Звук: вопрос — ответ

Странное дело — мода в ПО. Как только iZotope начала активную рекламу своего ПО по реставрации, удалении шума и т.п., так сразу и Waves прислала релиз своего нового пакета-коллекции Mercury. Хотя, может, они это делали и в преддверии Musikmesse, если собираются там участвовать. До этого та же Waves активно продвигала свой гитарный процессор GTR3 (кстати, он также входит в Mercury), а изначально моду именно на это направление ввела IK Multimedia, потом к ней подключилась Native Instruments, а сейчас вот… И, кстати, схожую картину можно встретить очень часто — иногда даже и программные интерфейсы не сильно меняют. Просто удивителен тот момент, а почему никто еще не популяризировал тему синтеза "физического моделирования"? Ведь он-то принес бы колоссальные прибыли, хотя, да, сложен в реализации. В общем, кто первый? И за кем потянутся остальные? Переходим к вопросам.

Расскажите, а как происходят иностранные локализации компьютерных игр? Думаю, что вы с этим сталкивались…

Практически так же, как и в кино, за исключением специфики того, что есть форматы аудиоданных (wav, ogg, mp3), на которые нужно равняться. Далее садятся за дело переводчики, при этом специфика их работы состоит в том, чтобы сами фразы по длительности примерно соответствовали времени оригинальных сэмплов — ну, чтобы не было пустых мест или переполнений. Дальше, если речь идет о профессиональной локализации, то звукорежиссер отсылает все параметры обработок (уровень реверберации, степень компрессии и так далее, а иногда указывает и сами плагины/устройства обработки). Также часто можно наблюдать картину, когда заказчик сам отбирает тембры голосов для того или иного персонажа (как это делается в профессиональном кино). В общем, тут много нюансов. В принципе, ваш покорный слуга не очень любит некоторые лицензионные русификации — из-за того, что звукорежиссеры записей не ориентируются на оригинал, выпячивают громкость, дают много реверберации, из-за чего полностью страдает звуковой антураж игры. И это идет ей в минус. Хотя есть и прекрасные работы. Как пример могу привести все третьи Warcraft'ы. Великолепно сделано. А вот "Готика 3" имеет ряд существенных недостатков — мало того, что обычные люди там общаются сугубо напыщенным литературным языком ("якшается" и т.п.), так еще и голоса обработаны абсолютно по-другому, чем в оригинальной немецкой и английской версиях. В общем, тут много вопросов.

Кристофер, извините, может, вопрос и глупый. Мой друг рассказал мне на днях, что многополосные компрессоры в профессиональных студиях не используются. Профессионалы используют обычные, и лучше, если аналоговые. Так ли это?

Уф-ф. Я это письмо перевел хоть в какой-то удобоваримый для чтения вид. Учитесь писать и общаться так, чтобы люди вас понимали. Это просьба. Многополосные компрессоры использовались практически всегда. Например, еще с аналоговых времен известны устройства, которые выделяли полосу высоких частот и отдельно обрабатывали ее компрессором. Звук тогда становился другим — более прозрачным. Да, и вообще, если почитать литературу того времени (зарубежную), то можно найти и фрагменты, где описано, как один и тот же звук направляется на несколько каналов микшера, там фильтруется (разбивается на частотные полосы), и образованные сигналы поступают на одно (с разной степенью компрессии) или несколько устройств динамической обработки. Причем все это писалось "полунамеком". Да, и в самом деле, какая из студий будет раскрывать вам свои ноу-хау? Это вам не сообщество хакеров (в положительном смысле этого слова), которые делятся между собой кодами программ. Тут чем дольше все держится в секрете, тем дольше студия зарабатывает деньги. У нас почти всегда считалась классикой связка "компрессор+эквалайзер" (или наоборот). "Фирмачи" же использовали многополосную компрессию практически постоянно, запирая все в "черные ящики". Это и нашумевшая некогда программа T-RackS (если не ошибаюсь, там был специально настроенный 19-полосный лимитер). Да и сами подумайте: зачем Waves, WaveArts и множеству других именитых фирм выпускать устройства многополосной динамической обработки? Значит, в этом есть смысл.

И еще… С удовольствием прочитал одну из ваших старых статей, где вы рассказывали о том, что сэмплеры и "физическое моделирование" — очень схожие по сути технологии…

Да, они подобны. Но в варианте сэмплеров в качестве основного материала используются аудиофрагменты, а под физическим моделированием мы подразумеваем синтез, то есть искусственное создание. Поэтому хороший сэмплер того же фортепиано с банком звуков занимает несколько гигабайт, а синтезатор с физическим моделированием и таким же качеством — около десяти мегабайт. Разница существенна.

Ранее не раз к Вам обращался за советом (если не лично, то ответ находил в статьях), вот и теперь прошу совет. Есть песни, что ли (глупо спрашивать, станут ли они хитами), пишу сам (точнее, вдвоем), хочу прописаться в профессиональной студии — наверное, в Минске. Внимание, вопрос: сколько это будет стоить, стоит ли вообще начинать, к кому конкретно рекомендовали бы обратиться, и главное — пойдет ли такой материал в люди? Для ознакомления присылаю вам одну песню…

Вопрос понятен, но ответ будет несколько неоднозначным. Дело в том, что у нас пока рынок не очень сформирован, поэтому музыкант обычно выступает и в роли продюсера, и директора, и даже зачастую костюмера. Хорошо, если у человека есть много времени и таланта в различных областях. Но это большая редкость. Посему вам нужно найти продюсера либо агента, если вы хотите поставить все на более-менее профессиональные рельсы. Для этого необходимо портфолио — лучше, если добротно сделанное. Вот его-то и нужно искать в Минске. Среди студий звукозаписи могу порекомендовать "Бегемот" Алексея Зайцева — она хорошо оснащена, и работает там специалист (я его знаю, поэтому и рекомендую). Кто будет делать аранжировку? Я не могу сказать, кого стоит порекомендовать. Ищите — может, даже среди молодых и начинающих откопаете что-то интересное. В современное портфолио входит и качественная фотосессия, и интернет-сайт. Видео… в принципе, для начинающих это дорого, а дешевые поделки обычно никакого эффекта не приносят. Хотя, опять же, начинающим клипмейкерам также нужно на что-то опираться, им тоже нужен музыкальный материал. Честно сказать, в силу нехватки времени я вашу присланную песню не скачивал, и мои советы носят общий характер. Хотя буквально месяц назад искал новых людей для своего проекта. Прослушивал, скачивал и т.п. Это просто случайность, а мир у нас таков. В общем, стучаться нужно во все двери.

Меня зовут Маша. Извини, что беспокою, наверное, ты ас в музыке и ищешь новые направления. А можно тебя спросить: как самой сделать запись на ноты с музыкального произведения (играю на синтезаторе) — это очень сложно?

Конечно, не очень понял суть самого вопроса. То есть вы играете на синтезаторе, и вам нужно сделать нотную запись того, что вы придумываете, поскольку музыкальной школы не оканчивали. Правильно понял? Ничего плохого в этом нет. Существует множество примеров музыкантов-самородков, которые не разбирались в нотах и при этом были величинами мирового масштаба. Самое простое превращение в ноты — это если вы подключите синтезатор к компьютеру по MIDI. Если же сам синтезатор этого не позволяет, то воспользуйтесь записью на микрофон, а потом используйте программы распознавания нот типа WavToMIDI, а самая известная из них — это Celemony Melodyne. Причем ее часто используют и опытные музыканты для быстрого преобразования фирменных композиций (например, с CD) в MIDI-мелодии.

Мне вот интересно: а продолжение статей о синтезаторах будет? Или будет так же, как и о мультитреках (а книга вышла или нет?)?

Школа по Reaktor будет продолжаться в КГ, но:)… не сразу. Конечно, ваш покорный слуга по привычке параллельно начал писать книгу, то есть у меня стоит первой задачей ее доделать до конца и отдать вовремя издателю, а уже второй — выделить самые вкусные фрагменты и переписать их для "Компьютерной Газеты". Вы, конечно, извините, но такой вариант является на данный момент единственно верным. Издатель, как всегда, зажимает по срокам, причем он заинтересовался самой темой из-за материалов. Но писать одно и то же для книги и для издания (то есть в два различных места) нельзя — это своего рода нарушение. Надеюсь, что поймете правильно.

Извините, может, немного не по адресу, но все же, может, сталкивались... Звуковая карточка — Infrasonic Quartet (вы же и посоветовали). Так вот, совершенно неожиданно в процессе написания музыки в Cubase SХ вдруг появилась задержка... То есть при нажатии клавиши на midi-клавиатуре либо же на программном синтезаторе звук играет с задержкой где-то в секунду... Точно такое же было с моей встроенной карточкой (ну тут понятно как бы)... Ну, я просто перегрузил систему... Не помогло:(. Так же при запуске проектов, где загружено одновременно приличное количество требовательных к памяти VST-инструментов, процент загрузки доходит до определенного момента, и... Появляется синий экран (см. файл (там прислана картинка. — Прим. авт.) Единственное, за что боюсь — так это за звуковую карту... Тяжело она мне далась... И еще: во free mixer'е, когда ставлю квадратики на пересечении ASIO OUTPUT и H/W output — никакой реакции... То есть не играет ничего, хотя раньше посылал сигнал именно таким образом на два разных канала в свои MS20: с Винды звуки на один, а с Кубейса — на другой... Windows переустанавливал, драйвера тоже, пробовал разные... Оперативку тоже проверял... Понимаю, что вопрос не легкий, поэтому, если не сталкивались с ним раньше, то не утруждайте себя — в том смысле, что я буду не в обиде.

Как только я начал читать ваше письмо, сразу же подумал: а как себя ведет ваш РС на встроенном звуке, то есть без Quartet? И тут дочитал до того места: "Точно такое же было с моей встроенной карточкой", причем вы поправились фразой: "ну тут понятно как бы". Так Quartet здесь ни при чем: глючит компьютер — возможно, проблема и в MIDI-системе. Хотя то, что аварийный режим при перегрузке у вас переходит в "синий экран" — это ненормально. Во всех профессиональных мультитреках предусмотрено определенное поведение при аварийных или сбойных ситуациях. Но… Обратите внимание на саму проблему с загрузкой VST у вас. Дело в том, что за саму загрузку и т.п. отвечает ПО и аппаратные ресурсы компьютера. Звуковая карта это воспроизводит — не более того. Так что проблема может заключаться и вовсе не в ней, а в том же Cubase SX, если у вас "неправильная" версия, в одном из VST-плагинов и так далее. На вашем "синем экране" пишется, что возможна проблема или с железом, или с софтом, но последний момент вы как-то пропустили. Поэтому рекомендация. Попробуйте достать звуковую плату, отключить ее драйверы и в экстремальном режиме поработать на встроенном звуке. Проявятся ли проблемы в данном случае?

На этом все.

Кристофер, christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 11 за 2008 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета