Масайоси Сан: инвестор-самурай

Любой бизнес контролируют люди, и бизнес в сфере hi-tech — тоже отнюдь не роботы. Некоторых из этих людей мы знаем: имена Стива Джобса, Билла Гейтса, Ларри Элисона, Майкла Делла и прочих выдающихся топ-менеджеров у всех на слуху. Но IT-индустрию во многом контролируют и другие люди, широкой общественности как минимум малоизвестные. Чаще всего это инвесторы, которые специализируются на венчурных инвестициях в компьютерную и телекоммуникационную отрасли и в итоге определяют их современный облик. Среди них, хочу заметить, встречаются весьма примечательные личности. Такие, как японский миллиардер Масайоси Сан.

Интернет-сан


Масайоси Сан — бизнесмен, мнения о котором диаметрально противоположны. Одни считают его гениальным провидцем, который способен предельно точно оценить коммерческие перспективы любой новой технологии. Другие, напротив, называют богатым безумцем, который без колебаний ввязывается в самые различные авантюры, если только они связаны с компьютерными либо телекоммуникационными технологиями. Но все сходятся в одном: Масайоси Сан — личность весьма незаурядная. Впрочем, в мире IT-бизнеса экстравагантность — это практически норма.

Сложно сказать, кто прав в большей степени. В одном сходятся все: 50-летний японский миллиардер Масайоси Сан пережил и феноменальные взлеты, и катастрофические падения. Но при этом не утратил веры в могущество современных технологий — скорее наоборот: укрепился в этой вере. На сегодняшний день состояние Масайоси — 7 миллиардов долларов. Между тем, менее десятка лет назад он возглавлял список богачей планеты, заметно опережая в том числе и Билла Гейтса. Однако, несмотря на сильно сократившийся личный капитал, Масайоси Сан остается одним из самых авторитетных инвесторов в IT-индустрии, и из любого его действия высоколобые аналитики стараются сделать как можно больше далекоидущих выводов.

От самогона к компьютерам

Начнем с того, что Масайоси — не японец. Его родители переехали в маленький городок Тоса в сельскохозяйственной префектуре Сага на северо-западе острова Кюсю из Кореи, а среди предков миллиардера можно обнаружить и китайцев. Отец Сана также был весьма экстравагантным человеком. Он построил свой дом нелегально на земле, принадлежащей железной дороге — и всю оставшуюся жизнь судился за этот кусок земли. А зарабатывал Масайоси-старший подпольным самогоноварением. "Паленая" сакэ приносила немалый доход: семейство первым в городе обзавелось собственным автомобилем. Когда Масайоси-младшему пришло время идти в школу, семья перебралась из корейского квартала в более приличный район. Сменив социальный статус, родители решили поменять заодно и фамилию и взяли чисто японскую — Ясумото. Однако японцем Сана эта перемена не сделала. В Японии вообще очень тяжело быть эмигрантом — коренные японцы их презирают. В полной мере это ощутил и Масайоси — одноклассники постоянно третировали его за происхождение.

В 16 лет Сан оставил родительский дом и отправился на поиски лучшей жизни в Америку: он вполне справедливо считал, что там на происхождение никто внимания не обращает. И первое, что он сделал в США — вернул себе первую фамилию. Кстати, имя Сан, которое по-японски означает "господин", Масайоси присвоил себе сам. В Штатах Масайоси поступил в Калифорнийский университет в Беркли, там же в возрасте 23 лет основал свою первую (и по сей день главную) компанию Softbank. Однако вначале амбициозный юноша выбирал между карьерой художника либо политика. Все перевернулось в день его 19-летия. Просматривая какой-то научный журнал, Сан увидел изображение, которое вначале принял за изображение города будущего. Но знакомые объяснили ему, что это снимок обычного микрочипа. Потрясенный Масайоси решил связать свою жизнь с высокими технологиями — что, собственно, и сделал. Примерно год спустя Сану пришла в голову идея создать мини-компьютер (он не знал, что в это же время тем же самым занимаются основатели Apple Стив Джобс и Стив Возняк). Однако преподаватели из университета Беркли быстро убедили Масайоси, что подобная задача на данный момент слишком трудновыполнима, и перенаправили энергию инициативного студента в другое русло — предложили реализовать идею карманного электронного переводчика. Вскоре Сан с группой своих единомышленников сумел создать опытный образец переводчика. А затем запатентовал его и за один миллион долларов продал права на производство компании Sharp. Немногим позднее на основе его студенческих разработок был выпущен популярный электронный органайзер Wizard. Однако время шло, и учеба в Беркли закончилась. Масайоси нужно было решить: остаться в США, где сравнительно несложно реализовать свои компьютерные мечты, или вернуться в Японию. Сан выбрал второй вариант — ведь он когда-то пообещал матери вернуться. Но впоследствии Масайоси всегда отдавал должное Америке, говоря: "Если бы я оставался все время в Японии, то был бы гораздо более консервативным, как все японцы, и не достиг бы успеха".

Нестандартный японский бизнесмен

Высокотехнологичная Япония на самом деле очень консервативна. Причем этот консерватизм очень ярко проявляется в японском бизнесе, традиционно обставленном множеством церемониальных условностей. Считается, что при ведении японского бизнеса главное — не получение прибыли в ходе конкурентной борьбы, а сохранение спокойствия и поддержание духа сотрудничества среди предпринимателей. Понятно, что молодой, азартный, да еще и усвоивший американские нормы конкурентной борьбы Масайоси Сан никак не вписывался в японские бизнес-стандарты. Однако, когда наш герой в 1981 году вернулся на родину, он оказался в нужное время и в нужном месте. Как раз в начале 80-х считавшиеся передовыми японские IT-корпорации начали отставать от своих американских и европейских конкурентов. Вот один весьма болезненный для японцев эпизод: во время встречи с японским премьер- министром его британская коллега Маргарет Тэтчер подарила японцу один из первых на тот момент ПК "Спектрум" в качестве символа технологической мощи Британии. В общем, японские политики бросились искать такого бизнесмена, как Масайоси Сан — с потенциалом, способным пойти на пользу всей японской экономике.

Сам Масайоси еще только начинал развивать свою компанию Softbank. В самом начале он в компании двух своих сотрудников ютился в тесном токийском офисе. И в первый же рабочий день ошарашил подчиненных, заявив: "Вы, парни, должны слушаться меня, потому что я президент этой компании. Через пять лет наш объем продаж составит миллиард йен. Через пять лет я буду поставлять товар тысяче дилеров, и мы станем номером один в стране среди распространителей ПО". Такое поведение было настолько нехарактерно для Японии, что сотрудники посчитали шефа сумасшедшим и поспешили уволиться. Никто не знал, что у Масайоси уже разработан… 50-летний план развития его компьютерной бизнес-империи. Начал он ее строить весьма экстравагантным образом: заявился прямиком в кабинет руководителя Joshin Denki — ведущей компании по продаже электроники (представьте себе мужика с газовым баллоном, пришедшего к председателю правления "Газпрома" и предлагающего сотрудничество). Сперва президент Joshin Denki опешил настолько, что попытался вызвать полицию, чтобы та арестовала "сумасшедшего". Но потом, успокоившись, начал вникать в смысл предложений Сана. Все закончилось тем, что крупнейший торговец электроникой заключил контракт с Масайоси, по которому тот обязался поставлять в магазины Joshin Denki буквально весь софт, который на тот момент имелся в Японии. Это был беспроигрышный ход: ассортимент магазинов компании стал настолько разнообразным, что конкуренты уже не могли с ней тягаться, а Softbank автоматически вышел в лидеры среди дистрибьюторов ПО. Для перевода IT- бизнеса на новый уровень Масайоси требовались большие средства, которые можно было получить только в банке. Сан обратился к правлению токийского банка Dai-Ichi Kangyo, чтобы ему выделили кредит в $750 тысяч. Причем у него не было ни недвижимости, ни иных активов, которые можно было бы предоставить в качестве залога. Однако Сан сумел получить от руководства компаний Sharp и Joshin Denki такие хвалебные рекомендации, что банкиры были просто вынуждены пойти ему навстречу. После этой истории на него и обратила внимание японская политическая и деловая элита. Развитие бизнеса не прервали даже три года тяжелой болезни: прямо с больничной койки Сан приобрел 25% акций дочерней компании Microsoft в Японии. Но войти в число ведущих японских предпринимателей Масайоси мешало еще и то, что к началу 90-х годов он все еще не был гражданином Японии. И тогда глава Softbank решил жениться на японке. После этого, формально став "настоящим японцем" и набрав множество кредитов на развитие, Масайоси приступил к созданию собственной IT-империи. На протяжении нескольких лет он, не жалея денег и часто практически не торгуясь, скупал крупнейшие IT-компании (по большей части американские). В 1995-м за $2,1 млрд Масайоси покупает издательский дом Ziff-Davis, специализирующийся на выпуске компьютерной периодики. Год спустя за $900 млн приобретает ведущую компьютерную выставку Comdex. В том же году Масайоси отдал $1,2 млрд за компанию Kingston Technology — крупнейшего на тот момент производителя чипов памяти.

Время Масайоси Сана

Компания Softbank очень быстро перестала заниматься одной только продажей ПО — она стала холдинговой компанией для скупаемых Масайоси активов. Softbank владел (и владеет по сей день) крупными пакетами акций таких известных компаний, как Yahoo, Comdex, Kingston Technologies, Vodafone. Сложно представить, но на сегодняшний день Softbank вложил деньги в более чем 600 IT-компаний. При этом личная доля Сана в компьютерной империи Softbank составляет порядка 42%. В конце 90-х, на пике интернет-бума, активы под его управлением оценивались в $78 млрд, что делало японца самым богатым жителем Земли.

1995-м годом датируется начало увлечения Масайоси интернетом. Познакомившись с возможностями сети и только-только зарождавшегося WWW, он категорически заявил: "Интернет — это не просто временный бум, это новая парадигма для передачи информации, и такое случается лишь раз в 50 лет. Назад пути нет". Масайоси незамедлительно создал новое подразделение Softbank Technology Ventures, которое занялось поиском по всему миру наиболее перспективных интернет-компаний, нуждающихся в инвестициях. Вскоре внимание Масайоси привлек интернет-портал Yahoo, который создали неизвестные на тот момент аспиранты Стэнфордского университета Джерри Янг и Дэвид Фило. Аналитики Сана просчитали все возможные варианты развития этой компании и убедились, что ее доходность может превышать 30% в год. Решение о покупке созрело моментально. Однако и конкуренты Softbank проявили интерес к Yahoo. Тогда Масайоси срочно вылетел на деловую встречу с аспирантами и предложил им $105 млн за 37% акций никому не известной компании с двумя десятками сотрудников. Джерри Янг позже вспоминал: "Большинство из нас подумали, что он сошел с ума. Инвестировать более 100 миллионов долларов в новую компанию было крайне смелым решением, но я думаю, что это был просто счастливый случай. Масайоси смотрит вперед на 10-15 лет". Всемирная паутина росла, опережая любые прогнозы, и вскоре скромные аспиранты стали всем известными миллиардерами. Не остался внакладе и Масайоси. Когда некоторое время назад он был вынужден продать совсем небольшое количество принадлежавших ему акций Yahoo, то получил за них $450 млн.

IT-империя

В какой-то момент — а точнее, с середины 90-х — жизнь Масайоси Сана превратилась в постоянное распутывание сложнейших взаимосвязей между частями своего холдинга. Действительно, шесть сотен динамично развивающихся IT-компаний — хозяйство весьма беспокойное. Структура холдинга такова: японская головная компания имеет пять крупных дочерних предприятий в США. Она управляет этими фирмами через холдинговую компанию Softbank Holdings, в которой собраны специалисты по финансам, инвестициям, а также по слияниям и поглощениям. Softbank Holdings распределяет фонды корпорации и ее венчурный капитал между фирмами-производителями и сама совершает прямые инвестиции. Модель управления напоминает схему распределенных вычислений. Фирмы-производители выступают в роли серверов — каждая из них работает независимо, будучи ориентирована на какой-то один сегмент рынка. Но все они связаны с "суперсервером" (самим Масайоси), который координирует стратегии. А суть бизнеса Сана очень проста и состоит в том, чтобы вкладывать средства в как можно большее число компаний, причем желательно на стадии стартапов. Затем из общей массы скупленных фирм выделяются наиболее перспективные, которые получают дополнительные инвестиции, а неудачники продаются.

И все было бы как в сказке, но даже прозорливый Масайоси не предусмотрел кризиса интернет-экономики 2000-2001 годов. В тот период прибыли Softbank резко упали, и к 2003 году цена активов Сана опустилась до одного миллиарда долларов. Пошли разговоры о банкротстве Softbank. Однако Масайоси оказался живучим. Мировая IT-индустрия понемногу оправилась от шока, активы Сана повысились в цене, а банки по-прежнему охотно давали кредиты. И Масайоси продолжил свою великую IT-авантюру. Теперь объектом его пристального внимания стала интернет-телефония. Весной 2006-го в телекоммуникационном бизнесе произошла сенсация: уже было списанный всеми со счетов Softbank за огромную сумму (почти $15,1 млрд — вот вам и банкрот!) купил у британской корпорации Vodafone Group ее японскую сеть. После чего Масайоси скромно пообещал в ближайшем будущем предоставить пользователям новую услугу — мобильное цифровое телевидение. Сегодняшние планы Масайоси Сана столь же амбициозны, как и 25 лет назад. Его инвестиционный портфель опять распух, а сам глава Softbank мечтает довести число компаний, входящих в его империю, до 800. Он убежден, что и через десятилетие человечество будет все так же нуждаться в компьютерах, интернете, телекоммуникациях и в нем, Масайоси Сане.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 48 за 2007 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета