Обзор архитектуры GeForce 9600 GT (G94). Тестирование видеоускорителя XpertVision GeForce 9600 GT Sonic 512 MB
Как известно, существует множество брэндов, под именем которых компания Palit Microsystems продвигает свою продукцию в массы — это непосредственно Palit, Gainward, VVIKOO и XpertVision. Посему продукты вышеперечисленных организаций будут отличаться лишь своим внешним оформлением (дизайн коробки, наклейки на плате), а, по сути, это все тот же старый добрый Palit.
Пугаться по этому поводу не стоит, так как карты, выпущенные на ее мощностях, зарекомендовали себя только с положительной стороны — качество изготовления продукции весьма высокое, и брэнд уже не представляет собой злостного "нонеймера". Получается, что для продукции XpertVision будут характерны все особенности ускорителей Palit — это дизайн PCB собственного производства, нестандартная система охлаждения, а для специальных модификаций плат Sonic — повышенные частоты или же для версий Super — увеличенный объем видеопамяти. Сегодня в нашей лаборатории будет рассматриваться видеоадаптер XpertVision GeForce 9600 GT Sonic 512 MB, который имеет нестандартное исполнение PCB и всей системы охлаждения. Помимо этого, не менее интересным будет изучить производительность новоиспеченного чипа 9600 GT, а также его основные особенности и отличия относительно G92 (GeForce 8800 GT\GTS). Итак, без лишних проволочек приступаем к изучению новинки NVIDIA G94. А начнем мы, как всегда, с архитектуры.
Чип G94: архитектура, основные возможности, характеристики
29 октября 2007 г. компания NVIDIA официально анонсировала первого представителя ускорителей на базе чипа G92 — видеокарту GeForce 8800 GT. Данный ускоритель позиционируется как middle-end-решение с рекомендуемой стоимостью $250. С точки зрения производительности новинка получилась просто отменной — она враз расправилась с прошлым hi-end-представителем GeForce 8800 GTS и лишь на 10-15% уступила GeForce 8800 GTX, что легко исправилось разгоном. И все это благодаря высокому количеству функциональных блоков, заключенных в ядро G92. Так, GeForce 8800 GT могла похвастаться 112 потоковыми процессорами, а старшая модель на том же чипе GeForce 8800 GTS — 128. Помимо всего прочего, техпроцесс 65 нм изготовления кристаллов GPU значительно повысил энергетическую эффективность видеокарт на базе ядра G92, поэтому теперь он потребляет практически вдвое меньше энергии, чем G80, обладая при этом аналогичными характеристиками и производительностью. Однако GeForce 8800 GT и GeForce 8800 GTS (G92) обслуживают достаточно высокий ценовой сектор, и до "народных" им еще очень далеко, поэтому NVIDIA должна была обязательно выступить и с более доступными чипами на базе технологического процесса 65 нм.
21 февраля так и случилось — канадская компания официально представила видеокарту 9600 GT, призванную отправить на "заслуженный покой" 8600 GTS в middle-end-сегменте в ценовой категории до $180. Новое ядро G94 отличается от своего старшего "брата" G92 лишь количественными характеристиками, а функциональное назначение и принцип действия исполнительных блоков остались без каких-либо значимых изменений. С точки зрения количественных характеристик 9600 GT имеет в запасе 64 универсальных процессора — это в два раза больше, чем у "старичка" 8600 GTS, и в два раза меньше, чем у GeForce 8800 GTS (G92) или GeForce 8800 GTX. На этот раз уже будем надеяться, что не произойдет такого колоссального разрыва в производительности по сравнению со старшими решениями, как это было между 8800 и 8600. Итак, новоиспеченное ядро G94 состоит из 505 млн транзисторов (для сравнения: у G86 их было 210 млн, у G92 — 754 млн, у G80 — 681 млн). Оно работает на номинальной частоте 650 MHz для NVIDIA GeForce 9600 GTS. Графический процессор использует унифицированную шейдерную архитектуру, которая превосходно себя зарекомендовала в чипах G80/84/92. Идея унификации функциональных блоков GPU заключается в следующем: ранее они разделялись на вершинные и шейдерные, а теперь универсальные блоки способны обрабатывать любые виды инструкций без существенных потерь в производительности. Это позволит динамически изменять производительность ядра за счет перераспределения ресурсов для нужной в данный момент задачи. В итоге у нас получается полная загрузка чипа, и как следствие повышается производительность. Теперь более подробно рассмотрим упрощенную блок-схему чипа G94. Для сравнения также приведем схему G92.
В случае G94 мы видим элементарную редукцию — 4 шейдерных блока, в каждом из которых сосредоточены по 16 потоковых процессоров (Streaming Processor) и 8 текстурных блоков (TMU). Всего получается 64 потоковых процессора и 32 текстурных модуля. Все процессоры G94, как и в предыдущих чипах, работают с повышенными относительно GPU тактовыми частотами. В частности, для 9600 GT она равняется 1650 MHz. Напоследок отметим блоки записи в кадровый буфер (ROP), которых в данном случае 4 (на диаграмме синие блоки рядом с кэшем L2). В работе и концепции построения потоковых процессоров (SP) NVIDIA не вносила никаких поправок со времен чипов G84. На диаграмме отчетливо видно, что на каждые четыре потоковых процессора приходится два модуля адресации текстур TA и по два модуля фильтрации текстур TF. Поэтому теперь каждый текстурный блок в связи с увеличением числа вычисляемых текстурных адресов сможет обрабатывать вдвое больше выборок, чем таковой, к примеру, у G80. Каждый шейдерный блок снабжен собственным кэшем первого уровня L1. В нем могут храниться не только текстуры, но и в связи с унифицированностью самих блоков различного рода данные. Все потоковые процессоры (SP), на которых основана архитектура G94, являются скалярными. Почему не векторными? Причина кроется в том, что на основе исследований шейдерных программ разработчиками компании NVIDIA было выяснено, что векторная архитектура достаточно неэкономично использует вычислительные ресурсы, когда идет обработка сложных инструкций — например, скалярных и векторных одновременно (вообще говоря, скалярные вычисления на векторных процессорах выполняются очень неэффективно). В свете наметившейся в последнее время тенденции к все большему переходу от векторных вычислений к скалярным стратегия разработчиков NVIDIA, пожалуй, становится ясной. Ну, а что же делать с векторным программным кодом? Все очень просто: он преобразуются в скалярные операции непосредственно самим чипом G94. Как уже говорилось, у GeForce 9600 имеется в наличии 4 блока записи в кадровый буфер (ROP). Они не претерпели каких-либо изменений относительно архитектуры G92 и поддерживают следующие методы антиалиасинга: мультисэмплинг, суперсэмплинг и адаптивное сглаживание. Напоследок хотелось бы отметить основные
технологические/графические особенности чипа GeForce 9600 GT:
NVIDIA Lumenex — включает в себя новые методы сглаживания 8x, 8xQ, 16х, 16xQ, сравнимые по скорости и превосходящие по качеству традиционный 4x FSAA. Полное названия такого метода — CSAA (Coverage Sampling Antialiasing).
NVIDIA Quantum Effects — еще одна технология, использующая мощности G94 для реализации расчетов физических взаимодействий. Кроме того, вычислительные ресурсы чипа можно задействовать для решения сложных задач моделирования и математических расчетов. Вычисления с плавающей запятой выполняются в формате IEEE 754 (специальный стандарт операций с плавающей запятой (точкой), разработанный институтом инженеров по электротехнике и электронике в 1985 году). Также компанией NVIDIA был реализован специальный программный API, с помощью которого сторонние программисты с легкостью могут разрабатывать софт, утилизирующий аппаратное ускорение GPU видеокарты.
PureVideo и PureVideo HD
Не забыла NVIDIA и любителей высококачественного видео и HD-видео. В ядро встроена поддержка уже давно всем знакомой технологии PureVideo (для улучшенной обработки видео), а также PureVideo HD. Последняя поддерживает форматы HD DVD и Blu-ray и должна освободить центральный процессор от тяжкого бремени декодирования видеоинформации посредством встроенного декодера форматов H.264, VC-1, WMV/WMV-HD и MPEG-2 HD. Помимо этого, с помощью технологии PureVideo HD возможно реализовать следующие виды постобработки:
. корректировку цвета;
. сглаживание картинки;
. устранение шума.
Extreme High Definition Gaming (XHD) — эта технология позволяет играть в игры на широкоформатных дисплеях при экстремальных HD-разрешениях вплоть до 2560х1600 пикселей.
Поддержка PCI Express 2.0
Во второй ревизии PCI Express значительно увеличилась пропускная способность канала — до 5 Gb/s (PCI Express 1.x — 2,5 Gb/s). Это означает, что теперь для линии x16 максимальная скорость передачи данных может достигать 8 Gb/s в обоих направлениях против 4 Gb/s для старого PCI Express 1.х. Примечательным фактом является то, что PCI Express 2.0 полностью совместим с PCI Express 1.1. На деле это означает, что старые видеокарты будут спокойно работать в системных платах с новыми разъемами, и новые видеоадаптеры будут без проблем работать в старых разъемах стандарта PCI Express 1.х. Напоследок ознакомимся с официальными техническими характеристиками GeForce 9600 GT:
. кодовое название чипа G94;
. технологический процесс изготовления 65 нм;
. количество транзисторов 505 млн;
. частота работы ядра 650 MHz;
. 64 унифицированных скалярных процессора, работающих на частоте 1650 MHz;
. 32 блока текстурной фильтрации с поддержкой операций с плавающей запятой FP16 и FP32;
. 4 блока записи в кадровый буфер (ROP) (8 накладываемых текстур за проход);
. ширина шины памяти 256 бит;
. объем видеопамяти 512 Mb типа GDDR3 с частотой 1800 MHz DDR;
. полоса пропускания памяти 57,6 Gb/s;
. аппаратная поддержка АРI Direct X 10, Shader Model 4.0, а также OpenGL 2.1;
. поддерживаемый интерфейс шины PCI-Express x16 rev 2.0;
. возможность организации массива из двух/трех видеокарт NVIDIA SLI;
. аппаратное декодирование видео PureVideo;
. аппаратное декодирование видео высокой четкости PureVideo HD;
. интерфейсы 2x DVI Dual Link, HDMI, HDTV;
. 2x RAMDAC 400 MHz;
. интегрированная в ядро поддержка TV-выхода.
Мы рассмотрели архитектуру и основные технологические возможности чипа с кодовым названием G92, и теперь остается разобраться уже с модификациями видеокарт на основе новейшего GPU, а также его конкурентами:
* Количество пиксельных и вершинных конвейеров соответственно.
**По ценам kosht.com на день подготовки статьи.
Ускоритель GeForce 9600 GT с рекомендованной стоимостью в районе $170-$190 призван составить конкуренцию ныне существующему AMD Radeon 3850. Ведь не стоит забывать о том, что средний ценовой сектор видеокарт является самым востребованным среди владельцев персональных компьютеров. Так, за разумную цену вы получаете ускоритель с самыми современными на сегодня технологиями, при этом его производительность будет достаточна для большинства существующих игр (с некоторыми скидками на качество, конечно же). Поэтому производители в данном ценовом диапазоне предлагают постоянное снижение цен на свою продукцию, обновление модельного ряда и анонс видеокарт с очень привлекательной производительностью при неизменной стоимости. В целом они делают все, чтобы привлечь максимальное количество покупателей на свою сторону. Так чем же нас порадовала NVIDIA на этот раз? Об этом можно узнать, лишь запустив соответствующий пакет бенчмарков/игр, к чему мы обязательно приступим чуть позднее, а пока приступим к анализу особенностей представителей класса 9600 GT.
Плата XpertVision GeForce 9600 GT Sonic 512 MB
Комплектация, дизайн PCB и конструкция системы охлаждения
Коробка, в которой поставляется видеокарта XpertVision GeForce 9600 GT Sonic, средних размеров. Первое, что бросается в глаза, — это знакомая по своему виду/оформлению наклейка с основными характеристиками платы — точно такие же мы могли видеть и на коробках Palit. Оформление, как нам показалось, весьма специфичное — разработчики могли бы изобразить что-нибудь более привлекательное. Впрочем, это лишь субъективное мнение — дело вкуса каждого... Но суть не в этом — нас в первую очередь интересует содержимое. Внутри коробки ускоритель был завернут в пористый целлофан и надежно закреплен, поэтому за целостность платы при транспортировке можно не беспокоиться. В боксе, помимо XertVision GeForce 9600 GT Sonic, было обнаружено:
. руководство по быстрой установке на 8 языках (в том числе русском);
. CD с драйверами и утилитами;
. CD с игрой Tomb Rider: Anniversary;
. переходник DVI-I на D-SUB;
. переходник питания 2х Molex на 6-пиновый PCI Express;
. универсальный HDTV-кабель;
. специальный переходник с DVI на HDMI.
. кабель для вывода сигнала со звуковой карты на HDMI.
Комплект неплох, однако мы здесь не видим адаптера HDMI. Как выяснилось впоследующем, он тут и незачем — об этом читаем далее. Дизайн печатной платы XpertVision GeForce 9600 GT Sonic отличается от референсного, как, собственно говоря, и сама система охлаждения. Основные отличия рассматриваемой карты от стандартной 9600 GT, которые сразу же бросаются в глаза, — прежде всего, значительно переработанная система цифрового питания платы, а далее уже при более детальном рассмотрении становится ясно, что многие элементы разводки PCB, конденсаторы и прочие детали находятся "не на своих местах". Да и габаритные размеры платы стали несколько больше, чем у стандартной 9600 GT. Печатная плата XpertVision GeForce 9600 GT Sonic выполнена из привычного нам светло-зеленого текстолита. На задней части мы видим 6-контактный разъем для дополнительной подпитки видеокарты. Для стабильной работы видеокарты и всей системы в целом производитель рекомендует использовать блок питания от 400 Вт. При этом нагрузочная способность на шине +12 V должна быть не менее 18 А. Далее рассмотрим систему охлаждения.
Кулер, охлаждающий GPU, представляет собой цельнолитую алюминиевую конструкцию чашеобразной формы с расположенным в центре вентилятором. Система охлаждения из-за выступающего радиатора получилась двухслотовой. Из замеченных недостатков конструкции отметим, что нагретый воздух не выводится за пределы корпуса компьютера, а остается внутри — это, в свою очередь, приводит к нежелательному нагреву остальных компонентов системы. В качестве термоинтерфейса используется тягучая серая субстанция очень вязкой консистенции в холодном состоянии. Качество обработки основания удовлетворительное, и не более. И когда же, наконец, будет нормальная отделка подошвы? Вот уж действительно риторический вопрос. Охлаждение чипов памяти организовано посредством тонкой алюминиевой пластины серебристого цвета.
Несмотря на то, что планка выполнена без дополнительного оребрения, принятый вид конструкции вполне справляется со своей задачей, не давая чипам перегреваться. Вокруг ядра GPU располагается белая рамочка, призванная устранить перекос и тем самым предотвратить скол кристалла при установке системы охлаждения. GPU в нашем случае ревизии A1 и выпущен на 5-й неделе 2008 года в Тайване. Он работает на повышенной относительно эталонной частоте — 700 MHz (номинал — 650 MHz). Видеопамять типа GDDR3 SDRAM с общим объемом 512 Mb расположена на лицевой стороне PCB и набрана с помощью восьми микросхем по 64 Mb. Производитель чипов — компания Samsung. Время выборки у всех микросхем составляет 1,0 нс, что соответствует частоте 1000 (2000) MHz, на которых, собственно говоря, она и работает. На задней панели видеокарты расположился целый набор разъемов, как говорится, на все случаи жизни: 2х DVI (Dual-Link), HDMI, DisplayPort и S/PDIF.
Температурный режим, разгон, уровень энергопотребления
Для большей наглядности все данные по температурным режимам видеокарты сведем в соответствующую таблицу:
Таблица 2. Разгонные показатели видеокарты XpertVision GeForce 9600 GT 512 MB Sonic:
*Измерено с помощью цифрового градусника Mastech MS-6501.
По результатам тестирования отчетливо видно, что система охлаждения справляется со своей задачей на ура. При всем этом ее работа не создает лишнего шума — по данному параметру видеокарте XpertVision GeForce 9600 GT Sonic можно смело ставить твердую "девятку". Показатели разгона также находятся на очень высоком уровне, несмотря на то, что видеокарта уже поставляется с заводским разгоном! Прекрасный результат.
Конфигурация тестового стенда, список тестовых приложений и настроек
Конфигурация тестового стенда:
В тестировании, помимо XpertVision GeForce 9600 GT Sonic, также принимали участие:
. NVIDIA GeForce 8800 GTS 512 MB 650/1940 MHz;
. NVIDIA GeForce 8800 GT 512 MB 600/1800 MHz;
. NVIDIA GeForce 8600 GTS 256 MB 675/2000 MHz;
. AMD RADEON HD 3870 512 MB 775/2250 MHz;
. AMD RADEON HD 3850 512 MB 670/1660 MHz.
Во время тестирования использовались следующие настройки драйверов:
Для NVIDIA ForceWare 169.28/174.12:
. texture filtering — high quality;
. vertical sync — off;
. anisotropic optimization — off;
. anisotropic sample optimization — off;
. transparency antialiasing — off.
Для AMD Catalyst 8.3:
. Catalyst A.I — standard;
. mipmap detail level — high quality;
. wait for vertical refresh — off;
. adaptive antialiasing — off;
. temporal antialiasing — off;
. high quality anisotropic filtering — off.
Все остальные настройки по умолчанию.
Анализ производительности проводился в трех стандартных для нашей методики разрешениях: 1024x768, 1280х1024 и 1920х1080 пикселей. Измерение производительности осуществлялось встроенными в игру бенчмарками, а при их отсутствии — утилитой FRAPS на специально подобранных простых для повторения сценах. Прогон тестов (для замеров при помощи FRAPS) осуществлялся два раза, чтобы исключить случайные погрешности экспериментов.
Выводы
Итак, просуммируем выводы по чипу. Новая видеокарта NVIDIA GeForce 9600 GT просто удивляет производительностью для своей ценовой категории. Чип G94 — это, несомненно, фаворит нынешнего поколения ускорителей класса midlle-end, при всем этом его вычислительная мощьность многократно шагнула относительно своего прошлого поколения решений на базе G84. Помимо прочего, конкурентам новоиспеченный чип тоже сильно насолил. AMD Radeon 3850, который нацелен на тот же ценовой сектор, что и GeForce 9600 GT, просто уничтожен, а AMD Radeon 3870 не показывает высокого преимущества в производительности за свою цену. С выходом нового ускорителя у AMD ничего не остается, кроме как давать ответный бой NVIDIA снижением стоимости на свою продукцию либо наладить производство еще более эффективных чипов. Относительно же самой платы XpertVision GeForce 9600 GT Sonic можно применить только положительные эпитеты. Она нас порадовала прекрасным разгонным потенциалом (несмотря уже на заводской разгон),
высокоэффективной системой охлаждения и в целом действительно качественным исполнением видеокарты на базе нового чипа G94.
Плюсы:
. отменная производительность для своей стоимости (характерно для всего класса GeForce 9600 GT 512 MB);
. заводской разгон;
. отличный разгонный потенциал по чипу;
. эффективная система охлаждения;
. приемлемый шум кулера;
. умеренная цена.
Минусы:
. не выявлено.
Дмитрий Трамбицкий
Пугаться по этому поводу не стоит, так как карты, выпущенные на ее мощностях, зарекомендовали себя только с положительной стороны — качество изготовления продукции весьма высокое, и брэнд уже не представляет собой злостного "нонеймера". Получается, что для продукции XpertVision будут характерны все особенности ускорителей Palit — это дизайн PCB собственного производства, нестандартная система охлаждения, а для специальных модификаций плат Sonic — повышенные частоты или же для версий Super — увеличенный объем видеопамяти. Сегодня в нашей лаборатории будет рассматриваться видеоадаптер XpertVision GeForce 9600 GT Sonic 512 MB, который имеет нестандартное исполнение PCB и всей системы охлаждения. Помимо этого, не менее интересным будет изучить производительность новоиспеченного чипа 9600 GT, а также его основные особенности и отличия относительно G92 (GeForce 8800 GT\GTS). Итак, без лишних проволочек приступаем к изучению новинки NVIDIA G94. А начнем мы, как всегда, с архитектуры.
Чип G94: архитектура, основные возможности, характеристики
29 октября 2007 г. компания NVIDIA официально анонсировала первого представителя ускорителей на базе чипа G92 — видеокарту GeForce 8800 GT. Данный ускоритель позиционируется как middle-end-решение с рекомендуемой стоимостью $250. С точки зрения производительности новинка получилась просто отменной — она враз расправилась с прошлым hi-end-представителем GeForce 8800 GTS и лишь на 10-15% уступила GeForce 8800 GTX, что легко исправилось разгоном. И все это благодаря высокому количеству функциональных блоков, заключенных в ядро G92. Так, GeForce 8800 GT могла похвастаться 112 потоковыми процессорами, а старшая модель на том же чипе GeForce 8800 GTS — 128. Помимо всего прочего, техпроцесс 65 нм изготовления кристаллов GPU значительно повысил энергетическую эффективность видеокарт на базе ядра G92, поэтому теперь он потребляет практически вдвое меньше энергии, чем G80, обладая при этом аналогичными характеристиками и производительностью. Однако GeForce 8800 GT и GeForce 8800 GTS (G92) обслуживают достаточно высокий ценовой сектор, и до "народных" им еще очень далеко, поэтому NVIDIA должна была обязательно выступить и с более доступными чипами на базе технологического процесса 65 нм.
21 февраля так и случилось — канадская компания официально представила видеокарту 9600 GT, призванную отправить на "заслуженный покой" 8600 GTS в middle-end-сегменте в ценовой категории до $180. Новое ядро G94 отличается от своего старшего "брата" G92 лишь количественными характеристиками, а функциональное назначение и принцип действия исполнительных блоков остались без каких-либо значимых изменений. С точки зрения количественных характеристик 9600 GT имеет в запасе 64 универсальных процессора — это в два раза больше, чем у "старичка" 8600 GTS, и в два раза меньше, чем у GeForce 8800 GTS (G92) или GeForce 8800 GTX. На этот раз уже будем надеяться, что не произойдет такого колоссального разрыва в производительности по сравнению со старшими решениями, как это было между 8800 и 8600. Итак, новоиспеченное ядро G94 состоит из 505 млн транзисторов (для сравнения: у G86 их было 210 млн, у G92 — 754 млн, у G80 — 681 млн). Оно работает на номинальной частоте 650 MHz для NVIDIA GeForce 9600 GTS. Графический процессор использует унифицированную шейдерную архитектуру, которая превосходно себя зарекомендовала в чипах G80/84/92. Идея унификации функциональных блоков GPU заключается в следующем: ранее они разделялись на вершинные и шейдерные, а теперь универсальные блоки способны обрабатывать любые виды инструкций без существенных потерь в производительности. Это позволит динамически изменять производительность ядра за счет перераспределения ресурсов для нужной в данный момент задачи. В итоге у нас получается полная загрузка чипа, и как следствие повышается производительность. Теперь более подробно рассмотрим упрощенную блок-схему чипа G94. Для сравнения также приведем схему G92.
В случае G94 мы видим элементарную редукцию — 4 шейдерных блока, в каждом из которых сосредоточены по 16 потоковых процессоров (Streaming Processor) и 8 текстурных блоков (TMU). Всего получается 64 потоковых процессора и 32 текстурных модуля. Все процессоры G94, как и в предыдущих чипах, работают с повышенными относительно GPU тактовыми частотами. В частности, для 9600 GT она равняется 1650 MHz. Напоследок отметим блоки записи в кадровый буфер (ROP), которых в данном случае 4 (на диаграмме синие блоки рядом с кэшем L2). В работе и концепции построения потоковых процессоров (SP) NVIDIA не вносила никаких поправок со времен чипов G84. На диаграмме отчетливо видно, что на каждые четыре потоковых процессора приходится два модуля адресации текстур TA и по два модуля фильтрации текстур TF. Поэтому теперь каждый текстурный блок в связи с увеличением числа вычисляемых текстурных адресов сможет обрабатывать вдвое больше выборок, чем таковой, к примеру, у G80. Каждый шейдерный блок снабжен собственным кэшем первого уровня L1. В нем могут храниться не только текстуры, но и в связи с унифицированностью самих блоков различного рода данные. Все потоковые процессоры (SP), на которых основана архитектура G94, являются скалярными. Почему не векторными? Причина кроется в том, что на основе исследований шейдерных программ разработчиками компании NVIDIA было выяснено, что векторная архитектура достаточно неэкономично использует вычислительные ресурсы, когда идет обработка сложных инструкций — например, скалярных и векторных одновременно (вообще говоря, скалярные вычисления на векторных процессорах выполняются очень неэффективно). В свете наметившейся в последнее время тенденции к все большему переходу от векторных вычислений к скалярным стратегия разработчиков NVIDIA, пожалуй, становится ясной. Ну, а что же делать с векторным программным кодом? Все очень просто: он преобразуются в скалярные операции непосредственно самим чипом G94. Как уже говорилось, у GeForce 9600 имеется в наличии 4 блока записи в кадровый буфер (ROP). Они не претерпели каких-либо изменений относительно архитектуры G92 и поддерживают следующие методы антиалиасинга: мультисэмплинг, суперсэмплинг и адаптивное сглаживание. Напоследок хотелось бы отметить основные
технологические/графические особенности чипа GeForce 9600 GT:
NVIDIA Lumenex — включает в себя новые методы сглаживания 8x, 8xQ, 16х, 16xQ, сравнимые по скорости и превосходящие по качеству традиционный 4x FSAA. Полное названия такого метода — CSAA (Coverage Sampling Antialiasing).
NVIDIA Quantum Effects — еще одна технология, использующая мощности G94 для реализации расчетов физических взаимодействий. Кроме того, вычислительные ресурсы чипа можно задействовать для решения сложных задач моделирования и математических расчетов. Вычисления с плавающей запятой выполняются в формате IEEE 754 (специальный стандарт операций с плавающей запятой (точкой), разработанный институтом инженеров по электротехнике и электронике в 1985 году). Также компанией NVIDIA был реализован специальный программный API, с помощью которого сторонние программисты с легкостью могут разрабатывать софт, утилизирующий аппаратное ускорение GPU видеокарты.
PureVideo и PureVideo HD
Не забыла NVIDIA и любителей высококачественного видео и HD-видео. В ядро встроена поддержка уже давно всем знакомой технологии PureVideo (для улучшенной обработки видео), а также PureVideo HD. Последняя поддерживает форматы HD DVD и Blu-ray и должна освободить центральный процессор от тяжкого бремени декодирования видеоинформации посредством встроенного декодера форматов H.264, VC-1, WMV/WMV-HD и MPEG-2 HD. Помимо этого, с помощью технологии PureVideo HD возможно реализовать следующие виды постобработки:
. корректировку цвета;
. сглаживание картинки;
. устранение шума.
Extreme High Definition Gaming (XHD) — эта технология позволяет играть в игры на широкоформатных дисплеях при экстремальных HD-разрешениях вплоть до 2560х1600 пикселей.
Поддержка PCI Express 2.0
Во второй ревизии PCI Express значительно увеличилась пропускная способность канала — до 5 Gb/s (PCI Express 1.x — 2,5 Gb/s). Это означает, что теперь для линии x16 максимальная скорость передачи данных может достигать 8 Gb/s в обоих направлениях против 4 Gb/s для старого PCI Express 1.х. Примечательным фактом является то, что PCI Express 2.0 полностью совместим с PCI Express 1.1. На деле это означает, что старые видеокарты будут спокойно работать в системных платах с новыми разъемами, и новые видеоадаптеры будут без проблем работать в старых разъемах стандарта PCI Express 1.х. Напоследок ознакомимся с официальными техническими характеристиками GeForce 9600 GT:
. кодовое название чипа G94;
. технологический процесс изготовления 65 нм;
. количество транзисторов 505 млн;
. частота работы ядра 650 MHz;
. 64 унифицированных скалярных процессора, работающих на частоте 1650 MHz;
. 32 блока текстурной фильтрации с поддержкой операций с плавающей запятой FP16 и FP32;
. 4 блока записи в кадровый буфер (ROP) (8 накладываемых текстур за проход);
. ширина шины памяти 256 бит;
. объем видеопамяти 512 Mb типа GDDR3 с частотой 1800 MHz DDR;
. полоса пропускания памяти 57,6 Gb/s;
. аппаратная поддержка АРI Direct X 10, Shader Model 4.0, а также OpenGL 2.1;
. поддерживаемый интерфейс шины PCI-Express x16 rev 2.0;
. возможность организации массива из двух/трех видеокарт NVIDIA SLI;
. аппаратное декодирование видео PureVideo;
. аппаратное декодирование видео высокой четкости PureVideo HD;
. интерфейсы 2x DVI Dual Link, HDMI, HDTV;
. 2x RAMDAC 400 MHz;
. интегрированная в ядро поддержка TV-выхода.
Мы рассмотрели архитектуру и основные технологические возможности чипа с кодовым названием G92, и теперь остается разобраться уже с модификациями видеокарт на основе новейшего GPU, а также его конкурентами:
Видеокарта | NVIDIA GeForce 8800 GT | NVIDIA GeForce 8600 GTS | NVIDIA GeForce 9600 GT | Xpert Vision GeForce 9600 GT Sonic 512 MB | AMD Radeon HD 3870 | AMD Radeon HD 3850 | AMD Radeon HD 2900 XT |
Наименование чипа | G92 | G84 | G94 | G94 | R670 | R670 | R600 |
Техпроцесс | 65 | 80 нм | 65 нм | 65 нм | 55 нм | 55 нм | 80 нм |
Количество транзисторов | 754 млн | 289 млн | 505 млн | 505 млн | 666 млн | 666 млн | 700 млн |
Тактовые частоты чипа, MHz | 600 | 675 | 650 | 700 | 775 | 670 | 740 |
Тактовые частоты шейдерного домена, MHz | 1500 | 1450 | 1650 | 1750 | 775 | 670 | 740 |
Эффективная частота памяти, MHz | 1800 | 2000 | 1800 | 2000 | 2250 | 1660 | 1650 |
Максимальная пропускная способность памяти, Gb/s | 57.6 | 32 | 57.6 | 57.6 | 72 Gb/s | 53 Gb/s | 106 Gb/s |
Объем и тип используемой памяти | 256/512/ 1024 Mb GDDR3 | 256/512/ 1024 Mb GDDR3 | 512/ 1024 Mb GDDR3 | 512 Mb GDDR3 | 512 Mb/ 1 Gb GDDR4 | 256 Mb/ 512 Gb GDDR3 | 512 Mb/ 1 Gb GDDR4 |
Количество универсальных процессоров | 112 | 32 | 64 | 64 | 320 | 320 | 320 |
TMU (текстурные блоки) | 56 | 16 | 332 | 332 | 16 | 16 | 16 |
ROP (пикс/такт) | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 | 16 | 16 |
Филлрейт, теоретический (Mpix) | 9600 | 5400 | 10400 | 10400 | 12400 | 10700 | 12000 |
Тексельрейт, теоретический (Mtexels) | 33600 | 10800 | 20800 | 20800 | 12400 | 10700 | 12000 |
Полноэкранное сглаживание | MSAA 2х, 4х, 8х CSAA 2x-16x | MSAA 2х, 4х, 8х CSAA 2x-16x | MSAA 2х, 4х, 8х CSAA 2x-16x | MSAA 2х, 4х, 8х CSAA 2x-16x | MSAA 2х, 4х, 8х и CFAA до 24x | MSAA 2х, 4х, 8х и CFAA до 24x | MSAA 2х, 4х, 8х и CFAA до 24x |
Анизотропная фильтрация (AF) | 2х, 4х, 8х, 16х | 2х, 4х, 8х, 16х | 2х, 4х, 8х, 16х | 2х, 4х, 8х, 16х | 2х, 4х, 8х, 16х | 2х, 4х, 8х, 16х | 2х, 4х, 8х, 16х |
Ширина шины памяти, бит | 256 | 128 | 128 | 128 | 256 | 256 | 512 |
Интерфейс | PCI-E х16 v2.0 | PCI-E х16 | PCI-E х16 v2.0 | PCI-E х16 v2.0 | PCI-E х16 v2.0 | PCI-E х16 v2.0 | PCI-E х16 |
Версия DirectX | 10 | 10 | 10 | 10 | 10.1 | 10.1 | 10 |
Версия вершинных шейдеров | 4.0 | 4.0 | 4.0 | 4.0 | 4.1 | 4.1 | 4.0 |
Версия пиксельных шейдеров | 4.0 | 4.0 | 4.0 | 4.0 | 4.1 | 4.1 | 4.0 |
Разъемы | TV-Out 2 x DVI Dual Link, HDTV | TV-Out 2 x DVI Dual Link, HDTV | TV-Out 2 x DVI Dual Link, HDTV | 2x DVI, HDMI, DisplayPort, S/PDIF | TV-Out 2 x DVI Dual Link HDTV | TV-Out 2 x DVI Dual Link HDTV | TV-Out 2 x DVI Dual Link HDTV |
RAMDAC, MHz | 2х400 | ||||||
Аппаратное декодирование H264/WMV | + | + | + | + | + | + | + |
Максимальное разрешение | 2560х1600 @85 Hz | ||||||
Ориентировочная стоимость** | $300 | $174 | $280 | $270 | $280 | $248 | $600 |
* Количество пиксельных и вершинных конвейеров соответственно.
**По ценам kosht.com на день подготовки статьи.
Ускоритель GeForce 9600 GT с рекомендованной стоимостью в районе $170-$190 призван составить конкуренцию ныне существующему AMD Radeon 3850. Ведь не стоит забывать о том, что средний ценовой сектор видеокарт является самым востребованным среди владельцев персональных компьютеров. Так, за разумную цену вы получаете ускоритель с самыми современными на сегодня технологиями, при этом его производительность будет достаточна для большинства существующих игр (с некоторыми скидками на качество, конечно же). Поэтому производители в данном ценовом диапазоне предлагают постоянное снижение цен на свою продукцию, обновление модельного ряда и анонс видеокарт с очень привлекательной производительностью при неизменной стоимости. В целом они делают все, чтобы привлечь максимальное количество покупателей на свою сторону. Так чем же нас порадовала NVIDIA на этот раз? Об этом можно узнать, лишь запустив соответствующий пакет бенчмарков/игр, к чему мы обязательно приступим чуть позднее, а пока приступим к анализу особенностей представителей класса 9600 GT.
Плата XpertVision GeForce 9600 GT Sonic 512 MB
Комплектация, дизайн PCB и конструкция системы охлаждения
Коробка, в которой поставляется видеокарта XpertVision GeForce 9600 GT Sonic, средних размеров. Первое, что бросается в глаза, — это знакомая по своему виду/оформлению наклейка с основными характеристиками платы — точно такие же мы могли видеть и на коробках Palit. Оформление, как нам показалось, весьма специфичное — разработчики могли бы изобразить что-нибудь более привлекательное. Впрочем, это лишь субъективное мнение — дело вкуса каждого... Но суть не в этом — нас в первую очередь интересует содержимое. Внутри коробки ускоритель был завернут в пористый целлофан и надежно закреплен, поэтому за целостность платы при транспортировке можно не беспокоиться. В боксе, помимо XertVision GeForce 9600 GT Sonic, было обнаружено:
. руководство по быстрой установке на 8 языках (в том числе русском);
. CD с драйверами и утилитами;
. CD с игрой Tomb Rider: Anniversary;
. переходник DVI-I на D-SUB;
. переходник питания 2х Molex на 6-пиновый PCI Express;
. универсальный HDTV-кабель;
. специальный переходник с DVI на HDMI.
. кабель для вывода сигнала со звуковой карты на HDMI.
Комплект неплох, однако мы здесь не видим адаптера HDMI. Как выяснилось впоследующем, он тут и незачем — об этом читаем далее. Дизайн печатной платы XpertVision GeForce 9600 GT Sonic отличается от референсного, как, собственно говоря, и сама система охлаждения. Основные отличия рассматриваемой карты от стандартной 9600 GT, которые сразу же бросаются в глаза, — прежде всего, значительно переработанная система цифрового питания платы, а далее уже при более детальном рассмотрении становится ясно, что многие элементы разводки PCB, конденсаторы и прочие детали находятся "не на своих местах". Да и габаритные размеры платы стали несколько больше, чем у стандартной 9600 GT. Печатная плата XpertVision GeForce 9600 GT Sonic выполнена из привычного нам светло-зеленого текстолита. На задней части мы видим 6-контактный разъем для дополнительной подпитки видеокарты. Для стабильной работы видеокарты и всей системы в целом производитель рекомендует использовать блок питания от 400 Вт. При этом нагрузочная способность на шине +12 V должна быть не менее 18 А. Далее рассмотрим систему охлаждения.
Кулер, охлаждающий GPU, представляет собой цельнолитую алюминиевую конструкцию чашеобразной формы с расположенным в центре вентилятором. Система охлаждения из-за выступающего радиатора получилась двухслотовой. Из замеченных недостатков конструкции отметим, что нагретый воздух не выводится за пределы корпуса компьютера, а остается внутри — это, в свою очередь, приводит к нежелательному нагреву остальных компонентов системы. В качестве термоинтерфейса используется тягучая серая субстанция очень вязкой консистенции в холодном состоянии. Качество обработки основания удовлетворительное, и не более. И когда же, наконец, будет нормальная отделка подошвы? Вот уж действительно риторический вопрос. Охлаждение чипов памяти организовано посредством тонкой алюминиевой пластины серебристого цвета.
Несмотря на то, что планка выполнена без дополнительного оребрения, принятый вид конструкции вполне справляется со своей задачей, не давая чипам перегреваться. Вокруг ядра GPU располагается белая рамочка, призванная устранить перекос и тем самым предотвратить скол кристалла при установке системы охлаждения. GPU в нашем случае ревизии A1 и выпущен на 5-й неделе 2008 года в Тайване. Он работает на повышенной относительно эталонной частоте — 700 MHz (номинал — 650 MHz). Видеопамять типа GDDR3 SDRAM с общим объемом 512 Mb расположена на лицевой стороне PCB и набрана с помощью восьми микросхем по 64 Mb. Производитель чипов — компания Samsung. Время выборки у всех микросхем составляет 1,0 нс, что соответствует частоте 1000 (2000) MHz, на которых, собственно говоря, она и работает. На задней панели видеокарты расположился целый набор разъемов, как говорится, на все случаи жизни: 2х DVI (Dual-Link), HDMI, DisplayPort и S/PDIF.
Температурный режим, разгон, уровень энергопотребления
Для большей наглядности все данные по температурным режимам видеокарты сведем в соответствующую таблицу:
Наименование видеокарты | XpertVision GeForce 9600 GT 512 MB Sonic |
Условия тестирования | открытый стенд |
Температура окружающего воздуха | 20°С |
Температурные показатели, режим простоя (2D) | |
Графический процессор, макс. значение, °С | 31-32 |
Температурные показатели (3D) | |
Графический процессор, макс. значение, °С | 48-49 |
Температура внешних элементов видеокарты* | |
Чипы памяти, °C | 32 |
Таблица 2. Разгонные показатели видеокарты XpertVision GeForce 9600 GT 512 MB Sonic:
Подсистема | GPU | Память | Шейдерный домен |
Номинальные частоты | 700 | 2000 | 1750 |
Частоты, полученные разгоном | 800 | 2214 | 2000 |
Прирост | 14,5% | 10,7% | 14,2% |
Температурные показатели (3D) | |||
Максимальная температура GPU, °С | 50 | ||
Радиатор GPU | 38 | ||
Чипы памяти | 42 |
*Измерено с помощью цифрового градусника Mastech MS-6501.
По результатам тестирования отчетливо видно, что система охлаждения справляется со своей задачей на ура. При всем этом ее работа не создает лишнего шума — по данному параметру видеокарте XpertVision GeForce 9600 GT Sonic можно смело ставить твердую "девятку". Показатели разгона также находятся на очень высоком уровне, несмотря на то, что видеокарта уже поставляется с заводским разгоном! Прекрасный результат.
Конфигурация тестового стенда, список тестовых приложений и настроек
Конфигурация тестового стенда:
Материнская плата | Asus P5B Deluxe P965 |
Процессор | Intel Core 2 Quad QX6700 2,66 GHz, разогнанный до 3,2 GHz (266x12) |
Память | Kingston HyperX PC-6400 DDR II (2x1 Gb, CL3-3-3-10), 2,3 V; |
Винчестер | Seagate ST3320620AS 320 Gb (Serial ATA II, буфер 16 Mb |
Блок питания | Floston LXPW 560 W |
Монитор | Compaq P1210 (22", максимальное разрешение 2048х1536@75 Hz) |
Операционная система (тесты DX9) | Microsoft Windows XP Pro SP2, DirectX 9.0c (сборка ноябрь 2007-го) |
Операционная система (тесты DX10) | Microsoft Windows Vista Ultimate 32-bit, DirectX 10 (сборка ноябрь 2007-го) |
Драйверы для видеокарт NVIDIA | NVIDIA ForceWare 169.25 для Windows XP; NVIDIA ForceWare 169.25 для Windows Vista; |
Драйверы для видеокарт AMD | ATI Catalyst 8.3 для Windows XP и Windows Vista |
В тестировании, помимо XpertVision GeForce 9600 GT Sonic, также принимали участие:
. NVIDIA GeForce 8800 GTS 512 MB 650/1940 MHz;
. NVIDIA GeForce 8800 GT 512 MB 600/1800 MHz;
. NVIDIA GeForce 8600 GTS 256 MB 675/2000 MHz;
. AMD RADEON HD 3870 512 MB 775/2250 MHz;
. AMD RADEON HD 3850 512 MB 670/1660 MHz.
Во время тестирования использовались следующие настройки драйверов:
Для NVIDIA ForceWare 169.28/174.12:
. texture filtering — high quality;
. vertical sync — off;
. anisotropic optimization — off;
. anisotropic sample optimization — off;
. transparency antialiasing — off.
Для AMD Catalyst 8.3:
. Catalyst A.I — standard;
. mipmap detail level — high quality;
. wait for vertical refresh — off;
. adaptive antialiasing — off;
. temporal antialiasing — off;
. high quality anisotropic filtering — off.
Все остальные настройки по умолчанию.
Анализ производительности проводился в трех стандартных для нашей методики разрешениях: 1024x768, 1280х1024 и 1920х1080 пикселей. Измерение производительности осуществлялось встроенными в игру бенчмарками, а при их отсутствии — утилитой FRAPS на специально подобранных простых для повторения сценах. Прогон тестов (для замеров при помощи FRAPS) осуществлялся два раза, чтобы исключить случайные погрешности экспериментов.
3DMark 06, SM 2.0 Score | |||
AMD Radeon HD 3850 256 MB 670/1660 МГц | 4530 | 3955 | 3331 |
AMD Radeon HD 3870 512 MB 775/2250 МГц | 5207 | 4554 | 3829 |
NVIDIA GeForce 8600 GTS 256 MB 675/2000 МГц | 2993 | 2409 | 1819 |
NVIDIA GeForce 8800 GT 512 MB 600/1800 МГц | 6050 | 5309 | 4469 |
NVIDIA GeForce 8800 GTS 512 MB 650/1940 МГц | 6428 | 5866 | 5034 |
XpertVision GeForce 9600 GT Sonic 512 MB 700/2000 МГц | 5942 | 5062 | 4127 |
XpertVision GeForce 9600 GT Sonic 512 MB OC 800/2214 МГц | 6242 | 5635 | 4656 |
3DMark 06, SM 3.0 Score | |||
AMD Radeon HD 3850 256 MB 670/1660 МГц | 5455 | 4353 | 3212 |
AMD Radeon HD 3870 512 MB 775/2250 МГц | 6230 | 5003 | 3829 |
NVIDIA GeForce 8600 GTS 256 MB 675/2000 МГц | 2759 | 2084 | 1513 |
NVIDIA GeForce 8800 GT 512 MB 600/1800 МГц | 6260 | 5073 | 393 |
NVIDIA GeForce 8800 GTS 512 MB 650/1940 МГц | 6724 | 5664 | 4442 |
XpertVision GeForce 9600 GT Sonic 512 MB 700/2000 МГц | 6014 | 4756 | 3612 |
XpertVision GeForce 9600 GT Sonic 512 MB OC 800/2214 МГц | 6463 | 5290 | 4047 |
Crysis, SM 3.0, Max Quality, | |||
AMD Radeon HD 3850 256 MB 670/1660 МГц | 38.9 | 32.2 | 20.9 |
AMD Radeon HD 3870 512 MB 775/2250 МГц | 44.8 | 37.7 | 24.5 |
NVIDIA GeForce 8600 GTS 256 MB 675/2000 МГц | 19.3 | 11.9 | 7.6 |
NVIDIA GeForce 8800 GT 512 MB 600/1800 МГц | 54.2 | 38.6 | 25.8 |
NVIDIA GeForce 8800 GTS 512 MB 650/1940 МГц | 60.1 | 44.6 | 29.5 |
XpertVision GeForce 9600 GT Sonic 512 MB 700/2000 МГц | 48.7 | 32.9 | 22.1 |
XpertVision GeForce 9600 GT Sonic 512 MB OC 800/2214 МГц | 54.5 | 39.5 | 25 |
Gothic 3 v1.12, SM 3.0, Aniso x16, Max Quality; | |||
AMD Radeon HD 3850 256 MB 670/1660 МГц | 47.2 | 33.5 | 22.3 |
AMD Radeon HD 3870 512 MB 775/2250 МГц | 54.3 | 38.9 | 26.3 |
NVIDIA GeForce 8600 GTS 256 MB 675/2000 МГц | 26 | 20.1 | 14.1 |
NVIDIA GeForce 8800 GT 512 MB 600/1800 МГц | 76.3 | 62.8 | 43.5 |
NVIDIA GeForce 8800 GTS 512 MB 650/1940 МГц | 83 | 66.2 | 49 |
XpertVision GeForce 9600 GT Sonic 512 MB 700/2000 МГц | 73.1 | 57.5 | 42.2 |
XpertVision GeForce 9600 GT Sonic 512 MB OC 800/2214 МГц | 81.7 | 65.7 | 47.3 |
NFS Pro Street, SM 3.0, 4AA+AF x16, Max Quality; | |||
AMD Radeon HD 3850 256 MB 670/1660 МГц | 45.3 | 38.7 | 31.9 |
AMD Radeon HD 3870 512 MB 775/2250 МГц | 52.1 | 44.2 | 37 |
NVIDIA GeForce 8600 GTS 256 MB 675/2000 МГц | 24.8 | 20.6 | 16.9 |
NVIDIA GeForce 8800 GT 512 MB 600/1800 МГц | 63.5 | 48.4 | 38.2 |
NVIDIA GeForce 8800 GTS 512 MB 650/1940 МГц | 72 | 54.4 | 43.2 |
XpertVision GeForce 9600 GT Sonic 512 MB 700/2000 МГц | 53.5 | 46.2 | 38.5 |
XpertVision GeForce 9600 GT Sonic 512 MB OC 800/2214 МГц | 57 | 50.4 | 41.7 |
Prey v1.3, OpenGL, SM 2.0, 4AA+AF x16, Max Quality; | |||
AMD Radeon HD 3850 256 MB 670/1660 МГц | 75.5 | 58.5 | 41.2 |
AMD Radeon HD 3870 512 MB 775/2250 МГц | 87.3 | 67.2 | 47.5 |
NVIDIA GeForce 8600 GTS 256 MB 675/2000 МГц | 52.3 | 34.8 | 22.5 |
NVIDIA GeForce 8800 GT 512 MB 600/1800 МГц | 119.8 | 83.9 | 57.4 |
NVIDIA GeForce 8800 GTS 512 MB 650/1940 МГц | 134.5 | 93.4 | 64.2 |
XpertVision GeForce 9600 GT Sonic 512 MB 700/2000 МГц | 115.4 | 79.3 | 52.3 |
XpertVision GeForce 9600 GT Sonic 512 MB OC 800/2214 МГц | 125.3 | 87.2 | 60.1 |
Splinter Cell 3 Chaos Theory v1.05, SM 3.0, 4AA+AF x16, HDR, Max Quality; | |||
AMD Radeon HD 3850 256 MB 670/1660 МГц | 117.3 | 88.7 | 63.5 |
AMD Radeon HD 3870 512 MB 775/2250 МГц | 134.7 | 103 | 73.2 |
NVIDIA GeForce 8600 GTS 256 MB 675/2000 МГц | 59.8 | 40.3 | 27.4 |
NVIDIA GeForce 8800 GT 512 MB 600/1800 МГц | 138.2 | 98 | 68.3 |
NVIDIA GeForce 8800 GTS 512 MB 650/1940 МГц | 152.5 | 108.6 | 75.9 |
XpertVision GeForce 9600 GT Sonic 512 MB 700/2000 МГц | 134.8 | 95.4 | 63.2 |
XpertVision GeForce 9600 GT Sonic 512 MB OC 800/2214 МГц | 144.8 | 101.7 | 70.6 |
S.T.A.L.K.E.R. v1.003, SM 3.0, DL On, HDR, Aniso x16, Max Quality; | |||
AMD Radeon HD 3850 256 MB 670/1660 МГц | 18.6 | 14.1 | 10 |
AMD Radeon HD 3870 512 MB 775/2250 МГц | 21.4 | 16.2 | 11.6 |
NVIDIA GeForce 8600 GTS 256 MB 675/2000 МГц | 18.1 | 13.7 | 8.9 |
NVIDIA GeForce 8800 GT 512 MB 600/1800 МГц | 39.2 | 30.1 | 21 |
NVIDIA GeForce 8800 GTS 512 MB 650/1940 МГц | 42.5 | 33.6 | 23.6 |
XpertVision GeForce 9600 GT Sonic 512 MB 700/2000 МГц | 36.8 | 28 | 18.7 |
XpertVision GeForce 9600 GT Sonic 512 MB OC 800/2214 МГц | 41.2 | 31.2 | 20.5 |
Tomb Raider: Legend v1.2, SM 3.0, NGC ON, 4AA+AF x16, Max Quality; | |||
AMD Radeon HD 3850 256 MB 670/1660 МГц | 53.6 | 37 | 24.1 |
AMD Radeon HD 3870 512 MB 775/2250 МГц | 62 | 42.8 | 27.7 |
NVIDIA GeForce 8600 GTS 256 MB 675/2000 МГц | 38.7 | 25.4 | 16.4 |
NVIDIA GeForce 8800 GT 512 MB 600/1800 МГц | 103.2 | 70.2 | 46.3 |
NVIDIA GeForce 8800 GTS 512 MB 650/1940 МГц | 116.8 | 80 | 53.6 |
XpertVision GeForce 9600 GT Sonic 512 MB 700/2000 МГц | 94.1 | 64.3 | 43.2 |
XpertVision GeForce 9600 GT Sonic 512 MB OC 800/2214 МГц | 104.5 | 72.5 | 48.8 |
Windows Vista Ultimate DX 10 | |||
Bioshock, SM 4.0, Max Quality; | |||
AMD Radeon HD 3850 256 MB 670/1660 МГц | 80 | 60.5 | 49 |
AMD Radeon HD 3870 512 MB 775/2250 МГц | 92.1 | 69.5 | 56.4 |
NVIDIA GeForce 8600 GTS 256 MB 675/2000 МГц | 42.3 | 29.8 | 22.3 |
NVIDIA GeForce 8800 GT 512 MB 600/1800 МГц | 110.5 | 85.6 | 63 |
NVIDIA GeForce 8800 GTS 512 MB 650/1940 МГц | 121.3 | 92.2 | 71.5 |
XpertVision GeForce 9600 GT Sonic 512 MB 700/2000 МГц | 104.3 | 78.2 | 56.2 |
XpertVision GeForce 9600 GT Sonic 512 MB OC 800/2214 МГц | 116.3 | 89 | 62.3 |
Company Of Heroes DX10, 4AA+AF x16, Max Quality; | |||
AMD Radeon HD 3850 256 MB 670/1660 МГц | 43.2 | 38.3 | 26.1 |
AMD Radeon HD 3870 512 MB 775/2250 МГц | 49.7 | 43.9 | 30 |
NVIDIA GeForce 8600 GTS 256 MB 675/2000 МГц | 27.5 | 21.2 | 8.6 |
NVIDIA GeForce 8800 GT 512 MB 600/1800 МГц | 65.6 | 54.2 | 31.4 |
NVIDIA GeForce 8800 GTS 512 MB 650/1940 МГц | 70.4 | 58.3 | 36.2 |
XpertVision GeForce 9600 GT Sonic 512 MB 700/2000 МГц | 57.3 | 48.6 | 28.8 |
XpertVision GeForce 9600 GT Sonic 512 MB OC 800/2214 МГц | 65.4 | 53.6 | 32.3 |
Call Of Juarez Benchmark DX10 | |||
AMD Radeon HD 3850 256 MB 670/1660 МГц | 30.9 | 21.4 | 14.7 |
AMD Radeon HD 3870 512 MB 775/2250 МГц | 43.2 | 30.8 | 22 |
NVIDIA GeForce 8600 GTS 256 MB 675/2000 МГц | 16.3 | 11.3 | 9.5 |
NVIDIA GeForce 8800 GT 512 MB 600/1800 МГц | 33.9 | 27.2 | 21.4 |
NVIDIA GeForce 8800 GTS 512 MB 650/1940 МГц | 37.9 | 30 | 25.9 |
XpertVision GeForce 9600 GT Sonic 512 MB 700/2000 МГц | 32.4 | 25.3 | 21.5 |
XpertVision GeForce 9600 GT Sonic 512 MB OC 800/2214 МГц | 35.5 | 27.8 | 23.2 |
Crysis, SM 4.0, Very High Quality; | |||
AMD Radeon HD 3850 256 MB 670/1660 МГц | 19.8 | 10.2 | 6 |
AMD Radeon HD 3870 512 MB 775/2250 МГц | 22.8 | 12.9 | 8.5 |
NVIDIA GeForce 8600 GTS 256 MB 675/2000 МГц | 8.9 | 5.2 | 3.1 |
NVIDIA GeForce 8800 GT 512 MB 600/1800 МГц | 23 | 17.2 | 8.6 |
NVIDIA GeForce 8800 GTS 512 MB 650/1940 МГц | 28.4 | 20.4 | 11.5 |
XpertVision GeForce 9600 GT Sonic 512 MB 700/2000 МГц | 21.7 | 9.9 | 6.1 |
XpertVision GeForce 9600 GT Sonic 512 MB OC 800/2214 МГц | 24 | 11.3 | 6.8 |
Unreal Tornament, SM 4.0, Max Quality; | |||
AMD Radeon HD 3850 256 MB 670/1660 МГц | 117.2 | 94.3 | 77.5 |
AMD Radeon HD 3870 512 MB 775/2250 МГц | 134.8 | 108.3 | 90.5 |
NVIDIA GeForce 8600 GTS 256 MB 675/2000 МГц | 74.6 | 60.2 | 43.5 |
NVIDIA GeForce 8800 GT 512 MB 600/1800 МГц | 142.2 | 112.6 | 77.8 |
NVIDIA GeForce 8800 GTS 512 MB 650/1940 МГц | 166.1 | 129.1 | 91.3 |
XpertVision GeForce 9600 GT Sonic 512 MB 700/2000 МГц | 136.6 | 107 | 76. |
XpertVision GeForce 9600 GT Sonic 512 MB OC 800/2214 МГц | 151.3 | 120.1 | 86.3 |
World In Conflict, SM 4.0, Maximum Quality; | |||
AMD Radeon HD 3850 256 MB 670/1660 МГц | 32 | 27 | 22 |
AMD Radeon HD 3870 512 MB 775/2250 МГц | 43 | 38 | 30 |
NVIDIA GeForce 8600 GTS 256 MB 675/2000 МГц | 16 | 13 | 8 |
NVIDIA GeForce 8800 GT 512 MB 600/1800 МГц | 50 | 41 | 32 |
NVIDIA GeForce 8800 GTS 512 MB 650/1940 МГц | 55 | 48 | 37 |
XpertVision GeForce 9600 GT Sonic 512 MB 700/2000 МГц | 47 | 40 | 31 |
XpertVision GeForce 9600 GT Sonic 512 MB OC 800/2214 МГц | 51 | 44 | 35 |
Выводы
Итак, просуммируем выводы по чипу. Новая видеокарта NVIDIA GeForce 9600 GT просто удивляет производительностью для своей ценовой категории. Чип G94 — это, несомненно, фаворит нынешнего поколения ускорителей класса midlle-end, при всем этом его вычислительная мощьность многократно шагнула относительно своего прошлого поколения решений на базе G84. Помимо прочего, конкурентам новоиспеченный чип тоже сильно насолил. AMD Radeon 3850, который нацелен на тот же ценовой сектор, что и GeForce 9600 GT, просто уничтожен, а AMD Radeon 3870 не показывает высокого преимущества в производительности за свою цену. С выходом нового ускорителя у AMD ничего не остается, кроме как давать ответный бой NVIDIA снижением стоимости на свою продукцию либо наладить производство еще более эффективных чипов. Относительно же самой платы XpertVision GeForce 9600 GT Sonic можно применить только положительные эпитеты. Она нас порадовала прекрасным разгонным потенциалом (несмотря уже на заводской разгон),
высокоэффективной системой охлаждения и в целом действительно качественным исполнением видеокарты на базе нового чипа G94.
Плюсы:
. отменная производительность для своей стоимости (характерно для всего класса GeForce 9600 GT 512 MB);
. заводской разгон;
. отличный разгонный потенциал по чипу;
. эффективная система охлаждения;
. приемлемый шум кулера;
. умеренная цена.
Минусы:
. не выявлено.
Дмитрий Трамбицкий
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 15 за 2008 год в рубрике hard