Мастер-класс NI Reaktor. Lesson 1

Вообще у людей всегда есть множество стереотипов — это специфика нашего мышления. Иногда эти стереотипы ломаются, когда новое завоевывает свое место под солнцем. Например, когда-то любители классической музыки называли звуки электрогитар какофонией, а потом появился рок, который сегодня, опять же, является классикой. Музыку Depeche Mode долго называли "звуками из телефонной трубки", но потом электронные инструменты потеснили своих электрических собратьев и предопределили целый ряд музыкальных направлений. А с появлением и развитием компьютеров студии звукозаписи стали виртуальными, то есть их можно комплектовать из программ и отдельных модулей, производить коммутацию, строить сложнейшие каскады, получать невероятные звуки и эффекты и в результате выпускать конечные продукты. И очень многие хотят найти свой звук, уникальные тембры, которых нет больше ни у кого. И для этого не нужно ждать появления какого-нибудь инструмента в виде VSTi-плагина или раскапывать всеми забытые раритеты. Мы живем в XXI веке, и для современного творчества, в том числе и инженерного, есть весь необходимый инструментарий.

Несколько слов о Native Instruments и Reaktor


Немецкая компания Native Instruments (далее NI) взяла старт в конце 90-х. Их первым продуктом был Generator — программа, в которой простейший синтезатор собирался из структурных блоков. Нужно отметить, что индустрия тогда не обратила на эту новинку особого внимания, поскольку модульные синтезаторы тогда были в моде, а Generator — один из них, и не самого лучшего исполнения. Но потом NI не сломалась, как множество конкурентов, а уверенно и стабильно продолжала выбранную линию, увеличивая количество разрабатываемых модулей и т.д. Со временем Generator был переименован в более благозвучный Reaktor. Философия осталась той же: все собиралось из структурных блоков, что, в принципе, требовало от пользователей инженерных навыков и знания внутренней структуры синтезаторов. Согласитесь, что таких мало и сегодня. Далее: NI воспользовалась интересной ситуацией на рынке. Во-первых, возник огромный спрос на VSTi-инструменты, во-вторых, появилась мода на эмуляцию аналоговых синтезаторов прошлого. Вот тут-то и пригодились все прошлые наработки. Компания занялась выпуском интуитивно понятных обычным музыкантам программных синтезаторов, "простых снаружи и чуть сложнее внутри". Одним из первых их успешных продуктов стал B4 Organ (эмуляция Hammond B3). Нужно отметить, что в то время на рынке предлагалось сразу несколько эмуляций Hammond B3. В них всех был нарисован знаменитый прототип, но наиболее близко к ней звучала только одна программа — от NI. Далее немецкие разработчики, продолжая успешно заниматься эмуляциями, решили бить в различные ниши, выпустив программу для профессионального ди-джеинга Traktor, виртуальную студию для гитаристов Guitar Rig, самый мощный на сегодняшний день сэмплер Kontakt (в облегченном варианте Kompakt). При этом они занимались всем, что модно. То есть в списке их программ можно найти и уникальный спектральный дилэй, и вокодер. То есть как только где-то что-то появлялось и становилось действительно популярным, тут же мы видим и аналогичное предложение от Native Instruments. Причем они выбирают те ниши, в которых ситуация позволяет им победить. Как показало время, политика являлась правильной. Ни один из выпущенных продуктов не оказался за бортом индустрии.

Что же касается Reaktor, то данная модульная студия синтеза развивалась, но имела достаточно узкий сегмент потребления — в основном среди профессионалов, обладающих инженерными навыками. В принципе, это работало на плюс самим разработчикам. Ведь как только в рамках Reaktor изобреталось что-то новое, оно без замедления выпускалось на рынок в виде отдельных простых и понятных музыкантам модулей VSTi. То есть, открыв тот же Reaktor, вы можете увидеть много знакомых названий, только здесь эти синтезаторы — просто модули от единой структуры. Достаточно нашумевшим продуктом на массовом рынке в одно время стал программный синтезатор Absynth. Он предлагал и предлагает использование очень многих типов синтеза и вообще из всех VSTi от данного разработчика является самым открытым. Хотя тот же Absynth можно собрать и в Reaktor, просто тут разработчики пошли на ряд упрощений и скомпоновали продукт для обычных пользователей. Между тем, Reaktor занял свою уникальную нишу. С этой программой работает множество известных продюсеров и аранжировщиков. К примеру, последний сольный альбом Мартина Гора (Martin L. Gore — участник и автор большинства песен Depeche Mode) создавался именно в этом продукте.

Для чего нужна эта школа?

В принципе, современный пользователь, досконально разобравшийся хоть в одном из мультитреков, без труда может пересесть на другой. Ведь он уже знает суть всех технологий. Точно так же и с синтезом. Причем и анализируя почту от некоторых читателей, и при общении с начинающими специалистами можно отметить, что у многих имеется очень большое количество пробелов именно в этой области — области синтеза. И, например, что толку от того, что человек скачал/купил синтезатор, в котором есть множество осцилляторов, фильтров, LFO и встроенных эффектов, если он не знает, что это такое? И даже если он хочет разобраться, то на него обрушивается огромное количество слабоструктурированной информации. Поэтому в качестве основного продукта для обучения мы возьмем Native Instruments Reaktor (5-й версии). Помимо этого, вы научитесь создавать собственные синтезаторы с уникальными, только вашими, тембрами самостоятельно. И еще нам в будущем пригодится какой-нибудь мультитрек, к которому мы будем подключать самостоятельно созданные синтезаторы как VSTi-плагины.

Он сказал: "Поехали!" — и махнул рукой…

Итак, с чего же лучше начать? Давайте не с теории — с нее мы стартуем на втором уроке. Сейчас же сделаем самое простейшее практическое знакомство. И если бы мы учились программированию, то все это сравнимо с написанием первой программы "Hello, World!". В принципе, музыкантов, работающих с компьютерами, за рубежом часто и называют именно программистами, что недалеко от истины. Открываем Reaktor, на автомате загружается новый пустой проект New.ens. Суть и саму структуру мы рассмотрим позже. Перед вами появится два окна: Panel и Ensemble — Structure. В последнем мы видим не что иное как модульную схему (или блок-схему) нашего синтезатора, правда, пока пустого. То есть там имеются модули Audio In и Audio Out со множеством входов и выходов и непонятные пока Instrument и Master. Делаем двойной клик указателем мыши на Instrument — окно трансформировалось в Instrument — Structure. И теперь мы видим, что сам инструмент внутри ничего не содержит. Там скучают пустующие и незакоммутированные входы и выходы. Тут мы, опять же, не будем во всем глубоко разбираться, а просто выйдем из данного окна (стрелка, указывающая налево) в предыдущее, нажмем на Instrument и… удалим его. После этого на пустом пространстве посреди Instrument — Structure нажимаем правую кнопку мыши, в появившемся меню выбираем Insert Instrument и ищем в списке подменю Grooveboxes. Выбираем там любой из инструментов (например, GoBox), он загрузился, причем появился не только на блок-схеме, но и в окне Panel, посмотрите. Все нормально: мы молодцы — скоро будем как Лайам Хаулитт из Prodigy. Но нужно закоммутироваться. Итак, на блок-схеме два выхода с инструмента мы соединяем с выходами панели Audio Out. После этого сверху окна Panel включаем воспроизведение (изображение треугольника), и все — первая программа типа "Hello, World!" нами создана. Инструмент звучит, мы явно слышим какой-либо loop. В окне блок-схемы вы можете сделать двойной клик указателем мыши на выбранный инструмент, в результате чего увидите его внутреннее наполнение — множество блоков и соединений. Не пугайтесь: через некоторое время вы все это сможете читать, как обычную схему. Выходим из этого режима просмотра.

Теперь уделим внимание самому отображению инструмента в Panel. Причем нас интересует только верхнее меню этого модуля. Там есть выпадающий список с пресетами. Выбираем из них, слушаем. Интересно. Возвращаемся к блок-схеме, нажимаем Ctrl+U (аналогично вызову из главного меню System —> Debug —> Measure CPU Usage> tem чно вызову из главного меню того модуля. Там есть та в соединяем с ы, мыши и в появившемся меню выберем раздел х ний. ). Теперь обратите внимание на заголовки модулей: вместо названий появились цифры — это проценты загрузки центрального процессора, отображающиеся для каждого структурного элемента по отдельности. Итак, на данном этапе вы можете послушать все грув-боксы и пресеты для них, также интересными для обзора будут и модули из каталога Sequenced Synthesizers.

"Hello, World!" 2

Испробовав все инструменты из папок Grooveboxes и Sequenced Synthesizers, послушав замечательные пресеты и покрутив всевозможные ручки, вы убедились, что это уже готовые мощные и профессиональные решения, которые могут быть и в виде обычных плагинов. Относиться к ним нужно так же. И пока ничего нового для вас нет. Кстати, Massive как таковой существует и в отдельном виде VSTi, правда, там он несколько отличается. Теперь пришел черед инструментов из еще одной папки — Synthesizers. Понятно, что это синтезаторы. Подключаем их точно таким же образом, как и раньше, но при нажатии кнопки воспроизведения они не зазвучат. То есть им нужны команды, которые можно давать как с подключенной MIDI-клавиатуры, так и с обычной компьютерной (QWERTY). Синтезаторов в виде готовых инструментов у программы достаточно много, так что на рассмотрение каждого из них, прослушивание пресетов у вас уйдет некоторое время. Но оно будет потрачено не напрасно, поскольку вы можете примерно понять основную направленность Reaktor — это прежде всего виртуальная студия синтеза, современного синтеза.

Синтезатор+эффекты

Итак, после предыдущих экспериментов у вас остался какой-либо синтезатор, подключенный к аудиовыходу. Разомкнем коммутацию между ними. Теперь из того же меню загрузки инструментов выбираем эффект-процессоры из закладки Effects. Как видите, их тут очень много. Для начала возьмите что- нибудь попроще типа компрессора (Compressor). На блок-схеме появится модуль с двумя входами и двумя выходами. То есть с одной стороны мы подключаем инструмент, а с другой соединяемся с аудиовыходами нашего звукового интерфейса. Все, устройство находится в цепи и работает. Можно экспериментировать дальше. В данном случае компрессор не будем удалять, а попробуем продолжить данную линию, подключив в цепочку еще несколько эффект-процессоров.

Синтезатор+секвенсор

Управление синтезаторами может происходить и в рамках программы, для чего часто используются секвенсоры. Они также загружаются в рабочую область и берутся из папки Sequencers. Как вы сможете увидеть, большинство из них не имеет коммутационных разъемов. В данном случае все решено достаточно просто. В окне Panel выбираем синтезатор. На его верхней панели есть опция In/Out, где вы можете подключать или перенаправлять входы/выходы. И в данном случае в качестве MIDI In нужно выбрать загруженный секвенсор. Поэкспериментируйте с этим, используйте все предложенные варианты секвенсоров. Попытайтесь просто приглядеться к тому, как они работают.

Lesson 1 завершен

Итак, сегодня у нас зазвучал Reaktor. Причем зазвучал всей палитрой современных звуков. В завершение данного урока предлагаю вам подумать вот о чем… об объектноориентиованном программировании. Звучит тяжеловато, но в объяснении очень просто. Конечный продукт, который мы должны получить — это синтезатор. Он состоит из внутренних элементов (объектов), у каждого из них есть свои параметры и настройки, которые можно менять (свойства). Основной задачей инженера в данном случае является организация работающей структуры. То есть, когда к подключенному синтезатору мы добавляли эффект-процессор, то в результате получили новый инструмент, состоящий из нескольких модулей-объектов. Но по существу это высокий уровень, поскольку сам синтезатор нам уже давался в готовом виде. В следующих уроках мы займемся более низким уровнем, то есть будем учиться создавать подобные синтезаторы самостоятельным образом. Reaktor в данном случае следует рассматривать как полноценную среду разработки синтезаторов любого уровня сложности.

Кристофер, christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 45 за 2007 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета