Звук: вопрос — ответ
Вообще ваш покорный слуга сейчас плохо годится на место учителя — я действующий. К чему это? В декабре из активных читателей была отобрана небольшая группа, которой я в частном порядке преподавал компьютерную аранжировку. Причем на отбор учеников времени у меня не было, посему я попросил одну знакомую девушку отобрать лучших. В чем вся соль? Она отбирала не по присланным работам, а по… чему-то типа резюме. То есть, какую музыкальную школу окончил и так далее… Честно сказать, терпения у меня хватило на восемь уроков, а после я отправил всех слушать современную музыку и попросил не волновать понапрасну.
Например, беру программный синтезатор, выстраиваю тембр, сохраняю в wav-файл, сбиваю все настройки, даю человеку задание: сделай этот тембр. Он повозился полчаса, а потом говорит: "Не получается!" И все. То есть, если бы мне такое задание дали, я бы до посинения сидел, но вывел нужный результат, а тут… он сказал: "Не получается!" — и думает, что я сам за него все буду отстраивать. И делать ничего не хочет... Второй пример. Человек очень гордился тем, что любит джаз. ОК. К каждому нужен индивидуальный подход. Я навскидку выбрал попсовую песню, которая на четыре аккорда, и поставил задание: сделать из этой песни современный джазовый вариант. Подспудно подсказал, что можно применить синкопирование, немного сместить мелодию и так далее. Как стене говорил. А результат получился… та же попсовая песня, только сыгранная саксофонами. Спрашиваю: "Где здесь джаз?" Молчание. Выгнал всех. Как люди они, может, и неплохие. Обсуждать нашу поп-музыку, и какая она плохая, горазды все. Но когда дело коснулось работы… В общем, уважаемые читатели, для чего я это все рассказал: все зависит не от "корочек" — каждый человек виден по его работам. Теперь переходим к вопросам.
Кристофер, слышал, что у тебя Mac с Pro Tools, расскажи…
…и так далее. Я все делаю на РС. Мультитрек — лицензионный Mackie Tracktion. Компьютеры мне собирает только один человек — Дмитрий Виленчик (минская фирма TECHNIS), при этом я всегда проверяю, чтобы собирал именно он. Может, суеверие, но они (компьютеры) никогда не ломались и не подводили. А работаем мы с 1998 года. Это не реклама — это друг. Что касается Pro Tools… Мне не нравится эргономика этой программы, хотя разницы, на чем работать, в принципе и нет (для меня).
Читаю ваши статьи регулярно, знаю, что вы специалист в области звука, поэтому обращаюсь к вам за помощью. Хочу подключить Hi-Fi-акустику к компьютеру. Но вот в чем вопрос: нужна ли хорошая PCI звуковая карта, если звук выводить через S/PDIF на встроенном в компьютер звуке SoundMax (т.е. звук выводить сразу на AV-ресивер через S/PDIF)?
Если у вас есть цифровой выход на встроенном звуке, то ничего докупать не нужно — преобразователи-то у вас в ресивере, а компьютер просто направляет цифровой поток.
Кристофер, на сколько микрофонов правильно озвучивать ударную установку?
Уф-ф. В принципе, стандартов нет, хотя обычно 12. Я всегда делал 14, то есть, помимо большой "суммы", делал и малую. То бишь ставил два микрофона на расстоянии 15 см друг от друга в зоне виртуального слушателя. Кстати, эту "сумму" я обычно и использовал в качестве основного трека, остальные — вспомогательные для более четкой тембральной озвучки. На данный момент в плане ударных живой записью не пользуюсь. Все, что нужно, есть в EZ Drummer и так далее.
Как лучше записывать акустическую гитару: через датчики или микрофоном?
Как ваш звукорежиссер скажет, так и нужно. Если звукорежиссера нет, и вы пишетесь в компьютер у себя дома, то лучше датчики.
Недавно мне подарили компакт-диск с альбомом Impedance "Last Stunt Mixes". Первая песня начинается с ситара. Это сэмпл?
По-моему, "Last Stunt Mixes" не выходил как CD для продажи в СНГ за исключением, если вам не подарили английскую версию самого диска (он должен идти в комплекте вместе с винилом — это версия для ди-джеев). Ситар — это не сэмпл. Играл Юрий Задиран, а сам инструмент окольными путями добрался из Индии в Беларусь. Кстати, у нас в стране есть только два или три ситара. Инструмент очень красивый. Резонатор сделан из обычной тыквы, а из какого дерева гриф, я даже и не знаю. Стоит отметить, что это четвертьтоновый инструмент, требует специальной техники игры, которой в нашей стране также владеют два-три человека — в основном, очень маститые гитаристы. А как на нем играет Юрий Задиран, вы слышали. Между тем, говоря об этом альбоме, стоит отметить, что трудились над ним не покладая рук несколько музыкантов. Это и Дмитрий Лукьянчик (вокал, экс- "Троица"), и Александр Соловьев (бас-гитара, он практически только приехал из Италии, кстати, его учебник по школе игры на пятиструнной бас- гитаре единственный качественный в Европе). На ударных — Олег Козловский, мне очень нравился его "удар". Все вокальные партии из этого альбома писались практически за одну ночь, звукорежиссером записи был Александр Идельчик, ныне работающий на радиостанции Unistar. Теперь это полноценный и маститый звукорежиссер высшей категории, а тогда… молодыми мы все были. В общем, тот альбом ваш покорный слуга просто спродюсировал, аранжировал, представил. Если не ошибаюсь, мы потом для нашей станы выпустили кассету, но там уже был новый альбом. "Last Stunt Mixes" лично у меня есть только в коллекции, и вообще удивительно, кто вам это подарил:).
Кристофер, christopher@tut.by
Например, беру программный синтезатор, выстраиваю тембр, сохраняю в wav-файл, сбиваю все настройки, даю человеку задание: сделай этот тембр. Он повозился полчаса, а потом говорит: "Не получается!" И все. То есть, если бы мне такое задание дали, я бы до посинения сидел, но вывел нужный результат, а тут… он сказал: "Не получается!" — и думает, что я сам за него все буду отстраивать. И делать ничего не хочет... Второй пример. Человек очень гордился тем, что любит джаз. ОК. К каждому нужен индивидуальный подход. Я навскидку выбрал попсовую песню, которая на четыре аккорда, и поставил задание: сделать из этой песни современный джазовый вариант. Подспудно подсказал, что можно применить синкопирование, немного сместить мелодию и так далее. Как стене говорил. А результат получился… та же попсовая песня, только сыгранная саксофонами. Спрашиваю: "Где здесь джаз?" Молчание. Выгнал всех. Как люди они, может, и неплохие. Обсуждать нашу поп-музыку, и какая она плохая, горазды все. Но когда дело коснулось работы… В общем, уважаемые читатели, для чего я это все рассказал: все зависит не от "корочек" — каждый человек виден по его работам. Теперь переходим к вопросам.
Кристофер, слышал, что у тебя Mac с Pro Tools, расскажи…
…и так далее. Я все делаю на РС. Мультитрек — лицензионный Mackie Tracktion. Компьютеры мне собирает только один человек — Дмитрий Виленчик (минская фирма TECHNIS), при этом я всегда проверяю, чтобы собирал именно он. Может, суеверие, но они (компьютеры) никогда не ломались и не подводили. А работаем мы с 1998 года. Это не реклама — это друг. Что касается Pro Tools… Мне не нравится эргономика этой программы, хотя разницы, на чем работать, в принципе и нет (для меня).
Читаю ваши статьи регулярно, знаю, что вы специалист в области звука, поэтому обращаюсь к вам за помощью. Хочу подключить Hi-Fi-акустику к компьютеру. Но вот в чем вопрос: нужна ли хорошая PCI звуковая карта, если звук выводить через S/PDIF на встроенном в компьютер звуке SoundMax (т.е. звук выводить сразу на AV-ресивер через S/PDIF)?
Если у вас есть цифровой выход на встроенном звуке, то ничего докупать не нужно — преобразователи-то у вас в ресивере, а компьютер просто направляет цифровой поток.
Кристофер, на сколько микрофонов правильно озвучивать ударную установку?
Уф-ф. В принципе, стандартов нет, хотя обычно 12. Я всегда делал 14, то есть, помимо большой "суммы", делал и малую. То бишь ставил два микрофона на расстоянии 15 см друг от друга в зоне виртуального слушателя. Кстати, эту "сумму" я обычно и использовал в качестве основного трека, остальные — вспомогательные для более четкой тембральной озвучки. На данный момент в плане ударных живой записью не пользуюсь. Все, что нужно, есть в EZ Drummer и так далее.
Как лучше записывать акустическую гитару: через датчики или микрофоном?
Как ваш звукорежиссер скажет, так и нужно. Если звукорежиссера нет, и вы пишетесь в компьютер у себя дома, то лучше датчики.
Недавно мне подарили компакт-диск с альбомом Impedance "Last Stunt Mixes". Первая песня начинается с ситара. Это сэмпл?
По-моему, "Last Stunt Mixes" не выходил как CD для продажи в СНГ за исключением, если вам не подарили английскую версию самого диска (он должен идти в комплекте вместе с винилом — это версия для ди-джеев). Ситар — это не сэмпл. Играл Юрий Задиран, а сам инструмент окольными путями добрался из Индии в Беларусь. Кстати, у нас в стране есть только два или три ситара. Инструмент очень красивый. Резонатор сделан из обычной тыквы, а из какого дерева гриф, я даже и не знаю. Стоит отметить, что это четвертьтоновый инструмент, требует специальной техники игры, которой в нашей стране также владеют два-три человека — в основном, очень маститые гитаристы. А как на нем играет Юрий Задиран, вы слышали. Между тем, говоря об этом альбоме, стоит отметить, что трудились над ним не покладая рук несколько музыкантов. Это и Дмитрий Лукьянчик (вокал, экс- "Троица"), и Александр Соловьев (бас-гитара, он практически только приехал из Италии, кстати, его учебник по школе игры на пятиструнной бас- гитаре единственный качественный в Европе). На ударных — Олег Козловский, мне очень нравился его "удар". Все вокальные партии из этого альбома писались практически за одну ночь, звукорежиссером записи был Александр Идельчик, ныне работающий на радиостанции Unistar. Теперь это полноценный и маститый звукорежиссер высшей категории, а тогда… молодыми мы все были. В общем, тот альбом ваш покорный слуга просто спродюсировал, аранжировал, представил. Если не ошибаюсь, мы потом для нашей станы выпустили кассету, но там уже был новый альбом. "Last Stunt Mixes" лично у меня есть только в коллекции, и вообще удивительно, кто вам это подарил:).
Кристофер, christopher@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 06 за 2008 год в рубрике мультимедиа