Звук: вопрос — ответ

Сегодняшний выпуск ответов на ваши вопросы мы начнем нетрадиционно. Дело в том, что среди потока писем очень часто встречаются вопросы, касающиеся звуковых профессий. Людей интересует, какими навыками необходимо обладать и т.п. Итак, начнем.

Профессия — аранжировщик


Нередко на Западе компьютерных аранжировщиков называют программистами (programmer или programming). Это не так далеко от самой сути профессии, поскольку помимо музыкальных навыков нужно обладать хорошей базой инженерно-технических знаний, полностью понимать весь процесс работы, ведь помимо самой аранжировки композиция подвергается различным изменениям, что вносится как в процессе сведения, обработки эффектами, так и в общем плане — работа с финальными миксами, мастеринг. На самом деле, работа аранжировщика является одной из самых высокооплачиваемых в звуковом спектре, особенно для тех случаев, когда данная профессия еще совмещена с композиторскими навыками. То есть необходимый базис для вступления в профессию можно перечислить в нескольких пунктах:

. Музыкальная теория и нотная грамота (последнее отнюдь не обязательно).
. Владение одним из музыкальных инструментов (лучше всего если это фортепиано).
. Владение "на ты" одним из профессиональных звуковых редакторов (SoundForge, WaveLab, Audition), профессиональной программой аудиомонтажа, то есть мультитреком (Cubase, Nuendo, Samplitude, Sequoia, ACID, Logic, Tracktion, Live), навыки работы с плагинами, технологией MIDI и т.д.
. Соответственно, требуются основные знания в области цифровых и аналоговых технологий в звуке.

Насчет, как меня часто спрашивают, школы… Ничто так не помогает развитию, как реальная практика. Конечно, отлично, если вы можете попасть в какую-либо современную группу, хотя бы на уровне "носить провода", где все знания ловятся "на лету" — это при условии, что у вас есть желание. Другой распространенный вариант, о котором мы часто пишем, — участие в конкурсах ремиксов, которые в интернете проводятся очень часто. То есть у вас будет иметься конкретное задание, причем конкурентов собирается много со всего мира. Вообще сам процесс увлекателен. Единственное, что стоит отметить отдельно: сейчас в аранжировке зачастую не так важна музыкальная часть, как качественная работа с тембрами. То есть у аранжировщика должен присутствовать тембральный слух, ну и, конечно, необходимо иметь вкус и чувство стиля, что приобретается слушанием хорошей качественной музыки.

Профессия — звукорежиссер

На Западе она называется Soundproducer. При этом мы можем тут говорить о том, что именно наше понятие звукорежиссуры отличается от западного варианта, то есть заменить это понятие на саундпродюсирование прямым образом не получится. Итак, в классическом понимании мы можем говорить о разделении профессии на две ниши: звукорежиссер линейного монтажа (концертная звукорежиссура, прямые эфиры на радио и ТВ и т.д.) и нелинейного монтажа (студийная звукорежиссура, подготовка записных программ, рекламных роликов и т.д.). Именно такой звукорежиссуре часто и учат в специальных заведениях. При этом, в отличие от того же аранжировщика-программиста, сидящего за компьютером, звукорежиссер отличается более глубокими техническими познаниями, нотная запись и музыкальная грамота для него не обязательны — гораздо важнее навыки психолога, ведь звукорежиссер общается с музыкантами, и далеко не у всех из них ангельский характер:). Вообще сама профессия звукорежиссуры универсальна по сути и стоит на вершине пирамиды. То есть этот человек может без труда настраиваться на какое-либо профессиональное направление и работать в нем, причем руководить целой группой "звукарей". Очень часто на Западе под саундпродюсированием подразумевается и творческое руководство, то есть это подбор музыки, выстраивание модели озвучивания для кино, ТВ и т.д. У нас это может называться по-разному и, как вы понимаете, далеко не всегда относится к разделу именно звукорежиссуры.

Профессия — звукоинженер

Это также достаточно узкая ниша — на Западе мы имеем аналог Sound Engineer. Это технический персонал, позволяющий качественно обеспечить сопровождение сложных процессов — таких, как, например, многоканальная запись концертов, работа в студии; туда же можно отнести несколько более узких направлений — таких, как микс-инженер, мастеринг-инженер.

Профессия — звукооператор

Данная ниша требует достаточно малого объема знаний, и в основном в рамках этой профессии, например, на радио привлекаются студенты, кроме того, двигать фэйдеры микшера может научиться и сам ди-джей, что часто и происходит. Звукооператор не отвечает за проектирование и работоспособность звуковых трактов, поскольку данные вопросы лежат на плечах звукоинженеров и звукорежиссеров.

В общем и целом в качестве старта вы можете выбрать любую из профессий начального уровня и освоить их, после чего переходить к следующим по рангу нишам. Если вы хотите пойти в сторону технической области, вам будет необходимо параллельно с этим получить высшее техническое образование (зачастую необязательно, чтобы специальностью была именно "звукорежиссура"). Специалистов на самом деле мало, а рынок труда требует их большее количество, причем именно современных профессионалов, отлично владеющих ПК на уровне продвинутого пользователя. Например, очень часто необходимы знания в области железа и ПО, настройки и отладки системы и т.д. Также необходимо отслеживать все современные тенденции. Звукорежиссура, компьютерная аранжировка и т.п. не являются постоянными профессиями (рынок не стабилен), поэтому я и упомянул, что высшее техническое образование может быть любым, и даже лучше, если у вас на руках имеется специальность из другой области.

Теперь перейдем непосредственно к вопросам от читателей.

Мучает меня извечный вопрос на тему "Что выбрать?", и я надеюсь, что Вы не откажете в помощи. Если в двух словах — хочется хорошего звука при прослушивании музыки с компьютера, а посему я в поиске акустики. Если подробнее, тут есть ряд вариантов.
В активе имеется: ресивер Кенвуда 6080, проигрыватель КД от того же брэнда, встроенная звуковая карта, комната 12 квадратов и 500 американских денежек на это дело. Причем кенвудовский комплект можно отдать у.е. за 300. К чему из пассивной акустики стоит присмотреться за указанную сумму? (Актуально только стерео.) Есть ли резон полностью обновлять комплект? Тогда к чему присматриваться: "усилитель+колонки" или "активная мониторная пара"? Я помню Ваш ответ пару месяцев назад про мониторы, но тут вроде как сумма несколько больше. Соответственно звуковая карта — краем уха слышал, что звуковые карты, заточенные только на музыку, не воспроизводят звук в играх — не хотелось бы оказаться в такой ситуации. Чего хочется: как всегда качества, возможности слушать в фоновом режиме, на малой громкости, но при желании "раскачать комнату". Предпочтения: рок, инструменталка, блюзы.


Пассивная или активная акустическая система? Тут ответ больше зависит от ваших личных предпочтений. Поскольку активная акустика отличается от комплектов усилитель+колонки только тем, что этот усилитель является встроенным в рамках АС, то есть помещен в корпуса колонок. А вот качество исполнения данного устройства уже зависит от производителя и, естественно, от цены. Причем в профессиональном звуке обычно не приветствуется никакой "краски" звучания, а интересует только равномерная АЧХ устройства. Но, как вы понимаете, даже если в усилителе данная равномерность будет на высоком уровне, немаловажным фактором является и линейность АЧХ самой системы громкоговорителей, что выражено в характеристиках каждого из них, вариантов исполнения кроссоверов и т.д. На самом деле проектирование качественной акустической системы — это очень сложная задача. Причем, что интересно, к данному вопросу активно вернулись на прошедшем этой осенью съезде AES. То есть громкоговорители были одной из самых популярных обсуждаемых тем. Естественно, следует отделять комплекты, выпускаемые для домашнего использования (особенно что идет под грифом "Hi- Fi") и студийного. Последний вариант является наиболее качественным, к тому же, в последнее время очевиден спад цен, что продиктовано приходом на рынок недорогих, но качественных изготовителей. В качестве примера я часто привожу Behringer, хотя на рынке имеется множество интересных имен, хорошие недорогие активные комплекты вы можете найти и у M-Audio, и у KRK. Естественно, не рекомендуется брать совсем уж дешевые азиатские варианты, в которых часто под видом "деревянных корпусов" предлагаются конструкции из МДФ, и хорошо если он качественный, а не с применением токсичных формальдегидных смол, которые оказывают влияние на здоровье. Плюс к этому в дешевых вариантах расчет акустических параметров может и не производиться вовсе, а, как мы писали, изготовители просто используют элементную базу с заводов по соседству. То есть тут зачастую проблемы именно в этом.

Насчет музыкальных плат и поддержки звука в играх. Как я понимаю, речь идет о звуковых движках (Sound Engine) типа EAX 1, 2, 3, 4, QSound и т.п. Эти технологические новшества позволяют уменьшить аппаратную нагрузку на центральный процессор, перенаправив поток вычислений на собственный DSP. Это относится ко всевозможным эффектам типа реверберации и т.п., трехмерному звуку и т.д. Все дело в том, что такой вариант для игр является оптимальным, ведь процессор зачастую может не справляться просто с ультрасовременной графикой, а тут еще и звук считать нужно. Но вместе с тем в любой игре должны быть предусмотрены варианты детектирования установленного звукового устройства и переключений, с этим связанных. Точно так же поступают и с графическими чипсетами. То есть обычно с этим трудностей нет — правда, существует небольшая проблемка: очень много профессиональных звуковых интерфейсов среднего ценового диапазона (до 500 у.е.) просто не работают с 5.1 и т.п. Посему рекомендуется именно для игровых целей приобрести себе что-то недорогое типа Audiotrak MAYA EX5, где есть все необходимое.

Выбрасывая свою макулатуру, мне попалась вот эта статья ("Steinberg Wavelab для самых начинающих"). Газета старая, прошлогодняя.
1. Собственно, вся серия и надо в электронном формате.
2. Не подскажете, есть ли плагины для WaveLab для подавления голоса в треке типа VoiceAttenuator?
3. Не писали ли Вы статьи на тему создания минусовок?


Конечно, может, я вас и удивлю, но у "Компьютерной газеты" есть свой сайт по адресу www.nestor.minsk.by/kg . Насколько я помню, вся опубликованная серия по WaveLab в электронном виде там выложена (архив/мультимедиа/soft). Единственное, что хочется отметить, со временем я ее дополнил, и вполне возможно, что оная выйдет в виде онлайн-лекций по современной звукорежиссуре. Отличий от статического варианта публикации достаточно много, хотя бы на том уровне, что в конце каждой из лекций будут даны тестовые задания, а также будет некое подобие экзамена по всему курсу. Естественно, все будет оцениваться по пятибалльной шкале. Все подробности сообщу позже.
Насчет подавления голоса в треке и создания минусовок — я об этом писал, и не раз. Причем в качестве лучшего варианта я рекомендовал скачивать файлы с того же midi.ru, после чего загружать их в мультитреки и пользоваться в качестве инструментальной базы современными VSTi (подбирать похожие по звучанию).

Хочу заняться таким делом, как выпуск аудиосказок. Делает ли кто-то такие идеи сейчас? Какое ПО и техническое оснащение для этого нужно?

Да, в этом направлении делается много. Причем в аудиоформате выпускаются не только сказки, но и целые книги в различных направлениях. Например, недавно меня пригласили принять участие в проекте, в рамках которого будет озвучена специализированная литература в области экономики (работа уже ведется). По изготовлению это тоже самое, что и подготовка записных радиопрограмм или же модного ныне аудиоподкастинга. Из технического оснащения вам нужен хороший микрофон, лучше специализированный радийный с аттенюатором, если позволяют возможности, то и ламповый предусилитель не помешает. Звуковая плата должна не шуметь. Соответственно, если у вас нет навыков в области дикции, то лучше привлечь профессионалов в этом деле, причем стоить сие будет недорого. Далее стоит отметить, что, если вы используете чужие книги, то проконсультируйтесь в области авторских прав.

Насчет ПО: если стоит вопрос лицензирования, то лучше использовать бесплатную Audacity (это мультитрек), в ней же есть варианты кодирования в форматы со сжатием (MP3, Ogg Vorbis), имеется свой стандартный набор обработки. Помимо сего, если вы захотите использовать классический вариант с музыкальной подложкой, то придется посидеть и над нею, причем такой музыки должно быть много, поскольку речь идет о длинных фрагментах читаемого текста. Такую подложку нужно после изготовления зажать максимайзером, сделать яму в районе 800 Гц — 4 КГц и свести на уровне -13 дБ по отношению к голосу. Также для выделения глав нужны будут небольшие перебивки и т.д. То есть сама работа достаточно трудоемка и кропотлива. Поэтому перед тем, как начать, оцените перспективность развития данного направления, целевую группу пользователей, на которых вы рассчитываете. Дело в том, что аудиокниги достаточно хорошо распространены на Западе, ведь человек может воспроизводить МР3 в своем плейере, а значит, и с пользой проводить время. Но это "там":). Причем последние события говорят о том, что в аудиоподкасты и книги рассчитывается вставка некоего подобия контекстной рекламы — такие сервисы уже появились. То есть вообще это дело очень интересное. Также любопытно наблюдать, как оно развивается.

Кристофер, christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 42 за 2007 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета