NASDAQ по-китайски

Китай в настоящее время переживает настоящий бум развития фондового рынка. Его фондовый рынок считается одним из самых быстрорастущих в мире и, по мнению экспертов, будет оставаться таковым как минимум ближайшие несколько лет. В стране открыто 125 млн торговых счетов, из них 47 млн в 2007 году. Это превышает аналогичные показатели в США, где всего открыто 83 млн счетов. Власти Китая только в нынешнем году допустили к биржевой торговле частных лиц, и результат не замедлил сказаться: число частных инвесторов растет в геометрической прогрессии. Каждый день с невероятной скоростью открывается все больше и больше частных брокерских счетов. Причем определение "нездоровая ситуация" выглядит слишком мягким: по рассказам очевидцев, в крупных городах страны множество людей бросают свою основную работу и переквалифицируются в трейдеров. Толпы китайцев бродят вокруг брокерских контор, наблюдая за тем, как на витринах отражаются изменения в котировках акций.

Но какое отношение это имеет к компьютерному изданию? В общем-то самое прямое. В Китае сейчас бурными темпами развиваются высокотехнологичные компании, а возможности получения финансирования для них через механизмы акционерного капитала на зарубежных фондовых рынках ограничены. Как правило, это небольшие компании, которые по своим параметрам не могут проходить процедуры листинга на крупных мировых биржах. По данным министерства по науке и технологиям Китая, 66% всех патентов в стране выдаются средним и небольшим компаниям, которые занимают до 74% от всех внедряемых инновационных продуктов. Вполне естественно, что в связи с этим вопросы привлечения финансирования внутри страны выходят на передний план. И именно IT-компании сейчас стали одним из главных двигателей китайского биржевого бума. Китай сейчас поставляет на мировой рынок весьма значительную долю компьютерной техники и периферии; китайские IT-компании давно уже ушли от "отверточной сборки" и теперь выпускают достаточно высокотехнологичную продукцию. Стремительно развивается в стране и интернет-индустрия. Между тем, у китайских инвесторов совершенно отсутствует опыт работы с ценными бумагами (исключение — Гонконг, но это особый случай), а торговля на бирже воспринимается как разновидность азартной игры. В таких условиях практически неизбежным становится кризис, аналогичный американскому краху дот-комов 2000-2001 годов. Осознавая эту угрозу, правительство Китая не так давно наконец-то приняло решение об открытии национальной специализированной фондовой IT-биржи — аналога американской NASDAQ.

Справедливости ради нужно сказать, что история создания китайского NASDAQ берет начало еще в конце 90-х годов прошлого века. Однако американский "интернет-пузырь" существенно повлиял и на китайских IT-бизнесменов, так что идея была отложена надолго. Однако начиная с 2004 года для китайского IT-бизнеса постепенно началась новая жизнь, и уже через несколько лет появились сообщения о планируемом открытии электронной "высокотехнологической" биржи в начале 2008 года. Местом выбрана Шеньчженская фондовая биржа — в городе, который имеет хорошие деловые традиции и высокую культуру бизнеса. Еще в 2004 году на Шеньчженской бирже была открыта электронная доска торговли для компаний среднего и малого бизнеса (SME Board). Однако больших успехов на этой площадке не было достигнуто — сейчас на ней торгуется лишь около 150 компаний при том, что, по данным китайской прессы, всего в стране сейчас порядка 130 тыс. средних и малых IT-компаний. Основная причина провала первой попытки — достаточно жесткие условия листинга, которые в принципе аналогичны условиям основной ("материнской") биржи Шэньчженя. Финансовые власти Китая проанализировали первый неудачный опыт, и в 2006 году китайское правительственное ведомство CSRC (оно отвечает за биржевую торговлю в стране) сообщило о своих планах по развитию первичных публичных размещений акций (IPO) на SME Board — с темпами по три IPO в неделю. Однако для такого марафона требовался и соответствующий механизм. Для практической реализации плана был разработан поэтапный процесс реформирования SME Board и получения в итоге почти полного аналога с NASDAQ: рынок основного листинга (Main Board Market), вторичный рынок (Small Cap Market) и внебиржевой рынок (OTCBB). При этом все основывается на трех принципах: при отборе компании для листинга иметь достаточно высокий уровень критериев; вместе с тем снизить порог требований и диверсифицировать их для привлечения максимально возможного числа компаний; развить вторичный рынок. На новом рынке планируется полностью использовать опыт NASDAQ — гибкая система критериев листинга и жесткое регулирование после листинга. Как один из элементов китайского NASDAQ предусматривается обеспечение возможностей выхода для венчурных финансистов с выводом капитала.

Пока что рано рассуждать об успехе или неудаче "китайского NASDAQ". Но очевидно другое: Китай на глазах превращается из малоквалифицированного сборщика низкобюджетной электроники в державу с собственной высокоразвитой IT-индустрией. Страна уже прошла этап создания технопарков (сейчас их в Китае несколько десятков) и наполнения их IT-стартапами. Сегодня на повестке дня — создание финансовой базы для национальной IT-индустрии и глобальная конкуренция. Чтобы убедиться в серьезности китайских намерений, достаточно посмотреть, какими темпами захватывают мировые рынки компании Lenovo и Huawei. А чем нас удивит поднебесная завтра? Между тем, американская высокотехнологическая биржа NASDAQ 3 декабря нынешнего года также открыла представительский офис в Пекине. Предполагается, что новый статус биржи на рынке Китая облегчит ей работу с местными компаниями. Ранее — с 1998 по 2004 гг. — NASDAQ располагала так называемым предварительным офисом в Шанхае, полномочия которого были существенно ограничены — ему даже запрещалось использовать вывеску NASDAQ на здании. Несмотря на ограниченный статус, вторая по величине биржа США достаточно успешно ведет работу на китайском рынке. Сейчас на NASDAQ торгуются акции 52 компаний Китая, совокупная капитализация которых составляет $57 млрд.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 47 за 2007 год в рубрике бизнес

©1997-2022 Компьютерная газета