Проекторы-2007. Sony VPL-EX4 и Sony VPL-ES4¶
Итак, после некоторой передышки мы продолжаем тему проекторов. В отличие от предыдущих материалов, в ближайших статьях будут изменены приоритеты. То есть мы уже не станем базироваться на зарубежных рейтингах продаж от iavi.com и projectorcentral.com, а возьмем на вооружение то, что есть и актуально у нас в стране.
Почему мы так делаем? Наш рынок отличается от мирового и несколько специфичен — например, из всех возможных областей применения проекторов практически единственно популярное — бизнес, проведение презентаций. И это объяснимо. К сожалению, проекторы пока не очень хорошо подходят в качестве замены традиционным компьютерным мониторам и средствам вывода изображения для домашнего мультимедиа. Причина кроется не только в ценах на сами устройства, но и в наличии дорогих комплектующих (ламп), которые периодически нужно менять. Хотя уже очевидно, что по качеству и возможностям проекторы — это реальная технология будущего, которая скоро войдет в каждый дом. Поэтому сегодня мы сузим круг существующей техники и рассмотрим тему "проекторов для бизнеса", а в качестве примеров возьмем модели Sony VPL-EX4 и Sony VPL-ES4.
Sony VPL-EX4
В последнее время распространилась мода на портативные проекторы, то есть это решения обычно до 3 кг, которые можно носить в специальной сумке, быстро вводить в работу, а по функциональности они практически универсальны. В бюджетном ценовом диапазоне (а к нему следует относить устройства стоимостью около 1000 у.е. и ниже) производителями предлагается достаточно много моделей, причем наиболее выигрышными по соотношению цена/качество оказываются проекторы, основанные на технологии 3LCD (DLP с одним DMD-чипом рассматривать не будем). За последние годы в этом сегменте был ощутим явный прогресс, ведь многие бюджетные решения с легкостью перешли планку 2000 люмен ANSI в яркости, а контрастность 400:1 уже является необходимым атрибутом спецификации.
Модель Sony VPL-EX4 (www.sonybiz.net) принадлежит к таким проекторам новой формации, сочетая в себе портативность и современные характеристики качества. Причем тут имеет место и некоторая концептуальная специфика множества устройств от Sony: они должны просто качественно выполнять возложенные задачи, не более того. То есть никаких ярких оберток, рекламных лозунгов и зазывных супертехнологий: VPL-EX4 — просто рабочая лошадка. Очевидно, что проекторы с технологией 3LCD являются очень сложными по конструкции и не могут в одночасье стать совсем уж дешевыми. Как доказательство трудоемкости их разработки и производства можно привести тот факт, что практически все известные брэнды в этом сегменте используют в своих изделиях LCD-матрицы производства Epson, и только Sony в ряде проекторов применяет матрицы собственного производства. Поэтому мы имеем очень ровное соотношение цен среди конкурирующих моделей, и отличаются они зачастую только некоторыми рабочими характеристиками, встроенными функциями и поддержкой стандартов. Вместе с тем, производители придумывают ряд ухищрений для пользователей с ограниченным бюджетом, идя на некоторые упрощения, которые на общую картину сильного влияния не оказывают. Например, в VPL-EX4 для изменения масштаба и настройки фокуса предусмотрена ручная регулировка. Такое решение не является чем-то критичным, ведь обычно всю первоначальную настройку вы проводите единожды. Это же упрощение можно отнести к вариантам коммутации, то есть здесь разработчики не пошли на реализацию универсала-гибрида "все в одном", а предусмотрели существующую необходимость: входы — RGB D-sub 15 pin (два), композитный Video, S-video, выход — D-sub 15 pin. Также предусмотрен разъем RS-232C для подключения управления, а с точки зрения звука мы имеем два стереовхода и один стереовыход, а воспроизведение решено стандартным для данных устройств способом — встроен одноваттный динамик. С точки зрения других характеристик:
. Яркость: 2100 люмен ANSI (1500 в экорежиме).
. Контрастность: 400:1.
. Разрешение: XGA (1024x768).
. Проекционная система: 3 ЖКИ-матрицы 0,63" с реальным разрешением 1024x768, одна линза.
. Диагональ изображения:1,02-7,62 м.
. Проекционное расстояние: 2,3-10,7 м.
. Варианты проекций: прямая, обратная ("на просвет"), перевернутая по вертикали (потолочное крепление), перевернутая по вертикали обратная (потолочное крепление "на просвет").
. Количество воспроизводимых цветов: 24 бит (16,7 млн).
. Частота горизонтальной развертки: 19-92 КГц.
. Частота вертикальной развертки: 48-92 КГц.
. Параметры оптики (объектив): зум 1,2x, F: 1.60-1.94, f: 18.80-22.60 мм.
. Коррекция трапеции вертикальная +30°/-30°
. Лампа: UHP 165 W, ресурс работы 2000 часов (3000 при экорежиме).
. Воспроизводимые видеосигналы: PAL, PAL-60, PAL-M, PAL-N, SECAM, NTSC, NTSC4.43.
. HDTV-совместимость: 720p, 1080i.
Проектор предусматривает два варианта управления: в рамках кнопочной панели на верхней крышке корпуса (при желании на нее можно поставить блокировку) и с помощью пульта ДУ. В последнем случае реализована возможность приема ИК-сигнала как спереди, так и сзади проектора.
VPL-EX4 в работе, тесты
Данное устройство я взял на тестирование в одной из минских фирм, которая занимается только проекторами от Sony, имеет несколько сервис-центров и т.п. То есть данный товар полностью локализован для нашей страны. В комплект поставки входят: инструкция по эксплуатации (есть и на русском), кабель питания, пульт ДУ, один кабель VGA для подключения к компьютеру, сумка, колпачок для линзы, дополнительный воздушный фильтр, ну и, конечно, сам проектор. Подключение к РС произошло за несколько минут, причем включение устройства и вывод изображения на экран прошли с интервалом в 4 секунды, как и указано в спецификации. На настройку изображения под экран также было потрачено не много времени. Первое впечатление — качество картинки на уровне Sony — это касается сочности цветов, передачи оттенков, четкости и детализации, достаточно большого запаса по яркости. При детальном просмотре одноцветных кадров — белый, черный, синий, красный, зеленый, желтый, коричневый и т.п. — никаких артефактов на глаз замечено не было. Но, поскольку нужны более конкретные цифры, я обратился к знакомым с просьбой дать мне на время люксметр, коим оказался HT Italia HT307 (сертифицирован в Европе). Данное устройство пригодилось для измерения светового потока (именно его в проекторах и называют яркостью), чтобы в конечном итоге получить более точное представление о яркости, равномерности освещения в рамках проецируемого изображения и контрастности.
Методика тестирования заключается в следующем. Изначально делается необходимая настройка на специальном тестовом кадре, в котором имеется ступенчатая градиентная шкала от белого к черному, причем каждый ее элемент раскрашен с 5-процентным переходом градации серого. Яркость выставляется на максимум, но при условии, что границы всех переходов остаются различимыми. Это производится согласно самой методике ANSI, то есть измерения ведутся не на выкрученной до предела яркости, когда черный превращается в серый, а в реальных рабочих условиях, с которыми пользователь столкнется на практике. Для большей точности измерений были максимально возможно соблюдены все условия относительно отсутствия какого-либо постороннего освещения, исключения "вторичного" освещения за счет отражений от экрана и т.д. Данное тестирование носит больше показательный характер и, конечно, не претендует на конкуренцию с промышленными исследованиями. Итак, после того, как все отрегулировано должным образом, берем белый кадр. Он условно разделяется на девять прямоугольников, в центрах которых и проводятся замеры, а среднее арифметическое значение полученных данных умножается на площадь изображения, тем самым мы получаем световой поток. В режиме лампы "Высокий" и режиме изображения "Динамический" он составил около 1940 люмен, в режиме лампы "Стандарт" (это и есть экорежим) и режиме изображения "Динамический" — 1386 люмен. В принципе, получившиеся отклонения 7-8% нормальны. После этого мы проверили равномерность освещения, для чего провели контрольные замеры в четырех точках по углам изображения, сравнили результаты с предыдущим средним, в результате чего получили диапазон отклонений +10,1 — -24,3%, что также входит в норму. Для проверки контрастности мы не использовали вариант full on/full off, который приводится в спецификациях к технике (ему можно верить), то есть там измеряется освещенность в одной и той же точке при воспроизведении белого, а потом черного кадра. А поступим мы в данном случае примерно так же, как описано выше, только разобьем экран на 12 прямоугольников, закрасив часть из них в шахматном порядке в черный цвет. После этого в центрах каждого белого и черного произведем контрольные замеры, вычислим усредненные значения и выведем соотношение. Оно оказалось равным, если усреднять для нескольких режимов лампы и изображения порядка 150-165:1. Полученная цифра ни в коем случае не конкурирует с приведенной в спецификации — она просто отображает реальную ситуацию с контрастностью во время просмотра. Следующим этапом была проверка на расстояния, и для основы мы возьмем известную таблицу, в которой показана зависимость максимально возможной диагонали экрана от яркости (светового потока) проектора и внешнего освещения.
Учитывая ее данные, можно предположить, что проектор рассчитан на экран с 2,5 м по диагонали в незатемненном помещении. Есть и еще одна формула- правило, по которой считают примерное количество аудитории. По нему расстояние от самого дальнего зрителя до экрана не должно быть больше ширины экрана, умноженной на шесть. Таким образом, 2,5 м по диагонали — это 2 м по ширине, соответственно получаем 12 м, что в принципе говорит об аудитории на несколько десятков человек в незатемненном помещении. Чтобы примерно проверить, как это выглядит в действительности, ваш покорный слуга отнес проектор на расстояние 3 м от экрана (по стандарту рекомендовано 2,9-3,6 м) и проверил качество изображения при различных вариантах внешнего освещения, и главное — при его явном наличии. Нужно отметить, что результаты получились нормальными — по крайней мере, другие проекторы этого класса давали менее контрастную картинку, причем в таких случаях пользователи часто выкручивают яркость до максимума, в результате чего все получается блеклым. В данном случае можно твердо поставить "хорошо".
Итак, с основными характеристиками разобрались, теперь перейдем к вторичным, но не менее важным. Уровень шума… В спецификации указан 36 дБ (29 дБ для экорежима). Шумит в проекторе только один элемент — вентилятор. Измерения не сложны, если в наличии имеется измеритель шума, а он оказался под рукой. Спецификация не обманула — цифры совпадают. Причем такой уровень шума сопоставим с тем, как работает системный блок компьютера. То есть ничего критического для пользователей оргтехники в данном случае не наблюдается. Честно сказать, я ожидал больших цифр, поскольку, в отличие от множества других моделей, корпус VPL-EX4, скорее всего, в целях лучшего охлаждения практически является открытым — все боковые стенки выполнены в виде пластмассовой решетки. Но тут, очевидно, использовалась какая-либо новая технология в области малошумящих вентиляторов, что сейчас модно не только на рынке проекторов, но и вообще во всевозможных системах охлаждения (например, в кулерах для видеоплат и процессоров). Отдельно стоит сказать о температуре. Вы часто можете прочитать информацию о том, что портативные проекторы не рассчитаны на вариант длительной работы. И в ряде случаев это так. Мало того, в некоторых рекламных текстах VPL-EX4 можно прочесть описания конструктивных особенностей модели. В их число входит и то, что расположенные спереди вентиляционные отверстия исключают попадание горячего воздуха на тех, кто сидит рядом с проектором. Вот здесь интересный момент. В режиме работы лампы "Стандарт" наличие нагретого воздуха ощутимо при приближении руки к вентиляционному отверстию на расстояние примерно 3-5 см от корпуса, при режиме "Высокий" — 7-10 см. Причем температура не является критической, ведь многие проекторы действительно могут доставлять неудобства. Но в данном случае проблем вообще замечено не было. К проектору можно подключить изображение одновременно от нескольких источников, а переключение между ними, а также автоматический поиск могут производиться как в ручном, так и в автоматическом режимах. Дополнительно предусмотрен вывод на монитор, который может отображать то же самое, что и проектор, что очень удобно при проведении презентаций, и сам факт наличия этого решения уже указывает на принадлежность устройства — обеспечение презентаций. Это же подчеркивают реализации других интересных моментов. Например, есть защита паролем — его можно изменить только в сервисном центре, а у каждого проектора есть свой серийный номер. Помимо этого, в устройстве предусмотрен специальный встроенный металлический крепежный стержень. Если с его помощью закреплять проектор на тросе, цепи или проволоке диаметром до 10 мм, тем самым можно обеспечить дополнительную защиту от воровства.
Пульт ДУ и программное меню
Пульт является миниатюрным и функционально полностью повторяет кнопочную панель управления на самом устройстве. Меню полностью русифицировано. Причем, что очень удобно, все надписи сделаны жирными читаемыми буквами. В рамках закладки настроек "Установка изображения" вы можете переключаться между семью заранее настроенными режимами изображения: динамический, стандартный, естественный, игра, комнаты, кинофильм, презентация. В дополнительных регулировках для каждого из них можно указать свои значения яркости и контрастности, изменить гамма-режим (графика, текст), выбрать цветовую температуру. В "Установках входного сигнала" можно изменить такие параметры, как точечная фаза, горизонтальный размер и сдвиг по вертикали и горизонтали. В общих настройках "Установка набора" можно включать/отключать/переключать режимы для автопоиска, выбора сигнального входа, системы цветного ТВ, энергосбережения, работы ИК-приемника, блокировки кнопок на самом проекторе. Настройки для самого меню (язык, расположение на экране) и включение/отключение заставки производятся в отдельной закладке "Установка меню". Общие монтажные характеристики можно найти в "Монтажная установка". Здесь позволено производить коррекцию трапеции экрана, переворачивать изображения, устанавливать цвет фона, переключать режим лампы в "Высокий" или "Стандартный", активизировать защитный блок. В закладке "Информация" отображаются текущие данные по частотам вертикали и горизонтали, текущему разрешению и, что важно, счетчик времени работы лампы. Дополнительно на самом пульте вы обнаружите ряд кнопок, которые требуют отдельного пояснения. Freeze — замораживание кадра, Zoom — масштабирование изображения в рамках кадра (вплоть до 4-кратного).
Sony VPL-ES4
VPL-ES4 — это младшая и менее дорогая модель. Отличий от EX4 у нее несколько. Во-первых, это яркость 2200 люмен вместо 2100, разрешение SVGA 800x600 вместо XGA 1024x768. С точки зрения коммутации все упрощено, то есть имеется в наличии только один вход RGB D-sub 15 pin, композитный Video, S-video, выход — D-sub 15 pin. С точки зрения звука мы имеем один аудиостереовход и один стереовыход. Внешне оба проектора можно отличить по цвету: у EX4 белая крышка корпуса, у ES4 — черная. То есть в данном случае производители пошли на ряд компромиссов, за счет чего существенно изменили цену, но все функции, которые необходимы рядовому пользователю, присутствуют в полной мере. Единственное — разрешение экрана 800х600 уже теряет актуальность, хотя, если рассматривать покупку проектора только для целей проведения презентаций, отношение цена/качество/возможности получается очень выгодным. Устройство обладает всеми настройками и режимами более старшей модели, качество изображения практически идентично, единственное, что стоит отметить отдельно — в XGA 1024х768 при вертикальной коррекции трапеции сам факт наличия таковой практически незаметен на проецируемом изображении. А в варианте SVGA мы имеем гораздо меньшее количество точек, соответственно могут проявляться некоторые артефакты.
Подытожим
В целом для данного ценового диапазона описываемые нами модели лавируют между оценками "хорошо" и "отлично". Очевидно, что производители шли на специальные ухищрения, чтобы оптимально перенести свои профессиональные технологии на бюджетный рынок. И это у них получилось.
Плюсы:
. Хорошая качественная картинка.
. Компактность и небольшой вес.
. Быстрый старт.
. Тихая работа.
. Автоматический поиск сигнала.
. Выход для монитора.
. Семь режимов изображения с настройками при двух вариантах яркости лампы.
. Поддержка основных стандартов и технологий.
. Широкий спектр применения: от презентаций и использования в офисе до домашнего мультимедиа и игр.
. Защита паролем, специальный крепежный стержень.
. Русифицированные меню и документация.
Минусы:
. В комплекте нет лазерной указки.
Кристофер, christopher@tut.by
Почему мы так делаем? Наш рынок отличается от мирового и несколько специфичен — например, из всех возможных областей применения проекторов практически единственно популярное — бизнес, проведение презентаций. И это объяснимо. К сожалению, проекторы пока не очень хорошо подходят в качестве замены традиционным компьютерным мониторам и средствам вывода изображения для домашнего мультимедиа. Причина кроется не только в ценах на сами устройства, но и в наличии дорогих комплектующих (ламп), которые периодически нужно менять. Хотя уже очевидно, что по качеству и возможностям проекторы — это реальная технология будущего, которая скоро войдет в каждый дом. Поэтому сегодня мы сузим круг существующей техники и рассмотрим тему "проекторов для бизнеса", а в качестве примеров возьмем модели Sony VPL-EX4 и Sony VPL-ES4.
Sony VPL-EX4
В последнее время распространилась мода на портативные проекторы, то есть это решения обычно до 3 кг, которые можно носить в специальной сумке, быстро вводить в работу, а по функциональности они практически универсальны. В бюджетном ценовом диапазоне (а к нему следует относить устройства стоимостью около 1000 у.е. и ниже) производителями предлагается достаточно много моделей, причем наиболее выигрышными по соотношению цена/качество оказываются проекторы, основанные на технологии 3LCD (DLP с одним DMD-чипом рассматривать не будем). За последние годы в этом сегменте был ощутим явный прогресс, ведь многие бюджетные решения с легкостью перешли планку 2000 люмен ANSI в яркости, а контрастность 400:1 уже является необходимым атрибутом спецификации.
Модель Sony VPL-EX4 (www.sonybiz.net) принадлежит к таким проекторам новой формации, сочетая в себе портативность и современные характеристики качества. Причем тут имеет место и некоторая концептуальная специфика множества устройств от Sony: они должны просто качественно выполнять возложенные задачи, не более того. То есть никаких ярких оберток, рекламных лозунгов и зазывных супертехнологий: VPL-EX4 — просто рабочая лошадка. Очевидно, что проекторы с технологией 3LCD являются очень сложными по конструкции и не могут в одночасье стать совсем уж дешевыми. Как доказательство трудоемкости их разработки и производства можно привести тот факт, что практически все известные брэнды в этом сегменте используют в своих изделиях LCD-матрицы производства Epson, и только Sony в ряде проекторов применяет матрицы собственного производства. Поэтому мы имеем очень ровное соотношение цен среди конкурирующих моделей, и отличаются они зачастую только некоторыми рабочими характеристиками, встроенными функциями и поддержкой стандартов. Вместе с тем, производители придумывают ряд ухищрений для пользователей с ограниченным бюджетом, идя на некоторые упрощения, которые на общую картину сильного влияния не оказывают. Например, в VPL-EX4 для изменения масштаба и настройки фокуса предусмотрена ручная регулировка. Такое решение не является чем-то критичным, ведь обычно всю первоначальную настройку вы проводите единожды. Это же упрощение можно отнести к вариантам коммутации, то есть здесь разработчики не пошли на реализацию универсала-гибрида "все в одном", а предусмотрели существующую необходимость: входы — RGB D-sub 15 pin (два), композитный Video, S-video, выход — D-sub 15 pin. Также предусмотрен разъем RS-232C для подключения управления, а с точки зрения звука мы имеем два стереовхода и один стереовыход, а воспроизведение решено стандартным для данных устройств способом — встроен одноваттный динамик. С точки зрения других характеристик:
. Яркость: 2100 люмен ANSI (1500 в экорежиме).
. Контрастность: 400:1.
. Разрешение: XGA (1024x768).
. Проекционная система: 3 ЖКИ-матрицы 0,63" с реальным разрешением 1024x768, одна линза.
. Диагональ изображения:1,02-7,62 м.
. Проекционное расстояние: 2,3-10,7 м.
. Варианты проекций: прямая, обратная ("на просвет"), перевернутая по вертикали (потолочное крепление), перевернутая по вертикали обратная (потолочное крепление "на просвет").
. Количество воспроизводимых цветов: 24 бит (16,7 млн).
. Частота горизонтальной развертки: 19-92 КГц.
. Частота вертикальной развертки: 48-92 КГц.
. Параметры оптики (объектив): зум 1,2x, F: 1.60-1.94, f: 18.80-22.60 мм.
. Коррекция трапеции вертикальная +30°/-30°
. Лампа: UHP 165 W, ресурс работы 2000 часов (3000 при экорежиме).
. Воспроизводимые видеосигналы: PAL, PAL-60, PAL-M, PAL-N, SECAM, NTSC, NTSC4.43.
. HDTV-совместимость: 720p, 1080i.
Проектор предусматривает два варианта управления: в рамках кнопочной панели на верхней крышке корпуса (при желании на нее можно поставить блокировку) и с помощью пульта ДУ. В последнем случае реализована возможность приема ИК-сигнала как спереди, так и сзади проектора.
VPL-EX4 в работе, тесты
Данное устройство я взял на тестирование в одной из минских фирм, которая занимается только проекторами от Sony, имеет несколько сервис-центров и т.п. То есть данный товар полностью локализован для нашей страны. В комплект поставки входят: инструкция по эксплуатации (есть и на русском), кабель питания, пульт ДУ, один кабель VGA для подключения к компьютеру, сумка, колпачок для линзы, дополнительный воздушный фильтр, ну и, конечно, сам проектор. Подключение к РС произошло за несколько минут, причем включение устройства и вывод изображения на экран прошли с интервалом в 4 секунды, как и указано в спецификации. На настройку изображения под экран также было потрачено не много времени. Первое впечатление — качество картинки на уровне Sony — это касается сочности цветов, передачи оттенков, четкости и детализации, достаточно большого запаса по яркости. При детальном просмотре одноцветных кадров — белый, черный, синий, красный, зеленый, желтый, коричневый и т.п. — никаких артефактов на глаз замечено не было. Но, поскольку нужны более конкретные цифры, я обратился к знакомым с просьбой дать мне на время люксметр, коим оказался HT Italia HT307 (сертифицирован в Европе). Данное устройство пригодилось для измерения светового потока (именно его в проекторах и называют яркостью), чтобы в конечном итоге получить более точное представление о яркости, равномерности освещения в рамках проецируемого изображения и контрастности.
Методика тестирования заключается в следующем. Изначально делается необходимая настройка на специальном тестовом кадре, в котором имеется ступенчатая градиентная шкала от белого к черному, причем каждый ее элемент раскрашен с 5-процентным переходом градации серого. Яркость выставляется на максимум, но при условии, что границы всех переходов остаются различимыми. Это производится согласно самой методике ANSI, то есть измерения ведутся не на выкрученной до предела яркости, когда черный превращается в серый, а в реальных рабочих условиях, с которыми пользователь столкнется на практике. Для большей точности измерений были максимально возможно соблюдены все условия относительно отсутствия какого-либо постороннего освещения, исключения "вторичного" освещения за счет отражений от экрана и т.д. Данное тестирование носит больше показательный характер и, конечно, не претендует на конкуренцию с промышленными исследованиями. Итак, после того, как все отрегулировано должным образом, берем белый кадр. Он условно разделяется на девять прямоугольников, в центрах которых и проводятся замеры, а среднее арифметическое значение полученных данных умножается на площадь изображения, тем самым мы получаем световой поток. В режиме лампы "Высокий" и режиме изображения "Динамический" он составил около 1940 люмен, в режиме лампы "Стандарт" (это и есть экорежим) и режиме изображения "Динамический" — 1386 люмен. В принципе, получившиеся отклонения 7-8% нормальны. После этого мы проверили равномерность освещения, для чего провели контрольные замеры в четырех точках по углам изображения, сравнили результаты с предыдущим средним, в результате чего получили диапазон отклонений +10,1 — -24,3%, что также входит в норму. Для проверки контрастности мы не использовали вариант full on/full off, который приводится в спецификациях к технике (ему можно верить), то есть там измеряется освещенность в одной и той же точке при воспроизведении белого, а потом черного кадра. А поступим мы в данном случае примерно так же, как описано выше, только разобьем экран на 12 прямоугольников, закрасив часть из них в шахматном порядке в черный цвет. После этого в центрах каждого белого и черного произведем контрольные замеры, вычислим усредненные значения и выведем соотношение. Оно оказалось равным, если усреднять для нескольких режимов лампы и изображения порядка 150-165:1. Полученная цифра ни в коем случае не конкурирует с приведенной в спецификации — она просто отображает реальную ситуацию с контрастностью во время просмотра. Следующим этапом была проверка на расстояния, и для основы мы возьмем известную таблицу, в которой показана зависимость максимально возможной диагонали экрана от яркости (светового потока) проектора и внешнего освещения.
Световой поток (лм) | Максимальная диагональ экрана (м) | ||
В темном помещении | В затемненном помещении | В незатемненном помещении | |
500 | 2,5 | 1,8 | 1,3 |
750 | 3,0 | 2,2 | 1,6 |
1000 | 3,5 | 2,5 | 1,8 |
1250 | 3,9 | 2,8 | 2,0 |
1500 | 4,3 | 3,1 | 2,2 |
1750 | 4,6 | 3,4 | 2,4 |
2000 | 4,9 | 3,6 | 2,5 |
2250 | 5,2 | 3,8 | 2,7 |
2500 | 5,5 | 4,0 | 2,8 |
Учитывая ее данные, можно предположить, что проектор рассчитан на экран с 2,5 м по диагонали в незатемненном помещении. Есть и еще одна формула- правило, по которой считают примерное количество аудитории. По нему расстояние от самого дальнего зрителя до экрана не должно быть больше ширины экрана, умноженной на шесть. Таким образом, 2,5 м по диагонали — это 2 м по ширине, соответственно получаем 12 м, что в принципе говорит об аудитории на несколько десятков человек в незатемненном помещении. Чтобы примерно проверить, как это выглядит в действительности, ваш покорный слуга отнес проектор на расстояние 3 м от экрана (по стандарту рекомендовано 2,9-3,6 м) и проверил качество изображения при различных вариантах внешнего освещения, и главное — при его явном наличии. Нужно отметить, что результаты получились нормальными — по крайней мере, другие проекторы этого класса давали менее контрастную картинку, причем в таких случаях пользователи часто выкручивают яркость до максимума, в результате чего все получается блеклым. В данном случае можно твердо поставить "хорошо".
Итак, с основными характеристиками разобрались, теперь перейдем к вторичным, но не менее важным. Уровень шума… В спецификации указан 36 дБ (29 дБ для экорежима). Шумит в проекторе только один элемент — вентилятор. Измерения не сложны, если в наличии имеется измеритель шума, а он оказался под рукой. Спецификация не обманула — цифры совпадают. Причем такой уровень шума сопоставим с тем, как работает системный блок компьютера. То есть ничего критического для пользователей оргтехники в данном случае не наблюдается. Честно сказать, я ожидал больших цифр, поскольку, в отличие от множества других моделей, корпус VPL-EX4, скорее всего, в целях лучшего охлаждения практически является открытым — все боковые стенки выполнены в виде пластмассовой решетки. Но тут, очевидно, использовалась какая-либо новая технология в области малошумящих вентиляторов, что сейчас модно не только на рынке проекторов, но и вообще во всевозможных системах охлаждения (например, в кулерах для видеоплат и процессоров). Отдельно стоит сказать о температуре. Вы часто можете прочитать информацию о том, что портативные проекторы не рассчитаны на вариант длительной работы. И в ряде случаев это так. Мало того, в некоторых рекламных текстах VPL-EX4 можно прочесть описания конструктивных особенностей модели. В их число входит и то, что расположенные спереди вентиляционные отверстия исключают попадание горячего воздуха на тех, кто сидит рядом с проектором. Вот здесь интересный момент. В режиме работы лампы "Стандарт" наличие нагретого воздуха ощутимо при приближении руки к вентиляционному отверстию на расстояние примерно 3-5 см от корпуса, при режиме "Высокий" — 7-10 см. Причем температура не является критической, ведь многие проекторы действительно могут доставлять неудобства. Но в данном случае проблем вообще замечено не было. К проектору можно подключить изображение одновременно от нескольких источников, а переключение между ними, а также автоматический поиск могут производиться как в ручном, так и в автоматическом режимах. Дополнительно предусмотрен вывод на монитор, который может отображать то же самое, что и проектор, что очень удобно при проведении презентаций, и сам факт наличия этого решения уже указывает на принадлежность устройства — обеспечение презентаций. Это же подчеркивают реализации других интересных моментов. Например, есть защита паролем — его можно изменить только в сервисном центре, а у каждого проектора есть свой серийный номер. Помимо этого, в устройстве предусмотрен специальный встроенный металлический крепежный стержень. Если с его помощью закреплять проектор на тросе, цепи или проволоке диаметром до 10 мм, тем самым можно обеспечить дополнительную защиту от воровства.
Пульт ДУ и программное меню
Пульт является миниатюрным и функционально полностью повторяет кнопочную панель управления на самом устройстве. Меню полностью русифицировано. Причем, что очень удобно, все надписи сделаны жирными читаемыми буквами. В рамках закладки настроек "Установка изображения" вы можете переключаться между семью заранее настроенными режимами изображения: динамический, стандартный, естественный, игра, комнаты, кинофильм, презентация. В дополнительных регулировках для каждого из них можно указать свои значения яркости и контрастности, изменить гамма-режим (графика, текст), выбрать цветовую температуру. В "Установках входного сигнала" можно изменить такие параметры, как точечная фаза, горизонтальный размер и сдвиг по вертикали и горизонтали. В общих настройках "Установка набора" можно включать/отключать/переключать режимы для автопоиска, выбора сигнального входа, системы цветного ТВ, энергосбережения, работы ИК-приемника, блокировки кнопок на самом проекторе. Настройки для самого меню (язык, расположение на экране) и включение/отключение заставки производятся в отдельной закладке "Установка меню". Общие монтажные характеристики можно найти в "Монтажная установка". Здесь позволено производить коррекцию трапеции экрана, переворачивать изображения, устанавливать цвет фона, переключать режим лампы в "Высокий" или "Стандартный", активизировать защитный блок. В закладке "Информация" отображаются текущие данные по частотам вертикали и горизонтали, текущему разрешению и, что важно, счетчик времени работы лампы. Дополнительно на самом пульте вы обнаружите ряд кнопок, которые требуют отдельного пояснения. Freeze — замораживание кадра, Zoom — масштабирование изображения в рамках кадра (вплоть до 4-кратного).
Sony VPL-ES4
VPL-ES4 — это младшая и менее дорогая модель. Отличий от EX4 у нее несколько. Во-первых, это яркость 2200 люмен вместо 2100, разрешение SVGA 800x600 вместо XGA 1024x768. С точки зрения коммутации все упрощено, то есть имеется в наличии только один вход RGB D-sub 15 pin, композитный Video, S-video, выход — D-sub 15 pin. С точки зрения звука мы имеем один аудиостереовход и один стереовыход. Внешне оба проектора можно отличить по цвету: у EX4 белая крышка корпуса, у ES4 — черная. То есть в данном случае производители пошли на ряд компромиссов, за счет чего существенно изменили цену, но все функции, которые необходимы рядовому пользователю, присутствуют в полной мере. Единственное — разрешение экрана 800х600 уже теряет актуальность, хотя, если рассматривать покупку проектора только для целей проведения презентаций, отношение цена/качество/возможности получается очень выгодным. Устройство обладает всеми настройками и режимами более старшей модели, качество изображения практически идентично, единственное, что стоит отметить отдельно — в XGA 1024х768 при вертикальной коррекции трапеции сам факт наличия таковой практически незаметен на проецируемом изображении. А в варианте SVGA мы имеем гораздо меньшее количество точек, соответственно могут проявляться некоторые артефакты.
Подытожим
В целом для данного ценового диапазона описываемые нами модели лавируют между оценками "хорошо" и "отлично". Очевидно, что производители шли на специальные ухищрения, чтобы оптимально перенести свои профессиональные технологии на бюджетный рынок. И это у них получилось.
Плюсы:
. Хорошая качественная картинка.
. Компактность и небольшой вес.
. Быстрый старт.
. Тихая работа.
. Автоматический поиск сигнала.
. Выход для монитора.
. Семь режимов изображения с настройками при двух вариантах яркости лампы.
. Поддержка основных стандартов и технологий.
. Широкий спектр применения: от презентаций и использования в офисе до домашнего мультимедиа и игр.
. Защита паролем, специальный крепежный стержень.
. Русифицированные меню и документация.
Минусы:
. В комплекте нет лазерной указки.
Кристофер, christopher@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 44 за 2007 год в рубрике hard