Jetbalance JB-391. "Три полосы — как много в этой фразе…"

Кто из читателей сможет блеснуть своей эрудицией? Фраза из какого произведения и чьего пера легла в основу названия нашей сегодняшней статьи? А без дополнительно открытого окошка Yandex или Google? То-то…:) Сегодня у нас на тестировании весьма необычная стереопара. Хотя "необычная" — наверно, не совсем подходящее слово — скорее непохожая на многих других. Судите сами: как часто вы встречали полноценные трехполосные мультимедийные АС? Только просьба не путать стереопары трехполосные со стереопарами с тремя динамиками, где два динамика выполняют одинаковые или почти одинаковые функции. Согласитесь, в мультимедийных АС такое встречается ну точно нечасто. Заинтересовались? Тогда знакомимся: на ваш суд представляется акустическая 2.0 система Jetbalance JB-391. Мы будем смотреть, мы будем трогать, мы будем разбирать, мы будем измерять, мы будем слушать, мы будем судить и делать выводы. В общем, как всегда...

Технические характеристики


Как всегда, мы хотели привести информацию, содержащуюся в руководстве. Но, как известно, наша жизнь — это зебра: полоса белая, полоса черная. Так и тут: двухстраничный вкладыш от компании с четырьмя строчками характеристик будем считать черной полоской. Поэтому воспользуемся еще и другим источником — коробкой! Итак:

|Параметр |Значение |
|Выходная мощность, Вт (RMS) |150 (2х75) |
|Частотный диапазон, Гц |30-20.000 |
|Соотношение сигнал/шум, дБ |88 |
|Звуковое давление, дБ |106 |
|Напряжение питания |230 В, 50-60 Гц |
|Магнитное экранирование, наличие |есть |
|Материал корпуса |MDF |
|Варианты цвета |черный, светло-коричневый, темно-коричневый |
|Органы управления |выключатель питания, переключатель входов, |
| |регулятор громкости |
|Вес брутто, кг |27 |
|Вес нетто, кг |24 |
|Средняя розничная цена, $ |280 |

Анализируем. Среди не множества числовых характеристик сразу бросились в глаза словесные — отсутствуют регуляторы тембра. А так все почти стандартно. Среди трехзначных чисел наблюдаем и цену. Идем дальше.

Упаковка и комплектация

Система поставляется в КОРОБКЕ. Размеры (ДхШхВ) — 785х295х685 мм, масса — 27 кг… В принципе, аренда грузовиков по Минску не слишком дорога. Коробка качественная, толщина картонных стенок — 3 мм. Оформление неброское. Кстати, к нам на тест акустика приехала вообще в двойной коробке, с внешней оболочкой из технологического картона бурого цвета. Распаковываем систему, заглядываем внутрь. Ого! А что это за отдельная коробка сверху. А что в ней? А что это такое? Металлический корпус? А зачем нам стрелочный вольтметр? Примерно такие мысли пронеслись в голове за те секунды, что были потрачены на извлечение из коробки и беглый осмотр загадочного устройства. Догадались, что это? Да, и мы тоже. Просто изначально мы и не подозревали, что система комплектуется внешним усилителем (ну не посмотрели мы на коробку — внутри-то интересней). А вот для чего на усилителе стрелочный индикатор, мы расскажем позднее. Смотрим дальше. Далее все по плану:

. пассивные колонки — 2 шт.;
. межблочный кабель 2RCA — mini-Jack — 1 шт.;
. акустический кабель — 2 шт.;
. руководство — 1 шт.

Что хочется отметить из комплекта? Лучше скажем, что отмечать не хочется. Так, совсем не хочется отмечать акустический шнурок (или нитку, но не кабель) с необлуженными концами и руководство (ту самую черную полоску). Что до толщины акустического кабеля, то, забегая вперед, отметим: в акустике для подключения колонок к усилителю применены добротные винтовые разъемы с отверстиями для акустического кабеля диаметром, более чем в пять раз превосходящим сечение кабелей. И зачем эта экономия — цена-то немалая?

Дизайн, эргономика и функциональность

На наш взгляд, дизайн системы несколько разнящийся. Аскетичный, "советский" вид внешнего усилителя как-то мало сочетается с изысканными колонками. И хотя усилитель и покорил сразу некоей раритетностью, но, на наш взгляд, в компанию к обычному ЭЛТ-монитору и основательным, несколько пузатеньким колонкам он мало подходит. Выполненные под натуральное дерево колонки немного велики для настольного исполнения, но малы для напольного. И что с ними делать? Как было сказано в "Особенностях национальной охоты", что-то надо… Внешний вид колонок приятен. Необычная, немного каплевидная форма корпуса, округлые вертикальные ребра, черная, матовая на ощупь лицевая панель, оригинальной формы съемные сетки — вот что бросается в глаза сразу при осмотре. А что, нам нравится. Справедливости ради отметим, что очень похожий дизайн (со скругленными боковыми стенками) применяет в своих полочниках серии Diamond известный производитель Hi-Fi-акустики Wharfedale. И применяет не просто так, а с целью уменьшить корпусные резонансы. Узнать, насколько оправдан такой подход, нам поможет только непосредственное тестирование. За защитной сеткой, натянутой на каркасе из MDF, видим те самые три динамика, которые воспроизводят каждый свой диапазон частот. Но об этом разговор будет после. Пока же отмечаем их наличие.

Переходим к задней панели. Сверху расположен внушительный порт фазоинвертора с экспоненциальным расширением трубки на конце. Ниже находятся два винтовых зажима под золото. Стоят колонки на резиновых ножках-таблетках. На этом все — колонки пассивные. От внешнего усилителя так и тянет "советским духом". Тяжелый металлический корпус с перфорациями по всей боковой поверхности, простые до безобразия цилиндры кнопок и регулятора, стрелочные индикаторы за стеклом с точечной (от края) подсветкой желтого цвета — именно за такими приборами проходили и проходят в основном лабораторные в школах, техникумах и университетах. И если раньше такие приборы, а главное, полученные с их помощью показания вызывали почти бешенство, то теперь осталось лишь чувство умиления и гордости за то количество металла, которым обладало наше большое государство. Думаете, преувеличение? Совсем недавно автор статьи был свидетелем, как три взрослых человека выносили станину от принтера советских времен весом чуть более 80 кг — ну разве не прелесть? Но это так, к слову. Вернемся к нашему усилителю. На передней панели видим ручку регулятора громкости, кнопку питания и кнопку переключения источников сигнала (PC или CD). Что примечательно, кнопка эта не является непосредственным ключом, а управляет реле, которое и осуществляет переключение. Подобная черта свойственна обычно усилителям настоящего Hi-Fi- класса. Кстати, отмечаем небольшой люфт кнопок и регулятора относительно продольной оси. Включенные состояния кнопок продублированы светодиодными индикаторами. Сверху над кнопками находятся два стрелочных индикатора.

Под ними надпись: "VU". Это волюметр (Volume Unit meter) — измеритель уровня средней громкости. Шкала прибора проградуирована в двух величинах: процентах и децибелах. Уровень в 0 дБ соответствует номинальной мощности. Если будете включать колонки достаточно громко, не пугайтесь резкого выключения колонок — скорее всего, это отработала встроенная защита. Переходим к задней панели. Аскетичность повторяется. Две пары винтовых зажимов для подключения колонок, две пары разъемов RCA для подключения источников звука и неотсоединяемый сетевой шнур.

Какие впечатления у нас сложились от работы с данной АС? В целом все на уровне. При включении питания раздается слабый щелчок. Кнопки имеют однозначное переключение, ход регулятора громкости тугой и приятный. Не несущие особой смысловой нагрузки стрелки волюметра размеренно подергиваются. Длины проводов, в принципе, хватает, чтоб подключить усилитель к сети, источнику звука, а также присоединить колонки. Единственный минус — усилитель довольно громоздкий и занимает порядочно места. Располагать его на полу нелогично, так что придется поискать для него местечко.

Конструкция

Колонки. Корпуса выполнены из MDF толщиной порядка 12 мм. Толщина же передней панели зашкаливает за 25 мм — дает о себе знать навесная пластмассовая панель черного цвета. Изнутри стенки укреплены по кругу ребрами жесткости, в результате все внутреннее пространство можно условно разделить на три части: переднюю, среднюю и дальнюю. В передней части располагаются три динамика. Среднечастотный динамик находится в отдельном герметичном боксе, толщина стен которого также равна 12 мм. Вторая часть отведена кускам синтепона, которые исполняют роль демпфирующего материала. В боксе СЧ-динамика, кстати, также присутствует демпфирование. Последняя, дальняя, часть корпуса располагает в себе плату разделительного фильтра, прикрученную к съемной задней стенке. Как уже отмечалось выше, тип примененного в системе акустического оформления (АО) — фазоинвертор. Порт фазоинвертора выведен на заднюю стенку, а внутри корпуса трубка занимает всю среднюю и дальнюю части. Длина порта — 165 мм, диаметр без учета экспоненциального расширения — 60 мм. Примененные в акустической системе динамики магнитно экранированы. Производитель на динамиках не указан. Активное сопротивление следующее: НЧ-динамик — 7 Ом, СЧ-динамик — 7 Ом, ВЧ-динамик — 4 Ом. Внушительных размеров (15,2 см) басовик прикручен с помощью восьми шурупов. Конструкция следующая: бумажный диффузор, изготовленный прессованием, бумажный вогнутый колпачок, резиновые подвесы средней жесткости. Десятисантиметровый среднечастотник также бумажный: бумажный диффузор, бумажный колпачок. Подвесы более гибкие и менее качественные, чем у НЧ-динамика. Примененный твитер купольного типа. Материал — пропитанная ткань. Все динамики посажены на корпус через уплотнитель. В целом от конструкции динамиков осталось ощущение некой бюджетности — вроде и придраться не к чему, а не нравится. Плата разделительного фильтра, через который подсоединены динамики, прикручена шурупами к тыльной стороне задней съемной стенки. Монтаж элементов двухсторонний, исполнение качественное. Ниже на рисунке приведена электрическая схема примененного в системе решения.

Усилитель. Корпус устройства металлический, толщина стенок в среднем 1,5 мм. Снимаем верхнюю крышку и изучаем содержимое. Все внутреннее пространство можно разделить также на три части: в передней находится волюметр, далее располагается силовая часть с внушительным тороидальным трансформатором и платой с диодным мостом и электролитическими конденсаторами, выполняющими функцию фильтра по питанию. Позади, примыкая к задней стенке, располагается плата усилителя мощности (УМ). Плата и индикаторы волюметра размещаются за съемной передней панелью, прикрученной с помощью шурупов с шестигранным углублением. Мы не посчитали необходимым изучать и излагать устройство прибора — как всегда, наиболее любопытным пользователям мы предлагаем сделать это самим, не забывая при этом, что существует возможность лишиться гарантии. Далее следует силовая часть. Используемый в акустической системе тороидальный трансформатор выдает напряжение 2х26 В. В качестве фильтров по питанию используются четыре электролитических конденсатора по 10.000 мкФ 50 В. Как мы уже говорили, щелчков по питанию почти не заметно. Усилитель мощности построен на основе 60-ваттной микросхемы-драйвера TDA7250 и двух комплементарных пар транзисторов TIP142/147. Сама плата УМ выполнена довольно качественно, монтаж элементов односторонний. Хотя, перевернув ее, мы увидели, что и здесь без доработок не обошлось. Приятным сюрпризом стало наличие в усилителе небольшой платы сетевого фильтра — несомненно, нужной вещи для нашей сети. Также хотим отметить грамотность, с которой производитель подошел к вопросу охлаждения усилителя — полностью перфорированный корпус (за исключением разве что передней и задней панелей) вкупе с основательными радиаторами хорошо делают свое дело. Используемая проводка качественная и не вызывает нареканий. В данной АС производитель не отдал предпочтение какому-либо виду соединений, а применял их комбинацию: под винт, пайка, разъемное.

Измерения


Измерения проводились с помощью утилиты RightMark Audio Analyzer 5.5 и специального измерительного микрофона Behringer ECM8000 на звуковой карте Creative Audigy SE. Полученные результаты приведены ниже.

На полученной амплитудно-частотной характеристике (АЧХ) колонок хорошо заметен ее плавный спад в сторону низких частот. На воспроизводимом колонками диапазоне частот (180-20.000) Гц (по уровню -6 дБ) этот спад составляет около 8 дБ. Возможно, это приведет к несбалансированному, легковесному звучанию системы. Мы употребили слово "возможно", потому как такой спад может быть объясним также спецификой помещения, в которой проводились измерения.

Направленность системы ярко выражена — при развороте колонок относительно оси измеряемого микрофона на 30, а затем на 45 градусов наблюдаем весьма значительный завал на ВЧ. Поэтому, чтобы ухо не резал недостаток ВЧ, советуем серьезно отнестись к вопросу расстановки системы. grill.jpg
Наличие тканевых защитных сеток не приводит к ярко видимым изменениям — две АЧХ системы практически идентичны.

Воспроизводимый системой диапазон частот значительно расширяется благодаря порту ФИ. В целом нижняя граница диапазона теперь располагается в районе 33 Гц — весьма хороший результат, который еще и согласуется с заявленным производителем диапазоном частот.

Как всегда, в конце приводим результаты тестов на нелинейные искажения — спектры гармонических искажений. При тестовом тоне в 1 КГц на спектре правого канала (!) "обнаружились" вторая, третья и пятая гармоники. Однако, на наш взгляд, это индивидуальная особенность системы, попавшей к нам на тест.

Прослушивание

Итак, настал час испытать акустическую систему Jetbalance JB-391 в действии. При прослушивании мы пользовались несколькими тестовыми дисками. Также звучание АС оценивалось при просмотре кино, прослушивании музыки различных жанров, в играх. Звучание системы довольно детальное и четкое — на тестовых дисках можно услышать все передаваемые нюансы. Наличие специфических окрасов мы не наблюдали. При правильной расстановке колонки выдают отличный стереоэффект. Верхние частоты достаточно остры и рассыпчаты — любители Pink Floyd непременно оценят это. Низы в целом насыщены, но, на наш взгляд, довольно часто их не хватает. Наличие дополнительного СЧ-динамика оправдалось — при прослушивании вокала появляются нотки, не слышимые ранее на других АС сходных классов — звук получается более живой, детальный. Приятно отметить, что у колонок почти отсутствуют паразитные призвуки — вероятно, следствие использованной формы корпуса и демпфирования. Музыка всегда была и будет более требовательной к акустическим системам — именно поэтому мы объективно меньше уделяем внимания описанию поведения тестируемых АС в фильмах и играх. Не будет исключения и в этой статье — приобретая Jetbalance JB-391, пользователи получат приемлемое звуковое сопровождение в играх и качественное озвучивание кино и видео.

Заключение

Сегодня подводить черту и делать выводы мы будем, основываясь не только на всем вышесказанном. Согласитесь, картина всегда более ясна, когда присутствует сравнение равных по возможностям и цене АС либо когда сравниваются две следующие друг за другом модели одного производителя. Поэтому для заключительного этапа мы подготовили акустическую систему, которая уже снискала себе славу и не раз доказала, что и стереопара способна выдавать приличный звук. Итак, у нас на столе акустическая система Jetbalance JB-381. Конечно, в заключение невозможно впихнуть еще один обзор, хотя для полного сравнения так и стоит поступать. Мы просто быстро пробежимся по основным отличительным моментам, чуть остановившись на сравнительном прослушивании.

Начнем с цены — как-никак, зачастую именно этот фактор является решающим в выборе АС одного производителя. Имеем 280 против 127, естественно, не рублей. Идем дальше — упаковка и комплектность. Здесь все похоже: стереопара, руководство, комплект кабелей (межблочный и акустический) — ах, да, Jetbalance JB-391 комплектуется отдельным внешним усилителем. Упаковка (ДхШхВ): 785х295х685 мм против 415х285х390 мм — отличается? Еще как! Внешний вид и эргономика: по размерам колонки почти одинаковы, по внешнему виду тоже. Главное отличие кроется в наличии двух динамиков у АС Jetbalance JB-381 по сравнению с АС Jetbalance JB-391, а также наличие у последней внешнего усилителя. Второе главное отличие, на наш взгляд, состоит в возможности подключить активный сабвуфер к колонкам Jetbalance JB-381. Для этого у АС предусмотрен выход на саб и тумблер-переключатель 2.0-2.1. По идее, этот тумблер должен задействовать фильтр, вырезающий НЧ-диапазон.

Инженеры компании, похоже, стремились сделать из своего детища (АС Jetbalance JB-381) универсальный продукт, и потому снабдили колонки затычками для портов ФИ, превращающими АО системы в схему "закрытый ящик". И, наконец, последнее отличие в эргономике — вынесенные на переднюю панель колонок регуляторы управления: регулятор громкости, регуляторы тембра (да, тут они имеются). Хотя стоит отметить, что отличием это и не назовешь — все немногочисленные органы управления у системы Jetbalance JB-391 расположены на передней панели усилителя. Конструкция. Корпус АС Jetbalance JB- 391 сделан куда добротнее: двойная передняя стенка (плита MDF и пластмасса), ребра жесткости цельные (против наклеенных кусочков у АС Jetbalance JB-381), да и подтеки клея отсутствуют. А вот динамики у модели-предшественницы нам понравились больше, особенно твитер. Электронная часть, в принципе, не вызывает нареканий и там, и там. Но у АС Jetbalance JB-391 она проще, а значит, надежнее. Разбитая на четыре платы электроника АС Jetbalance JB-381 (силовая часть + УМ, разделительный фильтр, плата входов и коммутации 2.0-2.1, плата управления) плюс трансформатор размещены в малом объеме корпуса одной из колонок.

Такая плотность компоновки силовых, усилительных и фильтрующих узлов схем не может не влиять на качество звучания. Влиять, естественно, отрицательно. Другое дело — отдельный усилительный блок в хорошо вентилируемом корпусе. В общем, понятно. Прослушивание. Включив Jetbalance JB-381, мы недоумевали: колонки стоимостью в два раза меньше звучали так же, как и наш сегодняшний гость — АС Jetbalance JB-391! Однако учтя, что слуховая память человека далека от совершенства, мы подключили обе АС одновременно через блок коммутации. Только после этого мы услышали разницу в звучании. Трехполосность АС Jetbalance JB-391 сослужила хорошую службу: колонки играли живее — именно живее — по-другому наше ощущение и не охарактеризуешь. Кроме того, дополнительные ватты мощности не пропали зря — 391-я модель куда больше подходит любителям домашних дискотек. А в остальном действительно все похоже: звучание детальное и чистое, без каких-либо заметных недостатков. В общем, оба продукта компании Jetbalance оказались, по нашему мнению, удачными.

Плюсы:
. внешний усилитель;
. высокая мощность звучания (подойдут для больших помещений);
. трехполосность системы.

Минусы:
. отсутствие регуляторов тембра;
. несколько неуместный дизайн усилителя "под 70-е".

Руслан Ланковский, Василий Запотылок


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 37 за 2007 год в рубрике hard

©1997-2024 Компьютерная газета