Мультимедийный Hi-Fi: дальше некуда. Обзор топовой акустики Velton Maestro TV200B

В этой статье читатель сможет поближе ознакомиться с вершиной модельного ряда отдельно взятой фирмы (своего рода локальный High-End в рамках линейки), предлагаемого под торговой маркой Velton Maestro. На тесте находится самая старшая в линейке 2.0-систем, самая дорогая и самая красивая аудиосистема. Позиционируется эта стереопара как мультимедийная акустика Hi-Fi-класса. Однако имеют место и определенные ассоциации со студийным оборудованием, поскольку каждая колонка облдает своим отдельным усилителем. Кроме того, используется профессиональная схема раздельного усиления для СЧ/НЧ- и ВЧ-каналов — так называемый биампинг. Глядя на цену, вспомнить конкурентов такой стереопаре среди мультимедиасистем просто невозможно. Точнее, их нет. Только среди мониторов ближнего поля и бюджетного Hi-Fi начинаются такие (и большие) цены. Однако Velton Maestro TV200B — это все же "мультимедийная акустика Hi-Fi-класса". Вместе с тем продукт получился вне классификаций. Это и Hi-Fi- колонки, и мониторы ближнего поля. В любом случае это стереопара. А значит, на повестке дня стоит в основном музыка.

Комплектация


В этом разделе от красивых цифр и предположений происходит переход к фактам: начинается извлечение содержимого коробки. Упаковка старшей модели ряда стереопар, конечно же, не собирается уступать своим младшим родственникам по модельному ряду. Но нет в коробке и ничего нового (или лишнего). Нарядную внутреннюю коробку в темных тонах все так же защищает невзрачная, но отлично выполняющая свои функции наружная коробка из серого гофрированного картона. Внутри нас поджидают сюрпризы, напоминающие о высоком классе стереопары. Начинается все с того, что каждая колонка имеет индивидуальную упаковку, которая представляет собой полотняный мешок с затягивающейся горловиной. Применено такое решение, видимо, для того, чтобы поверхность, покрытая черным лаком, не пылилась и не царапалась при транспортировке и хранении. Кроме собственно колонок, в коробке нашлись еще:

. пульт дистанционного управления;
. сигнальный кабель RCA -> RCA (2 шт.);
. переходник 2RCA -> mini-Jack;
. кабель питания (2 шт.);
. поролоновые заглушки для фазоинверторов (4 шт.);
. руководство пользователя.

Итак, по порядку. Пульт дистанционного управления позволяет управлять системой, удобно развалившись на диване. Особенность именно этого экземпляра в наличии небольшого дисплея, который коротко, но исчерпывающе отображает состояние системы и заодно текущее время. Коробочка очень удобная: отлично лежит в руке. По фотографии устройства можно понять, что оно может сделать: выключить звук (Mute), отрегулировать громкость обоих каналов сразу, регулировка громкости каналов по отдельности, установка времени. Несколько непонятной на первый взгляд является кнопка Send. Однако если вспомнить, что рассматриваемая стереопара — независимые друг от друга мониторы, то смысл загадочной подписи становится понятен: когда на пульте управления увеличивается, например, общая громкость системы, до одной (или обеих) колонок может не дойти приказ. Чтобы все-таки дошло, нужно "выцелить" пультом непокорный компонент и нажать кнопку Send — колонка будет приведена в состояние, которое отображено на пульте. При необходимости это можно повторить и со второй частью системы. Очень изящное решение, позволяющее обойтись без связывающих проводов. Сигнальный кабель (он же межблочник, он же интерконнект) впечатляет. Это первый кабель такого качества, идущий в комплекте с мультимедийными колонками. Имеет очень приличную толщину, примерно равную толщине профессионального микрофонного кабеля, контакты, покрытые желтым металлом. Вся оранжевая шкурка кабеля покрыта стрелками, помогающими не заблудиться электронам, и красивым буквосочетанием High-End. Сначала вызвало некоторое недоумение то, что сигнальные кабели имеют разную маркировку (черные и красные кольца на разъемах). Непонятно было, зачем это. Неужели электроны для левого канала никак не пролезут в кабель для правого канала? Однако позже при подключении системы выяснилось, что решение очень разумное и оправданное. Потому что, когда под столом валяются два одинаковых конца кабеля, очень затруднительно было бы определить, где левый, а где правый каналы. Цветовая маркировка решает эту проблему полностью. Кабели питания — солидные провода, а вилка европейского образца с заземляющим контактом. То же самое решение применяется и в других моделях марки Velton Maestro. Два кабеля используются тоже из-за того, что колонки независимы друг от друга. В этом есть и минус: одна система занимает целых две розетки. Зато обеспечивает гибкость расположения.

Нижние частоты системы усиливаются фазоинверторами, которые увеличивают отдачу нижних составляющих сигнала, но взамен порождают аэродинамические шумы. Чтобы избежать лишних шумов (правда, поддержки фазоинвертора также не будет), в комплекте идет по паре заглушек, которые можно вставить в порты фазоинверторов колонок (их 2 на каждую). Конечно, затолкать в эти отверстия можно все, что угодно, но забота о потребителе приятна, хотя и осуществляется на деньги того же потребителя. Осталось рассмотреть руководство пользователя. Оно полностью на русском языке. Не толстое, но исчерпывающее — никакой лишней теории. Только нужные вещи: как подключить, поставить, обнаружить неисправности. То, что нужно для пользователя. Итак, комплект невелик, но содержит все необходимое для работы системы. Необходимо отметить превосходное качество всех входящих в него компонентов. Начало более чем убедительное.

Дизайн, эргономика и функциональность

Общий внешний вид системы просто отличный. Строгие формы, черный рояльный лак придают солидный вид. По умолчанию динамики прикрыты черным тканевым грилем. Если его снять, обнаруживается большая треугольная панель из толстого анодированного алюминия, в которую врезаны оба динамика и приемник для пульта дистанционного управления. Передняя панель наклонена под углом к вертикали (ну и горизонтали соответственно). Сделано это для того, чтобы слушатель получал свои законные децибелы от твитера прямо в голову (уши), а не в живот. Очень полезно также и то, что подобная схема построения колонки позволяет избежать отражений от стола, которые обычно являются нежелательными. Тканевый гриль крепится на металлические шипы, которые являются также и винтами, держащими декоративную алюминиевую панель. Головки этих саморезов нужно откручивать с помощью традиционных для серьезных систем шестигранных ключей. НЧ/СЧ-динамик находится над высокочастотным. Вызвано это, по-видимому, формой передней панели. Диффузор динамика выполнен из алюминиево-магниевого сплава, подвес — из мягкой резины. Использование металлического диффузора расширяет диапазон работы динамика в так называемом поршневом режиме, когда искажения звука минимальны. Высокочастотный динамик купольный. В последнее время многие производители качественной акустики используют твитеры именно такой формы. На вид мембрана тканевая. Твитер расположен под НЧ/СЧ- динамиком и над приемником для ПДУ (пульт дистанционного управления).

Сам приемник — очень интересная вещь. Он есть на каждой колонке и имеет подсветку неяркого синего цвета, что является заодно дополнительной световой индикацией (ненавязчиво показывает, включена колонка или нет). Когда же приходит команда, приемник гаснет на некоторое время, необходимое для интерпретации и применения пришедшей информации. После этого загорается обратно. Очень удобное решение, так как сразу видно, дошла ли команда до цели. Сзади расположен всего один регулятор громкости, и все — никакого Bass и Treble. Вообще-то такое решение показывает, что производитель вежливо намекает на ненужность использования темброблока. Но так как акустика относится к классу мультимедийной, то ничто не помешает желающим попользоваться преобразованием Фурье для звука (то есть программным эквалайзером). Так что можно сказать, что такое решение никого не обделило. Сам регулятор громкости так называемый цифровой. Это значит, что ручка не имеет пределов вращения и является валкодером. Сделано так для упрощения регулировки громкости с пульта ДУ. В таком случае не нужно следить за уровнем, выставляемым с него, а просто подчиняться командам: ведь ручка не отражает состояние, как в случае с обычной аналоговой регулировкой. Она только способна увеличить или уменьшить величину громкости на некоторое количество дискретных (прямо как атом или бит) единиц. На задней панели представлены еще и балансный (XLR) и небалансный (RCA) входы. Что такое "тюльпан" (он же RCA), понятно. Два провода на канал. По одному "+", по второму "-". Плюсом "рисуется" сигнал, а минус является "базой", точкой отсчета, нулем системы координат. А вот на балансном подключении стоит остановиться подробнее, потому что колонки с таким входом обычно называются "профессиональными мониторами", и обитают они в студиях звукозаписи. Поэтому чем отличается балансное подключение от небалансного, и какой от него толк, знает намного меньше людей.

Итак, основное преимущество балансного подключения — возможность передачи сигнала на большие расстояния с минимальными потерями и искажениями. На стандартных 1-2 м особой пользы от него нет. Почему и как это происходит: дело в том, что при балансном подключении используется не два, а целых 3 провода на канал. С двумя все понятно: то же самое (только амплитуда сигнала немного другая), что и в RCA. А вот третий провод содержит инвертированный сигнал. Теперь ситуация: сигнал бежит по кабелю и подвергается воздействию со стороны помехи. Причем помеха мешает обоим видам сигнала в кабеле: и прямому, и инвертированному. Совсем на пальцах: помеха увеличила мощность сигнала на каком-нибудь промежутке времени — например, подмешался шум на средних частотах с амплитудой децибел эдак на 6, что довольно неприятно. И по обоим сигнальным проводам теперь идет такой вот обезображенный сигнал. Для небалансной схемы подключения это была бы необратимая ситуация. Но с балансным дело обстоит иначе. Все самое интересное начинается на принимающей стороне: инвертированный сигнал инвертируется обратно, и тот шум на средних частотах инвертируется вместе с сигналом! И этот полученный сигнал складывается с прямым, который добирался по второму сигнальному проводу.

В результате шум в прямом сигнале "съедает" инвертированный шум в бывшем инвертированном. В результате сложения получается исходный сигнал: шум "съел" сам себя! Ни пиков, ни провалов, порожденных по пути от источника, не остается. Собственно, в этом и состоит весь фокус балансного подключения. Второй состоит в том, что реализация таких входов-выходов в технике повышает ее стоимость. Логичный вопрос: а зачем это надо? Логичный ответ: для того, зачем и создавали балансное соединение — для возможности удаления колонок от источника на большое расстояние. Например, компьютер стоит в углу, а колонки — в другом конце комнаты, чтобы не портить звук неудачным расположением источника. Использование межблочного (от источника до усилителя) кабеля небалансного типа обычно не приветствуется, потому что по пути он наловит помех. Идеальный выход только один — балансное подключение, которое можно организовать в рассматриваемой стереопаре. Так что штука полезная. Еще сзади можно найти пару портов фазоинвертора и выключатель питания. Никаких секретов тут нет. Есть тихий щелчок при включении питания, который практически незаметен и не мешает. Итак, система представляет собой решение с превосходным внешним видом, достаточно удобное в использовании (нажатие кнопки Send на пульте, конечно, компромисс, но позволяет избежать ограничений по расстоянию между колонками и появления дополнительных сигнальных проводов, так что минусом это не считается) и с интересными функциональными возможностями (имеется в виду возможность балансного подключения).

Конструкция

Пора заглянуть внутрь. Чтобы снять динамики, нужно открутить декоративную панель из алюминия. Кроме этой фиксации, динамики прикреплены еще раз: НЧ/СЧ саморезами к корпусу, а ВЧ прикручен к декоративной панели. Внутри корпуса обнаруживается демпфирующий материал — довольно толстый лист синтетического материала. Становятся заметны стенки приличной толщины. Высокочастотный динамик представляет собой купольный твитер с сопротивлением 6 Ом и максимальной мощностью 30 Вт. Таким образом, эта головка имеет приличный запас по мощности. Также приятно выглядят провода, по которым подводится усиленный сигнал к динамику. Они больше не похожи на телефонную "лапшу". Наоборот, качество внутренней проводки вызывает только уважение. НЧ/СЧ-динамик можно с полным правом назвать необычным. Хотя бы уже потому, что в акустике мультимедиакласса еще не применялись материалы, используемые некоторыми "породистыми" Hi-Fi-производителями. Диффузоры выполнены из алюминиево-магниевого сплава. Сопротивление динамика — 8 Ом, а максимальная мощность составляет внушительные 70 Вт. Таким образом, перегрузить колонку штатным усилителем будет невозможно. Другими словами, в системе невозможен высокий уровень нелинейных искажений. Необходимо отметить также очень солидный магнитный экран, что свойственно всей линейке акустики Velton Maestro.

Теперь перейдем к электронике. Простой взгляд показывает, что начинка выше всяких похвал. Фильтры для динамиков второго порядка. Для каждой ГГ (головки громкоговорителя) свой фильтр на отдельной плате. Внушает уважение очень солидная микросхема усилителя. Ею является LM3886TF от National Semiconductor. Как уже упоминалось, каждая колонка имеет по два фазоинвертора. Это накладывает определенные ограничения на размещение системы в пространстве. В идеале до стены должно быть не менее 30 см. Правда, можно упростить задачу, заткнув оба отверстия прилагаемыми заглушками. Тогда получится практически оформление ЗЯ (закрытый ящик), и колонкам понадобится меньше места для размещения (это не значит, что можно будет вмуровывать их в стены или размещать в нишах). Все (от проводов до фазоинверторов) выполнено на очень высоком уровне и вообще не вызывает нареканий. Внимание к мелочам делает продукт не просто отличным, но и незаурядным. Редко доводится видеть такую скрупулезность. Колонки действительно достойны находиться в ряду систем Velton Maestro, занимая самое почетное место.

Измерения и прослушивание

Пора отложить в сторону инструменты и взять компакт-диски для прослушивания и микрофон для измерений. Начало прослушивания не принесло неожиданностей. Как может играть старшая в ряду отличных колонок с выдающейся внешностью, электронной начинкой и интересными динамиками? Да она просто обречена играть превосходно, чем, собственно, и занимается. Особо писать даже как-то нечего — получаются сплошные дифирамбы: отличная сцена и фазировка. Хорошо слышно, кто и откуда поет (играет). Тестовый сигнал для проверки сфазированности системы звучит строго посередине, не отклоняясь ни вправо, ни влево. Звук чистый, яркий, имеет отличное разрешение и четкую атаку.

Эта система будет просто подарком для любителей акустической музыки. И кошмаром для тех, кто любит издеваться над музыкой посредством MP3-кодеров и низких битрейтов. Колонки безжалостно выявляют недостатки записи и артефакты сжатия, причем уровень акустики позволяет уже не только отличить исковерканную алгоритмом MP3 с низким битрейтом музыку от оригинала, но и оценить уровень работы звукооператора на лицензионных дисках, гордо несущих две метки ifpi. Например, диск Yanni — Ethnicity показал себя не с лучшей стороны, так как имел излишне приподнятый верхний диапазон, хотя и записан в приличной студии Virgin. В то же время Delerium — Chimera, изданный Nettwerk America, играл великолепно. Отсюда вывод: Velton Maestro TV200B назван монитором совсем не случайно. Такое внимание к деталям и столь аналитический звук действительно позволяет относиться к ним, как к мониторам ближнего поля. Некоторые нарекания вызывает только басовая секция. Хотя требовать от достаточно небольшого НЧ/СЧ-динамика полновесных низов — неоправданный оптимизм. Так что альтруистам, которые любят поделиться своей музыкой с соседями за стеной, придется раскошелиться на сабвуфер.

Пора взглянуть на графики. Первый иллюстрирует АЧХ системы с открытыми (белая линия) и закрытыми (зеленая линия) фазоинверторами. Как видим, кривая вполне пристойная. Провал на 150 Гц достаточно закономерен: поддержки сабвуфера нет, динамик небольшой. Прилично толкнуть воздух не может. А 150 Гц как раз и отвечает за "ударные" ощущения при громовом прослушивании музыки. На слух провал не слишком заметен.

Как видим, при закрывании ФИ (фазоинвертора) уменьшается отдача на низах, как и должно быть. Остальной диапазон остается нетронутым. При повороте на 45° картина также не преподносит сюрпризов: спад на ВЧ, составляющий около 6 дБ на частоте 20 КГц.

Для полноты картины снимается АЧХ у выхода фазоинвертора. Как видим, пик усиления приходится на 50-60 Гц.

Теперь анализ спектра. Далее приведены графики, показывающие спектр сигнала, принятого микрофоном при подаче чистого синуса определенной частоты. Как видно из графика, спектр чистый. Очень приятная неожиданность.

Итак, колонки играют отлично. Немного не хватает уверенности на низах (с другой стороны, а когда ее хватало полочникам, пусть и отличным?). Очень желательны стойки и правильное размещение в комнате.

Выводы

Вот и окончился тест старшей модели Velton Maestro TV200B. Он показал, как должна выглядеть и играть отличная система. Добротная качественная отделка, отличная электроника и богатый звук делают колонки выдающимися на фоне остальных мультимедиасистем. Также очень удобно управление с ПДУ. Качественная комплектация. Отдельных похвал заслуживает балансный вход, который позволяет раз и навсегда забыть о помехах, которые так и норовят "откусить" от сигнала кусочек побольше. В итоге получилась система, которая может претендовать на звание монитора по звуку, но в то же время имеет превосходную внешность, чего студийная техника, как правило, начисто лишена. Даже язык не поворачивается назвать такую красоту "мультимедиа".

Плюсы:
. внешность;
. балансный вход;
. качественные динамики;
. отличная комплектация;
. звук заслуживает похвал.

Минусы:
. дорого;
. может не хватать баса.

Юрий Шабан, Василий Запотылок


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 35 за 2007 год в рубрике мультимедиа

©1997-2024 Компьютерная газета