Звуковое железо от Line6

Ситуация на рынке компьютерного оснащения для гитариста не может не радовать. В последнее время это была одна из самых бурно развивающихся ниш. Причем причина такового кроется больше не в увеличении спроса, а в связи с захватом существующего сегмента.

Не секрет, что достаточно долгое время именно гитаристам в компьютерной области уделялось мало внимания. Все почему-то считали, что аппаратного оснащения, которое предоставлял на то время рынок, вполне достаточно. Line6 даже пошла на уловки, заключив свои программные алгоритмы внутрь устройств, похожих на обычные гитарные примочки, соответственно, компьютер для них не требовался — они сами были как мини-компьютеры. Но потом на эту нишу внимательно посмотрели итальянцы из IK Multimedia и выпустили программу AmpliTube, которая на несколько лет стала бесспорным хитом, немцы из Native Instruments обратили внимание на эту популярность и сделали свой вариант (Guitar Rig). Причем подошли с весьма интересной стороны, а именно плюс к программе выпустили контроллер, внешне выглядящий и функционирующий как напольный гитарный процессор. О том, что компьютер давал огромные возможности музыкантам, говорить в сотый раз не нужно. Таким образом, состоялся некий отток потребителей в сторону ПК. Line6 некоторое время сохраняла свои ключевые позиции за счет бывшей популярности, к тому же, алгоритмы у них очень хорошие.

Но против поезда с шашкой не пойдешь, и в прошлом году эта компания пошла на очень знаковый шаг — выпустила часть своих наработок в программном виде. Плагин называется GearBox. Нужно отметить, что если на том рынке откуда они пришли, Line6 были первыми, то на этом… как минимум третьими. И хотя имеют место очень качественная разработка, хорошо продуманный интуитивный интерфейс, прекрасный звук, все-таки эту нишу нужно завоевывать. Если смотреть на конкурентов, то IK Multimedia откровенно стала работать на пользовательский рынок, ведь мало того, что их программа обладает очень легким и понятным интерфейсом, так они еще стали делать тематические выпуски типа звучания Джимми Хендрикса — специальной разновидности для "металлистов". То есть основная ниша, в которую они сейчас бьют — это рынок пользователей, не обремененных инженерными навыками, которые хотят, подключив гитару, быстро получить желаемый результат. Native Instruments взяли планку чуть повыше, хотя в недавно появившейся 3-й версии они пошли на ряд упрощений. Что в данной ситуации делать Line6? Программы для гитаристов есть, но… нет специализированных аппаратных звуковых интерфейсов. И вот тут как раз и можно занять выгодные позиции пионера технологий и лидера. Таким образом, на данный момент они предлагают программно-аппаратные комплексы, причем все выполнено на высочайшем уровне, что, кстати, выражено и в дизайне, который очень привлекателен для музыкантов. Давайте рассмотрим спектр представляемой продукции.

Обзор железа

Самой младшей моделью является интерфейс GX. Это небольшой USB-модуль, в котором присутствует гитарный вход (джек), выход линия/наушники (мини- джек) и разъем для коммутации с компьютером. Плюс к этому есть светодиодный индикатор питания и… все. В простоте, как говорится, сила. Стоит отметить, что это решение не является стандартным дешевым, ведь там имеются вполне приличные АЦП/ЦАП, работающие на уровне 24/96, а отношение сигнал/шум составляет 100 дБ. Достаточно высокий уровень исполнения и расчет сферы проявляется и в другом — драйверах. Априори предусмотрены ASIO, WDM и Mac OS X.

Модель UX1 является уже более расширенным вариантом, прежде всего, в вариантах коммутации. Это тоже USB, на борту имеются гитарный вход (джек), микрофонный вход (XLR) с предусилителем, 2 линейных входа (джек), 1 вход для мониторинговой линии (джек), выходы: цифровой S/PDIF (RCA), балансный линейный (джек) с регулятором уровня, отдельно для наушников (джек). Все остальное схоже по описанию с GX, вернее, характеристики те же. USB-интерфейс UX2 является уже достаточно серьезным продуктом, которым можно оснастить домашнюю или проектную студию, не зацикливаясь только на идее музыкальной работы. Там мы можем увидеть два микрофонных входа (XLR) с предусилителем и фантомным питанием +48 В, два инструментальных входа (джек), один из которых дает ослабление на -10 дБ, что применимо в случаях, когда мы имеем дело с инструментами, у которых на выходе очень сильный сигнал. Также имеется два стерео линейных входа (джеки), один стереовход для мониторинга (джек), два выхода для подключения ножных контроллеров, посылающих MIDI-команды программам (например, воспроизведение, останов, запись). Выходы: цифровой S/PDIF (RCA), балансный линейный (джек) с регулятором уровня, отдельно для наушников (джек). Отдельно стоит отметить, что в данной модели уже имеются стрелочные индикаторы уровня. Это и красиво, и удобно в использовании. АЦП/ЦАП — 24/96, отношение сигнал/шум составляет 100 дБ, драйверы — ASIO, WDM и Mac OS X. UX8 — старшая модель, причем это уже некое произведение технологического искусства — это относится и к дизайну, и к исполнению задуманного. Устройство вставляется в рэковую стойку, в то время как все предыдущие являлись портативными. Удивительно, что данный интерфейс USB, ведь там мы имеем 8 небалансных линейных входов (джеки), 8 балансных микрофонных входов (XLR) с предусилителями и фантомным питанием +48 В, 4 инструментальных входа, два из которых выполнены с ослаблением на -10 дБ, что применимо в случаях, когда мы имеем дело с инструментами, у которых на выходе очень сильный сигнал. Выходы — восемь линейных балансных плюс два отдельных стерео для наушников, S/PDIF. Встроенные конвертеры 24/96. И, естественно, в дизайне подкупают стрелочные индикаторы.

Как отдельную модель в представленном ряде стоит выделить KX37. Это звуковой интерфейс, совмещенный с небольшой MIDI-клавиатурой (37 клавиш). В аудиочасти с точки зрения характеристик и коммутационных свойств KX37 практически повторяет UX2.

Все перечисленные интерфейсы относятся к общей серии TonePort. При этом основной программной оболочкой, поставляемой с устройствами, является GearBox (помимо этого, поставляется и Gearbox plug-in), а это 18 гитарных усилителей и 24 кабинета, 5 бас-гитарных усилителей и 5 кабинетов, эмуляция 6 микрофонных предусилителей студийного класса, 29 профессиональных эффектов. Поскольку речь идет об обработке в режиме реального времени, то многие подумают о задержках. Они исключены за счет применения специальной технологии ToneDirect Monitoring. Системные требования для РС: Pentium 4 1,2 ГГц и выше (2,5 ГГц рекомендовано), Windows XP (только с SP2), 512 Мб RAM (1 Гб рекомендовано), 1 Гб свободного места на винчестере.

Вместо выводов

М-да. Шаг весьма неожиданный. Хотя… почему нет? Не так давно и Native Instruments выпускала свою PCI-плату. Судя по результатам, опыт не удался, но ведь Line6 предлагает концептуально новые решения, объединенные некоей идеей. Качество реализации на высоком уровне. А во-вторых… Представьте, сколько всего нужно предусмотреть гитаристу: найти программу, купить звуковой интерфейс, если у оного мини-джековые или RCA- разъемы, то и продумать варианты с переходниками, если нет ASIO-драйверов, то найти их, потом настроить все и начать работать. А в данном случае получается все-в-одном: программа, специализированный интерфейс, и все. Тем более мы говорим об USB, то есть не будет проблем с электромагнитными воздействиями, которые часто присутствуют в рамках PCI-плат, размещаемых внутри системного блока. Отдельно хочется сказать об индикаторах. На самом деле они не для фетиша, хотя их "стрелочные" варианты можно увидеть только в старой технике. Дело в том, что следить за уровнем нужно всегда, особенно при работе с инструментами. USB-интерфейсы, на которых есть индикаторы уровня, можно пересчитать по пальцам, хотя сам элемент лишним не является. Возможно, именно такие решения окажутся востребованными в ближайшее время.

Кристофер, christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 42 за 2007 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета