Steinberg Nuendo 4
К выставке AES Steinberg все-таки активизировалась и выпустила Nuendo 4 (программа уже в продаже). Можно сказать о глобальной смене цифры, хотя принципиальных изменений не много.
Вообще у Nuendo очень интересная история. Ведь изначально эта программа была просто частью программно-аппаратного комплекса Nuendo, то есть оболочкой, через которую можно было работать с данной системой. Но компания Steinberg не стала сильно завинчивать гайки, и программную часть можно было использовать и на других железных интерфейсах. И внешне, и концептуально Nuendo очень напоминала Cubase, и в принципе тогда, в момент ее появления, можно было даже говорить о некоем специализированном ответвлении — не более того. Но… ситуация с мультитрековым ПО в то время была очень турбулентной, а иногда и откровенно удручающей. Напомню: это был тот период, когда масса разработчиков плагинов отказалась от использования технологии DirectX, предпочтя VST. Таким образом падал целый пласт популярного и раскрученного до этого ПО.
Мало того, появилось множество VST-инструментов (VSTi), а таким обилием платформа DirectX (DXi) порадовать не могла. В результате множество пользователей стало перед выбором: какую программу теперь уже брать за основу. И по стечению обстоятельств ключевой выбор пал не на Cubase, а на программную оболочку от комплекса Nuendo. И хотя багов в первой версии было очень много, данный продукт начал активно распространяться. А раз появился такой спрос, то и Steinberg решила не стоять на месте, а развивать это решение как отдельное направление своего ПО. Причем обозначилась и ниша, вернее, целевой спектр, потребителей — профессионалы в области постпродакшн и т.п. То есть Cubase большей частью рассчитан на композиторов и музыкантов, хотя, повторимся, разница между этими двумя продуктами была очень небольшой. Потом появились и отличия. Причем в одно время Steinberg углубилась в более узкоспециализированные направления, а именно взаимодействие со студийными цифровыми микшерными консолями, мониторинг на несколько линий и т.д.
Большинству пользователей от этого было не холодно не жарко, хотя таким поведением немецкие разработчики достаточно плотно укрепились в профессиональном сообществе, и то, что они предложили тогда для студий топ-класса, в принципе, больше нигде на таком уровне тогда и не реализовывалось. Честно сказать, если смотреть на продукты Steinberg с точки зрения эргономики, то они предлагают не самые лучшие варианты — например, многооконный рабочий интерфейс всегда считался громоздким, а они его используют и поныне. Также весьма громоздко была построена и рабочая функциональность — было очевидно неравномерное распределение функций и т.п. Но… менять что-либо в корне нельзя, поскольку у продукта есть много пользователей, которые уже приспособились и свыклись с таким построением, поэтому все изменения происходят постепенно.
Что нового в 4-й версии?
Наибольшим изменениям подвергся модуль автоматизации — вернее, как сказано, он полностью обновлен. И действительно: это уже мощная и всеобъемлющая система контроля над пользовательскими настройками в рамках того или иного проекта. Некоторые моменты очень сильно упрощены в сторону интуитивности работы с интерфейсом. Также нельзя не заметить появление Track Quick Controls, то есть на панели каждого трека можно выводить любые ключевые параметры, регулировать их, наблюдать за их состоянием. Это очень удобно. Причем речь идет о любых параметрах, относящихся к треку, взяты ли они из микшера, VST-плагина, VST-инструмента или еще откуда. Также стоит отметить, что появились новые команды Post Pro Editing для упрощения редактирования, то есть расширились возможности стандартных "Cut Head" и "Cut Tail". И вообще управление стало более универсальным, поскольку в новой версии уже используется и колесо мыши.
Продукт стал более гибким — этого нельзя не отметить. Модернизации подверглось несколько ключевых модулей программы, в том числе вы можете увидеть и новый вариант коммутаций групп и подгрупп. В 4-м Nuendo Steinberg все-таки не удержалась и пошла по пути множества других разработчиков (впрочем, у них самих нечто схожее есть в WaveLab), реализовав поддержку структурированной базы аудиоданных, вернее, менеджера файлов, что в рамках программы называется Media Bay. То есть тут вы можете самостоятельно структурировать свои аудиофайлы, вносить комментарии, подписи и т.п., а потом осуществлять быстрый поиск. Кстати, этот вариант очень удобен, особенно в продакшн-студиях, где занимаются озвучиванием кино, видео, мультипликации, созданием радиопрограмм. Что касается набора плагинов, поставляемых с программой, тот тут мы имеем 38 новых. Также реализован VST Plug-in Bridge. Стоит отметить, что модернизации подвергся трековый эквалайзер в микшере. Ну, а самой интересной новинкой с точки зрения вашего покорного слуги стало внедрение новой версии алгоритма питча/стретча, а именно MPEX 3.
В завершение
В принципе, очень хорошо, что Steinberg активно занялась проработкой эргономики, удобства использования и т.п., потому как на старой телеге далеко не уедешь. Программа по-прежнему сохраняет статус одного из лидеров в области профессионального мультитрекового софта. Тут стоит отметить, что самих обновлений не так много по сравнению с тем, что необходимо сделать в рамках данного продукта. Но вместе с тем можно отметить, что есть и некий лимит пунктов апгрейда. Ведь если изменить много и сразу, это может сказаться больше в отрицательную сторону. Примеров тому в звуковом ПО можно найти немало. Поэтому… постепенно и целенаправленно. Кстати, для российского рынка программа стоит на 20% дешевле. Думается, это уже начало новой тенденции.
Кристофер, christopher@tut.by
Вообще у Nuendo очень интересная история. Ведь изначально эта программа была просто частью программно-аппаратного комплекса Nuendo, то есть оболочкой, через которую можно было работать с данной системой. Но компания Steinberg не стала сильно завинчивать гайки, и программную часть можно было использовать и на других железных интерфейсах. И внешне, и концептуально Nuendo очень напоминала Cubase, и в принципе тогда, в момент ее появления, можно было даже говорить о некоем специализированном ответвлении — не более того. Но… ситуация с мультитрековым ПО в то время была очень турбулентной, а иногда и откровенно удручающей. Напомню: это был тот период, когда масса разработчиков плагинов отказалась от использования технологии DirectX, предпочтя VST. Таким образом падал целый пласт популярного и раскрученного до этого ПО.
Мало того, появилось множество VST-инструментов (VSTi), а таким обилием платформа DirectX (DXi) порадовать не могла. В результате множество пользователей стало перед выбором: какую программу теперь уже брать за основу. И по стечению обстоятельств ключевой выбор пал не на Cubase, а на программную оболочку от комплекса Nuendo. И хотя багов в первой версии было очень много, данный продукт начал активно распространяться. А раз появился такой спрос, то и Steinberg решила не стоять на месте, а развивать это решение как отдельное направление своего ПО. Причем обозначилась и ниша, вернее, целевой спектр, потребителей — профессионалы в области постпродакшн и т.п. То есть Cubase большей частью рассчитан на композиторов и музыкантов, хотя, повторимся, разница между этими двумя продуктами была очень небольшой. Потом появились и отличия. Причем в одно время Steinberg углубилась в более узкоспециализированные направления, а именно взаимодействие со студийными цифровыми микшерными консолями, мониторинг на несколько линий и т.д.
Большинству пользователей от этого было не холодно не жарко, хотя таким поведением немецкие разработчики достаточно плотно укрепились в профессиональном сообществе, и то, что они предложили тогда для студий топ-класса, в принципе, больше нигде на таком уровне тогда и не реализовывалось. Честно сказать, если смотреть на продукты Steinberg с точки зрения эргономики, то они предлагают не самые лучшие варианты — например, многооконный рабочий интерфейс всегда считался громоздким, а они его используют и поныне. Также весьма громоздко была построена и рабочая функциональность — было очевидно неравномерное распределение функций и т.п. Но… менять что-либо в корне нельзя, поскольку у продукта есть много пользователей, которые уже приспособились и свыклись с таким построением, поэтому все изменения происходят постепенно.
Что нового в 4-й версии?
Наибольшим изменениям подвергся модуль автоматизации — вернее, как сказано, он полностью обновлен. И действительно: это уже мощная и всеобъемлющая система контроля над пользовательскими настройками в рамках того или иного проекта. Некоторые моменты очень сильно упрощены в сторону интуитивности работы с интерфейсом. Также нельзя не заметить появление Track Quick Controls, то есть на панели каждого трека можно выводить любые ключевые параметры, регулировать их, наблюдать за их состоянием. Это очень удобно. Причем речь идет о любых параметрах, относящихся к треку, взяты ли они из микшера, VST-плагина, VST-инструмента или еще откуда. Также стоит отметить, что появились новые команды Post Pro Editing для упрощения редактирования, то есть расширились возможности стандартных "Cut Head" и "Cut Tail". И вообще управление стало более универсальным, поскольку в новой версии уже используется и колесо мыши.
Продукт стал более гибким — этого нельзя не отметить. Модернизации подверглось несколько ключевых модулей программы, в том числе вы можете увидеть и новый вариант коммутаций групп и подгрупп. В 4-м Nuendo Steinberg все-таки не удержалась и пошла по пути множества других разработчиков (впрочем, у них самих нечто схожее есть в WaveLab), реализовав поддержку структурированной базы аудиоданных, вернее, менеджера файлов, что в рамках программы называется Media Bay. То есть тут вы можете самостоятельно структурировать свои аудиофайлы, вносить комментарии, подписи и т.п., а потом осуществлять быстрый поиск. Кстати, этот вариант очень удобен, особенно в продакшн-студиях, где занимаются озвучиванием кино, видео, мультипликации, созданием радиопрограмм. Что касается набора плагинов, поставляемых с программой, тот тут мы имеем 38 новых. Также реализован VST Plug-in Bridge. Стоит отметить, что модернизации подвергся трековый эквалайзер в микшере. Ну, а самой интересной новинкой с точки зрения вашего покорного слуги стало внедрение новой версии алгоритма питча/стретча, а именно MPEX 3.
В завершение
В принципе, очень хорошо, что Steinberg активно занялась проработкой эргономики, удобства использования и т.п., потому как на старой телеге далеко не уедешь. Программа по-прежнему сохраняет статус одного из лидеров в области профессионального мультитрекового софта. Тут стоит отметить, что самих обновлений не так много по сравнению с тем, что необходимо сделать в рамках данного продукта. Но вместе с тем можно отметить, что есть и некий лимит пунктов апгрейда. Ведь если изменить много и сразу, это может сказаться больше в отрицательную сторону. Примеров тому в звуковом ПО можно найти немало. Поэтому… постепенно и целенаправленно. Кстати, для российского рынка программа стоит на 20% дешевле. Думается, это уже начало новой тенденции.
Кристофер, christopher@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 42 за 2007 год в рубрике мультимедиа