Антология OpenOffice. Часть 6. Текстовый редактор Writer

Начнем, пожалуй, с довольно забавной новости. Участники публичного форума Google, посвященного Microsoft Excel, обнаружили, что в некоторых случаях Excel 2007 выдает абсолютно неправильные результаты. Например, при попытке перемножить 850 и 77,1 у Excel получается 100.000, тогда как правильный результат — 65.535. Есть и другие случаи, когда правильный ответ должен быть 65.535, а отображается 100.000. Число 65 535 примечательно тем, что это максимальное значение 16-разрядного двоичного счетчика. В Microsoft признали, что "последняя и лучшая" версия одного из наиболее важных компонентов ее комплекса деловых программ Office — Excel 2007 — содержит эту ошибку.

К чему это я? Да к тому, что в OpenOffice подобного глюка нет. Вот, сами можете сравнить две картинки:

Ну, а мы продолжим изучение свободного офисного пакета OpenOffice 2.0. После долгого разбирательства с общими положениями и настройками пакета наконец-то переходим к изучению его отдельных компонентов. И начнем с наиболее (на мой предвзятый взгляд) значимой составляющей — текстового процессора. В OpenOffice он называется Writer и по некоторым параметрам превосходит своего "коллегу" Microsoft Word (хотя по некоторым и уступает ему). Пользователь, которому приходится создавать и редактировать только самые простые документы, вряд ли заметит принципиальную разницу между этими двумя редакторами — так, небольшие отличия, больше по части интерфейса…

Но уж когда дело доходит до серьезной работы с большими объемами текста, форматирования, работы с вставленными объектами, верстки — тут уж отличия OpenOffice Writer от Microsoft Word проявляют себя во всей красе. Конечно, в Writer есть все функции развитого текстового процессора: проверка орфографии, тезаурус, расстановка переносов, автозамена, поиск и замена, автоматическое составление оглавлений и индексов, составление стандартных писем и другое. Другие важные возможности Writer, которые имеются не во всех текстовых редакторах — это шаблоны и стили, мощные методы разметки страниц (включая врезки, столбцы и таблицы), встраивание или связывание графики, электронных таблиц и других объектов, встроенные средства рисования, главные документы (используемые для объединения набора документов в один документ), отслеживание изменений в версиях документов, интеграция с базами данных включая базу данных библиографии, экспорт в формат PDF (включая закладки) и многое другое.

Интерфейс Writer

Как видно из скриншота, интерфейс Writer очень мало отличается от интерфейса MS Word. Впрочем, в обоих случаях я имел в виду вид, который мы получаем по умолчанию — после установки программы. Большинству пользователей этого вполне достаточно, однако те, кто много работает с какими-то специфическими текстами, как правило настраивают панели инструментов под себя, убирая одни элементы и добавляя другие. В обеих программах интерфейс настраивается одинаково гибко. Как работать с меню и инструментальными панелями во всех компонентах OpenOffice 2.0, я достаточно подробно рассказывал в предыдущих частях "Антологии", так что специально для Writer повторяться не стану. Специфические для Writer моменты будут рассмотрены ниже, при описании конкретных функций текстового редактора.

Работа с файлами документов

Прежде, чем работать с документом, обычно имеет смысл его создать:-). Для этого можно использовать один из нескольких способов. Проще всего — нажатием клавиш Control+N. (Если пользователь уже работает с открытым документом, то новый документ появляется в новом окне.) Также можно пройти путем Файл --> Создать --> Текстовый документ. Результат тот же. А можно просто щелкнуть мышью по иконке Создать на панели инструментов Стандартная. Часто бывает удобно и практично при создании нового документа использовать шаблоны. Один раз созданные (или выбранные из числа уже имеющихся в ООо) шаблоны впоследствии служат основой для целого ряда документов, обеспечивая их одинаковую разметку. Это особенно важно для организаций с четко определенными нормами документооборота или, например, в ситуации, когда несколько разных авторов работают над одной книгой (отчетом, докладом и т.д.). Замечу, кстати, что очень большое количество шаблонов для OpenOffice можно загрузить из интернета. Короче, чтобы создать новый документ по шаблону, отправляемся Файл --> Создать --> Шаблоны и документы. Открывается окно, в котором можно выбрать требуемый шаблон.

Готовый документ сохраняется стандартно в любом из компонентов OpenOffice, и эту процедуру мы уже рассматривали в предыдущих статьях. Здесь же обратим внимание лишь на особенности, характерные именно для Writer — такие, например, как сохранение текстового документа в формате Microsoft Word. По причине повсеместной распространенности пакета MS Office такая необходимость встречается особенно часто. Важный момент: прежде, чем сохранить документ в файле формата Microsoft Word, сначала сохраните его в формате OpenOffice Writer (.ODT). Если этого не сделать, то любые текущие изменения, сделанные вами в этом документе, будут сохранены только в версии документа формата Microsoft Word. После этого идете: Файл -- > Сохранить как. Появится диалоговое окно Сохранить как…, в котором, собственно, и без объяснений все понятно.

Но вот что часто упускают из виду новички. Начиная с того момента, как пользователь щелкнет по кнопке Сохранить, все изменения, сделанные в этом документе, будут видны только в документе формата Microsoft Word. По сути дела, изменяется название документа. Чтобы вернуться к работе над OpenOffice-версией этого документа, нужно снова открыть сохраненный ранее файл .odt.

Печать документов в Writer

Рассказ про печать документов, обычно идущий в конце подобных описаний, я решил вынести сюда — чтобы весь следующий выпуск посвятить технике работы с текстом в OpenOffice Writer. Итак, печать. Проще и быстрее всего будет распечатать документ, просто нажав кнопку Печать на панели инструментов Стандартная — весь документ будет послан на принтер, заданный по умолчанию. Если процессом печати необходимо управлять, отправляйтесь Файл --> Печать, и на экране отобразится диалоговое окно Печать. В нем задаются базовые настройки: какой принтер использовать и свойства принтера — такие, как ориентация бумаги (книжная или альбомная), используемый лоток подачи бумаги, размер бумаги для печати. Здесь же можно указать, какие печатать страницы, сколько сделать копий и в каком порядке их выводить. Чтобы получить доступ к более полному набору настроек, нажатием кнопки Параметры… открываем соответствующее окно. Обращаю ваше внимание, что заданные в окне Параметры печати опции применяются только для текущего процесса печати данного документа. Как определяются общие параметры печати для всех документов, мы рассматривали в предыдущих разделах.

Среди наиболее часто используемых опций — возможность не печатать графику или фон страницы в черновиках, например (чтобы сохранить тонер или чернила); задать печать только левых (четных) или только правых (нечетных) страниц. (Эти параметры полезны, когда необходимо печатать с обеих сторон листа, но нет под рукой принтера, который может делать это автоматически.) Другая полезная возможность — печать страниц в обратном порядке. В разделе Примечания пользователь может указать, печатать ли примечания, которые были добавлены к его документу (с использованием Вставить --> Примечание), и где именно. Ну и, наконец, отдельно стоит упомянуть опцию Печать брошюрой. С ее помощью можно распечатывать документ двумя страницами на каждой стороне листа бумаги, упорядочив их так, чтобы, когда напечатанные страницы были согнуты посередине, страницы размещались в правильном порядке и формировали буклет или брошюру.

Если печатать брошюру приходится на одностороннем принтере (большинство случаев), то документ сначала нужно сформировать так, чтобы он выглядел хорошо, будучи напечатанным в половинном размере — выбрать соответствующие поля, размер шрифта и прочие параметры. А в Свойствах печати обязательно убедитесь, что принтер настроен на ту же самую ориентацию (книжная или альбомная), как определено в настройках страницы для печатаемого документа. Дело в том, что ориентация принципиальна именно для брошюр. Потом в разделе Страницы окна Параметры печати выбираем Брошюрой и Правые страницы. Дважды жмем ОК, чтобы напечатать первую сторону каждой страницы. Затем переворачиваем страницы и помещаем их в принтер новой стороной. Поверьте: без предварительных экспериментов вам не обойтись. Затем опять жмем Параметры и в разделе Страницы окна Параметры печати выбираем Брошюрой и Левые страницы. Жмем OK дважды для печати второй стороны.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 41 за 2007 год в рубрике soft

©1997-2022 Компьютерная газета