CG-академия

Людям, которые никогда не сталкивались с трехмерной графикой, часто непонятна разница между 2D- и 3D-направлениями. Бытует мнение, что человек, освоивший графический редактор наподобие Photoshop, сможет быстро разобраться с инструментами 3D-редактора. Это не так. Инструменты трехмерной графики не имеют практически ничего общего со средствами Photoshop. Проведя аналогию с классическими видами искусства, можно сказать, что работающий с Photoshop, подобен художнику, а тот, кто занимается 3D-графикой, напоминает скульптора. Соответственно, изображение, созданное средствами 2D-графики — это картина за стеклом монитора, а трехмерная работа — это скульптура, которая является объемной и которую можно вращать и рассматривать со всех сторон.

Но все вышесказанное не означает, что освоить 3D-редактор намного сложнее, чем программу для работы с растровой графикой. Не верите? Давайте попробуем. А начнем с 3ds Max — одного из самых популярных в нашей стране редакторов для работы с трехмерной графикой. Как и любая другая серьезная программа, 3ds Max имеет множество инструментов и команд, которые могут пригодиться в процессе создания проектов разной направленности. Однако важно уяснить, что для того, чтобы научиться работать в 3ds Max, совсем не обязательно перед первым запуском программы изучать все эти инструменты и знать, какой из них за что отвечает. Инструменты 3ds Max — это не правила дорожного движения, которые водитель обязать освоить в теории, прежде чем сесть за руль. Чтобы начать работать с программой, достаточно разобраться с ее основными возможностями. А более сложные инструменты и команды лучше всего изучать "по ходу движения". 3ds Max относится к разряду тех приложений, которые принято называть ресурсоемкими. Это означает, что оно требует для работы достаточно много аппаратных ресурсов, поэтому для работы с ним нужно использовать современный мощный компьютер. Строго говоря, вы сможете запустить программу и на старом компьютере уровня Pentium III, однако вряд ли изучение компьютерной графики вам в таком случае покажется приятным, ведь на большинство ваших действий компьютер будет отвечать "задумчивостью".

Поскольку 3ds Max 9 выходит в двух версиях: 32-битной и 64-битной, — системные требования зависят от того, какую версию вы собираетесь использовать. И в том, и в другом случае вам понадобится не менее 500 Мб свободного места на жестком диске для файла подкачки, однако лучше, чтобы для него было отведено не менее 2 Гб. Кроме этого, обязательно нужна мощная видеокарта с объемом памяти не менее 512 Мб с поддержкой аппаратного ускорения OpenGL и Direct3D. Для работы с 32-битной версией вам понадобится компьютер уровня Intel Pentium IV или AMD Athlon XP или выше и не менее 512 Мб оперативной памяти (рекомендуется 1 Гб). Если вы собираетесь работать с 64-битной версией, необходимо приобрести компьютер с процессором Intel EM64T, AMD Athlon 64, AMD Opteron или выше. Обратите внимание, что для работы с 64-битной версией необходим больший объем оперативной памяти — как минимум 1 Гб, но рекомендуется 4 Гб. 3ds Max пока что не относится к тем программам, которые установлены на большинстве компьютеров, поэтому такой позиции, как "Компьютер для работы с 3ds Max", в прайсах компаний, занимающихся продажей компьютеров, нет. Но если вы решили купить новый компьютер, мощности которого должно быть достаточно для уверенной работы с 3ds Max, обращайте внимание на позицию "Игровой компьютер". Как правило, подобные ПК комплектуются самыми мощными процессорами и видеокартами, а также имеют достаточно большой объем оперативной памяти. Это связано с тем, что современные игры требуют высокой производительности компьютера на прорисовку графики. Работая с 3ds Max, вы фактически играете в ту же игру, только создавая ее собственноручно, поэтому и ПК нужен такого же уровня.

Даже на мощном компьютере визуализация трехмерных сцен может занимать много часов, а то и несколько суток. Поэтому обязательно приобретите источник бесперебойного питания, который защитит ПК от перебоев в электросети. Подобные устройства, к сожалению, не спасут, если из-за аварии ваш микрорайон обесточат на полдня, однако на блок бесперебойного питания можно положиться в случае непродолжительного отключения электроэнергии. Правильно подобранный блок бесперебойного питания может обеспечивать до получаса автономной работы, а в некоторых случаях — и больше. Кстати, совет на будущее: если вы попали в ситуацию, когда визуализация вот-вот должна завершиться, и тут пропал свет, сравните время, которое остается до конца визуализации, с временем, в течение которого источник бесперебойного питания может обеспечивать работу компьютера. Если оно примерно совпадает, выключите все устройства, подключенные к ИБП, кроме системного блока — например, модем и монитор. Время автономной работы увеличится, и вы получите дополнительный шанс, что визуализация будет завершена. Вне зависимости от того, каким компьютером вы располагаете, нужно помнить о том, что во время работы (а особенно во время конечной визуализации изображения) 3ds Max требуется достаточно много ресурсов. Поэтому, работая с программой, не стоит без необходимости запускать другие ресурсоемкие приложения. К подобным относятся графические редакторы наподобие Adobe Photoshop, программы для работы с цифровым видео — такие, как Adobe Premiere, программы для обработки звука типа Sony Soundforge, программы для работы с ТВ-тюнером, а в особенности компьютерные игры. Время, которое понадобится компьютеру на то, чтобы выполнить визуализацию в 3ds Max, во многом зависит от того, сколько оперативной памяти будет в его распоряжении, а также от загруженности процессора. Поэтому прежде, чем ставить сцену на просчет, максимально освободите все системные ресурсы. Закройте все приложения, окна которых открыты. По возможности закройте все приложения, значки которых находятся в области уведомлений (рис. 1).

Несмотря на то, что эти программы не занимают места на экране, они используют оперативную память, которую можно освободить для 3ds Max. Оставьте только самые необходимые приложения — такие, как антивирусный монитор, брандмауэр и программа для уведомления о перебоях в сети и использовании ИБП. Перезагрузите компьютер, но прежде обратите внимание на приложения, которые автоматически загружаются вместе с системой при ее запуске. Такими могут быть программы для общения через интернет, программы для выполнения резервного копирования, для выполнения дефрагментации жесткого диска в фоновом режиме и т.д. Вы можете удалить эти приложения из папки Автозагрузка, используя меню Пуск > Программы. При этом сами приложения удалены из системы не будут — они просто больше не будут загружаться вместе с Windows. Для управления приложениями, которые загружаются вместе с Windows, лучше использовать специальную утилиту — например, jv16 Power Tools ( сайт Программа jv16 Power Tools предоставляет гораздо более полный и подробный список приложений, которые запускаются вместе с Windows. Для доступа к нему запустите программу и выберите значок "Менеджер запустившихся программ" (рис. 2). Кроме названия приложения, можно посмотреть исполняемый файл, а также соответствующий ключ в реестре. Вы можете выполнить два основных действия: удалить приложение из списка загружаемых при старте системы программ навсегда или временно отключить. В последнем случае программа останется в списке, но загружаться вместе с Windows не будет, пока вы не разрешите ей этого делать. Это удобно, если вы хотите временно приостановить загрузку приложений на период выполнения визуализации. Кстати, в этот список можно добавить 3ds Max и разрешить его запуск вместе с загрузкой системы. Для этого нажмите кнопку Новое… и укажите путь к файлу 3dsmax.exe (рис. 3).

Теперь настройте систему на максимальное быстродействие, отключив все ненужные эффекты. Для этого выполните команду Пуск > Настройка > Панель управления > Система. Для начала отключите эффекты анимации, сопровождающие открытие/закрытие окон, отбрасывание теней значками на Рабочем столе, эффекты затухания или скольжения. Это можно сделать на вкладке Дополнительно. В области Быстродействие нажмите кнопку Параметры, после чего на экране появится окно Параметры быстродействия. Перейдите на вкладку Визуальные эффекты и установите переключатель в положение Обеспечивать наилучшее быстродействие (рис. 4). Затем приведите интерфейс к аскетическому виду и позаботьтесь о том, чтобы компьютер не переключался в ждущий и спящий режим. Для этого щелкните правой кнопкой мыши по свободной области на рабочем столе и выберите строку Свойства. После этого на вкладке Тема выберите тему Классическая, благодаря чему будет изменено оформление окон, на вкладке Рабочий стол отключите загрузку обоев для рабочего стола, выбрав в списке Фоновый рисунок вариант "нет". На вкладке Заставка отключите хранитель экрана, выбрав в списке Заставка вариант "нет". Там же нажмите кнопку "Питание". На вкладке Схемы управления питанием выберите схему Включен постоянно.

В этом случае отключение дисплея произойдет через 20 минут после того, как не будет фиксироваться никакой пользовательской активности на компьютере, а отключение дисков, переход ПК в ждущий и спящий режим не будет производиться никогда. Если вы хотите, чтобы и дисплей постоянно оставался включенным, выберите вариант "никогда" в списке Отключение дисплея или же выберите в списке Схемы управления питанием схему Презентационная. Теперь вы сможете быть уверены в том, что компьютер не перейдет в спящий режим во время визуализации и что монитор и жесткие диски не будут отключены (рис. 5). На вкладке Оформление окна Свойства экрана нажмите кнопку Эффекты. Снимите флажки Oтoбpaжaть тeни, oтбpacывaeмыe мeню, Oтoбpaжaть coдepжимoe oкнa пpи пepeтacкивaнии и Пpимeнять cлeдyющий пepexoдный эффeкт для мeню и пoдcкaзoк (рис. 6). Вернитесь к свойствам экрана и на вкладке Параметры установите разрешение экрана не менее чем 1280x1024 пикселей. Если разрешение экрана будет меньше, некоторые пункты меню будут выходить за его края. В списке Качество цветопередачи выберите значение Самое высокое (32 бита). Теперь ваш компьютер готов к эффективной работе с 3ds Max. В следующий раз начнем.

Продолжение следует

Сергей и Марина Бондаренко


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 37 за 2007 год в рубрике soft

©1997-2024 Компьютерная газета