В преддверии Musikmesse
С 12 по 15 марта во Франкфурте-на-Майне состоится очередное ежегодное событие — грандиозная интернациональная выставка Musikmesse. Данный вводный материал посвящен скорее не самой выставке, а анализу сложившейся ситуации в мире, США, Европе, а в частности — и у нас.
Начнем с очень интересного наблюдения и, соответственно, предположения, которое может оказаться правдивым для Musikmesse этого года. Мысль родилась после подробного анализа прошедшего NAMM. С точки зрения наших постоянных читателей интересным фактом будет являться тот момент, что множество европейских компаний, о которых мы часто пишем на страницах КГ, сделало большую ставку на американский рынок и вполне хорошо там обосновалось. Дело в том, что большинство технологий, использующихся в современном звуке, особенно компьютерных, имеют четкие европейские корни. Компании скупаются крупными корпорациями, открывают свои офисы в США. При этом уже в 2007-м был явный сдвиг в сторону перехода американского звука на европейские продукты. Хорошо это или нет для США, мы сейчас обсуждать не будем, а зададим противоположный вопрос: хорошо ли это для Европы? Поясним. Буквально месяц назад с 17 по 20 января в Анахайме (Калифорния) прошла NAMM Show — вторая крупнейшая звуковая выставка в мире. На ней было представлено очень много новинок, в том числе и от европейских производителей. Законный вопрос: а что эти фирмы смогут показать нового на Musikmesse, которая проходит буквально через 8 недель? Получается, что нам не нужно ждать новинок от крупнейших разработчиков и производителей на Musikmesse? Все-таки разбежка в два месяца очень мала при условии, что мы говорим о самых значимых событиях в году. И действительно, если анализировать ситуацию и 2006-го, и 2007-го, после марта рынок как-то и замирал. Не спасают и съезды AES весной и осенью, и NAB Show весной (американская — она больше для бродкастеров), и даже NAMM Show Summer, которая летом. При этом, когда разделение в звуке между Европой и США было более конкретным, каждая из двух главных выставок могла похвастаться своими уникальными экспонентами, их продуктами. Например, компания Native Instruments, которую по праву сейчас уже можно назвать номером 1 в мире, начинала свое движение с Musikmesse. Но постепенно ситуация начала сглаживаться, и музыкальные технологии приняли интернациональный характер, два континента практически сошлись. Причем первый звоночек к этому прозвучал для тех, кто сравнивал списки номинантов на Musikmesse Press Award (m.i.p.a.) и TEC Awards для прошлого года. Они были практически идентичны. Если же сравнивать ту же американскую специализированную прессу в области звука с разбежкой в 5 лет, то сейчас в основном пишут о европейских продуктах.
Сделаем сноску: по крайней мере, для продуктов, созданных компаниями европейского происхождения. Вообще ситуация странная и вместе с тем интересная. Показательный пример: у нас фирму Blue (знаменитые на весь мир микрофоны) называют прибалтийской, в США считают американской. А компания создана двумя партнерами: рижанином и американцем. Первый является прекрасным инженером- проектировщиком, а второй вкладывает деньги. Ничего не напоминает? Steinberg мы считаем немецкой, японцы — японской. И вообще, если бы ваш покорный слуга сейчас начал перечислять, какие брэнды под какими корпорациями ходят и кому принадлежат на самом деле, то сразу стал бы персоной нон-грата в индустрии, поскольку информация большей частью на широкую публику не афишируется. Хотя, если вы захотите узнать, могу сказать, что вся информация есть в интернете. Просто современный профессиональный звук — это такая область, которая требует хороших инвестиций. Между тем, появилось много молодых имен. То есть просто до этого в Европе была подготовлена очень хорошая школа-базис для формирования новых поколений. Сейчас уже на слуху имена и немецкой reFX, и шведской Wallander Instruments. Вообще достаточно много новых хороших компаний сформировалось в Европе, и на NAMM Show они не представлялись. Если они примут участие в Musikmesse, то требуемая разница между двумя выставками все-таки состоится. Правда, опять же, американцы не сидят на месте, на тамошнем рынке спрос значительно превышает предложение, поэтому эти имена могут просто скупить в течение года. То есть вы чувствуете, с какой динамикой начинают развиваться события? Вся соль ситуации в том, что Европа начинает быть донором и основным разработчиком инструментария, но при этом остается массовым потребителем конечных американских продуктов, то есть музыки. Это сравнимо с тем, что вы производите лес, гвозди и молотки, а покупаете готовые дома. Для иллюстративности сказанного посмотрите на суммы, за которые скупаются компании разработчиков и их программные продукты, и сравните с заработками звезд современной музыки, их использующих. И, кстати, это не самый худший случай. Ведь есть еще и СНГ, который ничего не производит даже в плане современного инструментария, а только покупает — как инструментарий, так и готовые продукты. Не хочется говорить грубо, но это сравнимо с положением папуаса, которому на больших кораблях привозят топоры и бусы, меняя на природные или человеческие ресурсы. Скажете, не так? Можете спорить, но часто к нам встречается именно такое отношение. Сама проблема комплексна и обширна, поэтому лезть в нее не будем.
Сравниваем статистику
Согласно опубликованным материалам, в Musikmesse прошлого года приняли участие 1603 фирмы из 48 стран мира. Количество посетителей составило цифру в 78.527 человек. Мы не будем брать сумму от двух выставок Musikmesse и Prolight + Sound, поскольку она нам помешает при сравнении. А сравнивать мы будем с цифрами январской NAMM Show. Итак, они нам говорят, что зимой 2008-го в выставке приняло участие 1580 компаний, а количество посетителей равнялось 88.128. В принципе, год от года в плане посещения и та, и другая выставки отмечают прирост примерно 6-7%. То есть нетрудно посчитать, что на Musikmesse этого года будет около 83 тысяч посетителей. Если же суммировать Musikmesse вместе с Prolight + Sound, то мы получаем цифру, превосходящую заветный рубеж в 100.000 человек. В принципе, когда озвучиваются такие числа, просто попытайтесь себе представить размах таких выставочных шоу. Причем мы говорим о специализированных вещах. Что интересно в рамках прошлого года для Musikmesse, было отмечено небольшое увеличение посетителей из Восточной Европы и России.
Вне статистики
Обе выставки отличаются по наполнению. Вы наверняка заметили, что количество компаний-участников на Musikmesse выше. И это так. Дело в том, что одной из основных "фишек" немецкой выставки является не только показ музыкальных инструментов, оборудования и технологий, но и коммерческая составляющая, необходимая музыкантам. А это и издательские агентства, и продюсерские центры, и так далее. В общем, речь идет о маркетинге и продвижении. В Европе их очень много, соответственно, собрать всех на выставке, где собираются музыканты и т.п., было очень умным ходом — так и произошло. Помимо этого, речь идет и об образовании, что также работает в плюс. Кстати, на зимней NAMM компании Garritan, Steinberg (отдельно) и Yamaha (отдельно) создали альянс, который объединил усилия в области обучения… американских учителей. Чтобы те, в свою очередь, смогли полноценно преподавать современные технологии своим ученикам. Да, эта проблема есть. Например, что может рассказать о современной музыке своему ученику наш учитель, если он сам слабо владеет не то что самим вопросом, а вообще компьютером как таковым. Причем тут лучше не применять административные меры и так далее, а просто, как и во всем мире — карьерный рост, финансовая заинтересованность. Просто не хотелось бы, чтобы кто-нибудь, прочитав этот материал, вздумал загонять и так бедных учителей палкой в компьютерные классы. Этот пример ваш покорный слуга вам привел как показательный. Технологическая грамотность — один из камней преткновения в области развития современных решений. Поэтому каждую выставку, а на Musikmesse это уже само собой разумеющееся, дополняют специальные семинары для студентов, где специалисты показывают, как работать с современными технологиями. Есть специальный салон для детей, где им показывают много интересного. И вообще, Musikmesse — это может быть и семейным мероприятием. И это все входит в рамки программы. То есть разница с NAMM есть.
Подытожим
В общем и целом, как говорилось выше, новое поколение европейских разработчиков не выросло на ровном месте. И в данном случае для того, чтобы у нас появился хоть какой-то базис, нужно учиться, а европейцы — не такие уж плохие учителя. Musikmesse — географически ближайшее к нам крупное профессиональное мероприятие из области звука, так что, если есть желание, можете туда съездить. В следующих материалах мы сделаем более подробный экскурс в историю самого мероприятия, рассмотрим отдельные его элементы, а также по традиции возьмем интервью у тех, кто будет участвовать. Правда, если это получится, поскольку перед выставкой все страшно заняты. Причем уже сейчас.
Кристофер, christopher@tut.by
Начнем с очень интересного наблюдения и, соответственно, предположения, которое может оказаться правдивым для Musikmesse этого года. Мысль родилась после подробного анализа прошедшего NAMM. С точки зрения наших постоянных читателей интересным фактом будет являться тот момент, что множество европейских компаний, о которых мы часто пишем на страницах КГ, сделало большую ставку на американский рынок и вполне хорошо там обосновалось. Дело в том, что большинство технологий, использующихся в современном звуке, особенно компьютерных, имеют четкие европейские корни. Компании скупаются крупными корпорациями, открывают свои офисы в США. При этом уже в 2007-м был явный сдвиг в сторону перехода американского звука на европейские продукты. Хорошо это или нет для США, мы сейчас обсуждать не будем, а зададим противоположный вопрос: хорошо ли это для Европы? Поясним. Буквально месяц назад с 17 по 20 января в Анахайме (Калифорния) прошла NAMM Show — вторая крупнейшая звуковая выставка в мире. На ней было представлено очень много новинок, в том числе и от европейских производителей. Законный вопрос: а что эти фирмы смогут показать нового на Musikmesse, которая проходит буквально через 8 недель? Получается, что нам не нужно ждать новинок от крупнейших разработчиков и производителей на Musikmesse? Все-таки разбежка в два месяца очень мала при условии, что мы говорим о самых значимых событиях в году. И действительно, если анализировать ситуацию и 2006-го, и 2007-го, после марта рынок как-то и замирал. Не спасают и съезды AES весной и осенью, и NAB Show весной (американская — она больше для бродкастеров), и даже NAMM Show Summer, которая летом. При этом, когда разделение в звуке между Европой и США было более конкретным, каждая из двух главных выставок могла похвастаться своими уникальными экспонентами, их продуктами. Например, компания Native Instruments, которую по праву сейчас уже можно назвать номером 1 в мире, начинала свое движение с Musikmesse. Но постепенно ситуация начала сглаживаться, и музыкальные технологии приняли интернациональный характер, два континента практически сошлись. Причем первый звоночек к этому прозвучал для тех, кто сравнивал списки номинантов на Musikmesse Press Award (m.i.p.a.) и TEC Awards для прошлого года. Они были практически идентичны. Если же сравнивать ту же американскую специализированную прессу в области звука с разбежкой в 5 лет, то сейчас в основном пишут о европейских продуктах.
Сделаем сноску: по крайней мере, для продуктов, созданных компаниями европейского происхождения. Вообще ситуация странная и вместе с тем интересная. Показательный пример: у нас фирму Blue (знаменитые на весь мир микрофоны) называют прибалтийской, в США считают американской. А компания создана двумя партнерами: рижанином и американцем. Первый является прекрасным инженером- проектировщиком, а второй вкладывает деньги. Ничего не напоминает? Steinberg мы считаем немецкой, японцы — японской. И вообще, если бы ваш покорный слуга сейчас начал перечислять, какие брэнды под какими корпорациями ходят и кому принадлежат на самом деле, то сразу стал бы персоной нон-грата в индустрии, поскольку информация большей частью на широкую публику не афишируется. Хотя, если вы захотите узнать, могу сказать, что вся информация есть в интернете. Просто современный профессиональный звук — это такая область, которая требует хороших инвестиций. Между тем, появилось много молодых имен. То есть просто до этого в Европе была подготовлена очень хорошая школа-базис для формирования новых поколений. Сейчас уже на слуху имена и немецкой reFX, и шведской Wallander Instruments. Вообще достаточно много новых хороших компаний сформировалось в Европе, и на NAMM Show они не представлялись. Если они примут участие в Musikmesse, то требуемая разница между двумя выставками все-таки состоится. Правда, опять же, американцы не сидят на месте, на тамошнем рынке спрос значительно превышает предложение, поэтому эти имена могут просто скупить в течение года. То есть вы чувствуете, с какой динамикой начинают развиваться события? Вся соль ситуации в том, что Европа начинает быть донором и основным разработчиком инструментария, но при этом остается массовым потребителем конечных американских продуктов, то есть музыки. Это сравнимо с тем, что вы производите лес, гвозди и молотки, а покупаете готовые дома. Для иллюстративности сказанного посмотрите на суммы, за которые скупаются компании разработчиков и их программные продукты, и сравните с заработками звезд современной музыки, их использующих. И, кстати, это не самый худший случай. Ведь есть еще и СНГ, который ничего не производит даже в плане современного инструментария, а только покупает — как инструментарий, так и готовые продукты. Не хочется говорить грубо, но это сравнимо с положением папуаса, которому на больших кораблях привозят топоры и бусы, меняя на природные или человеческие ресурсы. Скажете, не так? Можете спорить, но часто к нам встречается именно такое отношение. Сама проблема комплексна и обширна, поэтому лезть в нее не будем.
Сравниваем статистику
Согласно опубликованным материалам, в Musikmesse прошлого года приняли участие 1603 фирмы из 48 стран мира. Количество посетителей составило цифру в 78.527 человек. Мы не будем брать сумму от двух выставок Musikmesse и Prolight + Sound, поскольку она нам помешает при сравнении. А сравнивать мы будем с цифрами январской NAMM Show. Итак, они нам говорят, что зимой 2008-го в выставке приняло участие 1580 компаний, а количество посетителей равнялось 88.128. В принципе, год от года в плане посещения и та, и другая выставки отмечают прирост примерно 6-7%. То есть нетрудно посчитать, что на Musikmesse этого года будет около 83 тысяч посетителей. Если же суммировать Musikmesse вместе с Prolight + Sound, то мы получаем цифру, превосходящую заветный рубеж в 100.000 человек. В принципе, когда озвучиваются такие числа, просто попытайтесь себе представить размах таких выставочных шоу. Причем мы говорим о специализированных вещах. Что интересно в рамках прошлого года для Musikmesse, было отмечено небольшое увеличение посетителей из Восточной Европы и России.
Вне статистики
Обе выставки отличаются по наполнению. Вы наверняка заметили, что количество компаний-участников на Musikmesse выше. И это так. Дело в том, что одной из основных "фишек" немецкой выставки является не только показ музыкальных инструментов, оборудования и технологий, но и коммерческая составляющая, необходимая музыкантам. А это и издательские агентства, и продюсерские центры, и так далее. В общем, речь идет о маркетинге и продвижении. В Европе их очень много, соответственно, собрать всех на выставке, где собираются музыканты и т.п., было очень умным ходом — так и произошло. Помимо этого, речь идет и об образовании, что также работает в плюс. Кстати, на зимней NAMM компании Garritan, Steinberg (отдельно) и Yamaha (отдельно) создали альянс, который объединил усилия в области обучения… американских учителей. Чтобы те, в свою очередь, смогли полноценно преподавать современные технологии своим ученикам. Да, эта проблема есть. Например, что может рассказать о современной музыке своему ученику наш учитель, если он сам слабо владеет не то что самим вопросом, а вообще компьютером как таковым. Причем тут лучше не применять административные меры и так далее, а просто, как и во всем мире — карьерный рост, финансовая заинтересованность. Просто не хотелось бы, чтобы кто-нибудь, прочитав этот материал, вздумал загонять и так бедных учителей палкой в компьютерные классы. Этот пример ваш покорный слуга вам привел как показательный. Технологическая грамотность — один из камней преткновения в области развития современных решений. Поэтому каждую выставку, а на Musikmesse это уже само собой разумеющееся, дополняют специальные семинары для студентов, где специалисты показывают, как работать с современными технологиями. Есть специальный салон для детей, где им показывают много интересного. И вообще, Musikmesse — это может быть и семейным мероприятием. И это все входит в рамки программы. То есть разница с NAMM есть.
Подытожим
В общем и целом, как говорилось выше, новое поколение европейских разработчиков не выросло на ровном месте. И в данном случае для того, чтобы у нас появился хоть какой-то базис, нужно учиться, а европейцы — не такие уж плохие учителя. Musikmesse — географически ближайшее к нам крупное профессиональное мероприятие из области звука, так что, если есть желание, можете туда съездить. В следующих материалах мы сделаем более подробный экскурс в историю самого мероприятия, рассмотрим отдельные его элементы, а также по традиции возьмем интервью у тех, кто будет участвовать. Правда, если это получится, поскольку перед выставкой все страшно заняты. Причем уже сейчас.
Кристофер, christopher@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 07 за 2008 год в рубрике мультимедиа