Reaper 2. Veni, vidi, vici

Нередко маркетинговые политики компаний-разработчиков паразитируют на любви пользователей к их продуктам. Например, с обновлением версий и добавлением необходимого меняются основные концепции, все переворачивается с ног на голову. И пользователям никуда не деться: хочешь новый WaveLab с исправлением ошибок — получи в придачу модуль для подкастинга и встроенный FTP-клиент, понравился Vegas — заплати еще и за видеочасть… Но разработчики нового поколения — это, в конце концов, пользователи программ старого эшелона. Можно придумывать что-то новое, а почему бы не доработать до блеска то, что хотелось бы доработать? В данном материале описано то, как под обстрел попал Sony Vegas... Вернее, он просто попал:).

Когда появилась первая бета-версия Reaper (а это была Reaper 0.9 или что-то еще меньше) от небольшой американской компании Cockos Incorporated, описывать ее было достаточно весело, поскольку и внешне, и по самой концепции эта программа напоминала ранние версии очень популярной программы ACID. Причем сам пользовательский интерфейс (GUI) был сделан один к одному со знаменитой разработкой. В то время сама ACID стала значительно утяжеляться, обрастать профессиональными функциями, и вместо небольшой легкой программы для ремиксирования и создания современных аранжировок мы уже имеем полноценный мультитрек/MIDI-секвенсор. Не сказать чтобы это было принято сторонниками программы на ура. Чтобы вы лучше понимали, о чем речь, приведу параллель с WinAmp'ом. Из программы можно сделать "орбитальную станцию", но большинству пользователей на протяжении многих лет от нее нужны самые простые и тривиальные вещи с небольшими апдейтами в области поддержки новых технологий и стандартов (форматов файлов). Если бы разработчики поставили там 128-полосный эквалайзер, сделали консоли для ди-джеинга и т.п., то есть развили данный продукт в более узкоспециализированные плоскости, то основная масса все равно бы требовала "старый добрый" WinAmp. И разработчики этой программы прекрасно осознают ситуацию. А вот с Sony ACID ситуация несколько сложнее. То есть сейчас предлагаются только громоздкие варианты в виде последних версий, а насчет первоначальной концепции, которая завоевала полмира, уже как-то и забыли. Поэтому были интересны и альтернативные ветки развития идеи ACID.

Reaper, казалось, была одной из них. Разработчики после ряда бета долго обещали выпустить конечную 1-ю версию. И после того, как она вышла, революции не произошло, даже более того: к данной программе стали относиться несерьезно. Ведь, хотя и был повторен один к одному сам интерфейс первых ACID'ов, функциональная часть и возможности значительно проигрывали знаменитому прототипу. А самая большая проблема Reaper — отсутствие возможности работы с loop'ами, таймстретчем и питч-шифтом, что для ACID является ключевым:). То есть внешне подразумевается одно, а внутри существует совершенно другое. Между тем, только благодаря сходству программа уже заставила говорить о себе, а ее имя оказалось на слуху.

Идем дальше…

На данный момент мы можем наблюдать Reaper 2 (версия 2.011 появилась 14 ноября 2007 года). На внешней схожести далеко не уедешь, хотя… реклама — да, хорошая. Но ведь нужно заставить пользователей и покупать Reaper. И в принципе разработчики решили вообще отказаться от ACID'овской идеологии. Ведь та же реализация для работы с loop'ами, а также тайм-стретчем и питч-шифтингом очень трудоемка, и проще внедрить нечто более тривиальное. Так и поступили, сделав из программы… аудиомультитрек/MIDI-секвенсор. Для того, чтобы схожесть с ACID не бросалась в глаза, несколько поменяли внешний вид кнопок и закладок, хотя опытный пользователь сразу же распознает любимую программу. То есть эргономика та же, и проверена годами (в рамках другой компании:)). Работа с аудиофайлами и звуковыми фрагментами даже больше напоминает Vegas'вский вариант. То есть для каждого трека можно подключить всевозможные плагины VST/DirectX, вывести управление параметрами с помощью графиков огибающих (envelopes), для каждого фрагмента можно устанавливать автофэйды (плавное затухание или наоборот). В пользу схожести с Vegas тут говорит и еще одно, а именно реализована возможность воспроизведения с различной скоростью, для чего на транспортной панели предусмотрен ползунок Rate. Но есть и отличие: в программном микшере можно увидеть и треки, причем с подключенными плагинами. И это не выглядит громоздко, а, наоборот, удобно и трансформируемо. Также, в отличие от Vegas, в Reaper нет явной работы с 5.1, где могло бы быть предусмотрено панорамирование в пространстве. Хотя при желании все можно сделать самостоятельно, ведь программа поддерживает многоканальные аудиоинтерфейсы. Что касается звуковых характеристик, то частота дискретизации может быть до 192 КГц, а обработка звука происходит на уровне 64 бит с плавающей запятой. При этом количество треков не лимитировано.

Между тем, стоит выделить специальный модуль матрицы подключений, возможность направления одного трека в другой, тем самым реализуется неявное создание подгрупп (эту уникальную возможность можно найти в программе Mackie Tracktion). Причем любой из треков можно просто представить как трек подгруппы, соответственно подключить там необходимые плагины и модули обработки и нужные потоки направлять на него. Это очень удобно. Отдельно стоит поговорить о реализации MIDI. Оно есть, и на весьма неплохом уровне, то есть мы можем работать с расширенным вариантом Piano Roll, где, помимо всего прочего, графическим образом можно указывать изменения различных параметров. Этот вариант часто можно встретить в профессиональных приложениях. Но и дальше разработчики не пошли. То есть использовать данную программу для профессиональной работы с MIDI не получится. В принципе, большинству пользователей достаточно и этого: расширенный Piano-Roll есть, поддержка VSTi/DXi также имеется. Естественно, после подключения VSTi/DXi мы можем говорить об аудиовыходе, соответственно, на такие треки могут "вешаться" обычные плагины. Что касается управления по MIDI, то Reaper в этом случае удивил, поскольку в нем поддерживается работа с внешними специализированными контроллерами Behringer BCF2000, Frontier TranzPort и AlphaTrack, PreSonus FaderPort, Mackie BabyHUI и MCU. С программой поставляется свой собственный набор плагинов и устройств, в числе которых, помимо таких обычных элементов, как реверберация, фильтры, эквалайзеры, динамическая обработка, можно найти уникальные. Например, ReaStream для формирования аудиопотока, передающегося в другой Reaper по локальной сети, ReaNINJAM — отдельная разработка от Cockos Incorporated, которая позволяет работать сразу нескольким музыкантам через интернет, ReaInsert — реализация подключения внешних аппаратных устройств: эффект-процессоров и MIDI. И, что отдельно порадовало, в Reaper есть тюнер в виде отдельного модуля. Несмотря на очевидность необходимости, такое встречается очень редко в большинстве ПО. Драйверы — ASIO, WDM Kernel Streaming, WaveOut и DirectSound. Запись CD есть.

И это правильно!

На самом деле, ваш покорный слуга поставил бы разработчикам "отлично". Reaper стоит $225 (для некоммерческого использования, читай, образования и т.п., лицензия стоит $50). Это дороже Mackie Traction, но последний хоть и позволяет делать то же самое+бонусы, обладает своим уникальным графическим пользовательским интерфейсом, который, кстати, в силу его реализации несколько громоздок для аппаратных мощностей системы, хотя и удобен с современной точки зрения. Reaper же восполняет нишу того, что множество пользователей хотело не от Sony ACID, а… от Sony Vegas. То есть необходим очень легкий в использовании продакшн-продукт (имеется в виду термин "звуковой продакшн"). В плане эргономики GUI лидирующие позиции тут сохраняет Vegas. Но потом, когда он начал превращаться в систему видеомонтажа, ситуация год от года становилась все грустнее. Ведь изначально ожидалось, что Vegas станет полноценным мультитреком, но от версии к версии ситуация напоминала следующее: чуть-чуть для звука + много для видео. Тут можно понять и позиции Sony — они ведь являются ведущими производителями в области современных камер/камкодеров, соответственно им нужно в первую очередь иметь программу-монтажный стол. И ничего лучше Vegas для этого не подошло. Ну, а звуковикам от программы требовалось другое — внедрение MIDI с сохранением той же легкости, приобретение современных функций и технологий, которые есть в Tracktion, а видео совсем не обязательно. Вот разработчики Reaper и довели самостоятельно дело до ума. И этот пример очень показателен. "Veni, vidi, vici" ("Пришел, увидел, победил") — это короткая фраза, которую написал Цезарь после практически не состоявшегося сражения. Он пришел с армией на северный берег Черного моря, и войска противника, долго досаждавшего полководцу поддержкой его врагов, увидев римские легионы, обратились в бегство. Так и тут, в ситуации с Reaper и Vegas: нужно было только придти и увидеть, а победа получилась легкой. Любители Vegas из сферы звука могут скачать демо-версию Reaper на сайте www.reaper.fm и убедиться во всем воочию.

В завершение

Рынок начинающих разработчиков звукового ПО обычно делится на два лагеря. Одни занимаются написанием "в свободное от работы время" либо связаны с чем-то типа open-source, что, в принципе, не имеет реального выхода. Другие же, как лягушка в известной сказке, пытаются из молока взбить масло. Следующий год обещает быть очень насыщенным событиями. Уже сейчас появляется много новых имен, низвергаются брэнды. Отдельно хочется отметить качество разработок. То есть появляется реальная, а не предполагаемая конкуренция. Поэтому тревожная ситуация, которая виделась в последнее время, а именно что на рынке будут диктовать условия только несколько имен, и все будет практически монопольным, нам уже не грозит. Так же удивителен и еще один момент, хотя это может быть и совпадением. Cockos Incorporated основана в 2004-м году. Если вспомнить, это как раз примерно тот период, когда Sony выкупила ACID, Vegas и SoundForge у американской компании Sonic Foundry, в результате чего все, кроме звукового редактора, стало менять направления развития, отклоняться от первоначальных замыслов.

Кстати, я специально не расшифровывал читателям, что собой представляют ACID и Vegas, направляя материал на тех людей, кто с ними знаком (да, и пишем мы об этих продуктах уже много лет). Если Reaper примут в звуковом сообществе, и он полноценно в нем заменит Vegas, то и для начинающих такую программу опишут во всех красках.



Интерфейс рабочей области стандартен для Vegas-стиля, изменен только внешний вид кнопок.



На каждый трек можно подключать неограниченное количество плагинов, как собственных, так и VST/DX.



Трансформируемый микшер.



Работа с матрицей коммутаций.



Работа с MIDI.



Работа со звуковыми объектами реализована практически как и в Vegas.



Работа с Piano Roll: изменение параметров с помощью графиков.

Кристофер, christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 43 за 2007 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета