Обзор игрового руля Defender Adrenaline Turbo
Виртуальные дороги притягивают к себе множество людей. И вполне естественно, что время от времени у любителей автосимуляторов и "им подобных" игр возникает желание попробовать управлять своей машиной не кнопками с клавиатуры, а с помощью руля. Попробуем присмотреться к игровым рулям из категории "доступные". Среди них рассмотрим модель Defender Adrenaline Turbo. Полный комплект с коробкой передач, рулем и двумя педалями, а также большое количество кнопок на руле (которые во многих играх очень даже пригодятся) и вибрационная связь — вот то, что привлекло в нем наше внимание. С первого взгляда модель кажется достаточно заманчивой, особенно для своей ценовой категории. Она вызывает как минимум желание открыть упаковку, взглянуть на девайс поближе и проверить его в игре.
Итак, в коробке мы нашли: многокнопочный пластмассовый руль с вибрационным эффектом; блок из двух педалей; блок КПП и ручного тормоза; два болта для фиксации руля; диск с ПО. Основные части выполнены из пластика и выглядят достаточно пристойно. Комплект хоть и оснащен вибрационным эффектом, но питания из сети ему не требуется: он подключается к USB-порту, и этого, видимо, достаточно для удовлетворения скромных потребностей в питании.
Руль
Конечно же, главное в комплекте — это сам руль. Он состоит из большой базы, которая покоится на столе, и самого колеса. База прикрепляется к поверхности и уходит вглубь на 19 см, занимая при этом в ширину около 30 см. С правой стороны на ее корпусе находятся разъемы для подключения КПП и педалей. Ну и, само собой, на передней части базы находится сама баранка. В общем, впечатление она производит достаточно хорошее. По размерам колесо среднее (25 см — внешний диаметр), состоит из обода и спиц. За обод придется держаться на протяжении всего игрового процесса — это ясно и понятно всем хотя бы интуитивно. Поэтому и приспособлен он специально для этого: те части, на которых должны лежать руки, имеют синие резиновые накладки, увеличивающие мягкость, сцепление и надежность захвата, над боковыми спицами есть специальные "наплывы" для более удобного размещения рук, а на передней поверхности этих спиц имеется еще и углубление под большой палец. С обратной стороны, там, где спицы соединяются с рулем, тоже есть выемка, куда удобно ложатся остальные пальцы. Диаметр самого обода — 3 см, но руки, скорее всего, будут лежать на его более утолщенных синих частях. Итак, положив руки на всю эту конструкцию, можно сказать, что по эргономике штука получилась очень даже неплохая — держать ее и удобно, и приятно.
Но "баранка" — это не только колесо. Как известно, существует немало адептов многокнопочных рулей. Они уверены, что на баранке должно быть множество клавиш на все случаи жизни. Ну а то, что на баранке должны быть как минимум подрулевые лепестки шифтеров, и вовсе общепризнанно. Дополнительных клавиш тут целых 12: две овальные кнопки расположились на ободе над спицами, а остальные находятся в широкой центральной части колеса (три и три по бокам и четыре в центре). На нижней спице разместилась еще одна "кнопка" — крестовина, которая в разных играх играет разные функции. И если к расположению кнопок можно слегка придраться, то шифтеры удались разработчикам действительно на славу. Лепестки пластмассовые, вроде бы и не такие большие, как могли бы быть, но ложатся сюда кончики пальцев очень удобно — как тут и были. Нажимаются шифтеры приятно, одновременно легко, но очень четко и ощутимо, с очевидным щелчком. К вопросу о ходе руля и угле поворота — как знает любой, кто держал в руках больше одного руля, это очень важные параметры. В данном случае само по себе вращение достаточно мягкое и бесшумное. Сопротивление при повороте небольшое и достаточно легкое, обеспечивается довольно мягким пружинным механизмом, который заодно приводит руль в центральное положение.
А теперь об угле поворота. Заявлены "270є от края до края". На самом деле имеется чуть меньше — градусов 250 (неполных три четверти круга), но это уже мелочи. Для среднестатистических рулей такой показатель уже является вполне приличным, и это главное. Сказать по правде, большинству игроков выше и не требуется: как показывает практика, чаще всего, если есть выбор, в играх используют угол 200є-240є. Ну и еще одна характеристика девайса — виброэффект. На самом деле он представляет собой своего рода имитацию обратной связи, которая позволяет немного погрузить пользователя в процесс игры. Она "оживляет" руль — временами он начинает дрожать под руками в самые напряженные моменты игры. Конечно, это не фидбэк, с которым чувствуешь каждый занос и "камешек" под колесами, но развлечь и немного разнообразить игру виброэффект может.
Педали
На этом повесть о руле закончим и перейдем к педалям. Чем примечательны эти педали? Как минимум тем, что они есть. Это уже хорошо само по себе для бюджетного манипулятора. Второй плюс в том, что педали аналоговые. Это значит, что они работают не по принципу кнопок "включено- выключено", а понимают разные силы нажатия. На самом деле это как раз тот нюанс, который делает педальное управление лучшим, чем клавиатурное, потому что дает тонкое управление. С точки зрения ПО расположены обе педали на одной оси. Весь блок состоит из подставки и самих педалей. Он достаточно легкий, а на полу фиксируется, чтобы не съезжать, резиновыми "ножками". Сами педали сделаны с расчетом быть похожими на настоящие автомобильные, и чем-то внешне эти лопатки и вправду на них смахивают. Что же касается жесткости нажатия, то тут песня уже немножко другая — они мягче, чем автомобильные (это стандартная беда всех наборов, даже действительно дорогих). Причем жесткость и у газа, и у тормоза практически одинаковая. Но если удачно расположить педали, то это можно до определенной степени нивелировать.
КПП и ручной тормоз
Ну, а эту штуку можно воспринимать уже как приятное приложение к набору — занимательно, интересно, делает комплект еще более похожим внешне на настоящий руль. На блоке спереди расположен качающийся вперед-назад переключатель скоростей, а всю основную часть занимает рукоятка ручного тормоза. И то, и другое работает по принципу "кнопок" (те, кто имел дело с рулями до этого, уже догадываются, как это функционирует на практике). Пожалуй, если правильно расположить этот блок, то он способен определенным образом развлечь обладателя, но фиксация на присосках кажется слишком слабой для такого жесткого переключателя скоростей, да и на столе он будет расположен слишком далеко для комфортного использования. Определенно, если есть желание все-таки ввести этот элемент в постоянную работу, то придется серьезно поработать над подставкой, чтобы разместить блок снизу под правой рукой и зафиксировать его намертво.
В играх
Мы решили начать тестирование с NFS Carbon. И физика там попроще, и особых претензий к тонкости управления тоже нет — как раз то, что нужно для начала. В принципе, этой игры, можно считать, и хватило для выявления всех плюсов и минусов набора. Руль показал себя в NFS вполне нормально: иногда хотелось сделать пожестче само его вращение, но, в принципе, интерес есть, повороты проходятся мягче, чем на кнопках, да и просто вжиться в роль водителя приятно. Очень кстати пришлись тут дополнительные клавиши на баранке. С педалями история оказалась несколько посложнее — то ли мертвая зона у них немножко побольше, чем показывает тест, то ли просто непривычно, но плавно выдавливать газ поначалу было сложно. Хотя, конечно, покатавшись с полчасика, начинаешь привыкать к их характеру. Впрочем, если не удалось переключиться на педали, то всегда есть шифтеры, на которые удобно поставить газ и тормоз. А с другой стороны, NFS — не та игра, где требуется такая уж точная регуляция газа (педальку в пол, и поехали). В общем, с педалями свыкнуться после определенного времени можно. А вот скорости мы предпочли переключать шифтерами, а не КПП. После дальнейших часов, проведенных наедине с NFS и рулем, уверенность в том, что он для аркад годится, окрепла, и мы перешли на следующий уровень сложности — к серьезным игрушкам. Опробовать решили rFactor, причем с настройками так сильно уже не заморачивались — ограничились работой с педальками, шифтерами да парой кнопок. Ну и, само собой, вращением руля. По результатам можно сказать, что для NFS набор подходит гораздо лучше, чем для автосимуляторов.
Выводы
Итак, что мы обнаружили в коробке стоимостью в несколько десятков зарубежных рублей? На самом деле мы обнаружили там достаточно неплохой руль с кучей кнопок, который отлично и надежно крепится к столу, имеет замечательные шифтеры и хорошую удобную форму. Из бонусов к нему для развлечения прилагается "вибрационный эффект". Кроме того, имеется педальный блок из двух педалей: не лучший, конечно, но и не худший в своем классе — середнячок. Ну и в качестве совсем уж приложения в набор входит КПП с ручным тормозом — тоже своего рода бонус, который нельзя назвать особенно полезным на практике, но "пусть будет" (наш человек от лишнего не отказывается). Что дает нам "гусь"? А "гусь" нам дает возможность покататься с использованием руля во всякого рода аркадных играх. С упорством и настойчивостью его можно использовать и для развлекательных выездов в серьезных симуляторах, но к ним он приспособлен определенно хуже. Так что больше по вкусу он придется многочисленной армии поклонников NFS по выходным, а не серьезным геймерам. Если кто-то ищет недорогой руль, чтобы разнообразить им аркадные покатушки, то это для него может оказаться оптимальным вариантом. Ну, а тем, кто играет в игры посерьезнее и предъявляет к рулям завышенные требования, лучше все же поискать устройство среди более высокой ценовой категории.
Марина Камаева
Итак, в коробке мы нашли: многокнопочный пластмассовый руль с вибрационным эффектом; блок из двух педалей; блок КПП и ручного тормоза; два болта для фиксации руля; диск с ПО. Основные части выполнены из пластика и выглядят достаточно пристойно. Комплект хоть и оснащен вибрационным эффектом, но питания из сети ему не требуется: он подключается к USB-порту, и этого, видимо, достаточно для удовлетворения скромных потребностей в питании.
Руль
Конечно же, главное в комплекте — это сам руль. Он состоит из большой базы, которая покоится на столе, и самого колеса. База прикрепляется к поверхности и уходит вглубь на 19 см, занимая при этом в ширину около 30 см. С правой стороны на ее корпусе находятся разъемы для подключения КПП и педалей. Ну и, само собой, на передней части базы находится сама баранка. В общем, впечатление она производит достаточно хорошее. По размерам колесо среднее (25 см — внешний диаметр), состоит из обода и спиц. За обод придется держаться на протяжении всего игрового процесса — это ясно и понятно всем хотя бы интуитивно. Поэтому и приспособлен он специально для этого: те части, на которых должны лежать руки, имеют синие резиновые накладки, увеличивающие мягкость, сцепление и надежность захвата, над боковыми спицами есть специальные "наплывы" для более удобного размещения рук, а на передней поверхности этих спиц имеется еще и углубление под большой палец. С обратной стороны, там, где спицы соединяются с рулем, тоже есть выемка, куда удобно ложатся остальные пальцы. Диаметр самого обода — 3 см, но руки, скорее всего, будут лежать на его более утолщенных синих частях. Итак, положив руки на всю эту конструкцию, можно сказать, что по эргономике штука получилась очень даже неплохая — держать ее и удобно, и приятно.
Но "баранка" — это не только колесо. Как известно, существует немало адептов многокнопочных рулей. Они уверены, что на баранке должно быть множество клавиш на все случаи жизни. Ну а то, что на баранке должны быть как минимум подрулевые лепестки шифтеров, и вовсе общепризнанно. Дополнительных клавиш тут целых 12: две овальные кнопки расположились на ободе над спицами, а остальные находятся в широкой центральной части колеса (три и три по бокам и четыре в центре). На нижней спице разместилась еще одна "кнопка" — крестовина, которая в разных играх играет разные функции. И если к расположению кнопок можно слегка придраться, то шифтеры удались разработчикам действительно на славу. Лепестки пластмассовые, вроде бы и не такие большие, как могли бы быть, но ложатся сюда кончики пальцев очень удобно — как тут и были. Нажимаются шифтеры приятно, одновременно легко, но очень четко и ощутимо, с очевидным щелчком. К вопросу о ходе руля и угле поворота — как знает любой, кто держал в руках больше одного руля, это очень важные параметры. В данном случае само по себе вращение достаточно мягкое и бесшумное. Сопротивление при повороте небольшое и достаточно легкое, обеспечивается довольно мягким пружинным механизмом, который заодно приводит руль в центральное положение.
А теперь об угле поворота. Заявлены "270є от края до края". На самом деле имеется чуть меньше — градусов 250 (неполных три четверти круга), но это уже мелочи. Для среднестатистических рулей такой показатель уже является вполне приличным, и это главное. Сказать по правде, большинству игроков выше и не требуется: как показывает практика, чаще всего, если есть выбор, в играх используют угол 200є-240є. Ну и еще одна характеристика девайса — виброэффект. На самом деле он представляет собой своего рода имитацию обратной связи, которая позволяет немного погрузить пользователя в процесс игры. Она "оживляет" руль — временами он начинает дрожать под руками в самые напряженные моменты игры. Конечно, это не фидбэк, с которым чувствуешь каждый занос и "камешек" под колесами, но развлечь и немного разнообразить игру виброэффект может.
Педали
На этом повесть о руле закончим и перейдем к педалям. Чем примечательны эти педали? Как минимум тем, что они есть. Это уже хорошо само по себе для бюджетного манипулятора. Второй плюс в том, что педали аналоговые. Это значит, что они работают не по принципу кнопок "включено- выключено", а понимают разные силы нажатия. На самом деле это как раз тот нюанс, который делает педальное управление лучшим, чем клавиатурное, потому что дает тонкое управление. С точки зрения ПО расположены обе педали на одной оси. Весь блок состоит из подставки и самих педалей. Он достаточно легкий, а на полу фиксируется, чтобы не съезжать, резиновыми "ножками". Сами педали сделаны с расчетом быть похожими на настоящие автомобильные, и чем-то внешне эти лопатки и вправду на них смахивают. Что же касается жесткости нажатия, то тут песня уже немножко другая — они мягче, чем автомобильные (это стандартная беда всех наборов, даже действительно дорогих). Причем жесткость и у газа, и у тормоза практически одинаковая. Но если удачно расположить педали, то это можно до определенной степени нивелировать.
КПП и ручной тормоз
Ну, а эту штуку можно воспринимать уже как приятное приложение к набору — занимательно, интересно, делает комплект еще более похожим внешне на настоящий руль. На блоке спереди расположен качающийся вперед-назад переключатель скоростей, а всю основную часть занимает рукоятка ручного тормоза. И то, и другое работает по принципу "кнопок" (те, кто имел дело с рулями до этого, уже догадываются, как это функционирует на практике). Пожалуй, если правильно расположить этот блок, то он способен определенным образом развлечь обладателя, но фиксация на присосках кажется слишком слабой для такого жесткого переключателя скоростей, да и на столе он будет расположен слишком далеко для комфортного использования. Определенно, если есть желание все-таки ввести этот элемент в постоянную работу, то придется серьезно поработать над подставкой, чтобы разместить блок снизу под правой рукой и зафиксировать его намертво.
В играх
Мы решили начать тестирование с NFS Carbon. И физика там попроще, и особых претензий к тонкости управления тоже нет — как раз то, что нужно для начала. В принципе, этой игры, можно считать, и хватило для выявления всех плюсов и минусов набора. Руль показал себя в NFS вполне нормально: иногда хотелось сделать пожестче само его вращение, но, в принципе, интерес есть, повороты проходятся мягче, чем на кнопках, да и просто вжиться в роль водителя приятно. Очень кстати пришлись тут дополнительные клавиши на баранке. С педалями история оказалась несколько посложнее — то ли мертвая зона у них немножко побольше, чем показывает тест, то ли просто непривычно, но плавно выдавливать газ поначалу было сложно. Хотя, конечно, покатавшись с полчасика, начинаешь привыкать к их характеру. Впрочем, если не удалось переключиться на педали, то всегда есть шифтеры, на которые удобно поставить газ и тормоз. А с другой стороны, NFS — не та игра, где требуется такая уж точная регуляция газа (педальку в пол, и поехали). В общем, с педалями свыкнуться после определенного времени можно. А вот скорости мы предпочли переключать шифтерами, а не КПП. После дальнейших часов, проведенных наедине с NFS и рулем, уверенность в том, что он для аркад годится, окрепла, и мы перешли на следующий уровень сложности — к серьезным игрушкам. Опробовать решили rFactor, причем с настройками так сильно уже не заморачивались — ограничились работой с педальками, шифтерами да парой кнопок. Ну и, само собой, вращением руля. По результатам можно сказать, что для NFS набор подходит гораздо лучше, чем для автосимуляторов.
Выводы
Итак, что мы обнаружили в коробке стоимостью в несколько десятков зарубежных рублей? На самом деле мы обнаружили там достаточно неплохой руль с кучей кнопок, который отлично и надежно крепится к столу, имеет замечательные шифтеры и хорошую удобную форму. Из бонусов к нему для развлечения прилагается "вибрационный эффект". Кроме того, имеется педальный блок из двух педалей: не лучший, конечно, но и не худший в своем классе — середнячок. Ну и в качестве совсем уж приложения в набор входит КПП с ручным тормозом — тоже своего рода бонус, который нельзя назвать особенно полезным на практике, но "пусть будет" (наш человек от лишнего не отказывается). Что дает нам "гусь"? А "гусь" нам дает возможность покататься с использованием руля во всякого рода аркадных играх. С упорством и настойчивостью его можно использовать и для развлекательных выездов в серьезных симуляторах, но к ним он приспособлен определенно хуже. Так что больше по вкусу он придется многочисленной армии поклонников NFS по выходным, а не серьезным геймерам. Если кто-то ищет недорогой руль, чтобы разнообразить им аркадные покатушки, то это для него может оказаться оптимальным вариантом. Ну, а тем, кто играет в игры посерьезнее и предъявляет к рулям завышенные требования, лучше все же поискать устройство среди более высокой ценовой категории.
Марина Камаева
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 14 за 2008 год в рубрике hard