согласно прогнозам Niko Partners, в 2008 году китайцы потратят на онлайновые игры уже $2,5 млрд. В дальнейшем с каждым годом этот показатель будет увеличиваться приблизительно на треть, и к 2012 году доберется до отметки в $6 млрд. Как отмечает эксперт Лиза Космас Хансон из Niko Partners, затраты жителей Китая на игры растут, так как экономика страны находится на подъеме. 14 млн самых заядлых геймеров Китая тратят на онлайновые игры более 22 часов в неделю. При этом китайцы интересуются не только многопользовательскими проектами — продажи обычных игр для PC и домашних консолей также растут. Несмотря на чрезвычайно высокий уровень пиратства, доходы от продаж лицензионных оффлайновых PC-игр выросли в 2007 году на 56%. В Niko Partners также отмечают, что, несмотря на действующий с 2000 года запрет на продажу игровых консолей, китайцы все равно незаконно ввозят их в страну. Среднестатистическому геймеру эти приставки обходятся недешево, однако спрос на них все равно растет. В 2007 году было продано 2,48 млн консолей, что на 75% больше, чем годом ранее.

Ну и, наконец, новость, которая на минувшей неделе вызвала особый экстаз у редакторов телевизионных новостей. Власти Кубы разрешили свободную продажу ПК населению. Отныне любой состоятельный житель Острова Свободы может приобрести себе компьютер в частное пользование без специального разрешения. Первые компьютеры поступили в продажу 2 мая, и, несмотря на то, что лишь немногие кубинцы могут позволить себе заплатить за компьютер $780, у небольшого магазинчика электротоваров в Гаване собрались сотни людей. Пока кубинским потребителям предлагается только одна модель — ПК фирмы QTECH с CRT-дисплеем и стандартными мышкой и клавиатурой черного цвета, процессором Intel Celeron, HDD на 80 Гб и 512 RAM. На этих компьютерах установлена ОС Windows XP. Они собираются на Кубе из частей, закупаемых у китайских производителей. Не совсем, правда, понятно, как на эти ПК устанавливается легальная Windows XP, если в отношении Кубы со стороны США действует торговое эмбарго.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 17 за 2008 год в рубрике бизнес

©1997-2022 Компьютерная газета