Антология OpenOffice. Часть 9. Программа создания презентаций Impress (раздел 1)
Продолжаем изучение свободного офисного пакета OpenOffice 2.0. В данном разделе мы рассмотрим основы работы с очередным его компонентом — Impress. Это программа в составе OpenOffice для работы со слайд-шоу (презентациями). Impress позволяет пользователю создавать слайды, содержащие множество различных элементов включая текст, маркированные и нумерованные списки, таблицы, диаграммы, рисунки и самые разнообразные графические объекты. Impress также включает проверку правописания, тезаурус, подготовленные текстовые стили, различные фоновые стили и удобное меню помощи. Тут важно отметить, что нельзя изучить Impress в отрыве от остальных компонентов OpenOffice — по крайней мере, тех, которые мы рассмотрели ранее. Чтобы использовать Impress для большего, чем примитивные слайд-шоу, требуется знание элементов, содержащихся в слайдах. Слайды, содержащие текст, используют стили для определения этого текста; слайды, содержащие объекты, создаются так же, как создаются рисунки в Draw, и т.д.
Создаем новую презентацию
Параметры настройки, выбранные при создании, являются общими: они впоследствии применяются ко всей презентации. Начиная работу с новой презентацией, необходимо тщательно ее спланировать. Ведь структура презентации зависит не только от ее контента, но и еще от целого ряда факторов: аудитории, длительности, темы и т.д. Ведь одно дело — цифровая подборка семейных фотографий, и совсем другое — бизнес-доклад. Так что вначале стоит задать себе ряд вопросов: Кто должен будет увидеть презентацию? Как она будет использоваться? Каков предмет обсуждения? Что должно быть в его схеме? Насколько детализированной должна быть схема? Будет ли проигрываться звуковое сопровождение? Действительно ли желательна анимация? Как должен быть обработан переход между слайдами? Когда есть ответы на все эти вопросы, можно запускать OpenOffice Impress. Появится Мастер презентаций.
В рамках Мастера презентаций нужно будет сделать несколько последовательных шагов. Скажем, в первом окне мы выбрали <Пустая презентация>. Тогда во втором окне (второй шаг) определяемся с дизайном нашей презентации. Вначале в разделе Выберите стиль слайда выбираем этот самый стиль. Раздел Стиль слайда предоставляет пользователю два главных параметра: Фоны презентаций и Презентации. Каждый имеет список параметров для стиля слайдов. Короче, определяемся с выбором. Кстати, делая выбор, мы видим результат в окне предварительного просмотра. По умолчанию Impress содержит три варианта для Презентаций: <Оригинал>, <Презентация нового продукта> и <Предложение стратегии>. Возможно, у вас будет иной, более широкий, набор — все зависит от конкретного дистрибутива OpenOffice. В конце второго шага не забудьте выбрать способ отображения презентации. Третий шаг определяет ход отображения презентации.
Здесь мы определяемся со скоростью смены слайдов и эффектами, сопровождающими этот процесс. Если вы за недостаточностью опыта слабо представляете себе, как это будет выглядеть в окончательном релизе, можете принять значения <Скорость> и <Эффект> по умолчанию. В дальнейшем их несложно будет изменить с помощью опций <Смена слайдов> и <Анимация>. Нажимаем <Готово>. Все, схема новой презентации создана. Замечу только, что, если на первом шаге выбрать <Из шаблона>, кнопка <Далее> будет активна, и после шага 3 окажутся доступны другие страницы с гибкими настройками презентации. Когда наберетесь опыта — обязательно поэкспериментируйте.
Форматируем презентацию
Теперь, основываясь на созданной схеме, создаем саму презентацию. Для этого сначала изучим основное окно Impress. Основное окно программы разделено на три неравные части: <Панель Слайдов>, <Рабочее пространство> и <Панель задач>. <Панель Слайдов> позволяет манипулировать отдельными слайдами. В свою очередь, <Рабочее пространство> — это то место, где производится основная работа по созданию отдельных слайдов. <Панель задач> содержит группу из четырех задач, которые позволяют определить стили, расположение, анимацию и переходы между слайдами в создаваемой презентации.
Рассмотрим подробнее все части основного окна.
Панель слайдов
Здесь содержатся миниатюрные изображения слайдов презентации. Причем расположены они в том порядке, в котором их будут показывать. Щелкнув на слайде, можно выбрать его и поместить в <Рабочее пространство>, где затем внести любые необходимые изменения. Кроме того, на <Панели слайдов> с этими самыми слайдами можно проводить следующие операции:
— добавление нового слайда в любом месте в пределах презентации (после первого слайда);
— сокрытие слайда так, чтобы он не отображался как часть слайд-шоу;
— удаление слайда из презентации;
— переименование слайда;
— изменение стиля слайда (открывающееся окно позволяет загрузить собственный стиль пользователя);
— изменение перехода между слайдами после выбранного слайда или после каждого слайда в группе слайдов;
— копирование или перемещение содержания одного слайда в другой;
— изменение раскладки слайда.
Рабочее пространство
Здесь к нашим услугам пять вкладок (т.н. "Кнопок отображения"): <Режим рисования>, <Режим структуры>, <Режим примечаний>, <Режим тезисов> и <Режим слайдов>. Кроме них, для создания и редактирования слайдов можно использовать много различных панелей инструментов. Чтобы увидеть список доступных панелей, следует пройти по меню: Вид --> Панели инструментов. Рассмотрим по очереди все вкладки и их функции:
Режим рисования — главное отображение для создания отдельных слайдов. Это отображение используется для форматирования и проектирования; добавления текста, графики и эффектов анимации.
Режим структуры отображает заголовок темы, маркированные и нумерованные списки для каждого слайда в формате структуры. Это отображение используется для изменения порядка слайдов, редактирования названий и заголовков, добавления новых слайдов и изменения порядка элементов в списке.
Режим примечаний позволяет пользователю добавлять примечания к каждому слайду — при показе презентации эти примечания не будут видны. Чтобы ввести текст примечания, нажмите на слова "Для добавления примечаний щелкните мышью" — откроется текстовое поле примечаний. В дальнейшем можно менять размеры и местоположение этого поля.
Режим слайдов отображает миниатюрные изображения каждого слайда по порядку. Обычно это отображение используется для изменения порядка слайдов, расчета слайд-шоу по времени и/или добавления переходов между выбранными слайдами.
Режим тезисов позволяет пользователю печатать слайды как тезисы. Можно выбрать один, два, три, четыре или шесть слайдов на страницу, пройдя Панель задач --> Макеты. Можно также изменить порядок миниатюрных изображений в этом отображении простым перемещением их мышью.
Панель задач
Панель задач, в свою очередь, имеет четыре раздела:
Фоны страниц: здесь пользователь может определить стиль оформления страницы, которая будет использована для презентации. В наиболее распространенном дистрибутиве OpenOffice 2.0 Impress содержит 33 подготовленные основные страницы. Одна из них чистая, а остальные имеют фон. Макеты: здесь отображаются 20 подготовленных макетов. Пользователь может выбрать из них понравившийся или выбрать первый (чистый) и изменить его по желанию.
Эффекты: в этом разделе собраны различные анимационные эффекты для выбранных элементов слайда. Анимация может быть добавлена к слайду; может быть изменена или удалена позднее.
Смена слайда: пользователю доступны 56 различных вариантов перехода между слайдами (включая <Без переходов>). Есть возможность выбрать скорость перехода (низкая, средняя, высокая). Здесь же можно выбрать между автоматическим или ручным переходом и указать время, которое выбранный слайд будет отображаться (только при автоматическом переходе).
Строим презентацию
Процесс построения презениации начинается с определения того, какие особенности должны иметь все слайды. А значит, нужно ответить на вопрос: какую основную страницу будем использовать для слайдов презентации, и какие модификации мы в них можем сделать при необходимости. OpenOffice определяет <Основную страницу> как базовый слайд для презентации. Для любой презентации обычно имеется только один базовый слайд или <Основная страница>. В дальнейшем все слайды создаются путем добавления элементов к базовому слайду. В случае необходимости в дальнейшем можно выбрать другой базовый слайд или изменить часть первоначального базового слайда. Все слайды, созданные на основе базового слайда, будут изменены тем же самым образом.
В Impress имеется множество подготовленных <Основных страниц> для выбора. Есть также понятие <Основная страница по умолчанию> — это пустой слайд с определенными стилями страницы. Другие <Основные страницы> содержат стили, а также определенные стили страницы. Словом, есть из чего выбрать. Определившись с основной страницей, отправляемся путем Вид --> Мастер --> Мастер слайдов. <Мастер слайдов> позволяет делать изменения в базовом слайде; любые изменения, сделанные в базовом слайде, будут сделаны и во всех слайдах презентации. Вид --> Обычный позволяет работать только с отдельными слайдами. С его помощью можно сделать изменения для всех слайдов, но ни одно из этих изменений никогда не изменит непосредственно базовый слайд. Итак, мы выбрали базовый слайд, который наиболее полно отвечает вашим потребностям, и сохранили презентацию. Теперь наша задача — изменить базовый слайд при помощи <Мастера слайдов>. Для этого первым делом жмем F11 — откроется окно <Стили и форматирование>. В нем перечислены четырнадцать стилей, и все они могут быть изменены. Щелкаем правой кнопкой мыши на имени выбранного нами стиля и выбираем <Изменить> из контекстного меню.
1. Стили Фон:
Нет подразумевает, что все фоны будут белыми.
Цвет позволяет пользователю выбирать ваш собственный цвет фона.
Градиент имеет 15 подготовленных фонов. Приращения между одним и другим цветом автоматически установлены по умолчанию, но при желании их можно установить и вручную.
Штриховка имеет 10 подготовленных образцов. Чтобы создать дополнительные, нужно проследовать Формат --> Область --> Штриховки (вкладка). Цвет фона может быть добавлен к штриховке.
Растр имеет 20 подготовленных образцов. Дополнительные растровые изображения могут быть добавлены к этому списку, если они — один из графических форматов, распознаваемых приложениями OpenOffice. Для добавления проследуйте Формат --> Область --> Растровые изображения. Если вместе со слайдами нужно использовать некий рисунок, сначала стоит удостовериться, что он имеет допустимый формат. Затем можно использовать кнопку <Импорт> для определения его местонахождения и дать ему имя. Затем используем F11 и выбираем <Растр> из стилей фона — импортированное растровое изображение будет видно у основания списка.
2. Стили Объекты фона:
Это используется, чтобы установить особенности всех объектов, которые добавляются к <Основной странице> (<Базовому слайду>). Здесь можно внести любые необходимые изменения.
3. Примечания:
Если к слайдам презентации необходимо прикрепить примечания, щелкаем правой кнопкой мыши по стилю <Примечания>, выбираем <Изменить> и устанавливаем желаемое форматирование. Это форматирование будет применено к примечанию каждого слайда, использующего этот же самый базовый слайд. Стоит удостовериться, что шрифт сделан достаточно большим, чтобы быть удобочитаемым.
4. Структура 1 — Структура 9:
Эти стили устанавливают форматирование для каждого уровня текста в текстовых полях слайдов. Все они имеют собственные значения по умолчанию, и обычно пользователи оставляют эти значения как есть. Любые сделанные изменения затронут все слайды, содержащие измененный стиль.
5. Заголовок и подзаголовок:
Устанавливают эти стили тем же самым путем, каким устанавливали стили с <Структура 1 по Структура 9>. Большинство этих стилей также оставляются пользователями как есть. Но при желании можно изменить параметры <Шрифт>, <Начертание>, <Размер шрифта> и <Цвет шрифта> (на вкладке <Эффекты шрифта>).
6. Когда изменения завершены, следует использовать Вид --> Обычный; также можно нажать <Закрыть режим фона> на панели инструментов <Режим фона>.
Денис Лавникевич
Создаем новую презентацию
Параметры настройки, выбранные при создании, являются общими: они впоследствии применяются ко всей презентации. Начиная работу с новой презентацией, необходимо тщательно ее спланировать. Ведь структура презентации зависит не только от ее контента, но и еще от целого ряда факторов: аудитории, длительности, темы и т.д. Ведь одно дело — цифровая подборка семейных фотографий, и совсем другое — бизнес-доклад. Так что вначале стоит задать себе ряд вопросов: Кто должен будет увидеть презентацию? Как она будет использоваться? Каков предмет обсуждения? Что должно быть в его схеме? Насколько детализированной должна быть схема? Будет ли проигрываться звуковое сопровождение? Действительно ли желательна анимация? Как должен быть обработан переход между слайдами? Когда есть ответы на все эти вопросы, можно запускать OpenOffice Impress. Появится Мастер презентаций.
В рамках Мастера презентаций нужно будет сделать несколько последовательных шагов. Скажем, в первом окне мы выбрали <Пустая презентация>. Тогда во втором окне (второй шаг) определяемся с дизайном нашей презентации. Вначале в разделе Выберите стиль слайда выбираем этот самый стиль. Раздел Стиль слайда предоставляет пользователю два главных параметра: Фоны презентаций и Презентации. Каждый имеет список параметров для стиля слайдов. Короче, определяемся с выбором. Кстати, делая выбор, мы видим результат в окне предварительного просмотра. По умолчанию Impress содержит три варианта для Презентаций: <Оригинал>, <Презентация нового продукта> и <Предложение стратегии>. Возможно, у вас будет иной, более широкий, набор — все зависит от конкретного дистрибутива OpenOffice. В конце второго шага не забудьте выбрать способ отображения презентации. Третий шаг определяет ход отображения презентации.
Здесь мы определяемся со скоростью смены слайдов и эффектами, сопровождающими этот процесс. Если вы за недостаточностью опыта слабо представляете себе, как это будет выглядеть в окончательном релизе, можете принять значения <Скорость> и <Эффект> по умолчанию. В дальнейшем их несложно будет изменить с помощью опций <Смена слайдов> и <Анимация>. Нажимаем <Готово>. Все, схема новой презентации создана. Замечу только, что, если на первом шаге выбрать <Из шаблона>, кнопка <Далее> будет активна, и после шага 3 окажутся доступны другие страницы с гибкими настройками презентации. Когда наберетесь опыта — обязательно поэкспериментируйте.
Форматируем презентацию
Теперь, основываясь на созданной схеме, создаем саму презентацию. Для этого сначала изучим основное окно Impress. Основное окно программы разделено на три неравные части: <Панель Слайдов>, <Рабочее пространство> и <Панель задач>. <Панель Слайдов> позволяет манипулировать отдельными слайдами. В свою очередь, <Рабочее пространство> — это то место, где производится основная работа по созданию отдельных слайдов. <Панель задач> содержит группу из четырех задач, которые позволяют определить стили, расположение, анимацию и переходы между слайдами в создаваемой презентации.
Рассмотрим подробнее все части основного окна.
Панель слайдов
Здесь содержатся миниатюрные изображения слайдов презентации. Причем расположены они в том порядке, в котором их будут показывать. Щелкнув на слайде, можно выбрать его и поместить в <Рабочее пространство>, где затем внести любые необходимые изменения. Кроме того, на <Панели слайдов> с этими самыми слайдами можно проводить следующие операции:
— добавление нового слайда в любом месте в пределах презентации (после первого слайда);
— сокрытие слайда так, чтобы он не отображался как часть слайд-шоу;
— удаление слайда из презентации;
— переименование слайда;
— изменение стиля слайда (открывающееся окно позволяет загрузить собственный стиль пользователя);
— изменение перехода между слайдами после выбранного слайда или после каждого слайда в группе слайдов;
— копирование или перемещение содержания одного слайда в другой;
— изменение раскладки слайда.
Рабочее пространство
Здесь к нашим услугам пять вкладок (т.н. "Кнопок отображения"): <Режим рисования>, <Режим структуры>, <Режим примечаний>, <Режим тезисов> и <Режим слайдов>. Кроме них, для создания и редактирования слайдов можно использовать много различных панелей инструментов. Чтобы увидеть список доступных панелей, следует пройти по меню: Вид --> Панели инструментов. Рассмотрим по очереди все вкладки и их функции:
Режим рисования — главное отображение для создания отдельных слайдов. Это отображение используется для форматирования и проектирования; добавления текста, графики и эффектов анимации.
Режим структуры отображает заголовок темы, маркированные и нумерованные списки для каждого слайда в формате структуры. Это отображение используется для изменения порядка слайдов, редактирования названий и заголовков, добавления новых слайдов и изменения порядка элементов в списке.
Режим примечаний позволяет пользователю добавлять примечания к каждому слайду — при показе презентации эти примечания не будут видны. Чтобы ввести текст примечания, нажмите на слова "Для добавления примечаний щелкните мышью" — откроется текстовое поле примечаний. В дальнейшем можно менять размеры и местоположение этого поля.
Режим слайдов отображает миниатюрные изображения каждого слайда по порядку. Обычно это отображение используется для изменения порядка слайдов, расчета слайд-шоу по времени и/или добавления переходов между выбранными слайдами.
Режим тезисов позволяет пользователю печатать слайды как тезисы. Можно выбрать один, два, три, четыре или шесть слайдов на страницу, пройдя Панель задач --> Макеты. Можно также изменить порядок миниатюрных изображений в этом отображении простым перемещением их мышью.
Панель задач
Панель задач, в свою очередь, имеет четыре раздела:
Фоны страниц: здесь пользователь может определить стиль оформления страницы, которая будет использована для презентации. В наиболее распространенном дистрибутиве OpenOffice 2.0 Impress содержит 33 подготовленные основные страницы. Одна из них чистая, а остальные имеют фон. Макеты: здесь отображаются 20 подготовленных макетов. Пользователь может выбрать из них понравившийся или выбрать первый (чистый) и изменить его по желанию.
Эффекты: в этом разделе собраны различные анимационные эффекты для выбранных элементов слайда. Анимация может быть добавлена к слайду; может быть изменена или удалена позднее.
Смена слайда: пользователю доступны 56 различных вариантов перехода между слайдами (включая <Без переходов>). Есть возможность выбрать скорость перехода (низкая, средняя, высокая). Здесь же можно выбрать между автоматическим или ручным переходом и указать время, которое выбранный слайд будет отображаться (только при автоматическом переходе).
Строим презентацию
Процесс построения презениации начинается с определения того, какие особенности должны иметь все слайды. А значит, нужно ответить на вопрос: какую основную страницу будем использовать для слайдов презентации, и какие модификации мы в них можем сделать при необходимости. OpenOffice определяет <Основную страницу> как базовый слайд для презентации. Для любой презентации обычно имеется только один базовый слайд или <Основная страница>. В дальнейшем все слайды создаются путем добавления элементов к базовому слайду. В случае необходимости в дальнейшем можно выбрать другой базовый слайд или изменить часть первоначального базового слайда. Все слайды, созданные на основе базового слайда, будут изменены тем же самым образом.
В Impress имеется множество подготовленных <Основных страниц> для выбора. Есть также понятие <Основная страница по умолчанию> — это пустой слайд с определенными стилями страницы. Другие <Основные страницы> содержат стили, а также определенные стили страницы. Словом, есть из чего выбрать. Определившись с основной страницей, отправляемся путем Вид --> Мастер --> Мастер слайдов. <Мастер слайдов> позволяет делать изменения в базовом слайде; любые изменения, сделанные в базовом слайде, будут сделаны и во всех слайдах презентации. Вид --> Обычный позволяет работать только с отдельными слайдами. С его помощью можно сделать изменения для всех слайдов, но ни одно из этих изменений никогда не изменит непосредственно базовый слайд. Итак, мы выбрали базовый слайд, который наиболее полно отвечает вашим потребностям, и сохранили презентацию. Теперь наша задача — изменить базовый слайд при помощи <Мастера слайдов>. Для этого первым делом жмем F11 — откроется окно <Стили и форматирование>. В нем перечислены четырнадцать стилей, и все они могут быть изменены. Щелкаем правой кнопкой мыши на имени выбранного нами стиля и выбираем <Изменить> из контекстного меню.
1. Стили Фон:
Нет подразумевает, что все фоны будут белыми.
Цвет позволяет пользователю выбирать ваш собственный цвет фона.
Градиент имеет 15 подготовленных фонов. Приращения между одним и другим цветом автоматически установлены по умолчанию, но при желании их можно установить и вручную.
Штриховка имеет 10 подготовленных образцов. Чтобы создать дополнительные, нужно проследовать Формат --> Область --> Штриховки (вкладка). Цвет фона может быть добавлен к штриховке.
Растр имеет 20 подготовленных образцов. Дополнительные растровые изображения могут быть добавлены к этому списку, если они — один из графических форматов, распознаваемых приложениями OpenOffice. Для добавления проследуйте Формат --> Область --> Растровые изображения. Если вместе со слайдами нужно использовать некий рисунок, сначала стоит удостовериться, что он имеет допустимый формат. Затем можно использовать кнопку <Импорт> для определения его местонахождения и дать ему имя. Затем используем F11 и выбираем <Растр> из стилей фона — импортированное растровое изображение будет видно у основания списка.
2. Стили Объекты фона:
Это используется, чтобы установить особенности всех объектов, которые добавляются к <Основной странице> (<Базовому слайду>). Здесь можно внести любые необходимые изменения.
3. Примечания:
Если к слайдам презентации необходимо прикрепить примечания, щелкаем правой кнопкой мыши по стилю <Примечания>, выбираем <Изменить> и устанавливаем желаемое форматирование. Это форматирование будет применено к примечанию каждого слайда, использующего этот же самый базовый слайд. Стоит удостовериться, что шрифт сделан достаточно большим, чтобы быть удобочитаемым.
4. Структура 1 — Структура 9:
Эти стили устанавливают форматирование для каждого уровня текста в текстовых полях слайдов. Все они имеют собственные значения по умолчанию, и обычно пользователи оставляют эти значения как есть. Любые сделанные изменения затронут все слайды, содержащие измененный стиль.
5. Заголовок и подзаголовок:
Устанавливают эти стили тем же самым путем, каким устанавливали стили с <Структура 1 по Структура 9>. Большинство этих стилей также оставляются пользователями как есть. Но при желании можно изменить параметры <Шрифт>, <Начертание>, <Размер шрифта> и <Цвет шрифта> (на вкладке <Эффекты шрифта>).
6. Когда изменения завершены, следует использовать Вид --> Обычный; также можно нажать <Закрыть режим фона> на панели инструментов <Режим фона>.
Денис Лавникевич
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 46 за 2007 год в рубрике soft