Обзор трех сабвуферов JetBalance. Букет из басовиков
Все наверняка прекрасно знают торговую марку JetBalance и продукцию, под ней продающуюся. Особенно выделяются отличные стереопары JB-362 и JB- 381. Все в них хорошо, однако многие их владельцы жалуются на нехватку баса. Поэтому сегодня мы посмотрим, что подготовила JetBalance для того, чтобы добавить баса к отличным СЧ- и ВЧ-диапазонам своих колонок.
Итак, сегодня будут рассматриваться три активных сабвуфера: JB-180, JB-160 и JB-140. Все три модели заявлены как исключительно со всех сторон положительные изделия, проверкой чего мы и займемся.
Естественно, слушать звук одних сабов — занятие бесполезное, поэтому прослушивание будет проводиться совместно со стереопарами JetBalance: JB- 362 и JB-381. Итак, приступим.
ТТХ
Судя по одним параметрам, сабвуферы представляют собой непрерывный градиент от хорошего к очень хорошему (в рамках модельного ряда и ценовой категории, естественно). Ничего плохого не скажешь — маловато информации.
Комплектация
Все три устройства упакованы однотипно: одна картонная коробка с хорошей полиграфией по глянцевому картону. То же самое можно сказать и о руководстве по эксплуатации, совмещенном с гарантийным талоном. В остальном комплект состоит из самого сабвуфера, упомянутой уже бумажки и одного-двух соединительных кабелей.
Обо всем по порядку
Самый скромный из рассматриваемых сабвуферов — JB-140. Комплектуется парой соединительных кабелей — 2RCA -> 2RCA и 2RCA -> miniJack. Качество соединителей среднее, толщина умеренная, контакты серебристые. Следующий по порядку — JB-160. Он заявлен как наиболее подходящее решение для стереопары JB-381, имеет в комплекте всего один кабель — 2RCA -> miniJack, у которого, однако, весьма приличная толщина и покрытие из желтого металла. Точно такой же кабель имеется и в комплекте старшего активного сабвуфера — JB-180. На этом описание комплектации сабвуферов можно считать законченным. Краткий итог подраздела такой: кроме самих сабвуферов, отличие в комплектах только одно: кабели. В коробках нет ничего лишнего, все рационально и экономно.
Функциональность, дизайн
Все три сабвуфера выглядят солидно, имеют классический внешний вид. Сделаны из МДФ, обтянуты виниловой пленкой, имитирующей дерево. Оклейка выполнена на хорошем уровне, дефектов не видно. Все устройства имеют фазоинверторы, которые обладают расширениями, препятствующими появлению струйных шумов при прохождении большого объема воздуха. Динамики защищены металлическими грилями, делающими затруднительным повреждение целлюлозных диффузоров. По большому счету, коренных отличий во внешности сабвуферов практически нет: отличаются только соотношения и размеры сторон. Действительно важные отличия скрываются на задней панели (сейчас мы говорим только о функциональности, внутрь заглянем чуть позже). JB-140 — самое простое устройство, как и положено младшему в модельном ряду.
На задней панели находятся:
. регулятор громкости;
. аналоговый аудиовход;
. аналоговый сквозной аудиовыход;
. сквозная розетка питания;
. выключатель питания.
Обратим внимание на сквозной аудиовыход, который упрощает коммутацию донельзя, так как можно создать трифоник используя стереопару без аудиовыхода и звуковую карту с единственной парой каналов. Очень удачная находка, по мнению автора, питание, которое можно получить из розетки, находящейся тут же. Это экономит одно место для вилки какой-нибудь периферии. Таким образом, трифоник будет занимать ровно одну розетку, как обычные колонки. Все остальное достаточно обычно и в пояснениях не нуждается. Щелчок, кстати, есть. И он самый могучий из рассматриваемых сегодня устройств.
JB-160 — более интересный продукт, позиционируется как родной к безусловно интересной и популярной стереопаре JB-381. Набор функций более богат, чем у JB-140. Сзади присутствуют:
. выключатель питания;
. предохранитель (плавкая вставка на 1А/230V);
. розетка;
. аудиовход;
. аудиовыход;
. регулятор громкости;
. регулятор Bass;
. клеммы для подключения пассивных колонок.
Все практически как и в JB-140, кроме клемм для подключения акустики и регулятора Bass. Дело в том, что этот сабвуфер, кроме своих прямых обязанностей, в состоянии также усиливать сигнал, то есть работать усилителем для подключенной пассивной акустики мощностью до 60 Вт. Весьма интересное решение, ведь если усилитель окажется достаточно качественным, то владелец JB-160 сможет купить что-нибудь из недорогого Hi-Fi, не заботясь об усилителе. Регулятор Bass, как уже несложно догадаться, регулирует именно количество баса (точнее, громкость сабвуфера), в то время как регулятор Volume изменяет громкость системы в целом.
Старший JB-180 — это уже попытка сделать серьезное устройство, обладающее приличным спектром настроек, помогающих интегрировать саб в любую систему. На задней панели присутствуют:
. трехпозиционный выключатель питания;
. регулятор громкости;
. регулятор фазы;
. регулятор частоты среза кроссовера;
. аудиовход;
. высокоуровневый аналоговый вход;
. высокоуровневый аналоговый выход.
Выключатель питания здесь более интересен, чем в других моделях, тем, что, кроме однозначных "включено" и "выключено", есть состояние, когда сабвуфер сам решает, исходя из уровня входного сигнала, включаться ему или нет. Регулятор фазы поможет подстроить звук под колонки, чтобы он не отставал или опережал основной сигнал. Очень удобная ручка, так как оптимальное место для сабвуфера не всегда находится на одной линии с колонками. Регулятор частоты среза кроссовера также поможет встроить JB-180 в трифоник без накладок или провалов в АЧХ. Также из интересного присутствуют высокоуровневые вход и выход. У JB-180 щелчок отсутствует.
Итак, все три устройства имеют свои особенности, более всего понравилась идея с розеткой на сабвуфере. Возможность усиления у JB-160 — полезная изюминка данного сабвуфера. А JB-180 — вообще достаточно серьезная вещь, обладающая всеми необходимыми регуляторами для нормальной настройки.
Устройство
Начнем с общего: все три саба имеют одну основополагающую особенность: они имеют по два небольших динамика. Что производитель имел в виду (зачем он так сделал), можно только догадываться. Но наиболее вероятной кажется следующая догадка: он попытался повысить мощность и при этом сохранить маленький объем корпуса. Можно усомниться в таком подходе — не слишком верится в то, что пара крошек (с точки зрения сабвуферостроения) смогут обеспечить приемлемую отдачу по НЧ. Тогда немного теории: произведем несложный расчет для двух 5" динамиков. Получаем, что их общая площадь равна приблизительно по формуле ?R2=253 см2, что эквивалентно площади динамика с диаметром примерно в 7". Таким образом, решение получается вполне жизнеспособное, так как пара динамиков в 5 дюймов сможет создать звуковое давление примерно как 7-дюймовый. (Внимательный читатель заметит, что площадь считалась по формуле круга, каковым динамик, строго говоря, не является. Если подходить совсем точно, нужно было считать площадь поверхности конуса диффузора, да еще и пылезащитный колпачок добавить. Но нам не нужна высокая точность: расчет был произведен только лишь с целью показать порядок отношения размеров динамиков, а для этого и настолько упрощенной модели вполне достаточно). В акустическом оформлении нет ничего необычного: обычное оформление с фазоинвертором.
Теперь подробности. JB-140 является самым младшим в линейке, и уже по задней панели можно сказать, что самым простым устройством. Питается он от трансформатора из катушки на Ш-образных пластинах.
Имеет две вторичные обмотки по 13 В и 2,7 А, то есть трансформатор имеет мощность вторичных обмоток 70 ВА. Вполне достаточная величина для заявленных 40 Вт. Динамики применены с диффузором в 4" и мощностью 25 Вт. Сопротивление — 4 Ом. Как видно, запас по мощности есть. Учитывая параметры усилителя, производитель мог с чистой совестью заявить и 44 Вт. Усиление производится микросхемой TDA2050.
Средняя модель в ряду JB-160. Интересно, что динамики тут меньше, чем в JB-140 — обычно с ростом цены растут и примененные "лопухи".
В данном случае стоят маленькие 3,5" головки (зато магнитный экран есть), размер которых не позволяет принимать сабвуфер всерьез. По крайней мере, до прослушивания. От чего питается устройство, рассмотреть, не разрушая конструкции, не получилось, видно лишь, что это также Ш-образный трансформатор. Предположим, что его мощности достаточно, и перейдем к усилителям. Их целых 3 штуки (TDA2030A): 1 — на сам сабвуфер и 2 — на внешнюю акустику, что позволяет без проблем слушать пассивные колонки. При питающем напряжении в 36 вольт каждая микросхема способна выдать 18 Вт при небольших искажениях, составляющих меньше 0,1%.
Ну и самая старшая модель — JB-180. Питанием занимается опять Ш-образный трансформатор с парой вторичных обмоток по 20,5 В и неизвестной нам силой тока (производитель не указал).
Мощность сабвуфера может достигать заявленных 100 Вт довольно легко (применена микросхема TDA8920B). Динамик 5". Как и в других моделях линейки, он целлюлозный с резиновым подвесом. Итак, на основании этого раздела можно сделать следующий вывод: сабвуферы сделаны качественно, с некоторым запасом прочности. Каждый имеет свою изюминку: JB-160 — усилитель, JB-180 — дополнительные регулировки и большую мощность, а JB-140 — цену, так как он самый простой и недорогой.
Прослушивание и измерения
Пришла пора отстраниться от теоретического анализа и перейти к практике прослушивания. Достаем стереопары JB-362 и JB-381, набор любимых фирменных дисков, измерительный микрофон — и в путь. Общее в звучании всех трех устройств то, что играют они, несмотря на небольшой размер динамиков, достаточно качественно. Бас плотный и в меру глубокий (мера эта отображена на графиках АЧХ, которые будут чуть ниже). Прослеживается плавный градиент между качеством воспроизведения от младшей модели к старшей. Если проводить параллели, то можно сказать, что 140-му будут рады в кино, а 160-му — в музыке. 180-й порадует владельца и там, и там. Есть у всех сабвуферов и один на всех общий недостаток: при определенной громкости трубы фазоинверторов начинают производить ненужный похрипывающий призвук. Стоит отметить, что это происходит на действительно приличной громкости и в обычной жизни проблем доставить не должно.
Ориентируясь на -6 дБ, можно говорить, что JB-140 достает от 55 Гц, JB-160 — с 50 Гц, а старший JB-180 — с 40 Гц. Конечно, цифры не поражают, но этого достаточно для улучшения прослушивания музыки. Ну и, наконец, решено было провести эксперимент, целью которого является дать ответ на вопрос: а есть ли смысл брать JB-381 к сабвуферу или можно обойтись более дешевой JB-362? Для этого были поставлены затычки в порты фазоинверторов Jb-381 и произведены замеры. Сабвуферы настраивались так, чтобы получить приятное звучание и, возможно, более ровную АЧХ. Тем, кто решил собрать трифоник, нужно помнить, что стыковка сабвуфера и сателлитов — не самое легкое занятие, и с первого раза идеальная инсталляция может и не получиться. На слух можно сделать такой вывод: выбор стереопары зависит только от того, звук каких колонок нравится больше — точнее, даже не звук, а СЧ- и ВЧ-диапазоны, так как сабвуферы стыкуются с обеими системами примерно одинаково. Итог раздела будет достаточно кратким: сабвуферы не портят звук, но потрясать стены они не будут. Просто приятное дополнение в НЧ.
Выводы
Вот и закончилось тестирование всей линейки активных сабвуферов от JetBalance, которые неплохо дополняют стереопары производителя достаточно плотным басом, но не настолько глубоким, чтобы можно было рекомендовать их для озвучивания спецэффектов в кино. Все-таки местами хотелось бы чего-нибудь посущественнее и поглубже. Но зато в музыке все модели в меру своей ценовой категории показали себя просто отлично. Никаких проблем с согласованием между сабвуфером и родными сателлитами не возникло, так что мы смело можем рекомендовать все три модели в качестве основы для создания трифоника с участием стереопар JetBalance. Все три устройства уникальны. Универсал JB-180 понравился потому, что показал самый достойный звук, JB-160 заинтересовал встроенным усилителем и неплохой поддержкой снизу стереопар, а JB-140 — ценой.
Юрий Шабан
Итак, сегодня будут рассматриваться три активных сабвуфера: JB-180, JB-160 и JB-140. Все три модели заявлены как исключительно со всех сторон положительные изделия, проверкой чего мы и займемся.
Естественно, слушать звук одних сабов — занятие бесполезное, поэтому прослушивание будет проводиться совместно со стереопарами JetBalance: JB- 362 и JB-381. Итак, приступим.
ТТХ
Параметр | JB-140 | JB-160 | JB-180 |
Выходная мощность сабвуфера, Вт (RMS) | 40 | 80 | 100 |
Внешние размеры сабвуфера, ШхДхВ, мм | 310х220х235 | 314х224х226 | 353х290x210 |
Вес брутто, кг | 8,6 | 9 | - |
Диаметр динамиков, мм | 10 | 9 | 12,7 |
Напряжение питания, В | 220 | 220 | 220 |
Частотный диапазон сабвуфера, Гц | 40-160 | 35-160 | 30-160 |
Средняя розничная цена, $ | 55 | 90 | 135 |
Судя по одним параметрам, сабвуферы представляют собой непрерывный градиент от хорошего к очень хорошему (в рамках модельного ряда и ценовой категории, естественно). Ничего плохого не скажешь — маловато информации.
Комплектация
Все три устройства упакованы однотипно: одна картонная коробка с хорошей полиграфией по глянцевому картону. То же самое можно сказать и о руководстве по эксплуатации, совмещенном с гарантийным талоном. В остальном комплект состоит из самого сабвуфера, упомянутой уже бумажки и одного-двух соединительных кабелей.
Обо всем по порядку
Самый скромный из рассматриваемых сабвуферов — JB-140. Комплектуется парой соединительных кабелей — 2RCA -> 2RCA и 2RCA -> miniJack. Качество соединителей среднее, толщина умеренная, контакты серебристые. Следующий по порядку — JB-160. Он заявлен как наиболее подходящее решение для стереопары JB-381, имеет в комплекте всего один кабель — 2RCA -> miniJack, у которого, однако, весьма приличная толщина и покрытие из желтого металла. Точно такой же кабель имеется и в комплекте старшего активного сабвуфера — JB-180. На этом описание комплектации сабвуферов можно считать законченным. Краткий итог подраздела такой: кроме самих сабвуферов, отличие в комплектах только одно: кабели. В коробках нет ничего лишнего, все рационально и экономно.
Функциональность, дизайн
Все три сабвуфера выглядят солидно, имеют классический внешний вид. Сделаны из МДФ, обтянуты виниловой пленкой, имитирующей дерево. Оклейка выполнена на хорошем уровне, дефектов не видно. Все устройства имеют фазоинверторы, которые обладают расширениями, препятствующими появлению струйных шумов при прохождении большого объема воздуха. Динамики защищены металлическими грилями, делающими затруднительным повреждение целлюлозных диффузоров. По большому счету, коренных отличий во внешности сабвуферов практически нет: отличаются только соотношения и размеры сторон. Действительно важные отличия скрываются на задней панели (сейчас мы говорим только о функциональности, внутрь заглянем чуть позже). JB-140 — самое простое устройство, как и положено младшему в модельном ряду.
На задней панели находятся:
. регулятор громкости;
. аналоговый аудиовход;
. аналоговый сквозной аудиовыход;
. сквозная розетка питания;
. выключатель питания.
Обратим внимание на сквозной аудиовыход, который упрощает коммутацию донельзя, так как можно создать трифоник используя стереопару без аудиовыхода и звуковую карту с единственной парой каналов. Очень удачная находка, по мнению автора, питание, которое можно получить из розетки, находящейся тут же. Это экономит одно место для вилки какой-нибудь периферии. Таким образом, трифоник будет занимать ровно одну розетку, как обычные колонки. Все остальное достаточно обычно и в пояснениях не нуждается. Щелчок, кстати, есть. И он самый могучий из рассматриваемых сегодня устройств.
JB-160 — более интересный продукт, позиционируется как родной к безусловно интересной и популярной стереопаре JB-381. Набор функций более богат, чем у JB-140. Сзади присутствуют:
. выключатель питания;
. предохранитель (плавкая вставка на 1А/230V);
. розетка;
. аудиовход;
. аудиовыход;
. регулятор громкости;
. регулятор Bass;
. клеммы для подключения пассивных колонок.
Все практически как и в JB-140, кроме клемм для подключения акустики и регулятора Bass. Дело в том, что этот сабвуфер, кроме своих прямых обязанностей, в состоянии также усиливать сигнал, то есть работать усилителем для подключенной пассивной акустики мощностью до 60 Вт. Весьма интересное решение, ведь если усилитель окажется достаточно качественным, то владелец JB-160 сможет купить что-нибудь из недорогого Hi-Fi, не заботясь об усилителе. Регулятор Bass, как уже несложно догадаться, регулирует именно количество баса (точнее, громкость сабвуфера), в то время как регулятор Volume изменяет громкость системы в целом.
Старший JB-180 — это уже попытка сделать серьезное устройство, обладающее приличным спектром настроек, помогающих интегрировать саб в любую систему. На задней панели присутствуют:
. трехпозиционный выключатель питания;
. регулятор громкости;
. регулятор фазы;
. регулятор частоты среза кроссовера;
. аудиовход;
. высокоуровневый аналоговый вход;
. высокоуровневый аналоговый выход.
Выключатель питания здесь более интересен, чем в других моделях, тем, что, кроме однозначных "включено" и "выключено", есть состояние, когда сабвуфер сам решает, исходя из уровня входного сигнала, включаться ему или нет. Регулятор фазы поможет подстроить звук под колонки, чтобы он не отставал или опережал основной сигнал. Очень удобная ручка, так как оптимальное место для сабвуфера не всегда находится на одной линии с колонками. Регулятор частоты среза кроссовера также поможет встроить JB-180 в трифоник без накладок или провалов в АЧХ. Также из интересного присутствуют высокоуровневые вход и выход. У JB-180 щелчок отсутствует.
Итак, все три устройства имеют свои особенности, более всего понравилась идея с розеткой на сабвуфере. Возможность усиления у JB-160 — полезная изюминка данного сабвуфера. А JB-180 — вообще достаточно серьезная вещь, обладающая всеми необходимыми регуляторами для нормальной настройки.
Устройство
Начнем с общего: все три саба имеют одну основополагающую особенность: они имеют по два небольших динамика. Что производитель имел в виду (зачем он так сделал), можно только догадываться. Но наиболее вероятной кажется следующая догадка: он попытался повысить мощность и при этом сохранить маленький объем корпуса. Можно усомниться в таком подходе — не слишком верится в то, что пара крошек (с точки зрения сабвуферостроения) смогут обеспечить приемлемую отдачу по НЧ. Тогда немного теории: произведем несложный расчет для двух 5" динамиков. Получаем, что их общая площадь равна приблизительно по формуле ?R2=253 см2, что эквивалентно площади динамика с диаметром примерно в 7". Таким образом, решение получается вполне жизнеспособное, так как пара динамиков в 5 дюймов сможет создать звуковое давление примерно как 7-дюймовый. (Внимательный читатель заметит, что площадь считалась по формуле круга, каковым динамик, строго говоря, не является. Если подходить совсем точно, нужно было считать площадь поверхности конуса диффузора, да еще и пылезащитный колпачок добавить. Но нам не нужна высокая точность: расчет был произведен только лишь с целью показать порядок отношения размеров динамиков, а для этого и настолько упрощенной модели вполне достаточно). В акустическом оформлении нет ничего необычного: обычное оформление с фазоинвертором.
Теперь подробности. JB-140 является самым младшим в линейке, и уже по задней панели можно сказать, что самым простым устройством. Питается он от трансформатора из катушки на Ш-образных пластинах.
Имеет две вторичные обмотки по 13 В и 2,7 А, то есть трансформатор имеет мощность вторичных обмоток 70 ВА. Вполне достаточная величина для заявленных 40 Вт. Динамики применены с диффузором в 4" и мощностью 25 Вт. Сопротивление — 4 Ом. Как видно, запас по мощности есть. Учитывая параметры усилителя, производитель мог с чистой совестью заявить и 44 Вт. Усиление производится микросхемой TDA2050.
Средняя модель в ряду JB-160. Интересно, что динамики тут меньше, чем в JB-140 — обычно с ростом цены растут и примененные "лопухи".
В данном случае стоят маленькие 3,5" головки (зато магнитный экран есть), размер которых не позволяет принимать сабвуфер всерьез. По крайней мере, до прослушивания. От чего питается устройство, рассмотреть, не разрушая конструкции, не получилось, видно лишь, что это также Ш-образный трансформатор. Предположим, что его мощности достаточно, и перейдем к усилителям. Их целых 3 штуки (TDA2030A): 1 — на сам сабвуфер и 2 — на внешнюю акустику, что позволяет без проблем слушать пассивные колонки. При питающем напряжении в 36 вольт каждая микросхема способна выдать 18 Вт при небольших искажениях, составляющих меньше 0,1%.
Ну и самая старшая модель — JB-180. Питанием занимается опять Ш-образный трансформатор с парой вторичных обмоток по 20,5 В и неизвестной нам силой тока (производитель не указал).
Мощность сабвуфера может достигать заявленных 100 Вт довольно легко (применена микросхема TDA8920B). Динамик 5". Как и в других моделях линейки, он целлюлозный с резиновым подвесом. Итак, на основании этого раздела можно сделать следующий вывод: сабвуферы сделаны качественно, с некоторым запасом прочности. Каждый имеет свою изюминку: JB-160 — усилитель, JB-180 — дополнительные регулировки и большую мощность, а JB-140 — цену, так как он самый простой и недорогой.
Прослушивание и измерения
Пришла пора отстраниться от теоретического анализа и перейти к практике прослушивания. Достаем стереопары JB-362 и JB-381, набор любимых фирменных дисков, измерительный микрофон — и в путь. Общее в звучании всех трех устройств то, что играют они, несмотря на небольшой размер динамиков, достаточно качественно. Бас плотный и в меру глубокий (мера эта отображена на графиках АЧХ, которые будут чуть ниже). Прослеживается плавный градиент между качеством воспроизведения от младшей модели к старшей. Если проводить параллели, то можно сказать, что 140-му будут рады в кино, а 160-му — в музыке. 180-й порадует владельца и там, и там. Есть у всех сабвуферов и один на всех общий недостаток: при определенной громкости трубы фазоинверторов начинают производить ненужный похрипывающий призвук. Стоит отметить, что это происходит на действительно приличной громкости и в обычной жизни проблем доставить не должно.
Ориентируясь на -6 дБ, можно говорить, что JB-140 достает от 55 Гц, JB-160 — с 50 Гц, а старший JB-180 — с 40 Гц. Конечно, цифры не поражают, но этого достаточно для улучшения прослушивания музыки. Ну и, наконец, решено было провести эксперимент, целью которого является дать ответ на вопрос: а есть ли смысл брать JB-381 к сабвуферу или можно обойтись более дешевой JB-362? Для этого были поставлены затычки в порты фазоинверторов Jb-381 и произведены замеры. Сабвуферы настраивались так, чтобы получить приятное звучание и, возможно, более ровную АЧХ. Тем, кто решил собрать трифоник, нужно помнить, что стыковка сабвуфера и сателлитов — не самое легкое занятие, и с первого раза идеальная инсталляция может и не получиться. На слух можно сделать такой вывод: выбор стереопары зависит только от того, звук каких колонок нравится больше — точнее, даже не звук, а СЧ- и ВЧ-диапазоны, так как сабвуферы стыкуются с обеими системами примерно одинаково. Итог раздела будет достаточно кратким: сабвуферы не портят звук, но потрясать стены они не будут. Просто приятное дополнение в НЧ.
Выводы
Вот и закончилось тестирование всей линейки активных сабвуферов от JetBalance, которые неплохо дополняют стереопары производителя достаточно плотным басом, но не настолько глубоким, чтобы можно было рекомендовать их для озвучивания спецэффектов в кино. Все-таки местами хотелось бы чего-нибудь посущественнее и поглубже. Но зато в музыке все модели в меру своей ценовой категории показали себя просто отлично. Никаких проблем с согласованием между сабвуфером и родными сателлитами не возникло, так что мы смело можем рекомендовать все три модели в качестве основы для создания трифоника с участием стереопар JetBalance. Все три устройства уникальны. Универсал JB-180 понравился потому, что показал самый достойный звук, JB-160 заинтересовал встроенным усилителем и неплохой поддержкой снизу стереопар, а JB-140 — ценой.
Юрий Шабан
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 02 за 2008 год в рубрике hard