IT-индустрия: насыщенный делами декабрь

Как обычно, в преддверии конца года IT-индустрия занимается подведением итогов и составлением планов на следующий год. Но это, скажем так, рутина. Наиболее прозорливые топ-менеджеры — "визионеры" — стараются уловить основные тренды, следование которым в 2008-м году позволит получить максимальную прибыль и избежатьнеоправданных убытков. Справедливости ради стоит сказать, что дела в мировом IT-бизнесе обстоят на данный момент неплохо, а рыночные прогнозы в большинстве своем оптимистичны.

Эксперты организации Semiconductor Industry Association (SIA) наконец-то опубликовали результаты аналитического исследования состояния мирового рынка полупроводников в октябре 2007 года. Выяснилось, что в этом месяце (как раз спустя 60 лет после изобретения полупроводникового транзистора) продажи чипов выросли по сравнению с прошлым годом на 5% до отметки $23,1 млрд. Если сравнивать эти показатели с сентябрем, то имеем дело с ростом на уровне 2%. Большинство специалистов склоняются к утверждению о том, что рост рынка полупроводников был спровоцирован в первую очередь стабильностью сегмента ПК.

Для справки: за первые 10 месяцев 2007 года объемы продаж чипов превысили $210 млрд, что на 3,9% превышает показатели 2006 года, когда разработчикам удалось поставить на рынок полупроводниковой продукции на $202 млрд. Нужно сказать, что SIA рассчитывала на меньшую активность рынка ПК в III квартале, однако фактические результаты стали приятным сюрпризом как для изготовителей, так и для инвесторов.

А вот другой прогноз, уже относящийся к бурнорастущему рынку интернет-рекламы. Агентство ZenithOptimedia опубликовало результаты своего исследования, согласно которым к 2010 году сеть обойдет по величине рекламного рынка журналы и будет уступать по этому параметру только рекламе на телевидении и в газетах. На долю интернет-рекламы в 2010 году придется 11,5% от общемировых затрат, оцениваемых в $530 млрд, то есть почти $61 млрд. Телевидение будет занимать 37,5% рынка, а газетная реклама — 25,4%. Кроме того, в 2010 году, по прогнозу ZenithOptimedia, порог в 15% рынка интернет-реклама пересечет в десяти странах мира. В настоящее время только четыре страны могут похвастаться таким высоким показателем: Дания, Норвегия, Швеция и Великобритания. Значительную часть дополнительных расходов на интернет-рекламу направят развивающиеся страны. Например, Китай, который сейчас тратит на такую рекламу $2,6 млрд., через два года будет тратить $7,5 млрд.

Теперь поговорим о слияниях и совместных проектах. Игровые издатели Vivendi и Activision объявили о заключении многомиллиардной сделки по слиянию. Новая компания будет носить имя Activision Blizzard, ее президентом и исполнительным директором станет нынешний глава Activision Роберт Котик. С другой стороны, в результате слияния порядка 68% акций Activision Blizzard будут находиться в распоряжении именно Vivendi. Сделка завершится к середине следующего года после ее одобрения акционерами и регулирующими органами. Ее общая сумма составляет порядка $18,9 млрд. Компания Blizzard уже опубликовала на своем сайте небольшой, но информативный список вопросов и ответов, в котором, в частности, утверждается, что сделка никак не повлияет на работу Blizzard Entertainment: никакого вмешательства со стороны руководства новообразуемой компании не предвидится, все нынешние ключевые сотрудники останутся на месте, стратегия и тактика, обеспечившие успех Blizzard, также не изменятся, и игры, которые производила и производит Blizzard, будут по-прежнему носить только ее имя. При этом предполагается, что слияние с Activision усилит финансовые показатели обеих компаний и поспособствует росту продаж.

А компании Yahoo и eBay планируют в следующем году открыть совместные аукционные площадки в интернете. Ожидается, что уже к марту 2008-го у жителей Японии появится возможность совершать покупки на eBay через сайт Yahoo. А к середине года американцам будет предоставлена возможность приобретать товары, выставленные на онлайновом аукционе Yahoo Japan, через eBay. Предполагается, что соглашение между Yahoo и eBay будет выгодно как японским, так и американским пользователям сети. Первые смогут экономить на покупке тех изделий, которые в японской рознице стоят дороже, чем за границей. Жители же США, в свою очередь, получат доступ к популярным японским товарам — в частности, манге, компакт-дискам с японской музыкой и пр. Договор между компаниями Yahoo и eBay также означает, что последняя сможет, наконец, вернуться на японский рынок. eBay была вытеснена из страны восходящего солнца в 2002 году, не выдержав жесткой конкуренции с Yahoo Japan, теперь же сможет возобновить свою деятельность на этом рынке. Нужно добавить, что японский и американский рынки онлайновых аукционов растут достаточно быстрыми темпами. Так, за год оборот в соответствующей сфере в Японии увеличился на 27% и достиг отметки в $36,4 млрд. В США годовой рост составил 21% — до $172,7 млрд. В последних числах ноября администрация сайта WebFives, занимающегося видео- и фотохостингом, уведомила своих пользователей о том, что технология, на базе которой работает сайт, была приобретена корпорацией Microsoft, в связи с чем WebFives будет закрыт в ближайшее время. Microsoft приобрела права на торговую марку и технологии WebFives, однако согласилась продлить работу сайта до 31 декабря текущего года, чтобы пользователи имели возможность перенести ранее загруженный контент на ПК или другие онлайновые сервисы. Команда разработчиков WebFives войдет в состав Microsoft и будет способствовать интеграции своих технологий в онлайновые сервисы корпорации. Глава и основатель WebFives Майкл Тутонги в своем официальном обращении к пользователям предложил через некоторое время заглянуть на сайты MSN Spaces или Windows Live. Стоит добавить, что компания Vizrea Corporation, ныне известная как WebFives, была основана в августе 2003 г. С тех пор сервис WebFives стал одним из самых популярных фото- и видеосервисов, который предлагал своим пользователям возможность автоматической загрузки контента с мобильных телефонов, автоматическую RSS-рассылку и другие нововведения.

На американском рынке телекоммуникаций кипят свои страсти. Компания Frontline Wireless подала заявку на аукцион по продаже 700-мегагерцевой полосы спектра радиочастот. Стартап намерен заняться построением сетей связи четвертого поколения (4G). Заявляется, что структура новых сетей будет аналогична интернетовской. При этом основным конкурентом Frontline Wireless на конкурсе окажется Google, который выделил на покупку участка радиочастотного спектра $4,6 млрд. Развернет ли Google на этой частоте в случае победы собственную беспроводную сеть, которую он тестирует в своем кампусе, неизвестно. Аукцион проводится Федеральной комиссией по связи США (FCC) в рамках программы по переходу в 2009 году на цифровое телевещание. Подробные планы участников аукциона в отношении частот неизвестны — их обсуждение запрещено правилами аукциона. Победителю придется предоставить доступ к этой частоте всех устройств и пользователей, против чего возражали крупные операторы. Кроме Google и Frontline Wireless, в аукционе примет участие американский кабельный оператор Cox Communications. В то же время, два крупнейших кабельных оператора страны Comcast и Time Warner от участия в конкурсе отказались. Их акции после этого решения подорожали на 3-4%.

Продолжаются странные события вокруг корпорации Samsung. На минувшей неделе правоохранительными органами Сеула был проведен рейд в штаб службы безопасности компании. Напомню, что бывший юрист Samsung Ким Юн-Чул недавно заявил, что в компании есть фонд размером около $215 млн, предназначенный исключительно для подкупа судей и других представителей власти. С тех пор проводится расследование. Ким Су-Нам — представитель корейских правоохранительных органов — сказал, что они "возьмут документы и файлы, которые могут подтвердить существование фонда для взяток". В Samsung решительно опровергают эти обвинения. Представители компании говорят, что все это — "лишь повторение ложных, искаженных и преувеличенных обвинений". Ха Ян-Сиок из Samsung Securities рассказывал о группе обвинителей, "влетевших как ураган и сметавших финансовые документы и жесткие диски". "Сначала они обыскали отдел планирования и стратегии, а затем обыск распространился на все этажи штаба", — сказал он. В общей сложности изъято 4,8 терабайт информации. После этих событий курс акций Samsung Securities упал на 2,2%, но вновь поднялся после сессии с инвесторами, которые полагают, что расследование ни к чему не приведет. Юнь Йим из компании Samsung сказал, что он и его сотрудники "удивлены" рейдом, но готовы сотрудничать с правоохранительным органами.

Похоже, лидеры музыкальной индустрии осознали бессмысленность и даже вредность применяемых методов противодействия интернет-пиратам (в число которых автоматически попадают все пользователи, которые обмениваются музыкальными файлами). Компании Warner и Sony собираются последовать примеру EMI и Universal, начав выпускать музыку в формате MP3 без защиты от копирования (DRM). Это решение было принято после публичного выступления главы крупнейшей в мире розничной сети Wal-Mart, который пригрозил прекращением продаж защищенных MP3-композиций в своем онлайн- магазине. Другие продавцы, возможно, поступят так же. Компания Universal Music Group (UMG) начала тестовые продажи незащищенной музыки в формате MP3 в августе нынешнего года. Сейчас она продает 85% своего каталога в этом формате, собираясь и в будущем работать с MP3. Другой
звукозаписывающий лейбл — Disney's Hollywood Records — выложил на продажу в онлайн-магазинах Amazon и walmart.com 40 наименований музыкального контента без DRM-защиты. Sony также присоединится к этим лейблам, несмотря на то, что ранее была категорически против продажи MP3 без защиты от копирования.

Подведением итогов и составлением прогнозов на ближайшее будущее озабочена и отрасль мобильной связи. Финский производитель мобильных телефонов Nokia ожидает, что рост продаж всех участников рынка сотовых телефонов в целом составит в следующем году не более 10%. При этом он будет выше 15% в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Китае, Африке и на Ближнем Востоке и ниже 10% в США, Европе и Латинской Америке. В то же время компания ожидает некоторого снижения средней продажной цены, в особенности на развивающихся рынках, тогда как число владельцев сотовых телефонов достигнет отметки 4 млрд человек уже в 2009 году (а не в 2010-м, как прогнозировалось ранее). Кроме того, эксперты Nokia полагают, что операционная рентабельность бизнеса компании в области производства сотовых телефонов и сервисов в течение одного или двух ближайших лет не превысит 20%. Компания также сообщила, что планирует увеличить свою долю рынка сверх 39%, достигнутых в минувшем квартале. Nokia объявила, кроме того, о подписании соглашения с крупнейшей в мире звукозаписывающей компанией Universal, согласно которому покупатели новых музыкальных телефонов финского производителя получат возможность в течение 12 месяцев свободно пользоваться записями Universal. Соглашение вступает в силу со второй половины следующего года.

Кроме этого, Nokia намеревается занять лидирующую позицию среди поставщиков интернет-технологий для мобильных телефонов: по прогнозам аналитиков, весь рынок интернет-услуг оценивается к 2010 году на уровне 100 млрд евро. И еще о событиях мобильной индустрии. В компании Motorola в преддверии Нового года продолжаются кадровые перестановки. Телекоммуникационная компания Cisco Systems утвердила Падмасри Уорриор в качестве нового директора по технологиям. Назначение состоялось менее чем через сутки после ухода Уорриор с аналогичной должности в Motorola. Увольнение Уорриор произошло 4 декабря, спустя несколько дней после ухода в отставку гендиректора корпорации Эда Зандера. Вице-президент и главный технолог отвечала за научные исследования и инвестиции в развитие корпорации на общую сумму приблизительно в $26 млрд. Ее место теперь займет Ниш Ноттенбург, ранее возглавлявший стратегический отдел компании. Падмасри Уорриор была самой высокопоставленной женщиной в истории Motorola. Работая в компании с 1984 года, она заняла свою последнюю должность в 2003-м. Это назначение вызвало вопросы, так как предыдущий проект, возглавляемый Уорриор, потерпел неудачу на рынке. В Cisco кресло директора до прихода Падмасри Уорриор пустовало. Последним его занимал Чарльз Джанкарло, который в 2005 году перешел на должность директора по развитию.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 46 за 2007 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета