Звук: вопрос — ответ
Все, пожалуй, веселых новостей для вашего покорного слуги уже хватит, или это високосный год так начался? Объясню. Мой московский знакомый поехал в Европу и прислал письмо с вопросом насчет того, есть ли у вашего покорного слуги друзья в Голландии, чтобы Амстердам ему показали и так далее. Ну, конечно, я дал ему адрес, имя, внешне описал, что это афроамериканец, лысый, накачанный. И вот получаю письмо от московского друга, который уже там: "Да, только ты забыл сказать, что это девушка:)))". Вот так вот! Пять лет работали вместе, вместе же спродюсировали два альбома, она и рэп у меня читала (не просек), но связь держали только через интернет, видеоконференции и т.п. Девушка… ни одну особу женского пола я к себе так близко не допускал… Все, новостей хватит. Хотя… противоположному полу респект, если у него есть такие действительно уникальные представители. Теперь перейдем непосредственно к вашим вопросам.
Пишу музыку в Cubase SX. Пробую в разных стилях... Что-то получается, но вот звучит оно все как-то не так, как хотелось бы... В общем-то, пока что я и не читал никакой литературы по аранжировке/сведению, как бы пробовал сам... Но тут и проблема, что самому-то и не получается. Сочиняется — но не звучит... Посоветуйте, пожалуйста, какую-нибудь толковую литературу по этому вопросу. А также, может быть, записаться на курсы? Только вот в поиске чего-то неудача постигла, может быть, и тут что-нибудь посоветуете. И еще один вопрос: какие VST-инструменты порекомендуете для создания музыки в стиле rap/hip-hop... Что ни покупал до этого — все не то...
Начало хорошее. То есть вы слышите то, что вам не подходит, и это уже огромный плюс, то есть тембральный слух есть, также существует и стилевой вкус. На самом деле с места в карьер не получится, то есть вы будете, как и все, собирать необходимое по крупицам и двигаться по этой профессии постепенно. Что бы вам порекомендовать? Звукорежиссуре и аранжировке у нас учат в вузах — если не ошибаюсь, это Академия Искусств и Университет Культуры. Но не учат тембровке, что для современной музыки не менее важно, а даже более. Есть и книги по звукорежиссуре и аранжировке, которые в продаже тоже есть. Тембральный же слух очень хорошо развивается, если вы будете слушать фирменные зарубежные музыкальные работы, но… большей частью зарубежные, поскольку у нас в рамках СНГ все вторично и делается по шаблонам "оттуда". На данный момент оставьте Cubase SX и найдите Sony ACID плюс фирменные банки loop'ов к нему, причем в них есть очень много от хип-хоп- и рэп-культуры. Тут вы научитесь работать с фирменным звуком, созданным зарубежными продюсерами. При этом, как вы понимаете, сами loop'ы для коммерческих целей у вас использовать не получится — привыкайте к западному мышлению. С точки зрения аранжировок и т.п. нужно отметить, что в этой музыке, как и во многой другой современной, мышление больше не композиционное, а фразовое. То есть нужно научиться мыслить loop'ами. Так вы быстрее подберетесь к необходимому результату. Хорошо освоив ACID, вы потом без особого труда сможете пересесть на любой другой мультитрек, если возникнет желание. Я, конечно, мог бы вам сейчас дать список лучших синтезаторов, драм-машин и так далее, но это ни к чему не приведет. Самое главное — правильно начать.
Если честно, то по моему опыту (а я много редакторов перепробовал) Samplitude в роли MIDI-редактора (даже секвенсора) крайне неудобен. В MIDI я свою "любовь" уже нашел: Reason (да, Propellerhead'овский), — и ни на что его уже не поменяю, и точка: ничего лучшего для работы с MIDI еще не встретил. Ну, а в плане записи и обработки аналогового сигнала (например, у меня — гитара или голос) все же предпочитаю Samplitude. Для мастеринга тоже идеально мне подходит. Даже 7-ка Pro пашет — лично мне удовольствие, не жалуюсь. Правда, 10-й еще не пробовал, пока и этим доволен, хотя...
MIDI — это просто командная система — не более того. MIDI-секвенсоров сейчас масса — если вам нравится Reason, то работайте в нем. Samplitude ваш покорный слуга не использует вообще, хотя тоже программа хорошая. С точки зрения аудио все при записи в большинстве своем зависит от АЦП вашего устройства, а главное, что требуется от программы — захватить сигнал "as is", то есть таким, каким он пришел. В профессиональном звуке практически весь софт работает так. Насчет обработки… В принципе, главное — чтобы поддерживались современные характеристики плагинов, то есть 64 бита и т.п. Причем сам алгоритм преобразования находится "внутри" плагина, то есть часто можно встретить такое ошибочное мнение, что при подключении плагина на трек задействуется модуль сведения от программы мультитрека. Это не так — все идет через плагин. Мастеринг… да, довольно часто его делают в Samplitude.
У меня имеется 2 колонки мощностью по 25 ватт каждая. Мне нужно купить либо недорогой усилитель, либо сабик. Подскажи, что купить. Бюджет у студента небольшой — $80~$120.
Удивительный вопрос… То есть вы приобрели пассивные колонки без усилителя, если я правильно понял. Поэтому… им нужен усилитель, желательно той же марки, что и сами колонки, и для них же предназначенный. Хотя, если вы приобрели или вам осталось в наследство что-то советское, то усилитель придется отбирать отдельно. Для этого есть специальные форумы. Насчет сабвуфера. Обычно он выбирается согласно параметрам сателлитов (колонок). То есть нужно знать частоту среза на низах, примерную крутизну спада — какой фильтр там стоит и так далее. После этого необходимо соответственно подобрать сабвуфер. Вообще фирменные изготовители, даже выпускающие профессиональные мониторы 2.0, часто довыпускают к ним сабвуферы, но… там все учтено от и до. 2.1 рассчитываются так же. То есть ищите сабвуфер со встроенным усилителем той же марки, что и ваши колонки. Собирать все по частям от разных производителей — это то же самое, как если у вас правый канал будет воспроизводить колонка одной марки, а левый — другой. Хотя пример не совсем подходит — в общем, при неправильном подборе вы, во-первых, не услышите нормальной и полноценной частотной картины, а во-вторых — будете чувствовать явный дискомфорт при прослушивании.
На сем завершаю.
Кристофер, christopher@tut.by
Пишу музыку в Cubase SX. Пробую в разных стилях... Что-то получается, но вот звучит оно все как-то не так, как хотелось бы... В общем-то, пока что я и не читал никакой литературы по аранжировке/сведению, как бы пробовал сам... Но тут и проблема, что самому-то и не получается. Сочиняется — но не звучит... Посоветуйте, пожалуйста, какую-нибудь толковую литературу по этому вопросу. А также, может быть, записаться на курсы? Только вот в поиске чего-то неудача постигла, может быть, и тут что-нибудь посоветуете. И еще один вопрос: какие VST-инструменты порекомендуете для создания музыки в стиле rap/hip-hop... Что ни покупал до этого — все не то...
Начало хорошее. То есть вы слышите то, что вам не подходит, и это уже огромный плюс, то есть тембральный слух есть, также существует и стилевой вкус. На самом деле с места в карьер не получится, то есть вы будете, как и все, собирать необходимое по крупицам и двигаться по этой профессии постепенно. Что бы вам порекомендовать? Звукорежиссуре и аранжировке у нас учат в вузах — если не ошибаюсь, это Академия Искусств и Университет Культуры. Но не учат тембровке, что для современной музыки не менее важно, а даже более. Есть и книги по звукорежиссуре и аранжировке, которые в продаже тоже есть. Тембральный же слух очень хорошо развивается, если вы будете слушать фирменные зарубежные музыкальные работы, но… большей частью зарубежные, поскольку у нас в рамках СНГ все вторично и делается по шаблонам "оттуда". На данный момент оставьте Cubase SX и найдите Sony ACID плюс фирменные банки loop'ов к нему, причем в них есть очень много от хип-хоп- и рэп-культуры. Тут вы научитесь работать с фирменным звуком, созданным зарубежными продюсерами. При этом, как вы понимаете, сами loop'ы для коммерческих целей у вас использовать не получится — привыкайте к западному мышлению. С точки зрения аранжировок и т.п. нужно отметить, что в этой музыке, как и во многой другой современной, мышление больше не композиционное, а фразовое. То есть нужно научиться мыслить loop'ами. Так вы быстрее подберетесь к необходимому результату. Хорошо освоив ACID, вы потом без особого труда сможете пересесть на любой другой мультитрек, если возникнет желание. Я, конечно, мог бы вам сейчас дать список лучших синтезаторов, драм-машин и так далее, но это ни к чему не приведет. Самое главное — правильно начать.
Если честно, то по моему опыту (а я много редакторов перепробовал) Samplitude в роли MIDI-редактора (даже секвенсора) крайне неудобен. В MIDI я свою "любовь" уже нашел: Reason (да, Propellerhead'овский), — и ни на что его уже не поменяю, и точка: ничего лучшего для работы с MIDI еще не встретил. Ну, а в плане записи и обработки аналогового сигнала (например, у меня — гитара или голос) все же предпочитаю Samplitude. Для мастеринга тоже идеально мне подходит. Даже 7-ка Pro пашет — лично мне удовольствие, не жалуюсь. Правда, 10-й еще не пробовал, пока и этим доволен, хотя...
MIDI — это просто командная система — не более того. MIDI-секвенсоров сейчас масса — если вам нравится Reason, то работайте в нем. Samplitude ваш покорный слуга не использует вообще, хотя тоже программа хорошая. С точки зрения аудио все при записи в большинстве своем зависит от АЦП вашего устройства, а главное, что требуется от программы — захватить сигнал "as is", то есть таким, каким он пришел. В профессиональном звуке практически весь софт работает так. Насчет обработки… В принципе, главное — чтобы поддерживались современные характеристики плагинов, то есть 64 бита и т.п. Причем сам алгоритм преобразования находится "внутри" плагина, то есть часто можно встретить такое ошибочное мнение, что при подключении плагина на трек задействуется модуль сведения от программы мультитрека. Это не так — все идет через плагин. Мастеринг… да, довольно часто его делают в Samplitude.
У меня имеется 2 колонки мощностью по 25 ватт каждая. Мне нужно купить либо недорогой усилитель, либо сабик. Подскажи, что купить. Бюджет у студента небольшой — $80~$120.
Удивительный вопрос… То есть вы приобрели пассивные колонки без усилителя, если я правильно понял. Поэтому… им нужен усилитель, желательно той же марки, что и сами колонки, и для них же предназначенный. Хотя, если вы приобрели или вам осталось в наследство что-то советское, то усилитель придется отбирать отдельно. Для этого есть специальные форумы. Насчет сабвуфера. Обычно он выбирается согласно параметрам сателлитов (колонок). То есть нужно знать частоту среза на низах, примерную крутизну спада — какой фильтр там стоит и так далее. После этого необходимо соответственно подобрать сабвуфер. Вообще фирменные изготовители, даже выпускающие профессиональные мониторы 2.0, часто довыпускают к ним сабвуферы, но… там все учтено от и до. 2.1 рассчитываются так же. То есть ищите сабвуфер со встроенным усилителем той же марки, что и ваши колонки. Собирать все по частям от разных производителей — это то же самое, как если у вас правый канал будет воспроизводить колонка одной марки, а левый — другой. Хотя пример не совсем подходит — в общем, при неправильном подборе вы, во-первых, не услышите нормальной и полноценной частотной картины, а во-вторых — будете чувствовать явный дискомфорт при прослушивании.
На сем завершаю.
Кристофер, christopher@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 07 за 2008 год в рубрике мультимедиа