IT-индустрия: китайцы в Европе и другие предновогодние сюрпризы
В нынешнем декабре становятся очевидны многие тенденции, которые наверняка станут определяющими в IT-индустрии в 2008 году. На них я сегодня и постараюсь сделать акцент. И начну с самого интригующего — с глобальной экспансии китайской корпорации Lenovo.
Крупнейший азиатский производитель ПК Lenovo готовится оспорить лидерство Hewlett-Packard, Acer, Dell и Toshiba. Китайцы планируют строительство первой фабрики в Европе, поглощение европейских компаний, а также работу напрямую с конечными потребителями. Глава Lenovo Уильям Амелио так прокомментировал эти планы: "Завоевание европейского рынка было в течение долгого времени слишком сложно для нас. Между тем, бизнес там растет. Особенный оптимизм внушает немецкий рынок, где доля Lenovo за короткое время увеличилась на 5%". После приобретения компьютерного подразделения IBM в 2005 году Lenovo дышит в затылок своему тайваньскому конкуренту Acer. Соперники сражаются за третье место в списке крупнейших производителей компьютеров — после HP и Dell. Сегодня основным полем битвы становится Европа, где доля Acer составляет 14,5%, что ставит компанию на второе место после HP. Концерн Acer недавно усилил свои позиции на европейском рынке, купив Packard Bell — то есть буквально уведя крупнейшего местного производителя из-под носа китайцев. В целом Lenovo делает ставку на органический рост. В завершившемся квартале компания продала на 23% больше компьютеров и увеличила долю на мировом рынке до 8,2%. При этом расходы концерна сократились, а оборот вырос. В результате стоимость акций Lenovo к концу года увеличилась втрое. В Европе, однако, дела Lenovo по-прежнему хуже, чем в других частях света. В регионе Европа, Средний Восток и Африка (EMEA) оборот вырос в прошлом квартале на 18% — до $886 млн, что составляет лишь пятую часть доходов всего концерна. Чтобы ускорить рост, концерн строит первую фабрику в Европе — в Польше. Lenovo планирует производить на ней 2 млн ПК в год. Экспансия за пределы китайского рынка — одна из важнейших стратегических целей концерна. За три последних квартала компьютерный бизнес Lenovo вырос заметно больше, чем мировой рынок ПК в целом. Это, однако, не означает окончания реструктуризации компании. На 2008 год запланирован старт бизнеса, ориентированного на конечных покупателей. В этом сегменте Lenovo пока что присутствует только в Китае и Индии. Но для успешного старта данного направления нужно сделать брэнд более узнаваемым. Потому Lenovo и тратит огромные суммы на спонсорство Формулы-1, баскетбольной лиги NBA и Олимпийских игр в Пекине. Другой важный пункт — экспансия концерна в развивающиеся страны. Первой стала Индия, где находится производство Lenovo. Сейчас концерн присматривается к России, странам Восточной Европы, Среднего Востока и Бразилии. При этом концерн не забывает свою родину — Китай, где выпустил компьютер стоимостью всего $200, который можно подключать к телевизору. Основные его покупатели — небогатые сельские жители.
Одна из крупнейших голливудских компаний Warner Bros. Entertainment может принести победу формату Blu-ray над его оппонентом HD DVD уже в начале 2008 года. Как заявил вице-президент Lionsgate Studios Майкл Бернс, компания Sony и другие сторонники формата Blu-ray "убедили руководство Warner Bros. выпускать новые фильмы исключительно на дисках Blu-ray, отказавшись от прежней политики записи в обоих форматах одновременно. Решение практически принято, и руководство Warner Bros. только ожидает результатов рождественских продаж, чтобы оценить возможные последствия подобного шага". О важности переговоров для Sony говорит тот факт, что генеральный директор компании Говард Стингер вел их лично с высшим руководством Time Warner, в чьей собственности находится кинокомпания Warner Bros. Вклад Warner в растущую индустрию HD-видео настолько велик, что ее решение в пользу любого из форматов может перетянуть чашу весов в затянувшейся борьбе. Если руководство кинокомпании примет сторону Blu- ray, удельный вес выходящих на рынок BD-дисков возрастет до 70%, оставив компании, поддерживающие формат HD DVD, в явном меньшинстве. После такого удачного шага "клубу" производителей Blu-ray останется только добить своих конкурентов с помощью дешевого проигрывателя видеодисков — главного сейчас козыря сторонников HD DVD. И вот логичное следствие: плейер Blu-ray BD-P1400, выпускаемый Samsung, подешевел в онлайновых магазинах на 40% — с $500 до почти $300. Это первое резкое падение цен на такие плейеры — ранние модели приводов Blu-ray стоили около $1000. Плейеры дисков HD DVD все еще гораздо дешевле — в начале ноября проигрыватель Toshiba HD-A2 DVD начал продаваться в американских магазинах примерно за $100. Цена на внешний HD DVD плейер для приставки Microsoft Xbox 360 в начале декабря также упала и составила $130 вместо $179. Но, несмотря на более дорогие плейеры, Blu-Ray уже вдвое популярнее HD DVD. С января по сентябрь 2007-го в США было продано 1,4 млн дисков HD DVD и 2,6 млн — Blu-ray.
Компания Motorola явно готовится в 2008-м взять реванш за крайне неудачный нынешний год. (Напомню: по итогам III квартала 2007-го Motorola пропустила вперед Samsung. Рыночная доля компании уменьшилась с 20,7% до 13,1%.) Сейчас Motorola ведет активные переговоры с тайваньскими производителями мобильных телефонов. Motorola надеется возобновить сотрудничество с тайваньцами для размещения заказов на производство смартфонов. В частности, компания планирует выпуск 3,5G-смартфонов на базе Windows Mobile на предприятиях сторонних производителей. Среди будущих партнеров значатся компании Compal Communication, Chi Mei Communication Systems (CMCS) и Arima Communications. Первые поставки начнутся предположительно во II квартале 2008 г. Не так давно Motorola реструктурировала свое подразделение смартфонов, поэтому аппараты серии Moto Q будут по-прежнему разрабатываться и производиться собственными силами компании. Однако, чтобы заполнить бреши в свой продуктовой линейке, Motorola вынуждена будет в начале 2008 года обратиться к OEM-компаниям. Расширение линейки смартфонов, помимо прочего, связано с тем, что Motorola ушла с рынка бюджетных решений. В компании посчитали, что при больших объемах поставок данный рынок приносит незначительную прибыль. "Лаборатория Касперского" объявила о реорганизации своей международной структуры и создании пяти региональных штаб-квартир: в Западной Европе, Восточной Европе, на Ближнем Востоке и в Африке, в Северной и Южной Америке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также в Японии. Руководителями глобальных офисов назначены Андреас Ламм (бывший директор Kaspersky Lab Germany), Гарри Кондаков (ранее бывший управляющим директором в России, странах СНГ и Балтии), Стив Оренберг (занимавший пост президента Kaspersky Lab USA), Гарри Ченг (ранее руководивший китайским
представительством) и Виталий Безродных, также остающийся директором по развитию бизнеса. Евгений Буякин, до настоящего момента занимавший должность финансового директора, перешел на специально утвержденный пост исполнительного директора, в число задач которого войдет оперативное руководство, а также координация деятельности глобальных и центрального офисов. Буякину и Безродных принадлежат в британской компании-владельце ЛК по 1%. В компании уточнили, что оба менеджера являются миноритарными акционерами группы компаний Kaspersky Labs. Должность управляющего директора в России, странах СНГ и Балтии не упразднена, но и открывать такую вакансию в ближайший год не планируется. Гарри Кондаков, как сообщили в ЛК, совмещает прежнюю должность с новой и руководит российским офисом в качестве управляющего директора ЛК в Восточной Европе, Ближнем Востоке и Африке. Совмещение должностей в компании объясняют тем, что Россия является бизнес-образующей территорией в управляемом Кондаковым глобальном офисе. Это делает управление ею одной из стратегических задач, которая логичным образом находится в компетенции управляющего директора всего региона. Управление другими территориями региона осуществляется менеджерами по развитию бизнеса на соответствующей территории. Масштабная реорганизация проводится из-за необходимости осуществлять эффективное управление растущей сетью локальных представительств ЛК — в ближайшие два года их число должно вырасти более чем в два раза (сейчас их 12). На недавнем совете директоров были утверждены бизнес-планы развития каждого из глобальных офисов, а основной целью названа масштабная экспансия на зарубежных рынках. Реорганизация также имеет целью приведение компании в соответствие международным стандартам управления в преддверии скорого IPO, однако, как заверяют в компании, на совете директоров этот вопрос пока не обсуждался. В "Лаборатории Касперского" заявляют, что в настоящее время доля компании в пользовательском сегменте России составляет около 51%, в бизнес-сегменте — примерно 44%. За рубежом компания активно развивает ритейл и, например, в Германии занимает по данному направлению первое место, в Китае — второе, в США — четвертое. По итогам 2006 года выручка ЛК составила $67,3 млн — рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года 69%. По данным компании, в настоящее время в Tоп-3 мирового антивирусного рынка входят Symantec, McAfee и TrendMicro, "Лаборатория Касперского" планирует войти в тройку к 2010 году.
А вот Palm объявила, что ее прогнозные показатели на II квартал финансового года выполнены не будут. Курс акций производителя рухнул на 17%. По оценкам компании, выручка сократится до $345 млн за квартал, при этом аналитики ожидали выручку в $378,2 млн. Выручка и прибыль снизились из-за задержки нового ключевого продукта, считают в компании. Palm производит смартфоны семейства Treo, однако в предприятии не подтвердили, что речь идет именно о новом смартфоне. Курс акций компании после объявления об убытках упал на 17%. За этот год капитализация Palm снизилась почти на 50%.
Кэролин Гудмундсон — бывшая сотрудница Microsoft, занимавшаяся приобретением и регистрацией доменных имен — подозревается в хищениях в размере миллиона долларов. От ее действий пострадали корпорации Microsoft, Expedia и калифорнийский регистратор доменов Marksman. Обвинения предъявлены Гудмундсон по 11 эпизодам мошенничества с использованием телефонной линии, а также семи случаям мошенничества с использованием почты. Ей грозит до 20 лет тюрьмы и $250 тысяч штрафа. 44-летняя Гудмундсон обвиняется в том, что использовала кредитную карту Microsoft и в отчетах о расходах указывала завышенные суммы, уплаченные за домены. В случае с Expedia она получала деньги, направляя счета за якобы зарегистрированные по поручению Microsoft домены. Ей также удалось убедить сотрудника регистратора Marksman в том, что некоему Дж.М. Лоссману причитаются выплаты за массовую регистрацию доменных имен Microsoft. Между тем, чеки направлялись по адресу матери Гудмундсон.
Денис Лавникевич
Крупнейший азиатский производитель ПК Lenovo готовится оспорить лидерство Hewlett-Packard, Acer, Dell и Toshiba. Китайцы планируют строительство первой фабрики в Европе, поглощение европейских компаний, а также работу напрямую с конечными потребителями. Глава Lenovo Уильям Амелио так прокомментировал эти планы: "Завоевание европейского рынка было в течение долгого времени слишком сложно для нас. Между тем, бизнес там растет. Особенный оптимизм внушает немецкий рынок, где доля Lenovo за короткое время увеличилась на 5%". После приобретения компьютерного подразделения IBM в 2005 году Lenovo дышит в затылок своему тайваньскому конкуренту Acer. Соперники сражаются за третье место в списке крупнейших производителей компьютеров — после HP и Dell. Сегодня основным полем битвы становится Европа, где доля Acer составляет 14,5%, что ставит компанию на второе место после HP. Концерн Acer недавно усилил свои позиции на европейском рынке, купив Packard Bell — то есть буквально уведя крупнейшего местного производителя из-под носа китайцев. В целом Lenovo делает ставку на органический рост. В завершившемся квартале компания продала на 23% больше компьютеров и увеличила долю на мировом рынке до 8,2%. При этом расходы концерна сократились, а оборот вырос. В результате стоимость акций Lenovo к концу года увеличилась втрое. В Европе, однако, дела Lenovo по-прежнему хуже, чем в других частях света. В регионе Европа, Средний Восток и Африка (EMEA) оборот вырос в прошлом квартале на 18% — до $886 млн, что составляет лишь пятую часть доходов всего концерна. Чтобы ускорить рост, концерн строит первую фабрику в Европе — в Польше. Lenovo планирует производить на ней 2 млн ПК в год. Экспансия за пределы китайского рынка — одна из важнейших стратегических целей концерна. За три последних квартала компьютерный бизнес Lenovo вырос заметно больше, чем мировой рынок ПК в целом. Это, однако, не означает окончания реструктуризации компании. На 2008 год запланирован старт бизнеса, ориентированного на конечных покупателей. В этом сегменте Lenovo пока что присутствует только в Китае и Индии. Но для успешного старта данного направления нужно сделать брэнд более узнаваемым. Потому Lenovo и тратит огромные суммы на спонсорство Формулы-1, баскетбольной лиги NBA и Олимпийских игр в Пекине. Другой важный пункт — экспансия концерна в развивающиеся страны. Первой стала Индия, где находится производство Lenovo. Сейчас концерн присматривается к России, странам Восточной Европы, Среднего Востока и Бразилии. При этом концерн не забывает свою родину — Китай, где выпустил компьютер стоимостью всего $200, который можно подключать к телевизору. Основные его покупатели — небогатые сельские жители.
Одна из крупнейших голливудских компаний Warner Bros. Entertainment может принести победу формату Blu-ray над его оппонентом HD DVD уже в начале 2008 года. Как заявил вице-президент Lionsgate Studios Майкл Бернс, компания Sony и другие сторонники формата Blu-ray "убедили руководство Warner Bros. выпускать новые фильмы исключительно на дисках Blu-ray, отказавшись от прежней политики записи в обоих форматах одновременно. Решение практически принято, и руководство Warner Bros. только ожидает результатов рождественских продаж, чтобы оценить возможные последствия подобного шага". О важности переговоров для Sony говорит тот факт, что генеральный директор компании Говард Стингер вел их лично с высшим руководством Time Warner, в чьей собственности находится кинокомпания Warner Bros. Вклад Warner в растущую индустрию HD-видео настолько велик, что ее решение в пользу любого из форматов может перетянуть чашу весов в затянувшейся борьбе. Если руководство кинокомпании примет сторону Blu- ray, удельный вес выходящих на рынок BD-дисков возрастет до 70%, оставив компании, поддерживающие формат HD DVD, в явном меньшинстве. После такого удачного шага "клубу" производителей Blu-ray останется только добить своих конкурентов с помощью дешевого проигрывателя видеодисков — главного сейчас козыря сторонников HD DVD. И вот логичное следствие: плейер Blu-ray BD-P1400, выпускаемый Samsung, подешевел в онлайновых магазинах на 40% — с $500 до почти $300. Это первое резкое падение цен на такие плейеры — ранние модели приводов Blu-ray стоили около $1000. Плейеры дисков HD DVD все еще гораздо дешевле — в начале ноября проигрыватель Toshiba HD-A2 DVD начал продаваться в американских магазинах примерно за $100. Цена на внешний HD DVD плейер для приставки Microsoft Xbox 360 в начале декабря также упала и составила $130 вместо $179. Но, несмотря на более дорогие плейеры, Blu-Ray уже вдвое популярнее HD DVD. С января по сентябрь 2007-го в США было продано 1,4 млн дисков HD DVD и 2,6 млн — Blu-ray.
Компания Motorola явно готовится в 2008-м взять реванш за крайне неудачный нынешний год. (Напомню: по итогам III квартала 2007-го Motorola пропустила вперед Samsung. Рыночная доля компании уменьшилась с 20,7% до 13,1%.) Сейчас Motorola ведет активные переговоры с тайваньскими производителями мобильных телефонов. Motorola надеется возобновить сотрудничество с тайваньцами для размещения заказов на производство смартфонов. В частности, компания планирует выпуск 3,5G-смартфонов на базе Windows Mobile на предприятиях сторонних производителей. Среди будущих партнеров значатся компании Compal Communication, Chi Mei Communication Systems (CMCS) и Arima Communications. Первые поставки начнутся предположительно во II квартале 2008 г. Не так давно Motorola реструктурировала свое подразделение смартфонов, поэтому аппараты серии Moto Q будут по-прежнему разрабатываться и производиться собственными силами компании. Однако, чтобы заполнить бреши в свой продуктовой линейке, Motorola вынуждена будет в начале 2008 года обратиться к OEM-компаниям. Расширение линейки смартфонов, помимо прочего, связано с тем, что Motorola ушла с рынка бюджетных решений. В компании посчитали, что при больших объемах поставок данный рынок приносит незначительную прибыль. "Лаборатория Касперского" объявила о реорганизации своей международной структуры и создании пяти региональных штаб-квартир: в Западной Европе, Восточной Европе, на Ближнем Востоке и в Африке, в Северной и Южной Америке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также в Японии. Руководителями глобальных офисов назначены Андреас Ламм (бывший директор Kaspersky Lab Germany), Гарри Кондаков (ранее бывший управляющим директором в России, странах СНГ и Балтии), Стив Оренберг (занимавший пост президента Kaspersky Lab USA), Гарри Ченг (ранее руководивший китайским
представительством) и Виталий Безродных, также остающийся директором по развитию бизнеса. Евгений Буякин, до настоящего момента занимавший должность финансового директора, перешел на специально утвержденный пост исполнительного директора, в число задач которого войдет оперативное руководство, а также координация деятельности глобальных и центрального офисов. Буякину и Безродных принадлежат в британской компании-владельце ЛК по 1%. В компании уточнили, что оба менеджера являются миноритарными акционерами группы компаний Kaspersky Labs. Должность управляющего директора в России, странах СНГ и Балтии не упразднена, но и открывать такую вакансию в ближайший год не планируется. Гарри Кондаков, как сообщили в ЛК, совмещает прежнюю должность с новой и руководит российским офисом в качестве управляющего директора ЛК в Восточной Европе, Ближнем Востоке и Африке. Совмещение должностей в компании объясняют тем, что Россия является бизнес-образующей территорией в управляемом Кондаковым глобальном офисе. Это делает управление ею одной из стратегических задач, которая логичным образом находится в компетенции управляющего директора всего региона. Управление другими территориями региона осуществляется менеджерами по развитию бизнеса на соответствующей территории. Масштабная реорганизация проводится из-за необходимости осуществлять эффективное управление растущей сетью локальных представительств ЛК — в ближайшие два года их число должно вырасти более чем в два раза (сейчас их 12). На недавнем совете директоров были утверждены бизнес-планы развития каждого из глобальных офисов, а основной целью названа масштабная экспансия на зарубежных рынках. Реорганизация также имеет целью приведение компании в соответствие международным стандартам управления в преддверии скорого IPO, однако, как заверяют в компании, на совете директоров этот вопрос пока не обсуждался. В "Лаборатории Касперского" заявляют, что в настоящее время доля компании в пользовательском сегменте России составляет около 51%, в бизнес-сегменте — примерно 44%. За рубежом компания активно развивает ритейл и, например, в Германии занимает по данному направлению первое место, в Китае — второе, в США — четвертое. По итогам 2006 года выручка ЛК составила $67,3 млн — рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года 69%. По данным компании, в настоящее время в Tоп-3 мирового антивирусного рынка входят Symantec, McAfee и TrendMicro, "Лаборатория Касперского" планирует войти в тройку к 2010 году.
А вот Palm объявила, что ее прогнозные показатели на II квартал финансового года выполнены не будут. Курс акций производителя рухнул на 17%. По оценкам компании, выручка сократится до $345 млн за квартал, при этом аналитики ожидали выручку в $378,2 млн. Выручка и прибыль снизились из-за задержки нового ключевого продукта, считают в компании. Palm производит смартфоны семейства Treo, однако в предприятии не подтвердили, что речь идет именно о новом смартфоне. Курс акций компании после объявления об убытках упал на 17%. За этот год капитализация Palm снизилась почти на 50%.
Кэролин Гудмундсон — бывшая сотрудница Microsoft, занимавшаяся приобретением и регистрацией доменных имен — подозревается в хищениях в размере миллиона долларов. От ее действий пострадали корпорации Microsoft, Expedia и калифорнийский регистратор доменов Marksman. Обвинения предъявлены Гудмундсон по 11 эпизодам мошенничества с использованием телефонной линии, а также семи случаям мошенничества с использованием почты. Ей грозит до 20 лет тюрьмы и $250 тысяч штрафа. 44-летняя Гудмундсон обвиняется в том, что использовала кредитную карту Microsoft и в отчетах о расходах указывала завышенные суммы, уплаченные за домены. В случае с Expedia она получала деньги, направляя счета за якобы зарегистрированные по поручению Microsoft домены. Ей также удалось убедить сотрудника регистратора Marksman в том, что некоему Дж.М. Лоссману причитаются выплаты за массовую регистрацию доменных имен Microsoft. Между тем, чеки направлялись по адресу матери Гудмундсон.
Денис Лавникевич
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 47 за 2007 год в рубрике бизнес