IT-индустрия: рост на фоне беспокойства
Сейчас, в самом конце осени, большинство мировых IT-компаний демонстрируют достаточно уверенный рост — как и большинство секторов IT-индустрии. Однако в целом в бизнесе информационных технологий обстановка довольно нервозная. Это связано, прежде всего, с общей экономической нестабильностью в мире (растущие цены на нефть, падающий доллар, финансовый кризис в США). Второй "нервирующий фактор" — то, что эксперты и аналитики не смогли предсказать целый ряд важных событий и тендеций в мире IT. Например, появления на рынке менее чем через полгода после выхода iPhone целого ряда аналогичных устройств, в основном, от производителей из Юго-Восточной Азии. Впрочем, оставим пока общие вопросы и перейдем к конкретным событиям.
На минувшей неделе кризис на американских фондовых биржах прошелся по высокотехнологическим компаниям, причем больше всего досталось Apple. Буквально за сутки стоимость одной акции "яблочной компании" упала с $190 до $153. Таким образом, детище Стива Джобса разом потеряло почти 20% от стоимости своих ценных бумаг, что вылилось в потерю $33 млрд рыночной капитализации. Самое обидное для Apple то, что с компанией на самом деле ничего плохого не происходит: ее продукты сметаются с прилавков, наличные резервы составляют 15 млрд, Джобс остается на посту главы, ведутся разработки новых технологий и устройств... Вот только в одиночку Apple не может бороться с такими факторами, как цены на нефть, кризисы на финансовом рынке, снижение деловой активности. Неожиданно для себя Apple стала жертвой страха инвесторов перед более глобальными событиями. Впрочем, как считают аналитики, спад для Apple закончится достаточно быстро. А пока сравните цифры: на текущий момент рыночная капитализация Apple составляет $134 млрд. Для сравнения: Microsoft — $312 млрд, Google — $197 млрд, Intel — $147 млрд, Dell — $60 млрд. Рассказ об Apple, наверное, стоит закончить новостью о том, что в Германии в первый день продаж было реализовано более 10.000 iPhone. Об этом сообщили представители мобильного оператора T-Mobile — впрочем, они ничего не сказали о том, сколько устройств было активировано. К сведению: в США за первые два дня продаж было продано 270 тыс. телефонов Apple, но из них было подключено всего 146 тыс. Во время запуска продаж iPhone в Европе представители оператора говорили, что аппаратов хватит всем. Однако теперь глава Deutsche Telekom Рене Оберманн считает, что к Рождеству поставки телефонов Apple могут быть неудовлетворительными на фоне высокого спроса.
Компания IBM приобретает канадскую Cognos за $4,9 млрд. Cognos производит ПО для анализа финансовых показателей и эффективности деятельности компаний. IBM заплатит премию в 9,5% к стоимости акций на биржах — $58 за штуку. Компании уже работали над совместными проектами для ряда клиентов. Аналитики оценивают рынок ПО для анализа бизнес-процессов в $6 млрд в год. Конкурентами IBM в этой нише являются компании Oracle и SAP. К слову, SAP в октябре приобрела компанию Business Objects — конкурента Cognos — за $7 млрд.
А ведущий японский оператор мобильной связи и второй по величине телекоммуникационный оператор в мире NTT DoCoMo намерен заплатить $1 млрд за 30% вьетнамской компании MobiFone. Государственная компания MobiFone выйдет на фондовый рынок в 2008 г. и планирует продать треть своих акций в рамках плана по приватизации. MobiFone — один из крупнейших во Вьетнаме операторов мобильной связи, а NTT DoCoMo является крупнейшим оператором мобильной связи в Японии.
Компания Adobe Systems сообщила о назначении нового исполнительного директора Шантану Нарайена, который 1 декабря сменит на этом посту Брюса Чизена. Чизен проработал в Adobe около 14 лет. Под его руководством относительно простые программные решения компании для издателей и художников превратились в мощные инструменты, которыми пользуются профессионалы по всему миру. Именно при Чизене Adobe поглотила компанию Macromedia, создавшую технологию Flash. Благодаря слиянию Adobe Systems и Macromedia на рынке появилась одна из крупнейших в мире софтверных компаний. Брюс Чизен говорит, что покидает Adobe по собственному желанию. Но многие обозреватели связывают уход Чизена с тем, что компания Adobe планирует изменить бизнес-модель, внедряя концепцию "ПО как сервис". Доступ к своим приложениям Adobe будет предоставлять через веб-интерфейс по подписке. Кроме того, часть прибыли будет идти от демонстрации рекламы.
Представители компании Google подтвердили, что интернет-гигант рассматривает возможность скорого выхода на рынок внутриигровой рекламы, однако опровергли слухи о том, что произойдет это до конца года. Сейчас в Google тестируется несколько технологий, которые в перспективе могут стать основой новой рекламной платформы. Стоит отметить, что сегментом внутриигровой рекламы в Google заинтересовались довольно давно. Еще в феврале нынешнего года Google приобрела за $23 млн компанию Adscape, специализирующуюся на размещении рекламы в многопользовательских онлайновых играх. На рынке внутриигровой рекламы главный конкурент Adscape — компания Massive, купленная в прошлом году корпорацией Microsoft за $200 млн. Microsoft сочла такое приобретение выгодным, так как Massive сотрудничает с ведущими игровыми издательствами: UbiSoft, THQ и Take-Two. Adscape конкурирует и с компаниями-стартапами Double Fusion и IGA Worldwide, у которых тоже подписаны соглашения с крупными издателями. Свое место на рынке пытаются занять также Sony и Nintendo, сформировавшие для этого специальные подразделения. По мнению экспертов, рынок внутриигровой рекламы в ближайшие годы станет одним из самых быстроразвивающихся. Сейчас наибольшей популярностью пользуются баннерная и видеореклама на разнообразных игровых порталах, а также реклама в играх, созданных специально для продвижения торговой марки. Кроме того, рекламодатели тратят средства на поддержку разнообразных игровых турниров и участие в виртуальных онлайновых вселенных. Ожидается, что к 2012 году объемы затрат на рекламу в компьютерных играх увеличатся с $370 млн до $2 млрд.
Аналитическая компания IDC исследовала мировой рынок КПК в III квартале 2007 г. По данным экспертов, объем продаж КПК снижается уже 15 кварталов подряд. В III квартале он составил 728.894 устройства, что на 39,3% меньше, чем в том же периоде прошлого года. Аналитики связывают падение продаж карманных компьютеров с растущей популярностью коммуникаторов и смартфонов. При этом КПК продолжают занимать свою, хоть и небольшую, нишу: они используются сотрудниками различных предприятий для работы, а также востребованы на развивающихся рынках.
В пятерку лидеров мирового рынка КПК входят Palm, HP, Mio, Fujitsu-Siemens и Sharp. Palm остается лидером (44,6%), хотя не выпускает новых моделей КПК уже два года, сосредоточившись на смартфонах и новой ОС. У HP второе место (27,2%), компания Mio удерживает третье (11,2%), в большей степени за счет навигационных возможностей своих КПК. Fujitsu-Siemens в III квартале вернула себе четвертое место (5,4%) после окончательного выхода из игры компании Dell. Завершает Топ-5 крупнейших мировых производителей КПК компания Sharp (2,4%), хотя она показала самый большой спад по сравнению с прошлогодними показателями — 82%.
Не лучшим образом складываются дела у корейского производителя Samsung Electronics: компании пришлось уйти с японского рынка. Samsung прекращает продажи плоских ТВ и другой потребительской электроники в Японии из-за низкой рентабельности. В последние годы Samsung занял прочные позиции на рынках США и Европы, составив достойную конкуренцию таким японским компаниям, как Matsushita, Sony и Sharp, но конкурировать на их родном рынке оказалось гораздо сложнее. По данным Samsung, в 2006 году суммарный оборот компании в Японии составил $9 млрд, при этом через розничные сети продаж и интернет было реализовано менее 1%. Вместо потребительских продаж компания планирует сфокусироваться на бизнес-поставках (B2B). "Мы выяснили, что прямые продажи отдельным потребителям менее рентабельны, чем компаниям и предприятиям", — заявили в Samsung. Поставки ЖК-дисплеев, чипов памяти, а также мобильных телефонов для японской телекоммуникационной компании Softbank продолжатся, но вот компьютерные мониторы, к примеру, будут продаваться только по схеме B2B.
Symantec в рамках политики сокращения расходов провела очередные увольнения сотрудников. Компания отказалась назвать количество уволенных и отделы, в которых прошло сокращение штатов. В январе Symantec поставила перед собой цель сократить расходы на $200 млн для улучшения финансовых показателей, подорванных спадом спроса на решения для дата-центров и конкурирующими предложениями Microsoft и интернет-провайдеров, предоставляющих бесплатные антивирусные и другие защитные программы. Увольнения в компании проходят под кодовым названием "Проект экспресс" ("Project Xpress"), а под сокращение попали новые сотрудники и сотрудники стартапов, недавно приобретенных Symantec.
Компания AMD ведет переговоры о продаже нового производства, расположенного в Германии и известного под обозначением Fab 38, компании Taiwan Semiconductor Manufacturing (TSMC). Слухи о возможности подобной сделки витают уже давно, но раньше возможность продажи жестко блокировали немецкие регулирующие органы. По последним данным, они пересмотрели свою позицию с учетом стратегии реструктуризации бизнеса, реализуемой AMD. В течение последнего десятилетия AMD была одним из самых крупных зарубежных инвесторов в Германии. Общая сумма вложений в производство, расположенное в районе Дрездена, куда входят фабрики Fab 30, Fab 36 и исследовательский центр, к концу 2006 года составляла $5 млрд. После существенной трансформации, связанной с развертыванием новых производственных мощностей, фабрика Fab 30 будет переименована в Fab 38. Сейчас Fab 30 рассчитана на 200 мм пластины. После модернизации, которую планируется завершить в 2009 году, она будет работать с 300 мм пластинами. Переход от 200 мм пластин к 300 мм дает возможность увеличить количество процессоров, получаемых из одной пластины, более чем вдвое.
Корпорация Western Digital объявила об итогах своей работы за I квартал 2008 финансового года. Выручка компании составила $1766 млн, из которых $1726 млн приходятся на HDD, и $40 млн — на основы пластин и магнитные носители. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года выручка от сбыта жестких дисков увеличилась на 37%, а объем поставок продукции, составивший 29,4 млн единиц, вырос на 29%. В первом квартале заказчикам было поставлено примерно 5,9 млн 2,5-дюймовых накопителей для мобильных систем и примерно 3,7 млн 3,5-дюймовых накопителей для цифровых видеомагнитофонов. Доля выручки от сбыта марочной продукции в первом квартале составила 18%, что подтвердило лидерство брэнда WD на мировом рынке. Джон Койн — президент и генеральный директор корпорации WD — так прокомментировал эти результаты: "Итоги первого квартала свидетельствуют о достойном выполнении руководством и коллективом нашей компании намеченных планов в условиях стабильного спроса на жесткие диски для всех областей применения во всех регионах и каналах сбыта. Мы продолжаем пожинать плоды своих инвестиций и внедрения прогрессивных разработок на протяжении последних нескольких лет; это дает нам возможность удовлетворить растущий спрос на жесткие диски широкого применения и накопители большой емкости как для бытовых, так и для корпоративных систем".
Напоследок — новость, которую можно счесть забавной, но которая хорошо иллюстрирует "привилегированное" положение современной IT-индустрии. Некая Бонни Браун, работавшая в компании Google массажисткой, стала мультимиллионершей. Это произошло благодаря резкому росту цены акций поисковой системы, которые входили в компенсационный пакет Браун при поступлении на работу. В конце октября нынешнего года цена акций Google на бирже Nasdaq превысила $700. В целом с начала года ценные бумаги компании подорожали на 51%. Бонни вошла в штат Google в 1999 году, когда в фирме работало всего 40 сотрудников. С тех пор их число достигло почти 14 тысяч. При этом около тысячи человек благодаря своим акциям Google располагают состоянием в $5 млн и более.
Денис Лавникевич
На минувшей неделе кризис на американских фондовых биржах прошелся по высокотехнологическим компаниям, причем больше всего досталось Apple. Буквально за сутки стоимость одной акции "яблочной компании" упала с $190 до $153. Таким образом, детище Стива Джобса разом потеряло почти 20% от стоимости своих ценных бумаг, что вылилось в потерю $33 млрд рыночной капитализации. Самое обидное для Apple то, что с компанией на самом деле ничего плохого не происходит: ее продукты сметаются с прилавков, наличные резервы составляют 15 млрд, Джобс остается на посту главы, ведутся разработки новых технологий и устройств... Вот только в одиночку Apple не может бороться с такими факторами, как цены на нефть, кризисы на финансовом рынке, снижение деловой активности. Неожиданно для себя Apple стала жертвой страха инвесторов перед более глобальными событиями. Впрочем, как считают аналитики, спад для Apple закончится достаточно быстро. А пока сравните цифры: на текущий момент рыночная капитализация Apple составляет $134 млрд. Для сравнения: Microsoft — $312 млрд, Google — $197 млрд, Intel — $147 млрд, Dell — $60 млрд. Рассказ об Apple, наверное, стоит закончить новостью о том, что в Германии в первый день продаж было реализовано более 10.000 iPhone. Об этом сообщили представители мобильного оператора T-Mobile — впрочем, они ничего не сказали о том, сколько устройств было активировано. К сведению: в США за первые два дня продаж было продано 270 тыс. телефонов Apple, но из них было подключено всего 146 тыс. Во время запуска продаж iPhone в Европе представители оператора говорили, что аппаратов хватит всем. Однако теперь глава Deutsche Telekom Рене Оберманн считает, что к Рождеству поставки телефонов Apple могут быть неудовлетворительными на фоне высокого спроса.
Компания IBM приобретает канадскую Cognos за $4,9 млрд. Cognos производит ПО для анализа финансовых показателей и эффективности деятельности компаний. IBM заплатит премию в 9,5% к стоимости акций на биржах — $58 за штуку. Компании уже работали над совместными проектами для ряда клиентов. Аналитики оценивают рынок ПО для анализа бизнес-процессов в $6 млрд в год. Конкурентами IBM в этой нише являются компании Oracle и SAP. К слову, SAP в октябре приобрела компанию Business Objects — конкурента Cognos — за $7 млрд.
А ведущий японский оператор мобильной связи и второй по величине телекоммуникационный оператор в мире NTT DoCoMo намерен заплатить $1 млрд за 30% вьетнамской компании MobiFone. Государственная компания MobiFone выйдет на фондовый рынок в 2008 г. и планирует продать треть своих акций в рамках плана по приватизации. MobiFone — один из крупнейших во Вьетнаме операторов мобильной связи, а NTT DoCoMo является крупнейшим оператором мобильной связи в Японии.
Компания Adobe Systems сообщила о назначении нового исполнительного директора Шантану Нарайена, который 1 декабря сменит на этом посту Брюса Чизена. Чизен проработал в Adobe около 14 лет. Под его руководством относительно простые программные решения компании для издателей и художников превратились в мощные инструменты, которыми пользуются профессионалы по всему миру. Именно при Чизене Adobe поглотила компанию Macromedia, создавшую технологию Flash. Благодаря слиянию Adobe Systems и Macromedia на рынке появилась одна из крупнейших в мире софтверных компаний. Брюс Чизен говорит, что покидает Adobe по собственному желанию. Но многие обозреватели связывают уход Чизена с тем, что компания Adobe планирует изменить бизнес-модель, внедряя концепцию "ПО как сервис". Доступ к своим приложениям Adobe будет предоставлять через веб-интерфейс по подписке. Кроме того, часть прибыли будет идти от демонстрации рекламы.
Представители компании Google подтвердили, что интернет-гигант рассматривает возможность скорого выхода на рынок внутриигровой рекламы, однако опровергли слухи о том, что произойдет это до конца года. Сейчас в Google тестируется несколько технологий, которые в перспективе могут стать основой новой рекламной платформы. Стоит отметить, что сегментом внутриигровой рекламы в Google заинтересовались довольно давно. Еще в феврале нынешнего года Google приобрела за $23 млн компанию Adscape, специализирующуюся на размещении рекламы в многопользовательских онлайновых играх. На рынке внутриигровой рекламы главный конкурент Adscape — компания Massive, купленная в прошлом году корпорацией Microsoft за $200 млн. Microsoft сочла такое приобретение выгодным, так как Massive сотрудничает с ведущими игровыми издательствами: UbiSoft, THQ и Take-Two. Adscape конкурирует и с компаниями-стартапами Double Fusion и IGA Worldwide, у которых тоже подписаны соглашения с крупными издателями. Свое место на рынке пытаются занять также Sony и Nintendo, сформировавшие для этого специальные подразделения. По мнению экспертов, рынок внутриигровой рекламы в ближайшие годы станет одним из самых быстроразвивающихся. Сейчас наибольшей популярностью пользуются баннерная и видеореклама на разнообразных игровых порталах, а также реклама в играх, созданных специально для продвижения торговой марки. Кроме того, рекламодатели тратят средства на поддержку разнообразных игровых турниров и участие в виртуальных онлайновых вселенных. Ожидается, что к 2012 году объемы затрат на рекламу в компьютерных играх увеличатся с $370 млн до $2 млрд.
Аналитическая компания IDC исследовала мировой рынок КПК в III квартале 2007 г. По данным экспертов, объем продаж КПК снижается уже 15 кварталов подряд. В III квартале он составил 728.894 устройства, что на 39,3% меньше, чем в том же периоде прошлого года. Аналитики связывают падение продаж карманных компьютеров с растущей популярностью коммуникаторов и смартфонов. При этом КПК продолжают занимать свою, хоть и небольшую, нишу: они используются сотрудниками различных предприятий для работы, а также востребованы на развивающихся рынках.
В пятерку лидеров мирового рынка КПК входят Palm, HP, Mio, Fujitsu-Siemens и Sharp. Palm остается лидером (44,6%), хотя не выпускает новых моделей КПК уже два года, сосредоточившись на смартфонах и новой ОС. У HP второе место (27,2%), компания Mio удерживает третье (11,2%), в большей степени за счет навигационных возможностей своих КПК. Fujitsu-Siemens в III квартале вернула себе четвертое место (5,4%) после окончательного выхода из игры компании Dell. Завершает Топ-5 крупнейших мировых производителей КПК компания Sharp (2,4%), хотя она показала самый большой спад по сравнению с прошлогодними показателями — 82%.
Не лучшим образом складываются дела у корейского производителя Samsung Electronics: компании пришлось уйти с японского рынка. Samsung прекращает продажи плоских ТВ и другой потребительской электроники в Японии из-за низкой рентабельности. В последние годы Samsung занял прочные позиции на рынках США и Европы, составив достойную конкуренцию таким японским компаниям, как Matsushita, Sony и Sharp, но конкурировать на их родном рынке оказалось гораздо сложнее. По данным Samsung, в 2006 году суммарный оборот компании в Японии составил $9 млрд, при этом через розничные сети продаж и интернет было реализовано менее 1%. Вместо потребительских продаж компания планирует сфокусироваться на бизнес-поставках (B2B). "Мы выяснили, что прямые продажи отдельным потребителям менее рентабельны, чем компаниям и предприятиям", — заявили в Samsung. Поставки ЖК-дисплеев, чипов памяти, а также мобильных телефонов для японской телекоммуникационной компании Softbank продолжатся, но вот компьютерные мониторы, к примеру, будут продаваться только по схеме B2B.
Symantec в рамках политики сокращения расходов провела очередные увольнения сотрудников. Компания отказалась назвать количество уволенных и отделы, в которых прошло сокращение штатов. В январе Symantec поставила перед собой цель сократить расходы на $200 млн для улучшения финансовых показателей, подорванных спадом спроса на решения для дата-центров и конкурирующими предложениями Microsoft и интернет-провайдеров, предоставляющих бесплатные антивирусные и другие защитные программы. Увольнения в компании проходят под кодовым названием "Проект экспресс" ("Project Xpress"), а под сокращение попали новые сотрудники и сотрудники стартапов, недавно приобретенных Symantec.
Компания AMD ведет переговоры о продаже нового производства, расположенного в Германии и известного под обозначением Fab 38, компании Taiwan Semiconductor Manufacturing (TSMC). Слухи о возможности подобной сделки витают уже давно, но раньше возможность продажи жестко блокировали немецкие регулирующие органы. По последним данным, они пересмотрели свою позицию с учетом стратегии реструктуризации бизнеса, реализуемой AMD. В течение последнего десятилетия AMD была одним из самых крупных зарубежных инвесторов в Германии. Общая сумма вложений в производство, расположенное в районе Дрездена, куда входят фабрики Fab 30, Fab 36 и исследовательский центр, к концу 2006 года составляла $5 млрд. После существенной трансформации, связанной с развертыванием новых производственных мощностей, фабрика Fab 30 будет переименована в Fab 38. Сейчас Fab 30 рассчитана на 200 мм пластины. После модернизации, которую планируется завершить в 2009 году, она будет работать с 300 мм пластинами. Переход от 200 мм пластин к 300 мм дает возможность увеличить количество процессоров, получаемых из одной пластины, более чем вдвое.
Корпорация Western Digital объявила об итогах своей работы за I квартал 2008 финансового года. Выручка компании составила $1766 млн, из которых $1726 млн приходятся на HDD, и $40 млн — на основы пластин и магнитные носители. По сравнению с аналогичным периодом предыдущего года выручка от сбыта жестких дисков увеличилась на 37%, а объем поставок продукции, составивший 29,4 млн единиц, вырос на 29%. В первом квартале заказчикам было поставлено примерно 5,9 млн 2,5-дюймовых накопителей для мобильных систем и примерно 3,7 млн 3,5-дюймовых накопителей для цифровых видеомагнитофонов. Доля выручки от сбыта марочной продукции в первом квартале составила 18%, что подтвердило лидерство брэнда WD на мировом рынке. Джон Койн — президент и генеральный директор корпорации WD — так прокомментировал эти результаты: "Итоги первого квартала свидетельствуют о достойном выполнении руководством и коллективом нашей компании намеченных планов в условиях стабильного спроса на жесткие диски для всех областей применения во всех регионах и каналах сбыта. Мы продолжаем пожинать плоды своих инвестиций и внедрения прогрессивных разработок на протяжении последних нескольких лет; это дает нам возможность удовлетворить растущий спрос на жесткие диски широкого применения и накопители большой емкости как для бытовых, так и для корпоративных систем".
Напоследок — новость, которую можно счесть забавной, но которая хорошо иллюстрирует "привилегированное" положение современной IT-индустрии. Некая Бонни Браун, работавшая в компании Google массажисткой, стала мультимиллионершей. Это произошло благодаря резкому росту цены акций поисковой системы, которые входили в компенсационный пакет Браун при поступлении на работу. В конце октября нынешнего года цена акций Google на бирже Nasdaq превысила $700. В целом с начала года ценные бумаги компании подорожали на 51%. Бонни вошла в штат Google в 1999 году, когда в фирме работало всего 40 сотрудников. С тех пор их число достигло почти 14 тысяч. При этом около тысячи человек благодаря своим акциям Google располагают состоянием в $5 млн и более.
Денис Лавникевич
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 43 за 2007 год в рубрике бизнес