Немного о рынках и VyrSyn VTAPE

Вообще рынок звукового ПО является весьма интересным, а иногда и очень веселым. Впрочем, как и все другие рынки. В качестве вводного примера для данной небольшой статьи приведу реальную историю. Один индус, имя которого я уже не помню, собрал из типовых компонент и т.п. самый наипростейший звуковой редактор. Все, что он мог делать, так это отображать звуковую волну при разных масштабах, воспроизводить прямо и в обратную сторону, перематывать, в том числе в начало и в конец, ну и, наверное, все. Плюс несколько глюков или багов, но без этого в программировании такого уровня никак. Чтобы там были какие-либо эффекты или возможности редактирования — не было такого. Интерфейс — стандартный серый а-ля Windows 95. Но… позиционирование! "Звуковой редактор для детей! Обучение основам работы с компьютером и профессиональным звуковым ПО…" Цена 20 баксов, покупателей много. Хотя, если бы те же покупатели зашли (почти по соседству) на сайты с бесплатным ПО либо на страницы со студенческими разработками, то нашли бы подобного около сотни, если не больше, без всяких цен. Позиционирование! Кстати, практически через год после того случая я встретил этого же индуса в качестве организатора некоего подобия онлайн-казино:). Талант, как говорится, не пропьешь, но мы не об этом, хотя…

Достаточно долго на мировом рынке идет противостояние двух платформ: PC и Mac'ов. PC охватывает более широкую аудиторию, там большая конкуренция, широко распространено пиратство, Mac'и распространены в меньшей степени, но рынок вокруг них обладает большей платежеспособностью, пиратства гораздо меньше. При этом изначально Мас'и подразумевали несколько другой философский подход. Например, в сфере профессионального звука десять лет назад там практически все было на уровне железа. То есть хочешь компрессор — покупай устройство, вставляй в рэковую стойку и т.д. И это при том, что в это же время на РС достаточно было воспользоваться программным модулем либо приобрести плагин. Студийная "аппаратная лихорадка" доходила даже до того, что Waves выпускала свой Ultramaximizer в виде внешнего процессора (хотя разницы в алгоритмах нет), но в студиях его приобретали с удовольствием, свято веря, что железо гораздо лучше программ. Это мышление. Например, Line6 долго выпускала свои программные наработки в виде гитарных примочек и т.д. Но на рынке РС состоялась буквально технологическая революция именно в сфере звука, профессиональной работы с ним. Появилось множество разработчиков, уникальных идей и алгоритмов. Например, простейшие операции, которые пользователи этой платформы могли реализовать в рамках той или иной программы, зачастую для K.,BNTKTQ Мас'ов представлялись чем-то заоблачным. Да и покупка фирмой Apple программного продукта Logic в 1999-м (или около того) уже говорит о том, что данная платформа тогда технологически устарела, и нужна была свежая кровь. Потом началась активизация VST, плавное перетекание идей с РС рынка на Мас'и. Причем появился ряд интересных компаний, которые за несложные эмуляции ламповых компрессоров могли запрашивать и по $1-$2 тыс. И покупали! Мышление вымуштровано. Причем срабатывали все рекламные фишки, откатанные на рынке РС, а для Мас'ов это вызывало большое удивление. И тут ситуация интересна с двух сторон:

. Из-за рынка Мас'ов профессиональное ПО дорого. Это отчасти так, ведь там нет большой конкуренции, а при отсутствии выбора платят за то, что есть, и столько, сколько говорят.
. Из-за рынка Мас'ов профессиональное ПО дешево. Рынок Мас'ов дает дополнительное количество покупателей, профессиональных специалистов. На современном этапе происходит все-таки технологическое выравнивание двух платформ, после чего можно будет наблюдать падение цен. То есть современные разработчики обычно балансируют между двумя рынками, и эта политика является единственно правильной. В защиту РС можно отметить, что, помимо "теневой" (пиратской) составляющей, для разработчиков и пользователей существует множество положительных моментов. То есть этот рынок очень большой, основные идеи технического усовершенствования и внедрения новых технологий часто откатываются именно на нем. Да и ПО здесь гораздо больше — тех же мультитреков на порядок. То есть вопрос сейчас стоит о качественном выравнивании платформ…

VyrSyn VTAPE

Данный набор из двух модулей плагинов выпускается и для РС, и для Мас'ов: VST, AU, RTAS. Давайте рассмотрим их основные возможности в рамках небольших структурированных списков. Как видно из названия, речь идет об эмуляции магнитной ленты.

VTAPE Saturator:
. Полноценная эмуляция записи на магнитную ленту.
. Учитывается компрессия.
. Добавляется шипение.
. Эффект wow и интермодуляционные искажения, возникающие из-за неравномерности скорости.
. Эквалайзер.
. Искажения.
. Нулевая цифровая задержка при обработке.

VTAPE Delay:
. Базируется на VTAPE Saturator.
. Предусмотрен специальный пошаговый секвенсор.
. Синхронизация с темпом, а сам эффект может включать до 32 повторений с задержками.
. Эффект стереовращения.
. Фильтр Lo/Mid/High.
. Нулевая цифровая задержка при обработке.

Все сделано в стиле:), который можно назвать "одного окна". Насчет дилэя стоит напомнить читателям, что реализации прошлого базировались на очень простой идее. То есть была одна головка записи, а после нее через интервалы стояли воспроизводящие. Расстояние каждой из них от записывающей подразумевает определенное время задержки. Данный набор будет продаваться по цене 169 евро, хотя цены до 30 ноября снижены до 99. Что интересно, на рынке РС уже есть достаточно много программ, эмулирующих магнитную ленту. Если обращаться к истории, то интерес к данной нише среди разработчиков стартовал с плагина Steinberg Magneto, а поскольку на РС после этого был бум, то данный вид эмуляций вошел в моду именно на данном рынке. Что касается Мас'ов (не могу точно сказать, был ли для них выпущен Magneto), я нашел всего три программы в этом сегменте, и минимальная цена среди них 299 у.е. Так что VyrSyn предлагает все чуть подешевле. Для РС это, конечно, дороговато. Хотя европейцу или американцу с зарплатой от $2-$4 тыс. заплатить столько за реализацию таких двух не совсем сложных и несколько непонятных в плане профессионального применения эффектов — это нормально.

В завершение

В принципе, в 2007-м мы уже как-то привыкли к тому, что практически все разработчики выпускают версии сразу для обеих платформ, следовательно, скоро разделения не будет вообще. С точки зрения позиционирования идея VyrSyn не очень интересна для РС-платформы, поскольку тех же "ленточных" дилэев и ревербераторов там существует несколько десятков. И все они реалистично эмулируют, добавляют интермодуляцию, сжимают частотный и динамические диапазоны, работают синхронизированно с темпом. Другой вопрос — интересная реализация программного интерфейса дилэя с пошаговым секвенсором. Она проста и наглядна. Вот такое удобство встречается достаточно редко, и на его базе можно сделать что-то более серьезное и уникальное.

Кристофер, christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 43 за 2007 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета