IT-индустрия: китайцы в Европе и другие предновогодние сюрпризы

В нынешнем декабре становятся очевидны многие тенденции, которые наверняка станут определяющими в IT-индустрии в 2008 году. На них я сегодня и постараюсь сделать акцент. И начну с самого интригующего — с глобальной экспансии китайской корпорации Lenovo.

Крупнейший азиатский производитель ПК Lenovo готовится оспорить лидерство Hewlett-Packard, Acer, Dell и Toshiba. Китайцы планируют строительство первой фабрики в Европе, поглощение европейских компаний, а также работу напрямую с конечными потребителями. Глава Lenovo Уильям Амелио так прокомментировал эти планы: "Завоевание европейского рынка было в течение долгого времени слишком сложно для нас. Между тем, бизнес там растет. Особенный оптимизм внушает немецкий рынок, где доля Lenovo за короткое время увеличилась на 5%". После приобретения компьютерного подразделения IBM в 2005 году Lenovo дышит в затылок своему тайваньскому конкуренту Acer. Соперники сражаются за третье место в списке крупнейших производителей компьютеров — после HP и Dell. Сегодня основным полем битвы становится Европа, где доля Acer составляет 14,5%, что ставит компанию на второе место после HP. Концерн Acer недавно усилил свои позиции на европейском рынке, купив Packard Bell — то есть буквально уведя крупнейшего местного производителя из-под носа китайцев. В целом Lenovo делает ставку на органический рост. В завершившемся квартале компания продала на 23% больше компьютеров и увеличила долю на мировом рынке до 8,2%. При этом расходы концерна сократились, а оборот вырос. В результате стоимость акций Lenovo к концу года увеличилась втрое. В Европе, однако, дела Lenovo по-прежнему хуже, чем в других частях света. В регионе Европа, Средний Восток и Африка (EMEA) оборот вырос в прошлом квартале на 18% — до $886 млн, что составляет лишь пятую часть доходов всего концерна. Чтобы ускорить рост, концерн строит первую фабрику в Европе — в Польше. Lenovo планирует производить на ней 2 млн ПК в год. Экспансия за пределы китайского рынка — одна из важнейших стратегических целей концерна. За три последних квартала компьютерный бизнес Lenovo вырос заметно больше, чем мировой рынок ПК в целом. Это, однако, не означает окончания реструктуризации компании. На 2008 год запланирован старт бизнеса, ориентированного на конечных покупателей. В этом сегменте Lenovo пока что присутствует только в Китае и Индии. Но для успешного старта данного направления нужно сделать брэнд более узнаваемым. Потому Lenovo и тратит огромные суммы на спонсорство Формулы-1, баскетбольной лиги NBA и Олимпийских игр в Пекине. Другой важный пункт — экспансия концерна в развивающиеся страны. Первой стала Индия, где находится производство Lenovo. Сейчас концерн присматривается к России, странам Восточной Европы, Среднего Востока и Бразилии. При этом концерн не забывает свою родину — Китай, где выпустил компьютер стоимостью всего $200, который можно подключать к телевизору. Основные его покупатели — небогатые сельские жители.

Одна из крупнейших голливудских компаний Warner Bros. Entertainment может принести победу формату Blu-ray над его оппонентом HD DVD уже в начале 2008 года. Как заявил вице-президент Lionsgate Studios Майкл Бернс, компания Sony и другие сторонники формата Blu-ray "убедили руководство Warner Bros. выпускать новые фильмы исключительно на дисках Blu-ray, отказавшись от прежней политики записи в обоих форматах одновременно. Решение практически принято, и руководство Warner Bros. только ожидает результатов рождественских продаж, чтобы оценить возможные последствия подобного шага". О важности переговоров для Sony говорит тот факт, что генеральный директор компании Говард Стингер вел их лично с высшим руководством Time Warner, в чьей собственности находится кинокомпания Warner Bros. Вклад Warner в растущую индустрию HD-видео настолько велик, что ее решение в пользу любого из форматов может перетянуть чашу весов в затянувшейся борьбе. Если руководство кинокомпании примет сторону Blu- ray, удельный вес выходящих на рынок BD-дисков возрастет до 70%, оставив компании, поддерживающие формат HD DVD, в явном меньшинстве. После такого удачного шага "клубу" производителей Blu-ray останется только добить своих конкурентов с помощью дешевого проигрывателя видеодисков — главного сейчас козыря сторонников HD DVD. И вот логичное следствие: плейер Blu-ray BD-P1400, выпускаемый Samsung, подешевел в онлайновых магазинах на 40% — с $500 до почти $300. Это первое резкое падение цен на такие плейеры — ранние модели приводов Blu-ray стоили около $1000. Плейеры дисков HD DVD все еще гораздо дешевле — в начале ноября проигрыватель Toshiba HD-A2 DVD начал продаваться в американских магазинах примерно за $100. Цена на внешний HD DVD плейер для приставки Microsoft Xbox 360 в начале декабря также упала и составила $130 вместо $179. Но, несмотря на более дорогие плейеры, Blu-Ray уже вдвое популярнее HD DVD. С января по сентябрь 2007-го в США было продано 1,4 млн дисков HD DVD и 2,6 млн — Blu-ray.

Компания Motorola явно готовится в 2008-м взять реванш за крайне неудачный нынешний год. (Напомню: по итогам III квартала 2007-го Motorola пропустила вперед Samsung. Рыночная доля компании уменьшилась с 20,7% до 13,1%.) Сейчас Motorola ведет активные переговоры с тайваньскими производителями мобильных телефонов. Motorola надеется возобновить сотрудничество с тайваньцами для размещения заказов на производство смартфонов. В частности, компания планирует выпуск 3,5G-смартфонов на базе Windows Mobile на предприятиях сторонних производителей. Среди будущих партнеров значатся компании Compal Communication, Chi Mei Communication Systems (CMCS) и Arima Communications. Первые поставки начнутся предположительно во II квартале 2008 г. Не так давно Motorola реструктурировала свое подразделение смартфонов, поэтому аппараты серии Moto Q будут по-прежнему разрабатываться и производиться собственными силами компании. Однако, чтобы заполнить бреши в свой продуктовой линейке, Motorola вынуждена будет в начале 2008 года обратиться к OEM-компаниям. Расширение линейки смартфонов, помимо прочего, связано с тем, что Motorola ушла с рынка бюджетных решений. В компании посчитали, что при больших объемах поставок данный рынок приносит незначительную прибыль. "Лаборатория Касперского" объявила о реорганизации своей международной структуры и создании пяти региональных штаб-квартир: в Западной Европе, Восточной Европе, на Ближнем Востоке и в Африке, в Северной и Южной Америке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также в Японии. Руководителями глобальных офисов назначены Андреас Ламм (бывший директор Kaspersky Lab Germany), Гарри Кондаков (ранее бывший управляющим директором в России, странах СНГ и Балтии), Стив Оренберг (занимавший пост президента Kaspersky Lab USA), Гарри Ченг (ранее руководивший китайским
представительством) и Виталий Безродных, также остающийся директором по развитию бизнеса. Евгений Буякин, до настоящего момента занимавший должность финансового директора, перешел на специально утвержденный пост исполнительного директора, в число задач которого войдет оперативное руководство, а также координация деятельности глобальных и центрального офисов. Буякину и Безродных принадлежат в британской компании-владельце ЛК по 1%. В компании уточнили, что оба менеджера являются миноритарными акционерами группы компаний Kaspersky Labs. Должность управляющего директора в России, странах СНГ и Балтии не упразднена, но и открывать такую вакансию в ближайший год не планируется. Гарри Кондаков, как сообщили в ЛК, совмещает прежнюю должность с новой и руководит российским офисом в качестве управляющего директора ЛК в Восточной Европе, Ближнем Востоке и Африке. Совмещение должностей в компании объясняют тем, что Россия является бизнес-образующей территорией в управляемом Кондаковым глобальном офисе. Это делает управление ею одной из стратегических задач, которая логичным образом находится в компетенции управляющего директора всего региона. Управление другими территориями региона осуществляется менеджерами по развитию бизнеса на соответствующей территории. Масштабная реорганизация проводится из-за необходимости осуществлять эффективное управление растущей сетью локальных представительств ЛК — в ближайшие два года их число должно вырасти более чем в два раза (сейчас их 12). На недавнем совете директоров были утверждены бизнес-планы развития каждого из глобальных офисов, а основной целью названа масштабная экспансия на зарубежных рынках. Реорганизация также имеет целью приведение компании в соответствие международным стандартам управления в преддверии скорого IPO, однако, как заверяют в компании, на совете директоров этот вопрос пока не обсуждался. В "Лаборатории Касперского" заявляют, что в настоящее время доля компании в пользовательском сегменте России составляет около 51%, в бизнес-сегменте — примерно 44%. За рубежом компания активно развивает ритейл и, например, в Германии занимает по данному направлению первое место, в Китае — второе, в США — четвертое. По итогам 2006 года выручка ЛК составила $67,3 млн — рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года 69%. По данным компании, в настоящее время в Tоп-3 мирового антивирусного рынка входят Symantec, McAfee и TrendMicro, "Лаборатория Касперского" планирует войти в тройку к 2010 году.

А вот Palm объявила, что ее прогнозные показатели на II квартал финансового года выполнены не будут. Курс акций производителя рухнул на 17%. По оценкам компании, выручка сократится до $345 млн за квартал, при этом аналитики ожидали выручку в $378,2 млн. Выручка и прибыль снизились из-за задержки нового ключевого продукта, считают в компании. Palm производит смартфоны семейства Treo, однако в предприятии не подтвердили, что речь идет именно о новом смартфоне. Курс акций компании после объявления об убытках упал на 17%. За этот год капитализация Palm снизилась почти на 50%.

Кэролин Гудмундсон — бывшая сотрудница Microsoft, занимавшаяся приобретением и регистрацией доменных имен — подозревается в хищениях в размере миллиона долларов. От ее действий пострадали корпорации Microsoft, Expedia и калифорнийский регистратор доменов Marksman. Обвинения предъявлены Гудмундсон по 11 эпизодам мошенничества с использованием телефонной линии, а также семи случаям мошенничества с использованием почты. Ей грозит до 20 лет тюрьмы и $250 тысяч штрафа. 44-летняя Гудмундсон обвиняется в том, что использовала кредитную карту Microsoft и в отчетах о расходах указывала завышенные суммы, уплаченные за домены. В случае с Expedia она получала деньги, направляя счета за якобы зарегистрированные по поручению Microsoft домены. Ей также удалось убедить сотрудника регистратора Marksman в том, что некоему Дж.М. Лоссману причитаются выплаты за массовую регистрацию доменных имен Microsoft. Между тем, чеки направлялись по адресу матери Гудмундсон.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 47 за 2007 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета