Звук: вопрос — ответ
Наконец-то начался рабочий сезон. Лично я обожаю осень, зиму, весну — все что угодно, но только не лето с его вечной жарой, духотой, комарами на природе, запретами на купание в водоемах, отключениями горячей воды, шумными газонокосилками в восемь утра и до полудня под окном, постоянной битвой за урожай по телевизору и так далее. Хотя у лета есть и положительные моменты, хотя они и положительны только тогда, когда лето закончено, и о них вспоминаешь:). В общем, открыл я свой журналистский портфель, обнаружил там много новых и даже старых вопросов от читателей, на которые так и не ответил. Ну что же, приступим.
Я всегда с удовольствием читаю Ваши статьи, и могу с уверенностью утверждать, что они мне очень помогли в моих музыкальных начинаниях. Хотя я, как и любой другой человек, пытающийся создавать музыкальные композиции у себя дома, столкнулся с одной из главных проблем начинающих музыкантов, а именно недостатком взаимосвязанной и четко изложенной информации по основным, глобальным музыкальным вопросам. Интернет грешит обилием несвязанных статей, обзоров, высказываний на форумах... А ведь начинающему особенно важно получить четкую, структурированную основу, базу знаний... причем знания эти касаются широчайших музыкальных и околомузыкальных областей.
Извиняюсь за столь долгое и расплывчатое вступление, просто хотел попросить Вас порекомендовать мне или, возможно, читателям КГ книги музыкальной и околомузыкальной тематики, чтобы начинающие могли приобрести ту самую основу, которая бы в дальнейшем помогла им развиваться и радовать слушателей качественно сделанными композициями. От себя хотел бы отметить, что мне очень помогла отличнейшая книга Д. Гибсона "Искусство сведения", а также неплохие книги Пола Уайта "Творческая звукозапись", А. Радзишевского "Основы аналогового и цифрового звука" и руководство "Mastering with Ozone Tools, tips and techniques" ("Процесс мастеринга в Ozone, Инструменты, техника и объяснения"). Хотя по железу и инженерным составляющим процесса записи книг на русском языке практически не существует, что не может не огорчать.
Уф-ф, написано много, давайте разбираться. Идеальной "взаимосвязанной и четко изложенной информации по основным, глобальным музыкальным вопросам" не существует, поскольку каждый человек ищет только то, что ему конкретно необходимо. Саму же глобальную энциклопедию по современному звукопроизводству написать очень трудно, поскольку это должно охватывать очень много вопросов начиная от музыкальной теории и заканчивая программированием. Помимо этого, физика звука, акустика и т.п. — это очень широкий пласт. Как вы могли наблюдать, ваш покорный слуга выхватывает наиболее интересующие вопросы из всего этого и пишет на данные темы статьи. Хотя… например, когда подробно излагались основы цифрового звука в рамках уроков по WaveLab (см. архив КГ), то очень много вопросов от читателей приходило с просьбами рассказать о той же музыкальной теории, технике сведения в мультитреках, подготовке финальных миксов, мастеринге и т.п. Конечно, все это мы постепенно затрагиваем, но, например, материалы пятилетней давности уже не так актуальны, поскольку технологии сменились, а в интернете они до сих пор висят на разных сайтах и выдаются за что-то современное. То есть интернет — это большая барахолка, где есть множество старых вещей. Что касается форумов — если честно, за все время не видел ни одной серьезной и конструктивной беседы в их рамках. Форум — это место для общения, а не обучения. Поэтому да, согласен, что в интернете найти нужную информацию очень трудно. Причем нужно еще и уметь отличать старые статьи от новых. Поэтому, кстати, практически нет книг, как вы назвали, "по железу и инженерным составляющим процесса записи". Посчитайте сами: сама книга пишется от трех до шести месяцев, потом готовится к печати, и в момент выхода обычно то оборудование, которое там описывается, уже находится в активном использовании, а через несколько месяцев просто устаревает, как и сама книга. Посмотрите на эту картину с точки зрения издателя: стоит ли вкладывать деньги и выпускать такое? Посему наибольшее применение получают книги, которые охватывают общие темы, рассказывают о самих технологиях — например, "Основы аналогового и цифрового звука" Александра Радзишевского. Саму книгу я не читал, но знаю Александра по давней личной переписке — плохого он не напишет:). Причем и хорошо разбирается в звуке, и программирует. То есть все составляющие для написания труда на заданную тему есть.
Что касается искусства сведения и т.п. Очень много сейчас меняется. Для сравнения поставьте записи конца 90-х и нынешние — разница очевидна даже в подходах, а о сравнении с концом 80-х и говорить не приходится. В общем, мои рекомендации сведутся к следующему… Обязательно знать теорию музыки, основы аналогового и цифрового звука, желательно уметь играть на каком-либо инструменте. Помимо этого, нужно позаботиться о качественном воспроизведении, то есть аппаратной части в рамках домашней студии — это касается в первую очередь мониторов (колонок) и звукового интерфейса (пока все-таки рекомендую USB или FireWire, поскольку с PCI проблемы еще, на мой взгляд, не решены, хотя новинки этого сезона Infrasonic Quartet ваш покорный слуга еще не тестировал). Предложение об аппаратном оснащении требует некоторого пояснения. Дело в том, что с некачественными устройствами воспроизведения вы работаете "впотьмах", и даже при обработке чисто машинально начинаете выжимать звук не из самого звука, а из вашего воспроизводящего тракта. Это самая частая проблема у новичков. Естественно, после того, как созданные ими миксы не звучат на других системах, они поспешно начинают "рыть" информацию, искать ответы на форумах и т.д. В принципе, это и есть стандартный вариант обучения компьютерной аранжировке и звукорежиссуре. Хотя, если у вас с самого начала стоит качественная аппаратура, многих проблем можно избежать изначально.
Вы знаете, я недавно проникся музыкой, месяцев шесть назад. Писать я ее не умею, Бог не дал ни слуха, ни таланта, но послушать очень люблю. Купил себе наушники Beyerdynamics DT860 — покупка, может, и спорная, но разница по сравнению с мультимедийной стереопарой, которая у меня была, просто огромна. И вот у меня появилось желание и средства прикупить себе что-нибудь из мира Hi-Fi. Я перерыл кучу тематических форумов и сайтов и вынес оттуда несколько вещей:
1. Надо слушать, что покупаешь.
2. Что ни купи, все равно наступишь на грабли.
Может, вы мне подскажете, где еще можно послушать и купить такую технику?
Отнюдь. Обычно наступают на грабли, когда не имеют конкретного представления, что нужно получить в итоге. Приведенные вами два пункта отображают самые частые варианты, с которыми сталкиваются пользователи. Ведь даже послушав акустическую систему в рамках салона или в офисе фирмы-продавца, вы не сможете составить полноценную картину о работе устройств. Поскольку у вас прозвучала фраза "мультимедийная стереопара", то очевидно, что речь идет о колонках, подключаемых к компьютеру, соответственно, вам это нужно заменить на нечто более качественное. Честно сказать, я сам давно был в поиске наиболее оптимальной стереосистемы для домашнего использования, причем в силу своей работы привык к качественному студийному звучанию.
После смены множества устройств мой окончательный выбор пал на активную систему 2.0 Behringer MS40 (ок. 250 у.е.), и остаюсь ею доволен до сих пор. Все дело в том, что качество и чистота звуковой картинки — немецкие: несмотря на то, что долгое время этот производитель считался не самым лучшим, для усиления звучания низких предусмотрено два фазоинвертора, быстрота настройки частотной картины производится двумя регуляторами Bass и Treble, помимо этого, кроме линейного входа, предусмотрен и цифровой (внутри стоит ЦАП 24/192). Последнее не так важно, конечно, для домашнего прослушивания, но и не будет являться лишним. Эти мониторы магнитно экранированы, следовательно, их можно без особых проблем устанавливать прямо возле ЭЛТ-монитора или телевизора. Отдельно хочется сказать о компактных размерах. И, хотя указанная мощность 20+20 Вт, я не рискую включать регулятор уровня громкости в положение максимума, иначе эту музыку будет слушать весь подъезд (я не шучу). Опережая вопросы от других читателей насчет Hi-Fi-акустики, могу сказать, что в ней не разбираюсь в плане всевозможных музыкальных центров — считаю, что звук там хуже. Вернее, лучше, чем дешевые мультимедийные наборы, но хуже, чем современные АС среднего ценового диапазона для проектных/домашних студий.
У меня ноутбук с встроенной аудиокартой (АС'97) + Sven SPS-820 (2.1). Стоит ли покупать наушники 5.1 (если да, то какие), и не повлечет ли это за собой покупку внешней аудиокарты? Помогите, пожалуйста, советом.
Современные кодеки, встраиваемые как в компьютеры, так и в ноутбуки, обычно могут перенастроить свои выходы на воспроизведение звука вплоть до 7.1. То есть я просто не знаю, какой именно у вас ноутбук, АС'97 и т.п. (спецификацию присылать не нужно:)), но в общем проверьте в настройках программной оболочки драйверов, есть ли у вас поддержка 5.1 — если да, то все нормально. Насчет наушников… Есть разные варианты, причем они предусматривают и различные способы подключения — например, к линейным выходам аудиоустройства, либо через USB, либо это PCI-плата со специальным выводом (в ноутбуке такое использовать не получится). То есть все должно работать без проблем. Если же у вас аудиокодек в ноутбуке не поддерживает 5.1, то обратите внимание на наушники, подключаемые через USB — у них есть специальные драйверы и технологии реализации 5.1. Ведь, по сути, таким образом вы подключаете новое аудиоустройство.
Кристофер, я слышал, что Вы любите участвовать в конкурсах ремиксов. Каковы Ваши успехи на этом поприще? Расскажите подробнее…
Да, было когда-то, наверное, уже давно (первый раз я принял участие в 1998-м), даже побеждал несколько раз, но информация по этому поводу закрыта. Сейчас часто посещаю подобные ресурсы, иногда скачиваю файлы, прорабатываю аранжировки под заданные темы, сравниваю с другими участниками. Это делается даже больше для того, чтобы поддерживать себя в форме, и то если хватает времени. Насчет… помещаю ли я свои работы в этих конкурсах как участник, отвечу, что сейчас в 99% нет. Поясню. Во-первых, я обрабатываю чужую песню, соответственно, моим продуктом прямо или косвенно начинает владеть автор этого произведения, для меня — излишнее распыление. Во-вторых, очень часто созданные аранжировки, находки, которые я в них реализовал, просто переиначиваю под свои нужды. То есть в непосредственном участии не вижу необходимости. Хотя, если бы я делал стандартный "тэц-тэц-тэц", то, возможно, и отдавал бы работы. Если честно, просто жалко тратить свой труд на ремикс кого-то. Хотя, да, в начале весны я сделал альбом ремиксов на Beastie Boys (у них на сайте треки доступны для свободного скачивания), хотел его выставить бесплатно в интернете, а потом поступил срочный заказ, и… я разобрал все аранжировки, направил туда. Вот так все и происходит:). В любом случае, спасибо за вопрос, а молодым я очень часто рекомендую обязательно принимать участие во всех конкурсах, которые есть в сети, поскольку это прекрасная школа как с творческо-технической точки зрения, так и с психологической.
Кристофер, в одном из твоих ответов я прочитала даже некоторое пренебрежение, как ты называешь, "живыми" музыкантами. Позволь не согласиться с твоей и так постоянно спорной точкой зрения (музыканты нашей группы тебя не любят читать). Живое исполнение — это особая энергетика, которую не повторишь искусственными программами… (и так далее:). — Прим. авт.) Ксения
Когда не любят — это тоже хорошо, хуже, когда равнодушны. А в основном, Ксения, кстати, я с вами согласен: живое исполнение — это энергетика. Только в том ответе (если это то, о чем я думаю), я говорил несколько о другом. Какую энергетику может дать сессионный музыкант, который получает деньги за каждый час записи (или сессию, или за каждое произведение по отдельности), при этом у него через час другой проект, а вечером "лабайка" в ресторане или еще где? Причем вся эта терминология: "лабайки", "пьесы" и т.п.:( Такой музыкант требует ноты, точно их играет и уходит. Причем, в чем вся соль, энергетика состоит не в том факте, что исполнение живое, а в том, что ее дает человек. В большинстве случаев с сессионными музыкантами так не происходит. То есть у меня как у режиссера звука часто стоит задача, что называется, "зажечь", а как это сделать, если человек смотрит на часы или считает деньги. К тому же, с этими "ресторанными" играми, извиняюсь за тавтологию, многие действительно заигрались — у них просто отсутствует чувство современности, которое требуется, например, мне. К тому же, я знаю много примеров музыкантов, которые еще напыщенны снаружи, но совершенно пусты внутри и питаются за счет другого творчества и чужих идей. Вот там энергетики действительно нет. Поэтому, например, симфоническую группу, с которой я реализую музыку для игр, я нашел в Санкт-Петербурге — до этого перепробовал восемь вариантов. Но это относится больше не к тематике издания, а к профессии звукорежиссуры вообще, ее психологии. Кстати, в этом у каждого свой подход, и я не считаю, что мой является оптимальным. Просто люблю, когда все "perfect".
Вот на такой спорной ноте мы и завершаем очередной блок ответов.
Кристофер, christopher@tut.by
Я всегда с удовольствием читаю Ваши статьи, и могу с уверенностью утверждать, что они мне очень помогли в моих музыкальных начинаниях. Хотя я, как и любой другой человек, пытающийся создавать музыкальные композиции у себя дома, столкнулся с одной из главных проблем начинающих музыкантов, а именно недостатком взаимосвязанной и четко изложенной информации по основным, глобальным музыкальным вопросам. Интернет грешит обилием несвязанных статей, обзоров, высказываний на форумах... А ведь начинающему особенно важно получить четкую, структурированную основу, базу знаний... причем знания эти касаются широчайших музыкальных и околомузыкальных областей.
Извиняюсь за столь долгое и расплывчатое вступление, просто хотел попросить Вас порекомендовать мне или, возможно, читателям КГ книги музыкальной и околомузыкальной тематики, чтобы начинающие могли приобрести ту самую основу, которая бы в дальнейшем помогла им развиваться и радовать слушателей качественно сделанными композициями. От себя хотел бы отметить, что мне очень помогла отличнейшая книга Д. Гибсона "Искусство сведения", а также неплохие книги Пола Уайта "Творческая звукозапись", А. Радзишевского "Основы аналогового и цифрового звука" и руководство "Mastering with Ozone Tools, tips and techniques" ("Процесс мастеринга в Ozone, Инструменты, техника и объяснения"). Хотя по железу и инженерным составляющим процесса записи книг на русском языке практически не существует, что не может не огорчать.
Уф-ф, написано много, давайте разбираться. Идеальной "взаимосвязанной и четко изложенной информации по основным, глобальным музыкальным вопросам" не существует, поскольку каждый человек ищет только то, что ему конкретно необходимо. Саму же глобальную энциклопедию по современному звукопроизводству написать очень трудно, поскольку это должно охватывать очень много вопросов начиная от музыкальной теории и заканчивая программированием. Помимо этого, физика звука, акустика и т.п. — это очень широкий пласт. Как вы могли наблюдать, ваш покорный слуга выхватывает наиболее интересующие вопросы из всего этого и пишет на данные темы статьи. Хотя… например, когда подробно излагались основы цифрового звука в рамках уроков по WaveLab (см. архив КГ), то очень много вопросов от читателей приходило с просьбами рассказать о той же музыкальной теории, технике сведения в мультитреках, подготовке финальных миксов, мастеринге и т.п. Конечно, все это мы постепенно затрагиваем, но, например, материалы пятилетней давности уже не так актуальны, поскольку технологии сменились, а в интернете они до сих пор висят на разных сайтах и выдаются за что-то современное. То есть интернет — это большая барахолка, где есть множество старых вещей. Что касается форумов — если честно, за все время не видел ни одной серьезной и конструктивной беседы в их рамках. Форум — это место для общения, а не обучения. Поэтому да, согласен, что в интернете найти нужную информацию очень трудно. Причем нужно еще и уметь отличать старые статьи от новых. Поэтому, кстати, практически нет книг, как вы назвали, "по железу и инженерным составляющим процесса записи". Посчитайте сами: сама книга пишется от трех до шести месяцев, потом готовится к печати, и в момент выхода обычно то оборудование, которое там описывается, уже находится в активном использовании, а через несколько месяцев просто устаревает, как и сама книга. Посмотрите на эту картину с точки зрения издателя: стоит ли вкладывать деньги и выпускать такое? Посему наибольшее применение получают книги, которые охватывают общие темы, рассказывают о самих технологиях — например, "Основы аналогового и цифрового звука" Александра Радзишевского. Саму книгу я не читал, но знаю Александра по давней личной переписке — плохого он не напишет:). Причем и хорошо разбирается в звуке, и программирует. То есть все составляющие для написания труда на заданную тему есть.
Что касается искусства сведения и т.п. Очень много сейчас меняется. Для сравнения поставьте записи конца 90-х и нынешние — разница очевидна даже в подходах, а о сравнении с концом 80-х и говорить не приходится. В общем, мои рекомендации сведутся к следующему… Обязательно знать теорию музыки, основы аналогового и цифрового звука, желательно уметь играть на каком-либо инструменте. Помимо этого, нужно позаботиться о качественном воспроизведении, то есть аппаратной части в рамках домашней студии — это касается в первую очередь мониторов (колонок) и звукового интерфейса (пока все-таки рекомендую USB или FireWire, поскольку с PCI проблемы еще, на мой взгляд, не решены, хотя новинки этого сезона Infrasonic Quartet ваш покорный слуга еще не тестировал). Предложение об аппаратном оснащении требует некоторого пояснения. Дело в том, что с некачественными устройствами воспроизведения вы работаете "впотьмах", и даже при обработке чисто машинально начинаете выжимать звук не из самого звука, а из вашего воспроизводящего тракта. Это самая частая проблема у новичков. Естественно, после того, как созданные ими миксы не звучат на других системах, они поспешно начинают "рыть" информацию, искать ответы на форумах и т.д. В принципе, это и есть стандартный вариант обучения компьютерной аранжировке и звукорежиссуре. Хотя, если у вас с самого начала стоит качественная аппаратура, многих проблем можно избежать изначально.
Вы знаете, я недавно проникся музыкой, месяцев шесть назад. Писать я ее не умею, Бог не дал ни слуха, ни таланта, но послушать очень люблю. Купил себе наушники Beyerdynamics DT860 — покупка, может, и спорная, но разница по сравнению с мультимедийной стереопарой, которая у меня была, просто огромна. И вот у меня появилось желание и средства прикупить себе что-нибудь из мира Hi-Fi. Я перерыл кучу тематических форумов и сайтов и вынес оттуда несколько вещей:
1. Надо слушать, что покупаешь.
2. Что ни купи, все равно наступишь на грабли.
Может, вы мне подскажете, где еще можно послушать и купить такую технику?
Отнюдь. Обычно наступают на грабли, когда не имеют конкретного представления, что нужно получить в итоге. Приведенные вами два пункта отображают самые частые варианты, с которыми сталкиваются пользователи. Ведь даже послушав акустическую систему в рамках салона или в офисе фирмы-продавца, вы не сможете составить полноценную картину о работе устройств. Поскольку у вас прозвучала фраза "мультимедийная стереопара", то очевидно, что речь идет о колонках, подключаемых к компьютеру, соответственно, вам это нужно заменить на нечто более качественное. Честно сказать, я сам давно был в поиске наиболее оптимальной стереосистемы для домашнего использования, причем в силу своей работы привык к качественному студийному звучанию.
После смены множества устройств мой окончательный выбор пал на активную систему 2.0 Behringer MS40 (ок. 250 у.е.), и остаюсь ею доволен до сих пор. Все дело в том, что качество и чистота звуковой картинки — немецкие: несмотря на то, что долгое время этот производитель считался не самым лучшим, для усиления звучания низких предусмотрено два фазоинвертора, быстрота настройки частотной картины производится двумя регуляторами Bass и Treble, помимо этого, кроме линейного входа, предусмотрен и цифровой (внутри стоит ЦАП 24/192). Последнее не так важно, конечно, для домашнего прослушивания, но и не будет являться лишним. Эти мониторы магнитно экранированы, следовательно, их можно без особых проблем устанавливать прямо возле ЭЛТ-монитора или телевизора. Отдельно хочется сказать о компактных размерах. И, хотя указанная мощность 20+20 Вт, я не рискую включать регулятор уровня громкости в положение максимума, иначе эту музыку будет слушать весь подъезд (я не шучу). Опережая вопросы от других читателей насчет Hi-Fi-акустики, могу сказать, что в ней не разбираюсь в плане всевозможных музыкальных центров — считаю, что звук там хуже. Вернее, лучше, чем дешевые мультимедийные наборы, но хуже, чем современные АС среднего ценового диапазона для проектных/домашних студий.
У меня ноутбук с встроенной аудиокартой (АС'97) + Sven SPS-820 (2.1). Стоит ли покупать наушники 5.1 (если да, то какие), и не повлечет ли это за собой покупку внешней аудиокарты? Помогите, пожалуйста, советом.
Современные кодеки, встраиваемые как в компьютеры, так и в ноутбуки, обычно могут перенастроить свои выходы на воспроизведение звука вплоть до 7.1. То есть я просто не знаю, какой именно у вас ноутбук, АС'97 и т.п. (спецификацию присылать не нужно:)), но в общем проверьте в настройках программной оболочки драйверов, есть ли у вас поддержка 5.1 — если да, то все нормально. Насчет наушников… Есть разные варианты, причем они предусматривают и различные способы подключения — например, к линейным выходам аудиоустройства, либо через USB, либо это PCI-плата со специальным выводом (в ноутбуке такое использовать не получится). То есть все должно работать без проблем. Если же у вас аудиокодек в ноутбуке не поддерживает 5.1, то обратите внимание на наушники, подключаемые через USB — у них есть специальные драйверы и технологии реализации 5.1. Ведь, по сути, таким образом вы подключаете новое аудиоустройство.
Кристофер, я слышал, что Вы любите участвовать в конкурсах ремиксов. Каковы Ваши успехи на этом поприще? Расскажите подробнее…
Да, было когда-то, наверное, уже давно (первый раз я принял участие в 1998-м), даже побеждал несколько раз, но информация по этому поводу закрыта. Сейчас часто посещаю подобные ресурсы, иногда скачиваю файлы, прорабатываю аранжировки под заданные темы, сравниваю с другими участниками. Это делается даже больше для того, чтобы поддерживать себя в форме, и то если хватает времени. Насчет… помещаю ли я свои работы в этих конкурсах как участник, отвечу, что сейчас в 99% нет. Поясню. Во-первых, я обрабатываю чужую песню, соответственно, моим продуктом прямо или косвенно начинает владеть автор этого произведения, для меня — излишнее распыление. Во-вторых, очень часто созданные аранжировки, находки, которые я в них реализовал, просто переиначиваю под свои нужды. То есть в непосредственном участии не вижу необходимости. Хотя, если бы я делал стандартный "тэц-тэц-тэц", то, возможно, и отдавал бы работы. Если честно, просто жалко тратить свой труд на ремикс кого-то. Хотя, да, в начале весны я сделал альбом ремиксов на Beastie Boys (у них на сайте треки доступны для свободного скачивания), хотел его выставить бесплатно в интернете, а потом поступил срочный заказ, и… я разобрал все аранжировки, направил туда. Вот так все и происходит:). В любом случае, спасибо за вопрос, а молодым я очень часто рекомендую обязательно принимать участие во всех конкурсах, которые есть в сети, поскольку это прекрасная школа как с творческо-технической точки зрения, так и с психологической.
Кристофер, в одном из твоих ответов я прочитала даже некоторое пренебрежение, как ты называешь, "живыми" музыкантами. Позволь не согласиться с твоей и так постоянно спорной точкой зрения (музыканты нашей группы тебя не любят читать). Живое исполнение — это особая энергетика, которую не повторишь искусственными программами… (и так далее:). — Прим. авт.) Ксения
Когда не любят — это тоже хорошо, хуже, когда равнодушны. А в основном, Ксения, кстати, я с вами согласен: живое исполнение — это энергетика. Только в том ответе (если это то, о чем я думаю), я говорил несколько о другом. Какую энергетику может дать сессионный музыкант, который получает деньги за каждый час записи (или сессию, или за каждое произведение по отдельности), при этом у него через час другой проект, а вечером "лабайка" в ресторане или еще где? Причем вся эта терминология: "лабайки", "пьесы" и т.п.:( Такой музыкант требует ноты, точно их играет и уходит. Причем, в чем вся соль, энергетика состоит не в том факте, что исполнение живое, а в том, что ее дает человек. В большинстве случаев с сессионными музыкантами так не происходит. То есть у меня как у режиссера звука часто стоит задача, что называется, "зажечь", а как это сделать, если человек смотрит на часы или считает деньги. К тому же, с этими "ресторанными" играми, извиняюсь за тавтологию, многие действительно заигрались — у них просто отсутствует чувство современности, которое требуется, например, мне. К тому же, я знаю много примеров музыкантов, которые еще напыщенны снаружи, но совершенно пусты внутри и питаются за счет другого творчества и чужих идей. Вот там энергетики действительно нет. Поэтому, например, симфоническую группу, с которой я реализую музыку для игр, я нашел в Санкт-Петербурге — до этого перепробовал восемь вариантов. Но это относится больше не к тематике издания, а к профессии звукорежиссуры вообще, ее психологии. Кстати, в этом у каждого свой подход, и я не считаю, что мой является оптимальным. Просто люблю, когда все "perfect".
Вот на такой спорной ноте мы и завершаем очередной блок ответов.
Кристофер, christopher@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 36 за 2007 год в рубрике мультимедиа