IT-индустрия: время неожиданностей

Главная бизнес-новость минувшей недели пришла прямо в понедельник. Тайваньская компания Acer, являющаяся одним из крупнейших сборщиков компьютеров в мире, объявила о т.н. "дружественном поглощении" четвертого по величине сборщика ПК в США компании Gateway. По условиям соглашения, Acer заплатит за каждую акцию Gateway по $1,9, то есть на 57% больше рыночной стоимости ценных бумаг. Общая сумма сделки, которая завершится в декабре 2007 г., составит $710 млн. Объединенная компания будет выпускать 20 млн ПК в год, а ее выручка превысит $15 млрд. Кроме того, сделка позволит Acer приобрести родительскую компанию европейского подразделения Packard-Bell, так как Gateway воспользуется своим правом преимущественного отказа от актива. Packard-Bell — один из крупнейших европейских продавцов компьютеров. Сделка между Acer и Gateway уже получила одобрение со стороны светов директоров обеих компаний. Известно также, что консультировать сделку со стороны Acer будет Citigroup Global Markets, а со стороны Gateway — инвестбанк Goldman Sachs. Пресс-службы компаний также заявили, что объединенная компания продолжит выпускать компьютеры под торговой маркой Gateway на территории США. Покупка конкурирующей фирмы позволит Acer занять третье место в списке крупнейших производителей персональных компьютеров. В настоящее время на рынке ПК лидирует компания Hewlett-Packard, контролирующая 19,3% соответствующего сегмента. Второе место с долей в 16,1% удерживает Dell. Замыкает тройку лидеров китайская компания Lenovo, чья рыночная доля оценивается в 8,3%.

Судя по всему, в ближайшее время между Acer и Lenovo разгорится очень жесткая конкурентная борьба. Во-первых, Lenovo сама выросла благодаря американскому "фундаменту": триумфальное шествие этой корпорации началось после того, как она два года назад купила подразделение IBM по производству персональных компьютеров. Во-вторых, Lenovo отдала слишком много сил, чтобы подняться до третьего места в мировых рейтингах, и не намерена просто так уступать его Acer. В-третьих, Acer — тайваньская фирма, а Lenovo — китайская, то есть к бизнесу примешивается и политика, так как Тайвань и Китай — злейшие враги, причем США открыто поддерживают Тайвань. Ну и, наконец, самое главное: Lenovo еще недавно строила поистине наполеоновские планы по захвату европейского рынка. Захват этот должен был произойти через покупку лидера европейского рынка ПК — компании Packard Bell. Но теперь Packard Bell перезревшим яблоком упадет в руки Acer, а Lenovo остается только скрежетать зубами. Напомню, что Acer — крупнейший глобальный участник рынка производства ПК, занимает четвертое место в мире после HP, Dell и Lenovo. В США компания Gateway уступала по итогам II квартала 2007 г. только HP и Dell. Топ-менеджеры Acer давно вели переговоры c компаниями Gateway и Packard Bell, так что это приобретение, в принципе, было ожидаемо. Покупка Gateway укрепит прежде всего позиции Acer на рынке США — и без того не слабые, смею заметить. Кроме того, Acer пытается найти второй брэнд, чтобы сделать позиционирование продукции более уравновешенным. Возможно, брэнд Gateway будет позиционироваться как более дорогой, а Acer — более дешевый, бюджетный. По оценкам исследовательской компании IDC, во II квартале 2007 г. в мире было продано 59 млн ПК — на 12,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По оценкам Gartner, HP продала 11,1 млн ПК, Dell — 9,1 млн ПК, Lenovo — 4,9 млн, Acer — 4,4 млн, Toshiba — 2,4 млн.

Вторая громкая новость минувшей недели: "Лаборатория Касперского" — ведущий разработчик антивирусных продуктов в России и СНГ — планирует весной 2009 г. разместить свои акции на Лондонской фондовой бирже. Ранее IPO планировалось на 2008-2009 годы. Нынешние сроки предстоит утвердить на совете директоров в сентябре. Уже известно, что объем размещения составит до $100 млн. В рамках подготовки к IPO компания уже в 2008 году будет публиковать финансовые отчеты, подготовленные по международным стандартам. Такой выход на биржу означает, что доли нынешних акционеров сократятся. Сейчас гендиректору компании Евгению Касперскому принадлежит 52% акций, его бывшей жене Наталье — 30%, остальные акции распределены между рядом мелких акционеров. Станет ли при этом доля Евгения меньше контрольной, а доля Натальи — меньше блокирующего пакета, неизвестно. Стоит учитывать, что Евгений Касперский стал гендиректором компании недавно, по решению созданного совета директоров. До этого 10 лет компанией управляла Наталья Касперская. Теперь она возглавляет совет директоров. Кадровые перестановки в компании объясняют превращением в "крупную транснациональную корпорацию", планирующую стать третьей на своем рынке. Для этого есть все предпосылки. По итогам I полугодия 2007 г. рост продаж компании в России, СНГ и Балтии по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. составил 130%. В российских регионах рост составил 170%, в странах Балтии — 75%, в Украине, Молдове — 122%, Беларуси — 120%, Казахстане, Средней Азии — 350%. Причем такие высокие показатели в Казахстане и Средней Азии компания демонстрирует уже второй год подряд. Доля персональных продуктов в общем "пироге продаж" компании выросла с 18% до 28%. Корпоративные продажи "Лаборатории Касперского" выросли на 90%. Расходы пользователей на приобретение продуктов компании за первое полугодие 2007 г. составили около $26 млн. На рынке Восточноевропейского региона общая доля "Лаборатории Касперского" составляет около 40%. "Лаборатория Касперского" не намерена останавливаться в развитии: если темпы роста начнут опускаться ниже 50%, компания может перейти к стратегии слияний и поглощений. Интересный момент, много говорящий о настроениях внутри компании: ранее сообщалось о том, что Наталья Касперская, узнав о намерении других руководителей сместить ее с поста гендиректора, вывезла важные документы из депозитария и отменила вторую подпись финдиректора. Сама Касперская утверждала, что подпись отозвала "по своим причинам", а документы ценности не представляли.

Знаковая сделка в секторе интернет-рекламы. Компания Google подписала рекламное соглашение с сайтом CNN.com, согласно которому интернет-гигант становится эксклюзивным распространителем контекстной рекламы на этом ресурсе. Условия сделки не разглашаются. Дэвид Пэйн — вице-президент и генеральный руководитель CNN.com — сказал по этому поводу: "Мы верим, что с помощью Google нам удастся предоставлять пользователям только самую интересную рекламу, которая будет демонстрироваться в соответствии с их интересами на нашем ресурсе". В свою очередь, Марк Либовиц — директор отдела стратегического партнерства Google — заявил: "CNN.com является важным и уважаемым новостным источником, и мы рады стать его эксклюзивным рекламным партнером".

Скандально известный российский музыкальный интернет-магазин AllOfMP3.com (из-за него Россию даже не хотели принимать в ВТО), закрытый в начале июля 2007 г., возобновит работу в ближайшее время. Об этом сообщается на страницах официального блога. В сообщении, в частности, говорится, что "Сервис будет восстановлен в обозримом будущем. Мы прикладываем все усилия для того, чтобы все пользователи смогли использовать свои учетные записи, а также улучшить баланс и сортировку музыки". О том, изменится ли принцип продажи музыкальных композиций, то есть будут ли заключены прямые договора с правообладателями фонограмм, не уточняется.

Компания Seagate Technology официально объявила о том, что начинает разработку накопителей на базе флэш-памяти. Появление на рынке первых твердотельных накопителей под этой торговой маркой следует ожидать в 2008 г. В настоящее время Seagate уже выпускает гибридные накопители в своей серии Momentus 5400 PSD, ориентированные на использование в ноутбуках и имеющие объем до 160 Гб. В январе нынешнего года компания вступила в альянс по продвижению накопителей на базе флэш-памяти, куда также входят такие производители, как Hitachi Global Storage Technologies, Fujitsu, Samsung и Toshiba. Пока успехи новой технологии не столь значительны, как того можно было ожидать. Консалтинговая компания iSuppli предсказывает, что даже к концу 2009 г. лишь 12% ноутбуков будут иметь твердотельный накопитель. Куда лучшие перспективы у гибридных жестких дисков, доля которых, по прогнозам тех же аналитиков, на рынке мобильных ПК к тому времени достигнет 35%. Seagate же к началу 2010 года планирует расширить свой ассортимент SSD таким образом, чтобы он охватывал все сферы настольных и мобильных компьютеров.

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), объединяющая 240 авиакомпаний, которые осуществляют 94% регулярных международных перевозок, с 1 июня 2008 г. полностью откажется от бумажных и перейдет исключительно на электронные авиабилеты. Сообщается, что переход на электронные билеты, когда пассажиры делают и оплачивают заказ билета через Интернет, не только позволит снизить расходы авиакомпаний на $9 с каждого пассажира, но и спасет от вырубки 50 тысяч деревьев ежегодно. Напомню, что ряд авиакомпаний — таких, как британская Easyjet, немецкая Germania Express, российская Sky Express — уже давно используют систему электронных билетов, когда пассажир, оплатив билет, получает по почте или факсу подтверждение, с которым приходит в аэропорт, где ему сразу дают посадочный талон. Со своей стороны, IATA начала переходить на электронные билеты около трех лет назад. В настоящее время электронными билетами пользуются уже 84% ее пассажиров. Первой страной, полностью перешедшей на электронные авиабилеты, станет, вероятно, Китай, который прекратит использование бумажных билетов уже к концу 2007 г. Мировые поставки GPS-навигаторов во II квартале 2007 г. составили около 7,45 млн штук, что более чем вдвое превышает показатель II квартала 2006 г. Более 90% рынка занимают специализированные портативные навигационные устройства, тогда как доля смартфонов со встроенными GPS-приемниками и других гибридных систем не превышает 6%. Во II квартале 2007 г. около 60% всех поставок устройств с GPS-приемниками пришлись на Европу. Рост рынка здесь по сравнению с апрелем-июнем 2006 года составил 82%. Самым быстрорастущим оказался рынок США. По сравнению со II кварталом 2006 г. объем продаж увеличился более чем на 300%. Североамериканский рынок благодаря этому теперь занимает долю в 26%, тогда как годом ранее она составляла 15%. Во II квартале 2007 года наблюдалась острая борьба за лидерство в поставках GPS-навигаторов между компаниями Garmin и TomTom. В итоге TomTom, лидирующий на рынке с начала 2005 г., был вынужден уступить пальму первенства. Его доля составила 24,3%, тогда как Garmin получил 24,9%. Год назад TomTom занимал 24,1%, а Garmin — 20,3%. Третье место по объемам поставок заняла компания Mio Technology с долей 9,2% (8,4% годом ранее). Самый большой скачок среди лидеров рынка совершил Magellan, который во II квартале 2007 г. увеличил объем поставок на 548% по сравнению со II кварталом 2006 г. Главным образом этот рост стал возможен благодаря рынку США, где компания вышла на второе место, уступив лишь Garmin. Мировая доля Magellan за год выросла с 1,9% до 5,7%. Пятое место среди производителей GPS-устройств занимает Navman с долей 3,1%. Еще год назад эта компания имела 5%, но сравнительно небольшой рост продаж — на 35% — привел к потере позиций.

Ну и последнее. Компания Google объявила об уходе своего финансового директора Джорджа Рейеса. Он проработал в Google пять с половиной лет и известен тем, что организовал знаменитый выход поисковика на фондовую биржу. Рейес останется в компании до передачи дел своему преемнику — ожидается, что это произойдет к концу 2007 г. По данным Reuters, в 2006 году выходное пособие Рейеса равнялось $1,7 млн. Кроме того, финдиректору принадлежат опционы на покупку акций Google, которые к концу 2006 г. могли принести ему $23,6 млн. После сообщения об отставке Рейеса акции Google на бирже Nasdaq подешевели на $6,86 до $506,40 за акцию. Что касается причин отставки топ-менеджера, то о них говорить сложно. Но можно вспомнить, что ранее, в июле, акции Google обрушились почти на 10% после публикации отчета корпорации за II квартал 2007 г. Тогда инвесторам не понравился рост кадровых расходов Google, а некоторые аналитики назвали непредвиденный рост расходов ошибкой менеджмента.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 33 за 2007 год в рубрике бизнес

©1997-2024 Компьютерная газета