Обзор акустической системы Edifier S2.1D

С компанией Edifier наш постоянный читатель знаком уже давно. Не один раз нами тестировалась их продукция — акустические системы, и ни разу мы не разочаровались в предложенном качестве. Поэтому сегодня не будем в очередной раз приводить различные факты и цифры из биографии компании, а также наперед расхваливать ее. Что было, о том сказано, что будет — покажет время. Мы же постараемся идти в ногу с этим временем и держать вас, дорогие читатели, "носом по ветру". Не так давно мы уже писали об активной 5.1 акустике Edifier S5.1 — представителе серии S (Super Theater/Music Speaker System). Сегодня продолжим свой рассказ о моделях этой серии и поговорим о ее младшем брате. Знакомьтесь: вашему вниманию представляется 2.1 акустическая система Edifier S2.1D. Внимательный читатель наверняка уже обратил внимание и догадался о значении литеры D. Да, этот "маленький братец" обладает весьма немаленькими возможностями.

Упаковка и комплектация


Система поставляется в коробке из обычного серо-желтого картона толщиной около 5 мм. Размеры коробки 545х383х259 мм. Вот уже вторая АС приходит к нам в такой неприглядной упаковке. Но, на наш взгляд, главное — чтобы систему благополучно доставили и не повредили при транспортировке. Правда, согласитесь, эстетически приятней, когда даже коробка только что купленной акустической системы радует глаз. Ну да ладно — коробка коробкой, но ее содержимое важнее.

Итак, система комплектуется:
. сабвуфер — 1 шт.;
. сателлиты — 2 шт.;
. проводной пульт ДУ — 1 шт.;
. межблочный кабель 2RCA — mini-Jack — 1 шт.;
. акустический кабель — 2 шт.;
. гарантийный талон — 1 шт.;
. рекламный буклет — 1 шт.;
. руководство по эксплуатации — 1 шт.;
. цифровой оптический кабель — 1 шт.

У нас есть две новости: одна так себе, другая чуть лучше. Первое: как это часто бывает, межблочный и акустические кабели, идущие в комплекте, могли бы быть и толще. Хотя в целом их качество удовлетворительное. Второе: руководство по эксплуатации довольно полное, но на английском языке. Так что не обессудьте — не знающие этого иностранного языка подключают акустику либо интуитивно, либо осваивают методы Илоны Давыдовой. Также стоит отметить комплектацию системы качественным оптическим цифровым кабелем, который отдельно может спокойно потянуть на $20 — приятный для покупателей бонус.

Дизайн, эргономика и функциональность

Внешний вид акустической системы можно обозначить как классически строгий. Система выполнена в одном цветовом решении — черном. Исключение составляет лишь небольшая вставка металлического цвета на защитной сетке сабвуфера. В таком же цвете сделан и проводной пульт ДУ системы. В общем, внешний вид системы S5.1 нам в свое время понравился больше. Однако не будем судить по себе. Как говорится, на вкус и цвет все карандаши разные. Возможно, минимализм и неброскость в оформлении являются для кого-то идеальным сочетанием.

Что сразу бросается в глаза при взгляде на сателлиты? Правильно: способ их установки. Снизу к колонкам прикручены ножки-шипы в количестве двух штук. Благодаря им фронт колонок приподнят, что способствует лучшей направленности звука на слушателя. Форма корпуса колонок трапециевидная, то есть его сечение плоскостью, параллельной плоскости нижней грани корпуса, даст равнобедренную трапецию. Производителем предусмотрен паз для настенного способа крепления сателлитов, что очень удобно. Располагается этот паз на задней стенке — там же, где и пружинные разъемы для подключения колонок. За защитной сеткой сателлитов, натянутой на пластмассовый сетчатый каркас, расположено по два динамика. Крепится такая сетка с помощью пластмассовых штырей, входящих в пазы-заглушки — герметичность корпуса, таким образом, не нарушается, и это очень важно, так как использованный здесь тип АО — схема "закрытый ящик". Стоит сабвуфер на четырех добротных резиновых ножках. Если бы не они, мы бы предположили наличие у сабвуфера еще одного рабочего положения. На такие размышления наводит дизайн защитной сетки, закрывающей НЧ-динамик саба, и положение на ней надписи "Edifier". Конструктивно сабвуфер исполнен аналогично сателлитам. Возможно, только толщина стенок больше. Однако это мы будем выяснять ниже в разделе конструкции. На задней панели справа расположен порт фазоинвертора. Слева же размещается панель коммутации. На ней находятся: две пары механических разъемов с фиксацией для подключения сателлитов, кнопка питания, разъем для подключения пульта ДУ, а также разъемы для подключения источника звука — 2х RCA-вход для аналогового и оптический/коаксиальный входы для цифрового. Внешнего радиатора на задней панели нет. Очевидно, он располагается внутри корпуса. Пластмассовый корпус пульта ДУ имеет форму вытянутого эллипса. Снизу имеются шесть резиновых ножек, которые препятствуют скольжению пульта.

На корпусе расположены кнопка включения/управления, ручка регулятора и светодиодная индикация, показывающая выбранный параметр регулировки и его значение. Регулятор выполнен в виде валкодера и может регулировать до пяти параметров: громкость, тембр НЧ и ВЧ, баланс, тон-компенсацию. Ручка регулятора имеет приятный тугой ход и не проскальзывает при вращении. Еще ни одна система формата 2.1 из побывавших на нашем тестировании не обладала столь обширным набором настроек. Поскольку регулировки осуществляются в цифровой форме, возникает проблема их сохранения при отключении системы от сети. К чести инженеров Edifier, проблема эта была решена элегантным способом — путем использования набортной флэш-памяти, в результате чего выбранный набор параметров всегда сохраняется в системе. Выбор регулируемого параметра осуществляется единственной кнопкой FUN/POWER путем последовательного ее нажатия. Включение/выключение системы осуществляется удержанием этой же кнопки более трех секунд. Нажимается кнопка четко и с характерным щелчком. Благодаря светодиодной индикации пультом можно легко воспользоваться и в темноте, а длинный — около 3 м — провод позволит расположить пульт не только на столе, но и на любимом диване.

Конструкция

Сателлиты выполнены по двухполосной схеме с использованием АО типа "закрытый ящик". Корпуса двух сателлитов изготовлены из MDF толщиной 13 мм. Снаружи плиты обтянуты декоративной пленкой черного цвета. Проклейка корпусов качественная, подтеков клея не было замечено. Внутри корпуса имеется кусок синтепона — распространенный вид демпфирования. Модели примененных динамиков нам узнать не удалось из-за банальной неразборчивости почерка, так как запись сделана ручкой. Для этого факта есть свое объяснение. Поскольку компания Edifier самостоятельно производит динамические головки и не продает их сторонним производителям, необходимости в обычной маркировке для стороннего производителя нет. Зато на каждой головке можно обнаружить выбитое клеймо Edifier, подтверждающее ее родное происхождение. Конструктивно динамики выполнены добротно. Диффузор среднечастотника сделан из бумаги, колпачок пластмассовый, подвесы полимерные. Купольный твитер (материал — полимер) подключен параллельно среднечастотнику через конденсатор. Магнитные системы динамиков экранированы. Да, хорошо, что мы не поспешили с выводом относительно типа АО в разделе дизайна. Просто, разобрав корпус, мы увидели, что внутри сабвуфер сложнее, чем снаружи. Начнем по порядку.

Корпус выполнен из MDF 14 мм толщиной и также обтянут декоративной пленкой. Внутренний объем корпуса разделен перегородкой, через которую проходит туннель, выполненный в виде пластмассовой трубы — в общем, тот же порт фазоинвертора, но соединяет он две внутренние камеры. В одной камере установлен НЧ-динамик диффузором наружу, на фронтальную часть сабвуфера, в другой — еще один туннель, выходящий наружу, в тыловую часть саба (возможно, читателю непривычно читать слово "туннель"), когда на рисунке он видит обычный порт фазоинвертора. Однако в том типе АО, к которому мы клоним, фазоинверторов как таковых нет. В данной системе отвод энергии с тыльной стороны динамика происходит через две камеры и туннели. В этом отношении тип примененного АО схож с довольно распространенной схемой — квазиполосным громкоговорителем. С другой стороны, в таком типе АО динамик установлен в перегородке между камерами так, что обе стороны диффузора работают на полностью или частично замкнутые объемы — иными словами, динамик играет в стенку. У нас же динамик смотрит наружу, и в этом плане нельзя не вспомнить еще один тип АО, который носит название акустического лабиринта и применяется, кстати, значительно реже. Там диффузор динамика также выведен наружу, а отвод энергии от его тыльной стороны происходит по длинной трубе, обычно сложенной для компактности. Приведя такую не короткую цепь рассуждений, можно предположить, что в данной системе применена модификация АО типа "квазиполосный громкоговоритель". А если это так, то мы пророчим системе неплохой КПД. Разобравшись с типом АО, переходим к динамику. Выполнен он аккуратно и магнитно экранирован(!). Диффузор сделан из прорезиненной бумаги, колпачок — из пропитанной бумаги (или ткани — ясно различимы волокна, но непонятно их происхождение), подвесы — из вспененного полимера. Ход динамика довольно внушительный, который вкупе с примененным типом АО просто обязан обеспечить глубокий бас.

Электронная часть. В качестве радиатора используется задняя стенка сабвуфера, чего с лихвой хватает для охлаждения выделяющих тепло элементов усилителя. В системе применен тороидальный трансформатор с заявленной мощностью 80 ВА (достижимой, правда, лишь при 100% КПД). В качестве фильтров по питанию применены электролиты по 4700 мкФ, 25 В. Возможности системы, а в частности, усилителя, велики, а вот плат только две. Обе разведены и скомпонованы удовлетворительно. На одной собрана цифровая часть — на плате располагается цифровой 96 КГц аудиоинтерфейсный приемник CS8415A-CS производства известной компании Cirrus Logic, схема стабилизированного питания и RS-232 драйвер. Отметим, что у декодера CS8415A-CS на входе стоит мультиплексор, который может обеспечивать последовательный опрос аж семи аудиоканалов. Как минимум мы нашли источник одной из особенностей данной АС — автоматическое переключение при использовании различных источников звука. На второй плате, большей по размерам, собраны силовая схема, схема УМ, схема обработки и управления с помощью пульта ДУ, схема разделительного фильтра. Усилитель мощности выполнен на двух микросхемах LM1876TF, способных согласно документации выдать по 20 Вт на канал (всего два канала) при f = 1 КГц, Rн = 8 Ом и уровне искажений, не превышающем 1%. Все, что умеет делать пульт ДУ, делает цифровой стереоаудиопроцессор TDA7313N производства STMicroelectronics. Из россыпи микросхем, присутствующих на плате, напоследок выделим многим известный сдвоенный операционный усилитель NE5532P, на основе которого построен, на наш взгляд, активный разделительный фильтр. Мы не беремся смело судить потому, что из-за плотной компоновки элементов и обильного количества компаунда в месте размещения микросхемы нет возможности изучить схему. На этом конструктивная часть, в общем- то, заканчивается. "Стоп, — скажет читатель, и будет прав, — а как же проводной пульт ДУ?" Да, мы не приводим его конструкцию по причине ее неразборности. Конечно, есть инструменты, позволяющие разобрать любую конструкцию любой акустической системы (молоток, например). Однако по необъяснимой причине мы не стали прибегать к помощи подобных инструментов.

Измерения

Измерения проводились с помощью утилиты RightMark Audio Analyzer 5.5 и специального измерительного микрофона Behringer ECM8000 на звуковой карте Creative Audigy SE. Измерялась амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) сателлитов, АЧХ сабвуфера (диффузор и порт/туннель), АЧХ, полученные при регулировании тембра (НЧ и ВЧ), АЧХ при развороте сателлитов на углы в 30 и 45 градусов относительно оси измерительного микрофона, АЧХ сателлитов при использовании защитной сетки. Также проводились измерения по определению степени нелинейных искажений. Мы получили следующие результаты.



Общая неравномерность АЧХ сателлитов составляет 6 дБ — вспоминая результаты измерений АЧХ сателлитов АС Edifier S5.1, можно сказать, что неравномерность в 6 дБ допустима в данной ситуации. Сателлиты воспроизводят свой частотный диапазон 180-18.000 Гц по уровню -6 дБ. Изучая полученную АЧХ более подробно, отмечая тот факт, что, хоть АЧХ и несколько усажена пиками, края их плавные, и поэтому никаких особых неудобств наше с вами ухо ощутить не должно. Однако больше всего нас интересует, чем объяснимо и как повлияет на звучание наличие яркого пика на частоте 2 КГц и спада на частоте 6 КГц. Что касается последнего, то данный спад, скорее всего, связан с не совсем удачным согласованием примененных фильтров. Позже мы физически отсоединим ВЧ-головку и посмотрим на результат. Что же касается подъема на 2 КГц и его влияния на звучание, то здесь мнения расходятся: одни утверждают, что подъемы АЧХ в районе 2-3 КГц делают звук неприятно резким, другие более лояльно называют этот эффект "Presence range", когда АС с такой АЧХ создает эффект присутствия. Поэтому оставим этот вопрос открытым до раздела прослушивания, а уже там будем смотреть, вернее, слушать, "присутствуем" мы в звуке или нет.



При развороте сателлитов на углы в 30 и 45 градусов наблюдаем, как уменьшается и без того урезанная относительно заявленной в 20.000 Гц величина верхнего значения частоты воспроизводимого диапазона.

За исключением диапазона частот (6000-15.000 Гц) наличие или отсутствие на сателлитах защитной сетки не вносит изменений в АЧХ.

Посмотрим, что дает регулировка нижних и высоких частот. Регулировка высоких частот четко осуществляется в пределах +/-8 дБ, что весьма существенно.

Если с регулировкой уровня ВЧ все отлично, то в отношении области НЧ есть некоторые нюансы. В системе регулировки уровня тембра НЧ как таковой нет. Вращая ручку регулятора при выбранном параметре "бас", мы увеличиваем громкость сабвуфера. Данный факт подтверждается и полученной АЧХ, где при изменении положения регулятора АЧХ поднималась или опускалась параллельно предыдущему уровню, а не поворачивалась относительно какой-либо точки.



Как мы и обещали, приводим полученную АЧХ при физически отключенном ВЧ-динамике. Видим, что спад АЧХ начинается аккурат в районе 6-7 КГц, то есть наши предположения относительно согласования, по всей видимости, оправдались.

Переходим к сабвуферу. Воспроизводимый динамиком сабвуфера диапазон частот равен 55-130 Гц. Порт (точнее, туннель, а еще точнее — целая система: туннель — бокс — туннель — бокс — динамик) расширяет диапазон работы акустики от 55 до 30 Гц.

В целом имеем воспроизводимый диапазон частот 30-18.000 Гц. На всем протяжении неравномерность АЧХ составляет 6 дБ.

На спектрах гармонических искажений, полученных при тестировании акустической системы на нелинейные искажения, видим, что присутствуют в основном нечетные гармоники.

Прослушивание

Акустическая система способна воспроизводить цифровой звук, и мы не преминули этим воспользоваться. Поэтому при прослушивании использовались два источника звука:
. аналоговое звучание: звуковой тракт Creative Audigy SE (компьютер) — акустическая система;
. цифровое звучание: звуковой тракт DVD-плейер BBK DV521SI — акустическая система.

Кстати, DVD-плейер подключался как с помощью коаксиального, так и с помощью оптического кабелей. При прослушивании мы пользовались несколькими тестовыми дисками. Также звучание АС оценивалось при просмотре кино, прослушивании музыки различных жанров, в играх. Субъективное прослушивание оценим кратко и по делу. Цифровой звук: нареканий нет. Объем есть, детальность отличная, микро- и макродинамика на уровне, а небольшой, на наш взгляд, теплый окрас нисколько не портит звучания. Оценка — "отлично".

Кстати, не забудьте уменьшить уровень громкости при подключении "цифры". Аналоговый звук: тут все несколько хуже из-за нестойкого стереоэффекта (часто вместо источника звука "в пространстве" отчетливо слышим правый и левый сателлиты) и некоторой непрозрачности, "песочности" звучания. Вдобавок не очень понравилась некоторая "особенность" усилителя неравномерно увеличивать громкость. Оценка — "хорошо". Отдельно о сабвуфере. На наш взгляд, его конструкция принесла свои плоды. На протяжении всего прослушивания нас радовал насыщенный глубокий бас.

Предложения по доработке:

Традиционно в последнее время мы предлагаем варианты улучшения и модернизации тестируемых нами АС. Относительно АС Edifier S2.1D у нас сложился следующий список:
. заменить проводной пульт ДУ инфракрасным;
. откорректировать схему управления АС;
. улучшить качество усилительного тракта.

Заключение

Что ж, на наш взгляд, акустическая система Edifier S2.1D может успешно конкурировать со сходными мультимедийными системами класса 2.1 данной ценовой категории. На ее основе можно легко создать у себя дома недорогой многофункциональный мультимедийный центр — благо и цена позволяет. Поэтому мы рекомендуем данную акустическую систему в качестве отличного варианта среднего уровня.

Плюсы:
. большая функциональность системы;
. насыщенный и глубокий бас;
. относительно невысокая стоимость.

Минусы:
. нестойкость стереоэффекта при аналоговом подключении.

Руслан Ланковский, Василий Запотылок


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 39 за 2007 год в рубрике hard

©1997-2024 Компьютерная газета