Мобильная индустрия перестраивается

Сразу несколько крупнейших производителей мобильных телефонов, сопутствующей инфраструктуры и мобильных операторов в середине октября заключили крупные сделки, которые в дальнейшем наверняка повлияют на общую картину рынка мобильной связи. Кроме того, сохраняется интрига вокруг "мобильных" планов Google и еще ряда компаний, прежде к мобильной индустрии отношения не имевших.

Неожиданная новость: европейский производитель сотовых телефонов Sony Ericsson Mobile Communications продаст 50% в своем подразделении UI Holdings BV американской Motorola. Финансовые условия сделки не разглашаются. Как заявило руководство Sony Ericsson, сделка "позволит повысить уровень сотрудничества между крупнейшими игроками данного сектора в сфере разработок информационных технологий для мобильных телефонов". UI Holdings BV, собственно, и занимается разработкой этих самых информационных технологий для мобильников.

Наша справка:
Sony Ericsson является одним из крупнейших в мире производителей сотовых телефонов. Ее чистая прибыль за 9 месяцев 2007 г. выросла на 35% — до 741 млн евро по сравнению с 550 млн евро, полученными за аналогичный период годом ранее. Объем продаж компании за 9 месяцев 2007 г. увеличился на 27% и составил 9,15 млрд евро против 7,18 млрд евро годом ранее. Операционная прибыль составила 1,06 млрд евро, что на 36% больше аналогичного показателя 2006 г., зафиксированного на уровне 773 млн евро. Однако чистая прибыль компании в III квартале снизилась на 10% — до 267 млн евро по сравнению с 298 млн евро, полученными за аналогичный период годом ранее. Объем продаж компании за III квартал 2007 г. увеличился на 7% и составил 3,11 млрд евро против 2,9 млрд евро годом ранее. Операционная прибыль за отчетный квартал составила 393 млн евро, что на 8% меньше аналогичного показателя за III квартал 2006 г., зафиксированного на уровне 427 млн евро.

Пока сложно сказать, связана ли как-то предыдущая новость с тем фактом, что 16 октября акции Ericsson — а это, между прочим, ведущий мировой производитель телекоммуникационного оборудования — упали почти на 30% после пересмотра прогноза прибыли. Представители компании заявили, что их прибыль в III квартале будет на 36% ниже, чем в аналогичном периоде прошлого года. Интересно, что падение акций Ericsson отразилось и на прямых конкурентах компании. Ценные бумаги Nokia, Nortel и Alcatel-Lucent подешевели на 5%. Между тем, еще месяц назад глава Ericsson Карл-Хенрик Сванберг утверждал, что отрасль активно развивается. Компания объясняет падение прибыли неудачей в заключении нескольких договоров, в частности, с американским телекоммуникационным гигантом AT&T. Вместо этого ей пришлось довольствоваться менее выгодными контрактами в Китае и Индии. До падения рыночной капитализации Ericsson считалась крупнейшей компанией Швеции. Теперь ее место заняла сеть розничных магазинов одежды Hennes & Mauritz. Всего Ericsson потеряла около $20 млн стоимости. Ее неудача отразилась и на национальной валюте — курс шведской кроны понизился. А прямо на другой стороне планеты компания Sanyo Electric объявила о заключении базового соглашения о продаже своего бизнеса, связанного с производством мобильных телефонов. В настоящее время Sanyo занимает седьмое место в списке крупнейших поставщиков мобильных телефонов на японском рынке, контролируя приблизительно 7% соответствующего сегмента. Однако из-за жесткой конкурентной борьбы как на местном рынке, так и за пределами Японии вести бизнес становится все сложнее. Около двух лет назад компания сообщила о намерении провести реструктуризацию подразделения по выпуску мобильников, чтобы снизить себестоимость производства продукции и повысить прибыльность. Теперь же руководство Sanyo пришло к выводу, что для компании будет выгоднее вообще избавиться от производства телефонов, нежели и дальше вкладывать средства в развитие этого направления. В качестве потенциального покупателя бизнеса Sanyo по выпуску мобильников выступает конкурирующая компания Kyocera. Об ориентировочной сумме возможной сделки стороны пока умалчивают. Однако некоторые источники отмечают, что речь идет приблизительно о $600 млн. Переговоры с Kyocera ведутся уже несколько недель, и скоро сделка может получить одобрение со стороны советов директоров обеих компаний. Предполагается, что после продажи производства сотовых телефонов Sanyo сосредоточит основные усилия на разработке и выпуске аккумуляторных и солнечных батарей. В свою очередь, Kyocera получит возможность укрепить позиции как на японском рынке мобильных телефонов, так и в Соединенных Штатах, поскольку одним из крупнейших клиентов Sanyo является американский оператор связи Sprint Nextel.

В преддверии реструктуризации в форме разделения на три компании с 1 января 2008 г. крупное маркетинговое наступление начала Nokia. На минувшей неделе компания объявила о снижении стоимости 3G-смартфона E65 на 15%. Эта модель — одна из самых продаваемых в портфолио крупнейшего производителя мобильных телефонов. Аналитики отмечают, что такое значительное удешевление довольно необычно, однако время, выбранное для акции, выглядит вполне подходящим, поскольку производители мобильных телефонов как раз готовятся к предрождественскому пику продаж. Во II квартале Nokia продала более миллиона штук E65. Таким образом, смартфон вошел в тройку самых популярных моделей компании. Хотя официальные итоги продаж за июль-сентябь еще не подведены, аналитики не сомневаются в рыночном успехе E65. В Nokia заявили, что снижение стоимости E65 произошло после того, как модель просуществовала на рынке более полугода. Это обычная для финской компании практика. "Это нормальная ситуация, когда цена на продукт меняется в ходе его жизненного цикла", — подтвердили в пресс-службе Nokia. После снижения стоимости E65 перешел в ту же ценовую категорию, что и его основные конкуренты, ставшие хитами, — Samsung U600 и Sony Ericsson K810i. Тут, конечно, возникает аналогия с компанией Apple, которая на треть снизила цену на свой iPhone спустя всего два месяца с начала продаж. Это вызвало недовольство тех, кто купил телефоны по старой цене, и компании пришлось сделать им ряд скидок. Обычно стоимость продукта снижается на 10% после того, как он просуществовал на рынке несколько месяцев. В этом месяце Nokia также снизила цены на свои аппараты E61i, N73 и N73 Music — правда, не так существенно, как на E65. Бен Вуд — аналитик из исследовательской компании CCS — утверждает: "В 2007 году компания Nokia ведет крайне агрессивную ценовую политику".

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 40 за 2007 год в рубрике mobile

©1997-2024 Компьютерная газета