Звук. Осень-2007

Итак, начнем с того, что в начале октября прошел 123-й съезд общества аудиоинженерии AES. Мы уже не первый год рассматриваем эту выставку, поэтому в очередной раз говорить, что это крупнейшее осеннее мероприятие в сфере звука, не стоит. Оно включает в себя несколько ключевых частей, а именно: доклады и выступления специалистов, выставка оборудования и церемония награждений TEC Awards.

Сегодня мы рассмотрим основные новинки, которые присутствовали в рамках экспозиции. Немцы из Ableton представили Live 7. Apogee продемонстрировала портативный аудиоинтерфейс Ensemble Mobile. Arturia решила пойти по пути программно-аппартных решений, поэтому к арсеналу программных эмуляций синтезаторов прошлого была выпущена специальная MIDI-клавиатура, и все это предлагается в варианте единого комплекта Analog Factory Experience. Прибалтийцы из Blue начали осваивать и американский рынок — напомню, что их продукция появилась совсем недавно и, например, несколько лет назад произвела достаточно интересный фурор на "Музыка-Москва". На 123-м AES они показали новинки — конденсаторный микрофон Joe, USB-микрофон Snowflake и микрофонный набор Snowpack. Цифра "7", скорее всего, очень популярна в этом году. Вот и Cakewalk подготовила программы SONAR 7 Producer Edition и SONAR 7 Studio Edition, а Digidesign — Pro Tools 7.4. Помимо этого, они показали микшер ICON D-Control ES и контроллер C|24. Focusrite продемонстрировала новый четырехканальный микрофонный предусилитель Liquid 4Pre. IK Multimedia продолжила популярную линейку гитарных процессоров Amplitube, и теперь уже есть AmpliTube Metal и хост-программа AmpliTube X-GEAR. Плюс к этому итальянцы показали программно-аппаратный набор ARC System. Бостонцы из iZotope выпустили программу реставрации iZotope RX. Таким образом, спектр их продукции расширился. JBL показала активные акустические системы нового поколения VRX 932 LAP и VRX 918 SP. Presonus, скорее всего, станет популярной в области интерфейсов, о чем говорит их новинка FireStudio Project. Sony показала две ключевые новинки: портативный рекордер PCM-D 50 и программу Vegas Pro в 8-й версии. Steinberg анонсировала Nuendo 4. Tascam выпустила компьютерный интерфейс US 1641, виртуальные сэмплеры GigaStudio и GVI обновились до 4-й версии. Помимо этого, из аппаратной части эта фирма показала активные мониторы VL-A 4, VL-A 5 и VL-A 8 и рекордер HD-R 1. В общем, новинок было достаточно много, и сейчас мы в быстром порядке просто указали то основное, что лежало на информационной поверхности. Отдельно хочется отметить, что в последнее время среди самых популярных решений все-таки идут портативные рекордеры, что нам демонстрируют не только новинки. А M-Audio вообще решилась на беспрецедентный шаг, сделав на этот сегмент продукции 30-процентную скидку.

TEC Awards и не только

Номинации в TEC Awards разделяются на две части: техническую и творческую. В последней можно отметить, что в кино победили последние "Пираты Карибского моря", лучшим треком был признан "Waiting On The World to Change", Continuum, John Mayer, а альбомом — Continuum, John Mayer. Причем этот исполнитель победил и в разделе лучшего концертного тура. Теперь о железе и софте.

Дополнительное оборудование: Apogee Electronics Symphony.
Цифровые конвертеры: Apogee Electronics Ensemble (выиграно у Digidesign Mbox 2 Pro, Focusrite Saffire Pro 26 I/O, Lynx Aurora w/LT-HD card, PreSonus FireStudio, TC Electronic Konnekt 24D, то есть конкуренция была очень сильной).
Микрофонные предусилители: SSL XLogic Alpha Channel.
Концертные микрофоны: Neumann KMS 104.
Студийные микрофоны: Royer R122-V.
Радиосистемы: Sennheiser NET1.
Студийные мониторы: Genelec 8200/7200 DSP Series.
Музыкальные инструменты: Moog Little Phatty.
Аппаратная обработка: Focusrite Liquid Mix.
Программная обработка: Universal Audio Neve Classic Console Bundle.
Рабочие станции: Digidesign 003.
Записывающие устройства: Tascam DV-RA1000HD.
Концертные микшеры: Digidesign D-Show Profile.
Небольшие микшеры: Trident Series 8T-8.
Большие микшеры: SSL Duality.

Нужно отметить, что список победителей нормален, то есть нет ничего такого, что могло бы резать глаз. Практически во всех номинациях были равные соперники, и здесь уже больше играла роль удача или случайность выбора. Это раньше, лет пять назад, все было не очень равномерным, поскольку были очевидны явные лидеры, находящиеся в большом технологическом отрыве от остальных. Причем основное, что сейчас решается производителями компьютерного оборудования — это переход на Windows Vista — разработчики ПО также начинают постепенно перестраиваться. И такие переходные периоды обычно связаны с небольшим застоем в развитии технологий. Да и вообще 2007-й год больше направлен на доводку старых решений до должного уровня качества. Например, PCI-платы уже стали более продуманными в плане защиты от помех, внешних и внутренних электромагнитных воздействий. Кстати, на нашем рынке осенью появилась новинка Infrasonic Quartet. Также расширился спектр USB-микрофонов — кстати, такие начали выпускать и производители бюджетного диапазона. А для пользователей ничего лучшего порекомендовать и нельзя. Ведь стандартный вариант с дешевым микрофоном (гарнитуры) и подключением к шумящему АС'97 не являлся оптимальным. Активные мониторы для студий сейчас выпускаются на очень хорошем качественном уровне, причем цены начали падать. Что касается эффект-процессинга… в плане ПО это застой, да и их производителей уже можно практически пересчитать по пальцам. Синтез… не хватает аппаратных мощностей современных РС. То есть передовая продукция в этом плане — а к ней в первую очередь нужно относить разработки от Native Instruments — просто захлебывается от недостатка ресурсов. Этот вопрос решится со временем, а пока — ведь производить-то нужно — до сих пор популярны даже аппаратные модели синтезаторов. Некоторые производители внедряют их в рамках своих аппаратных компьютерных интерфейсов. Так поступила в своей новинке Roland. С точки зрения 5.1 практически ничего не изменилось — систем для сведения и эффект-процессинга предельно мало. Все-таки эта технология для многих сфер и регионов еще нова. Но стоит отметить, что за этим все- таки будущее. Хотя в принципе оно во многом зависит и от качественных недорогих систем мониторинга 5.1, коих практически нет (системы для домашних кинотеатров в учет не берем). А в общем и целом все как всегда развивается согласно временному маятнику — качество перерастает в количество, количество перерастает в качество и так далее. В 2007-м мы имеем небольшое количество, но очень хорошее качество.

Работа над ошибками

Идеей продолжения для данного материала послужила не только почта, в которой читатели дают ссылки на свои работы и просят их оценить. Также буквально недавно на одном из крупных российских сайтов ваш покорный слуга объявлял конкурс ремиксов. Причем в качестве исходного предлагалось взять вокальные треки Beastie Boys с их сайта, а ограничений по стилям и т.п. не было как такового. Даже более того, поскольку мы имеем дело с речитативом, то и нет никакой привязки к мелодии. В результате появилась некоторая база данных, на основе которой можно выделить основные ошибки, которые присутствуют в работах начинающих. Причем само музыкальное творчество можно и не трогать за исключением одного важного момента: очень много шаблонов стилевых, музыкальных и т.д. Итак, приступим.

Структура аранжировок. Очень часто можно было заметить обыкновенный перегруз аранжировок элементами. Причем да, это может быть иногда и красиво, но в большинстве случаев таковое происходило из-за плохой тембровки. То есть сами инструменты не обладали большой тембровой плотностью, в результате чего явно возникали пустоты, которые и заполнялись впоследствии другими партиями. Получалось некое подобие оркестра, хотя существенной необходимости в этом не существовало. Например, послушайте современные зарубежные фирменные работы — в них очевидна очень качественная работа с тембрами в первую очередь. И в основном весь звук пляшет от этого. Причем да, сейчас популярен минимализм, но, опять же, тембры должны быть плотными, хорошо звучащими.

Несовременность. Хочется призвать к тому, чтобы люди слушали как можно больше самой современной и качественной музыки. Потому как даже в тех шаблонах, которые использовались, были очевидны очень старые шаблоны, аранжировочные ходы, и пусть даже у многих и использовались современные звуки, они были интегрированы в такой антураж, что невольно представлялась ситуация, когда некий виртуальный старик пытается конкурировать с молодыми. По крайней мере, так все звучало.

Слабая работа с панорамой и пространством. Конечно, самый беспроигрышный вариант — это работать в моно. По крайней мере, очень высокий параметр прослушиваемости, причем современное телевидение в нашем и соседних регионах зачастую тоже моно. Но… эти технологии старые. Основная задача любой из сфер современного шоу-бизнеса — создать сказку. И что может быть лучше, чем не использование пространства?

Явно прослушиваемое сокрытие артефактов. Очень частая ошибка, особенно когда делают оркестровки — это сокрытие неприглядных моментов звучания инструментов. Да, это делается, но основная задача — получить требуемый результат как можно более естественным. А основная ошибка в данном случае — это когда, например, берутся скрипки и для удаления "песка" и "пластмассы" все замазывается реверберацией. Но потом, опять же, при финальной обработке все сильно компрессируется, и этот "песок" и "пластмасса" вновь проявляются, но уже с большей силой, а та обработка реверберацией просто добавляет каши в само звучание. То есть прежде, чем что-то делать, нужно явно себе представлять всю цепочку рабочего процесса.

Неправильная работа с голосом. В принципе, именно в нашей школе очень часто вокалы ставятся слишком завышенными по уровню по сравнению с остальной аранжировкой. Тем самым они перестают быть частью общей звуковой картины. В ряде случаев это приветствуется, но классические примеры показывают абсолютно другой подход.

Ну, наверное, это и все, что хотелось бы отметить.

Кристофер, christopher@tut.by


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 40 за 2007 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета