Приемы и секреты цифровой фотографии. Снимаем днем и лепим панорамы. Часть третья
Приступая к написанию новой статьи, всегда не знаешь, чем ее начать. Пробубнить ли прямо, о чем тут будет написано, или же начать с чего-то отдаленного? Попробуем второй вариант.
Пришло мне недавно письмо от благодарного читателя, который, кроме того, еще и фотограф-любитель. Я долго думал, как объяснить, почему я пишу этот цикл статей. А читатель все разом и объяснил: во все времена есть люди, которые только-только начинают делать первые шаги в чем-то — в фотографии, например; а тут все просто и ясно написано, да еще и автор подталкивает к экспериментам. Разве плохо? Нет, правда, не совсем "нет". От него же поступило и пожелание: "Вот если бы в статьи добавить элемент юмора, так сказать, приправить!" Таким образом, господа и дамы, мы не только будем продвигать азы фотомастерства в массы, но и ударим юмором по "безъюморью"! Ну, а теперь серьезно. Сегодня вас ожидает парочка советов по съемке панорам и собственно рассмотрение интересных сцен, снятых днем.
Панорамы
Покажите мне человека, который не любит рассматривать панорамы! Это тот, кто их склеивает:). Но клеить мы их не будем: это за нас сделают либо программы, которых сейчас не перечесть, либо сам фотоаппарат, если в нем предусмотрена функция съемки панорам. Ну, а если ничего не предусмотрено (и такое бывает), то камеру в руки, Photoshop в зубы… на экран, в смысле, и — в путь! Я не буду долго рассказывать, как снимать — я расскажу, что снимать. Но все же… Конечно, нелишним в процессе съемки будет штатив. Но его может и не оказаться. Но и в таком случае можно выкрутиться. Камеру просто следует поставить на что-либо горизонтальное и поворачивать в сторону для каждого нового кадра. Главное — поворачивать ее нужно строго горизонтально и ровно, чтоб кадры не скакали. При этом не стоит снимать кадры впритык друг к другу — лучше оставить место для наложения. Это окажется полезным при склейке панорамы вручную. Поначалу рекомендую попробовать снять панораму пейзажа, состоящую из 2- 3 снимков, подобную изображенной на первом рисунке. [фото 1]
Больше кадров шлепать и не стоит, так как вряд ли кому-то понравится рассматривать узенькую и длинненькую полосочку какого-нибудь пейзажа, если только вы не надумали сделать панораму на 360° высотой в 5 фото и обклеить ей глобус! Кстати, надо попробовать… Потом можно заняться своеобразным экстримом — пойти к речке, желательно зимой, и куда-нибудь далеко-далеко за тридевять земель, чтоб почувствовать, как говорится, вкус. Но если говорить, опять-таки, серьезно, на панорамном фото из самой простой речушки можно получить довольно солидную реку — прямо как на втором рисунке. [фото 2]
Дальше привожу очень интересный пример. Все, кто его видел, усомнялись: не мухлевал ли я, не нарисовал ли просто? Нет и нет. Это я назвал сезонной панорамой. Делается она в два захода. Зимой и летом, например. Как здесь. [фото 3] Просто склеив две панорамы одного и того же места, сделанные в разное время, можно получить изумительную вещь. А если они сделаны с разницей в годы? Цены таким вещам нет! Равно как и нет границы нашей фантазии, так что если годы идут долго, и ждать невтерпеж, можно сделать 2, 3, даже 4 панорамы в разное время суток и объединить их в одну.
Гарантирую, что все, кому вы их покажете, непременно признают ваш талант. Только дочитайте до конца, чтоб таланта стало больше;). Для съемки такого шедевра нам, конечно же, не потребуется на год оставлять на штативе камеру. Достаточно заметить место, откуда снимали, и сориентироваться на недвижимых объектах типа деревьев, зданий, столбов и т.п. Тем, кому лень снимать кадры и потом их склеивать, можно сотворить подобие панорамы, которое смотрится не менее эффектно. [фото 4] Это "псевдопанорама" (опять же, термин придуман мной:)) — фотография, обрезанная по формату панорамы. Неплохо смотрится в таком виде дорога, снятая с пересекающего ее моста — тем более перила моста, которые непременно попадут снизу на снимок, и небо, на котором нет интересной информации, совсем не жалко с фото отпилить.
Интересные фото, сделанные днем
Тут у кого на что фантазии хватит. Только вот замечаю, что всякий взявший в руки камеру считает для себя обязанным сфотографировать аиста. Вот и я решил запечатлеть его парящим. Только удачный для меня случай подвернулся, как мне это сразу показалось неудачным снимком. Ан нет! При просмотре отснятого материала на большом мониторе во мне сработал датчик, отвечающий за "понравилось". "Ба! — воскликнул я. — Это ж шедевр!" [фото 5] Действительно, это не просто летящий аист. Это аист, летящий за ветвями, которые вроде как испортили фото. Только они, наоборот, внесли в картинку что-то новое, оживляющее. Вот и родился вопрос: как оживить картинку? Как сделать ее броской, яркой и нравящейся?
Оттолкнемся от последнего приведенного примера с аистом и ветками. Именно они, нагло впутавшиеся в снимок, и сделали его замысловатым. Так чего нам не хватает? Догадались? [фото 6] Достаточно к жгучему солнцу и дивным облакам добавить снизу торчащие верхушки деревьев — и… Чувствуете разницу? Как всегда, советую поэкспериментировать. И еще пару слов. Закрывайте диафрагму и ставьте выдержку поменьше, когда направляете объектив на солнце, если не хотите получить забавное пятно на всех последующих фотографиях. Вспомните солнце, лупу и то, что с ними делают. Печет? То-то же! А фотоаппарату как больно. Не давайте ему долго глядеть на солнце!
Продолжим о солнце и… ветках. На следующем снимке можно наблюдать причудливую белую окантовку вокруг листьев. [фото 7] Многие спросят, как такую получить. Так же просто, как просто щелкнуть кнопкой (логика железна и неоспорима). Условия съемки таковы: солнце близится к закату, на вашем пути к солнцу стоит яблоня, свесив листву. Не советую подходить к ней близко, хоть она и не кусается — просто снимок выйдет лучше. Желательно снимать с максимальным приближением и максимально закрытой диафрагмой. Только соблюдение этих условий (вместе с дружелюбным деревом, разумеется) позволит из недостатка недорогих зумов, когда вокруг предметов при максимальном приближении появляется фиолетовая кайма, извлечь пользу. А извлекается она так: этот пресловутый фиолетовый, который появился при зумировании вокруг листьев, засветился солнцем и стал белым. Кажется, объясняется это так. Ну, а если и не так, то это картины, как известно, не испортит. Как были листья красивыми, такими они и останутся. Достаточно одного нажатия… И в заключение разговора о солнышке еще один интересный пример. [фото 8]
Как видим, это дорога. Дорога, освещаемая спереди солнцем. Причем снята она — не поверите — через не очень чистое лобовое стекло автомобиля. Вообще-то съемка через стекло, к тому же, зачастую грязное и пыльное, заметно ухудшает четкость фото. Но не в нашем случае. Текст на дорогах еще не научились писать, чтоб потом его читать (хотя где как), так что рассматривать детально на дорожном полотне ничего не придется. Что касается стекла, то оно вместе с оптической системой фотоаппарата и солнцем делают свое дело: интересные шестиугольнички появились именно благодаря им. Да и дорожная разметка, люминесцирующая под падающим светом солнца, тоже придает колорит. Заметили, как плавно все перетекает от одного к другому?
Нет, я говорю не о том, как в сегодняшней статье плавно меняются темы фото — я имею в виду… воду:). Начинающим советую попрактиковаться в съемке зеркальных сцен (тоже я придумал). [фото 9] Огромная лужа после дождя превращается из неприятной вещи для пешеходов и машин в неплохое зеркало, которое и отразит на вашем фото то, что было над ним. Неплохо смотрится, не правда ли? О солнце поговорили, о воде тоже, а о воздухе забыли. Но так как воздух вряд ли получится в нормальных условиях сфотографировать, то попробуем в него запустить воду в виде брызг. Не советую это делать дома с балкона: это может соседям снизу и прохожим не понравиться. Надо выбраться на природу, запастись емкостью с водой и терпением, чтобы успеть запечатлеть сделанные вами брызги на лету. Для этого нужно сделать выдержку настолько минимальной, насколько это выйдет возможным, так как капли будут падать совсем близко от объектива, и от них могут остаться размытые следы. Да, раз уж они будут недалеко, советую сфокусироваться на расстояние 50-80 см заранее, так как самая дорогая зеркалка не успеет за время нахождения капель в полете сфокусироваться на них. Можно попробовать сфокусироваться на другое расстояние и посмотреть, что выйдет. Можете попробовать, а о результатах опытов напишите мне. Мне ж тоже интересно!
Вот и настал час прощания. Дорогой читатель! Надеюсь, что ты узнал кое-что новое и интересное из этой статьи. Тему следующей части я утаю, но взамен этому вынесу на ваше решение вопрос: стоит ли посвятить статейку такой уже сегодня диковинке, как мобильное фото? А еще я надеюсь, что вам понравился мой юмор, который я незаметно продвигал сегодня вместе с приемами цифрового фото. Я думаю, что делал я это не зря. Ведь если кто- то что-то предложил — значит, это кому-нибудь нужно?
Александр Анискович, ale55andro@tut.by
Пришло мне недавно письмо от благодарного читателя, который, кроме того, еще и фотограф-любитель. Я долго думал, как объяснить, почему я пишу этот цикл статей. А читатель все разом и объяснил: во все времена есть люди, которые только-только начинают делать первые шаги в чем-то — в фотографии, например; а тут все просто и ясно написано, да еще и автор подталкивает к экспериментам. Разве плохо? Нет, правда, не совсем "нет". От него же поступило и пожелание: "Вот если бы в статьи добавить элемент юмора, так сказать, приправить!" Таким образом, господа и дамы, мы не только будем продвигать азы фотомастерства в массы, но и ударим юмором по "безъюморью"! Ну, а теперь серьезно. Сегодня вас ожидает парочка советов по съемке панорам и собственно рассмотрение интересных сцен, снятых днем.
Панорамы
Покажите мне человека, который не любит рассматривать панорамы! Это тот, кто их склеивает:). Но клеить мы их не будем: это за нас сделают либо программы, которых сейчас не перечесть, либо сам фотоаппарат, если в нем предусмотрена функция съемки панорам. Ну, а если ничего не предусмотрено (и такое бывает), то камеру в руки, Photoshop в зубы… на экран, в смысле, и — в путь! Я не буду долго рассказывать, как снимать — я расскажу, что снимать. Но все же… Конечно, нелишним в процессе съемки будет штатив. Но его может и не оказаться. Но и в таком случае можно выкрутиться. Камеру просто следует поставить на что-либо горизонтальное и поворачивать в сторону для каждого нового кадра. Главное — поворачивать ее нужно строго горизонтально и ровно, чтоб кадры не скакали. При этом не стоит снимать кадры впритык друг к другу — лучше оставить место для наложения. Это окажется полезным при склейке панорамы вручную. Поначалу рекомендую попробовать снять панораму пейзажа, состоящую из 2- 3 снимков, подобную изображенной на первом рисунке. [фото 1]
Больше кадров шлепать и не стоит, так как вряд ли кому-то понравится рассматривать узенькую и длинненькую полосочку какого-нибудь пейзажа, если только вы не надумали сделать панораму на 360° высотой в 5 фото и обклеить ей глобус! Кстати, надо попробовать… Потом можно заняться своеобразным экстримом — пойти к речке, желательно зимой, и куда-нибудь далеко-далеко за тридевять земель, чтоб почувствовать, как говорится, вкус. Но если говорить, опять-таки, серьезно, на панорамном фото из самой простой речушки можно получить довольно солидную реку — прямо как на втором рисунке. [фото 2]
Дальше привожу очень интересный пример. Все, кто его видел, усомнялись: не мухлевал ли я, не нарисовал ли просто? Нет и нет. Это я назвал сезонной панорамой. Делается она в два захода. Зимой и летом, например. Как здесь. [фото 3] Просто склеив две панорамы одного и того же места, сделанные в разное время, можно получить изумительную вещь. А если они сделаны с разницей в годы? Цены таким вещам нет! Равно как и нет границы нашей фантазии, так что если годы идут долго, и ждать невтерпеж, можно сделать 2, 3, даже 4 панорамы в разное время суток и объединить их в одну.
Гарантирую, что все, кому вы их покажете, непременно признают ваш талант. Только дочитайте до конца, чтоб таланта стало больше;). Для съемки такого шедевра нам, конечно же, не потребуется на год оставлять на штативе камеру. Достаточно заметить место, откуда снимали, и сориентироваться на недвижимых объектах типа деревьев, зданий, столбов и т.п. Тем, кому лень снимать кадры и потом их склеивать, можно сотворить подобие панорамы, которое смотрится не менее эффектно. [фото 4] Это "псевдопанорама" (опять же, термин придуман мной:)) — фотография, обрезанная по формату панорамы. Неплохо смотрится в таком виде дорога, снятая с пересекающего ее моста — тем более перила моста, которые непременно попадут снизу на снимок, и небо, на котором нет интересной информации, совсем не жалко с фото отпилить.
Интересные фото, сделанные днем
Тут у кого на что фантазии хватит. Только вот замечаю, что всякий взявший в руки камеру считает для себя обязанным сфотографировать аиста. Вот и я решил запечатлеть его парящим. Только удачный для меня случай подвернулся, как мне это сразу показалось неудачным снимком. Ан нет! При просмотре отснятого материала на большом мониторе во мне сработал датчик, отвечающий за "понравилось". "Ба! — воскликнул я. — Это ж шедевр!" [фото 5] Действительно, это не просто летящий аист. Это аист, летящий за ветвями, которые вроде как испортили фото. Только они, наоборот, внесли в картинку что-то новое, оживляющее. Вот и родился вопрос: как оживить картинку? Как сделать ее броской, яркой и нравящейся?
Оттолкнемся от последнего приведенного примера с аистом и ветками. Именно они, нагло впутавшиеся в снимок, и сделали его замысловатым. Так чего нам не хватает? Догадались? [фото 6] Достаточно к жгучему солнцу и дивным облакам добавить снизу торчащие верхушки деревьев — и… Чувствуете разницу? Как всегда, советую поэкспериментировать. И еще пару слов. Закрывайте диафрагму и ставьте выдержку поменьше, когда направляете объектив на солнце, если не хотите получить забавное пятно на всех последующих фотографиях. Вспомните солнце, лупу и то, что с ними делают. Печет? То-то же! А фотоаппарату как больно. Не давайте ему долго глядеть на солнце!
Продолжим о солнце и… ветках. На следующем снимке можно наблюдать причудливую белую окантовку вокруг листьев. [фото 7] Многие спросят, как такую получить. Так же просто, как просто щелкнуть кнопкой (логика железна и неоспорима). Условия съемки таковы: солнце близится к закату, на вашем пути к солнцу стоит яблоня, свесив листву. Не советую подходить к ней близко, хоть она и не кусается — просто снимок выйдет лучше. Желательно снимать с максимальным приближением и максимально закрытой диафрагмой. Только соблюдение этих условий (вместе с дружелюбным деревом, разумеется) позволит из недостатка недорогих зумов, когда вокруг предметов при максимальном приближении появляется фиолетовая кайма, извлечь пользу. А извлекается она так: этот пресловутый фиолетовый, который появился при зумировании вокруг листьев, засветился солнцем и стал белым. Кажется, объясняется это так. Ну, а если и не так, то это картины, как известно, не испортит. Как были листья красивыми, такими они и останутся. Достаточно одного нажатия… И в заключение разговора о солнышке еще один интересный пример. [фото 8]
Как видим, это дорога. Дорога, освещаемая спереди солнцем. Причем снята она — не поверите — через не очень чистое лобовое стекло автомобиля. Вообще-то съемка через стекло, к тому же, зачастую грязное и пыльное, заметно ухудшает четкость фото. Но не в нашем случае. Текст на дорогах еще не научились писать, чтоб потом его читать (хотя где как), так что рассматривать детально на дорожном полотне ничего не придется. Что касается стекла, то оно вместе с оптической системой фотоаппарата и солнцем делают свое дело: интересные шестиугольнички появились именно благодаря им. Да и дорожная разметка, люминесцирующая под падающим светом солнца, тоже придает колорит. Заметили, как плавно все перетекает от одного к другому?
Нет, я говорю не о том, как в сегодняшней статье плавно меняются темы фото — я имею в виду… воду:). Начинающим советую попрактиковаться в съемке зеркальных сцен (тоже я придумал). [фото 9] Огромная лужа после дождя превращается из неприятной вещи для пешеходов и машин в неплохое зеркало, которое и отразит на вашем фото то, что было над ним. Неплохо смотрится, не правда ли? О солнце поговорили, о воде тоже, а о воздухе забыли. Но так как воздух вряд ли получится в нормальных условиях сфотографировать, то попробуем в него запустить воду в виде брызг. Не советую это делать дома с балкона: это может соседям снизу и прохожим не понравиться. Надо выбраться на природу, запастись емкостью с водой и терпением, чтобы успеть запечатлеть сделанные вами брызги на лету. Для этого нужно сделать выдержку настолько минимальной, насколько это выйдет возможным, так как капли будут падать совсем близко от объектива, и от них могут остаться размытые следы. Да, раз уж они будут недалеко, советую сфокусироваться на расстояние 50-80 см заранее, так как самая дорогая зеркалка не успеет за время нахождения капель в полете сфокусироваться на них. Можно попробовать сфокусироваться на другое расстояние и посмотреть, что выйдет. Можете попробовать, а о результатах опытов напишите мне. Мне ж тоже интересно!
Вот и настал час прощания. Дорогой читатель! Надеюсь, что ты узнал кое-что новое и интересное из этой статьи. Тему следующей части я утаю, но взамен этому вынесу на ваше решение вопрос: стоит ли посвятить статейку такой уже сегодня диковинке, как мобильное фото? А еще я надеюсь, что вам понравился мой юмор, который я незаметно продвигал сегодня вместе с приемами цифрового фото. Я думаю, что делал я это не зря. Ведь если кто- то что-то предложил — значит, это кому-нибудь нужно?
Александр Анискович, ale55andro@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 37 за 2007 год в рубрике мультимедиа