Социальные сети на краю заката?
Рейтинговое агентство Nielsen Online озадачило неожиданной новостью: в январе 2008 года наблюдался беспрецедентный спад пользовательского интереса к социальной сети Facebook. Посещаемость сайта, в частности, британскими пользователями снизилась в это время на 5% по сравнению с декабрем 2007 года. Попросту говоря, в январе администрация Facebook недосчиталась 400.000 заходов на свой сайт. Случайность или новая тенденция?
Еще год назад эта социальная сеть демонстрировала стремительный рост популярности, и любые сезонные колебания онлайновой активности были ей нипочем. Facebook была не самой крупной социальной сетью в мире, но самой быстрорастущей и перспективной. А потому — вызывавшей крайний интерес у венчурных инвесторов. Что там говорить, если предлагаемая за Facebook сумма всего за год выросла с одного до пятнадцати миллиардов долларов! И это стоимость не заводов-газет-пароходов, а лишь одного интернет-проекта! Нынешнее падение интереса пользователей, конечно, не похоронит Facebook, но наверняка существенно притормозит развитие. Совсем недавно были сделаны колоссальные инвестиции в серверы и новую систему управления, велись и ведутся работы над дизайном и средствами обеспечения безопасности. С точки зрения бизнеса все это оправдывалось стабильным и существенным увеличением числа пользователей. Но теперь может оказаться так, что в выигрыше останется только компания Rackable Systems, которая обеспечивает Facebook техническую поддержку. Конечно, пока нет уверенности в том, что спад популярности Facebook будет носить постоянный характер. Так что рекламодатели пока искренне верят в потенциальные возможности Facebook и продолжают считать социальную сеть революционером в медиаиндустрии. Ну и, разумеется, велик соблазн использовать новейшую маркетинговую технологию — целевую рекламу на основе персональной информации пользователей сети.
Раз уж пошел разговор о тенденции, нужно заметить, что снижение интереса пользователей к социальным сетям коснулось и конкурентов Facebook. Так, посещаемость британцами сети Bebo с октября 2007 года снизилась на 8%. Теряет пользователей и MySpace. За последние три месяца популярность этой крупнейшей в мире социальной сети упала на 14%. В этой связи прозвучал комментарий руководителей Google, которые считают, что корпорации News Corp (владелец MySpace) следует продолжать изыскивать способы превращения трафика сети в живые деньги. Между тем, несмотря на обозначившуюся негативную тенденцию, IT-гиганты и медиакорпорации один за другим запускают собственные социальные сети. Сейчас этим занимаются и Yahoo!, и Microsoft, и практически все крупные телекомпании. Но мода проходит, и это факт.
В рунете — весьма похожая ситуация. Максим Спиридонов — автор проекта Memori.ru — считает, что в сравнительно скором времени популярные сервисы "Одноклассники.ру" и "Вконтакте.ру" ожидает кончина. Недавно он разместил в своем блоге статью под названием "Вконтакте и Одноклассников ждет медленная и мучительная смерть?". Статья моментально вызвала бурное обсуждение в русскоязычном сегменте сети. В ней автор приводит график посещаемости сайта Classmates.com, с которого был скопирован проект "Одноклассники.ру". Последние два с половиной года посещаемость Classmates.com неизменно падает, т.е. нынешний уровень посещаемости сайта значительно ниже, чем в 2002-2003 годах, когда у этого ресурса был пик популярности. Как пишет Спиридонов, график посещаемости Classmates.com дает основания полагать, что такая же судьба ожидает и сверхпопулярные в наши дни проекты "Одноклассники.ру" и "Вконтакте", потому что все бывшие одноклассники рано или поздно найдут друг друга (кто этого хотел, разумеется), а других резервов для бурного роста у подобного рода сайтов просто нет. Впрочем, Спиридонов не первый, кто сделал подобный прогноз. Многие отмечают, что, зарегистрировавшись на "Одноклассниках", найдя своих старых знакомых и обменявшись с ними адресами электронной почты и номерами ICQ, пользователь сервиса понимает, что ему на сайте уже больше нечего делать. Это эффект социализации, хорошо знакомый пользователям домашних компьютерных сетей: все перезнакомились, обменялись номерами мобильников, сходили друг к другу в гости — и все: сеть для общения жителями одного двора практически не используется. Разве только подростками для сетевых игр. Так вот, с социальными сетями происходит примерно то же самое. И этого эффекта их создатели никак не предвидели. Скорее всего, социальные сети в их нынешнем виде постигнет участь пиринговых сетей. А именно: бум пройдет, останется постоянный в размерах и стабильно работающий сегмент интернет-индустрии. Со своей ролью и местом в глобальной паутине, но без излишнего ажиотажа вокруг. И без безумных денег, предлагаемых инвесторами за подобные проекты.
Впрочем, существует мнение, что сегодняшним социальным сетям суждено "мутировать", трансформировавшись в мобильные социальные сети — то есть основанные на мобильных устройствах конечных пользователей. И некоторые исследования говорят о том, что этот процесс уже идет полным ходом. Так, по данным исследовательской компании Informa, к 2012 году доход от мобильных социальных сетей может достигнуть отметки в $52 млрд. На конец прошлого года количество пользователей мобильных социальных сетей уже превысило отметку в 50 млн человек. А это значит, что членами подобных сетей стало уже 2,3% населения планеты! Аналитики Informa утверждают, что даже при небольших инвестициях операторов сотовой связи ежегодно число пользователей мобильных социальных сетей будет увеличиваться на 30-50% (в зависимости от региона). По самым пессимистическим расчетам, к 2012 году пользователями мобильных социальных сетей станут 12,5% жителей Земли. А при оптимистичном сценарии это число будет еще больше и составит порядка 23%. Пусть эта цифра никого не удивляет: нужно учитывать степень проникновения мобильной связи в современное общество. Уже сейчас в мире сотовых телефонов в полтора раза больше, чем ПК. Что касается финансовой составляющей, то в 2006 году мобильные социальные сети принесли около $1,5 млрд дохода. К концу 2007 года их доход удвоился, а к 2012 году он составит от $28,9 млрд до $52 млрд по пессимистическому и оптимистичному сценарию развития соответственно.
Денис Лавникевич
Еще год назад эта социальная сеть демонстрировала стремительный рост популярности, и любые сезонные колебания онлайновой активности были ей нипочем. Facebook была не самой крупной социальной сетью в мире, но самой быстрорастущей и перспективной. А потому — вызывавшей крайний интерес у венчурных инвесторов. Что там говорить, если предлагаемая за Facebook сумма всего за год выросла с одного до пятнадцати миллиардов долларов! И это стоимость не заводов-газет-пароходов, а лишь одного интернет-проекта! Нынешнее падение интереса пользователей, конечно, не похоронит Facebook, но наверняка существенно притормозит развитие. Совсем недавно были сделаны колоссальные инвестиции в серверы и новую систему управления, велись и ведутся работы над дизайном и средствами обеспечения безопасности. С точки зрения бизнеса все это оправдывалось стабильным и существенным увеличением числа пользователей. Но теперь может оказаться так, что в выигрыше останется только компания Rackable Systems, которая обеспечивает Facebook техническую поддержку. Конечно, пока нет уверенности в том, что спад популярности Facebook будет носить постоянный характер. Так что рекламодатели пока искренне верят в потенциальные возможности Facebook и продолжают считать социальную сеть революционером в медиаиндустрии. Ну и, разумеется, велик соблазн использовать новейшую маркетинговую технологию — целевую рекламу на основе персональной информации пользователей сети.
Раз уж пошел разговор о тенденции, нужно заметить, что снижение интереса пользователей к социальным сетям коснулось и конкурентов Facebook. Так, посещаемость британцами сети Bebo с октября 2007 года снизилась на 8%. Теряет пользователей и MySpace. За последние три месяца популярность этой крупнейшей в мире социальной сети упала на 14%. В этой связи прозвучал комментарий руководителей Google, которые считают, что корпорации News Corp (владелец MySpace) следует продолжать изыскивать способы превращения трафика сети в живые деньги. Между тем, несмотря на обозначившуюся негативную тенденцию, IT-гиганты и медиакорпорации один за другим запускают собственные социальные сети. Сейчас этим занимаются и Yahoo!, и Microsoft, и практически все крупные телекомпании. Но мода проходит, и это факт.
В рунете — весьма похожая ситуация. Максим Спиридонов — автор проекта Memori.ru — считает, что в сравнительно скором времени популярные сервисы "Одноклассники.ру" и "Вконтакте.ру" ожидает кончина. Недавно он разместил в своем блоге статью под названием "Вконтакте и Одноклассников ждет медленная и мучительная смерть?". Статья моментально вызвала бурное обсуждение в русскоязычном сегменте сети. В ней автор приводит график посещаемости сайта Classmates.com, с которого был скопирован проект "Одноклассники.ру". Последние два с половиной года посещаемость Classmates.com неизменно падает, т.е. нынешний уровень посещаемости сайта значительно ниже, чем в 2002-2003 годах, когда у этого ресурса был пик популярности. Как пишет Спиридонов, график посещаемости Classmates.com дает основания полагать, что такая же судьба ожидает и сверхпопулярные в наши дни проекты "Одноклассники.ру" и "Вконтакте", потому что все бывшие одноклассники рано или поздно найдут друг друга (кто этого хотел, разумеется), а других резервов для бурного роста у подобного рода сайтов просто нет. Впрочем, Спиридонов не первый, кто сделал подобный прогноз. Многие отмечают, что, зарегистрировавшись на "Одноклассниках", найдя своих старых знакомых и обменявшись с ними адресами электронной почты и номерами ICQ, пользователь сервиса понимает, что ему на сайте уже больше нечего делать. Это эффект социализации, хорошо знакомый пользователям домашних компьютерных сетей: все перезнакомились, обменялись номерами мобильников, сходили друг к другу в гости — и все: сеть для общения жителями одного двора практически не используется. Разве только подростками для сетевых игр. Так вот, с социальными сетями происходит примерно то же самое. И этого эффекта их создатели никак не предвидели. Скорее всего, социальные сети в их нынешнем виде постигнет участь пиринговых сетей. А именно: бум пройдет, останется постоянный в размерах и стабильно работающий сегмент интернет-индустрии. Со своей ролью и местом в глобальной паутине, но без излишнего ажиотажа вокруг. И без безумных денег, предлагаемых инвесторами за подобные проекты.
Впрочем, существует мнение, что сегодняшним социальным сетям суждено "мутировать", трансформировавшись в мобильные социальные сети — то есть основанные на мобильных устройствах конечных пользователей. И некоторые исследования говорят о том, что этот процесс уже идет полным ходом. Так, по данным исследовательской компании Informa, к 2012 году доход от мобильных социальных сетей может достигнуть отметки в $52 млрд. На конец прошлого года количество пользователей мобильных социальных сетей уже превысило отметку в 50 млн человек. А это значит, что членами подобных сетей стало уже 2,3% населения планеты! Аналитики Informa утверждают, что даже при небольших инвестициях операторов сотовой связи ежегодно число пользователей мобильных социальных сетей будет увеличиваться на 30-50% (в зависимости от региона). По самым пессимистическим расчетам, к 2012 году пользователями мобильных социальных сетей станут 12,5% жителей Земли. А при оптимистичном сценарии это число будет еще больше и составит порядка 23%. Пусть эта цифра никого не удивляет: нужно учитывать степень проникновения мобильной связи в современное общество. Уже сейчас в мире сотовых телефонов в полтора раза больше, чем ПК. Что касается финансовой составляющей, то в 2006 году мобильные социальные сети принесли около $1,5 млрд дохода. К концу 2007 года их доход удвоился, а к 2012 году он составит от $28,9 млрд до $52 млрд по пессимистическому и оптимистичному сценарию развития соответственно.
Денис Лавникевич
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 09 за 2008 год в рубрике интернет