Приемы и секреты цифровой фотографии. Балуемся с балансом белого. Часть 5
Сегодня предлагаю всем обратить внимание на баланс белого. Большинство современных (и не очень) фотокамер имеют не то что предустановки этого параметра, но и ручную настройку. Вот она-то нам сегодня и нужна. Таким образом, сегодня мы будем чувствовать себя фотохудожниками, так как не будем снимать скучные серые сцены, а будем приукрашивать (и перекрашивать заодно) с помощью камеры.
Начнем с прелюдий
А как же без них, родимых?.. Тут хочу немного рассказать о самом балансе белого, чтоб, так сказать, ознакомить читателя с тем зверем:), которого будем мучить. Баланс белого нужен для правильной цветопередачи на снимке. Этим все и сказано. Абсолютно во всех камерах есть автоматический баланс белого. Он устанавливается в зависимости от условий съемки и зачастую сильно промахивается, особенно при недостаточной освещенности или в сложных условиях. Для этого предусмотрены режимы баланса белого: "облачно", "солнечный день", "лампы дневного света", "лампы накаливания" и тому подобные. Зачем это нужно? Затем, что каждый источник света имеет свою цветовую температуру, и если мы, к примеру, снимем кадр в дневное время на солнышке с установкой "облачно", то получим совсем не ту картинку, которую созерцаем собственными глазами. Пример можете посмотреть на фото. [фото 1] Здесь снята картина, висящая на стене (не пугайтесь: просто две фотографии объединены в одну). Этот снимок ярко иллюстрирует, что может натворить неправильная настройка баланса белого. Правая часть снята при правильной настройке, левая была сделана на автомате. Следовательно, автоматический баланс белого очень часто устанавливается неверно. Вот для этого нам и нужна его ручная настройка. А производится она очень просто. Заходим в режим ручной установки баланса белого, ставим перед объективом лист чистой белой бумаги — и щелкаем. Наслаждаемся правильными и естественными цветами:)…
Почувствуйте себя художником
Вашему вниманию предлагается цветовой круг, которым пользуются художники. Вот он. [фото 2] Художественно нарисован:), похож на колесо… Только это не колесо: "спицы" на нем нарисованы для удобства использования. Цвета, соединенные этими линиями, являются дополнительными. Их еще можно называть соответствующими, дополняющими — кому как нравится — от этого они не потеряют свойств.
Чем они хороши для художников? Я не знаю, потому что не художник, но точно уверен, что нам они сгодятся. Возьмем желтый, к примеру, цвет. Дополнительным цветом для него будет синий. Что это значит? Это значит, что, если мы настроим баланс белого по желтому цвету, то наш снимок станет синим.
И наоборот. Не будем тормозить, а рассмотрим пример. [фото 3] На левом снимке, как видите, засняты цветочки — желтые лилии. На левом — те же лилии, но снятые с другой установкой: баланс белого был настроен… по самим лилиям. Заметьте: желтый цвет после установки баланса белого по самому себе поблек, померк, а все вокруг стало в синих тонах. Нетрудно догадаться, что, если бы мы настроились по голубому небу, получили бы красно-оранжевую тонировку, но об этом в следующем разделе.
Практика
Практиковаться будем на серых сценах — тех серых сценах, что у меня за окном. Просто лень далеко идти, да и дома есть куча разноцветных вещей, наведя объектив на которые, можно настроить баланс белого. Вот и вам советую не носить с собой стопку разноцветных бумажек, а использовать все, что попадется под руку. Осмотритесь вокруг: мир разноцветен!:-)) Обратите внимание на следующее фото. [фото 4] Вот она — серая картина. Верхний снимок демонстрирует, какая она на самом деле. Рядом с кадром приведен образец цвета, по которому я настраивал баланс белого. В данном случае, извините за тавтологию, это белый.
Мне под руку попалась книга коричневого цвета. Ищем в круге коричневый цвет. Нету? Правильно: коричневый — это оттенок желтого. В данном случае он даже смахивает на оранжевый. Смотрим: желто-оранжевому соответствует сине-голубой. На фото все как надо: скучная картина окрасилась в синие тона. Я не буду перебирать каждый фрагмент рисунка, так как это будет нудно, к тому же, здесь все и так хорошо проиллюстрировано. Стоит рассказать, что я использовал для настройки баланса белого. В случае с салатовым цветом это была тоже книга, фиолетовый — папка, красный — кусок цветной бумаги, оставшийся из детства, последний — уже не помню, что:)… Для чего я это рассказал? Для того, чтобы показать, что для наших целей пойдет все, что есть под рукой.
Баланс белого и ночь
Помните, я рассказывал о ночной съемке? А помните, мы пробовали макросъемку ночью? Что ж, осталось потренироваться с балансом белого. То, что баланс именно белого, никак не помешает нам использовать его черной ночью:) — было бы как его настроить в темноте… Вот как я решил эту проблему. Просто снимал из открытого окна, причем ту же скучную картину, которую мы только что рассматривали. Так и хочется сказать, что лень — двигатель прогресса. Не всегда, но в моем случае да! Мне лень было выходить на улицу, вот и снимал я из окна. При этом настраивал баланс белого в светлой комнате, так что с этим проблем не было. Кстати, вот и шедевр. [фото 5]
Выбирайте, что кому нравится;). На самом верхнем фото изображена реальная картина. Вторую фотографию я получил, используя вышеупомянутую салатовую книгу. Вот и получилась такая фотка. Фиолетовый помог получить желто-зеленый, как на третьей сверху фотографии, а розовый — зеленый. Да, извиняюсь, забыл прикрыть диафрагму в последнем случае, оттого и нет бликов-лучей. Ну да ладно. Главное — что мы сегодня познакомились — точнее, поиграли — с балансом белого. Тот, кто думал, что он бесполезная штука, я думаю, разубедился в этом.
Вместо послесловия
Несмотря на такое несерьезное название сегодняшней статьи, тема, которую мы рассмотрели, нешуточна. Как, скажите, вы подчеркнете голубизну неба, если у вас нет светофильтров? Очень просто: настроите баланс белого по красному свитеру или оранжевому апельсину. Ну, это к примеру. И под конец дельный совет, как всегда. Настраивайте баланс белого не в полумраке и не в темноте (не пленку проявляете), а в достаточно освещенном месте, но не на открытом солнце и не под самой лампочкой. Свидетельством тому, что камера настроилась на нужный вам цвет, будет выцветание этого цвета на фотографиях.
Александр Анискович, ale55andro@tut.by
Начнем с прелюдий
А как же без них, родимых?.. Тут хочу немного рассказать о самом балансе белого, чтоб, так сказать, ознакомить читателя с тем зверем:), которого будем мучить. Баланс белого нужен для правильной цветопередачи на снимке. Этим все и сказано. Абсолютно во всех камерах есть автоматический баланс белого. Он устанавливается в зависимости от условий съемки и зачастую сильно промахивается, особенно при недостаточной освещенности или в сложных условиях. Для этого предусмотрены режимы баланса белого: "облачно", "солнечный день", "лампы дневного света", "лампы накаливания" и тому подобные. Зачем это нужно? Затем, что каждый источник света имеет свою цветовую температуру, и если мы, к примеру, снимем кадр в дневное время на солнышке с установкой "облачно", то получим совсем не ту картинку, которую созерцаем собственными глазами. Пример можете посмотреть на фото. [фото 1] Здесь снята картина, висящая на стене (не пугайтесь: просто две фотографии объединены в одну). Этот снимок ярко иллюстрирует, что может натворить неправильная настройка баланса белого. Правая часть снята при правильной настройке, левая была сделана на автомате. Следовательно, автоматический баланс белого очень часто устанавливается неверно. Вот для этого нам и нужна его ручная настройка. А производится она очень просто. Заходим в режим ручной установки баланса белого, ставим перед объективом лист чистой белой бумаги — и щелкаем. Наслаждаемся правильными и естественными цветами:)…
Почувствуйте себя художником
Вашему вниманию предлагается цветовой круг, которым пользуются художники. Вот он. [фото 2] Художественно нарисован:), похож на колесо… Только это не колесо: "спицы" на нем нарисованы для удобства использования. Цвета, соединенные этими линиями, являются дополнительными. Их еще можно называть соответствующими, дополняющими — кому как нравится — от этого они не потеряют свойств.
Чем они хороши для художников? Я не знаю, потому что не художник, но точно уверен, что нам они сгодятся. Возьмем желтый, к примеру, цвет. Дополнительным цветом для него будет синий. Что это значит? Это значит, что, если мы настроим баланс белого по желтому цвету, то наш снимок станет синим.
И наоборот. Не будем тормозить, а рассмотрим пример. [фото 3] На левом снимке, как видите, засняты цветочки — желтые лилии. На левом — те же лилии, но снятые с другой установкой: баланс белого был настроен… по самим лилиям. Заметьте: желтый цвет после установки баланса белого по самому себе поблек, померк, а все вокруг стало в синих тонах. Нетрудно догадаться, что, если бы мы настроились по голубому небу, получили бы красно-оранжевую тонировку, но об этом в следующем разделе.
Практика
Практиковаться будем на серых сценах — тех серых сценах, что у меня за окном. Просто лень далеко идти, да и дома есть куча разноцветных вещей, наведя объектив на которые, можно настроить баланс белого. Вот и вам советую не носить с собой стопку разноцветных бумажек, а использовать все, что попадется под руку. Осмотритесь вокруг: мир разноцветен!:-)) Обратите внимание на следующее фото. [фото 4] Вот она — серая картина. Верхний снимок демонстрирует, какая она на самом деле. Рядом с кадром приведен образец цвета, по которому я настраивал баланс белого. В данном случае, извините за тавтологию, это белый.
Мне под руку попалась книга коричневого цвета. Ищем в круге коричневый цвет. Нету? Правильно: коричневый — это оттенок желтого. В данном случае он даже смахивает на оранжевый. Смотрим: желто-оранжевому соответствует сине-голубой. На фото все как надо: скучная картина окрасилась в синие тона. Я не буду перебирать каждый фрагмент рисунка, так как это будет нудно, к тому же, здесь все и так хорошо проиллюстрировано. Стоит рассказать, что я использовал для настройки баланса белого. В случае с салатовым цветом это была тоже книга, фиолетовый — папка, красный — кусок цветной бумаги, оставшийся из детства, последний — уже не помню, что:)… Для чего я это рассказал? Для того, чтобы показать, что для наших целей пойдет все, что есть под рукой.
Баланс белого и ночь
Помните, я рассказывал о ночной съемке? А помните, мы пробовали макросъемку ночью? Что ж, осталось потренироваться с балансом белого. То, что баланс именно белого, никак не помешает нам использовать его черной ночью:) — было бы как его настроить в темноте… Вот как я решил эту проблему. Просто снимал из открытого окна, причем ту же скучную картину, которую мы только что рассматривали. Так и хочется сказать, что лень — двигатель прогресса. Не всегда, но в моем случае да! Мне лень было выходить на улицу, вот и снимал я из окна. При этом настраивал баланс белого в светлой комнате, так что с этим проблем не было. Кстати, вот и шедевр. [фото 5]
Выбирайте, что кому нравится;). На самом верхнем фото изображена реальная картина. Вторую фотографию я получил, используя вышеупомянутую салатовую книгу. Вот и получилась такая фотка. Фиолетовый помог получить желто-зеленый, как на третьей сверху фотографии, а розовый — зеленый. Да, извиняюсь, забыл прикрыть диафрагму в последнем случае, оттого и нет бликов-лучей. Ну да ладно. Главное — что мы сегодня познакомились — точнее, поиграли — с балансом белого. Тот, кто думал, что он бесполезная штука, я думаю, разубедился в этом.
Вместо послесловия
Несмотря на такое несерьезное название сегодняшней статьи, тема, которую мы рассмотрели, нешуточна. Как, скажите, вы подчеркнете голубизну неба, если у вас нет светофильтров? Очень просто: настроите баланс белого по красному свитеру или оранжевому апельсину. Ну, это к примеру. И под конец дельный совет, как всегда. Настраивайте баланс белого не в полумраке и не в темноте (не пленку проявляете), а в достаточно освещенном месте, но не на открытом солнце и не под самой лампочкой. Свидетельством тому, что камера настроилась на нужный вам цвет, будет выцветание этого цвета на фотографиях.
Александр Анискович, ale55andro@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 40 за 2007 год в рубрике мультимедиа