Logitech Z-5450: удачный симбиоз цифры с аналогом
Сегодня мы будем говорить о продукте Logitech — компании, которая по праву является одним из лидеров в области периферийных устройств. Однако на этот раз речь пойдет немного о другом направлении деятельности, в которой компания также снискала себе немалый успех. Знакомьтесь: вашему вниманию представляется акустическая система Z-5450, полное название — Z-5450 Digital 5.1 Speaker System. Что же умеет данная система? Наверное, легче и быстрее рассказать, что она не умеет. Поддержка цифровых форматов Dolby Digital, DTS и DTS 96/24, PCM, наличие сертификата THX5.1, использование беспроводных цифровых технологий, удобное управление с выносного блока или с ДУ — вот далеко не полный перечень того, чем сегодня радует нас компания-производитель. Интересно? Еще бы. Поэтому в путь. От строчки к строчке, от абзаца к абзацу, от рисунка к рисунку мы с вами доберемся до конца нашего сегодняшнего обзора, стараясь ничего не упустить по дороге, дабы сделать максимально объективные выводы.
О компании
История компании началась в 1981 году с производства компьютерных мышей, которые, только появившись в то время, обеспечивали более интуитивный путь взаимодействия с персональным компьютером. Изначально деятельность компании Logitech была ориентирована на OEM-сектор, который и в настоящее время составляет важную часть ее бизнеса. Обеспечивая выполнение требований своих OEM-клиентов, компания сочетала массовое производство и строжайший контроль качества. Именно благодаря своей политике компания и стала мировым лидером по производству мышей и разработала множество моделей, соответствующих развивающимся потребностям пользователей настольных и переносных компьютеров.
В первом приближении ОЕМ-бизнес выглядит примерно так: компания Х закупает у компании У партию товара Z. Упакованная в технологическую упаковку, партия Z транспортируется чаще всего самой компанией Х. На данную партию компания-производитель У распространяет определенные требования и специфическую гарантию. Компания-покупатель Х не перепродает эту партию, а производит свой продукт, где используется товар Z, либо изменяет внешний вид товара Z и продает его под своим именем. Что это дает компании Х? В определенных условиях (например, проведение более гибкой ценовой политики) осуществляется продвижение своей собственной торговой марки. При этом затраты на производство минимальны, а качество удовлетворяет требованиям покупателей (с учетом, конечно, серьезности компании-производителя У). Далее под раскрученным брэндом возможно уже продвижение и своего товара, причем чаще всего не самого лучшего качества. Что это дает компании У? В первую очередь — широкие рынки сбыта. Дополнительно это снижение затрат на упаковку и транспортировку, а также менее связывающие компанию У гарантийные обязательства. На клиента же накладываются обязательства не продавать ОЕМ-продукты в розницу и не распространять их на корпоративном рынке.
Но компания не стояла на месте. С тех пор ассортимент выпускаемой ею продукции значительно расширился. Помимо компьютерных мышей, были разработаны многочисленные модели интерфейсных устройств, которые представляли собой последнее звено между пользователем и компьютером или игровой приставкой, устройством воспроизведения музыки или домашней мультимедийной системой. Сегодня корпорация Logitech — это открытая акционерная компания, располагающая производственными мощностями в Азии и офисами в основных городах Северной Америки, Европы и Азии. Численность персонала же составляет более 7000 человек. Усилив свое присутствие в секторе розничной торговли, компания значительно расширила свой ассортимент предложений. В большей степени этому способствовало то обстоятельство, что потребители активно совершенствуют свои системы, оснащая их более функциональными устройствами, которые предлагают дополнительные функции и возможности. Как результат сегодня розничная торговля обеспечивает 87% доходов компании, которая стремится постоянно поставлять на рынок новые изделия наивысшего качества.
Технические характеристики
Как всегда, приводим технические характеристики, заявленные в руководстве:
|Параметр |Значение |
|Общая среднеквадратическая мощность системы, Вт |315 |
|- сателлиты, Вт |199 |
| фронтальные, Вт |2х38 |
| тыловые, Вт |2х40,5 |
| центральный, Вт |42 |
|- сабвуфер, Вт |116 |
|Общая пиковая мощность системы, Вт |630 |
|Максимальный уровень звукового давления, дБ |103 |
|Частотный диапазон, Гц |35-20.000 |
|Входное сопротивление, Ом |9500 |
|Диффузоры: | |
|- сателлиты, дюймов |2,5 |
|- сабвуфер, см |16,5 |
|Средняя розничная цена, $ |455 |
Да, информации непростительно мало. Однако ни в руководстве, ни на коробке, ни на официальном сайте производителя больше никаких характеристик не указано. Зато указано много особенностей. Приводим их ниже:
. эффекты объемного звучания:
— аппаратное декодирование звуковых записей Dolby Digital, DTS и DTS 96/24;
— Dolby Pro Logic II (в режимах просмотра фильмов и прослушивания музыки);
— 6-канальный;
— стерео;
. поддерживаемые цифровые форматы:
— Dolby Digital;
— DTS, DTS 96/24;
— РСМ (несжатое стерео);
. ультралинейный аналоговый усилитель с большой выходной мощностью;
. аналоговое и цифровое подключение;
. наличие сертификата THX5.1;
. беспроводные тыловые сателлиты;
. наличие выносного блока управления и инфракрасного ДУ.
В целом даже несмотря на некоторую скудость информации заявленные характеристики весьма серьезны. Тем более будут интересны способы и методы их обеспечения.
Упаковка и комплектация
Акустическая система Logitech Z-5450 поставляется в качественной картонной коробке размерами (ДхШхВ) 590х450х410 мм. Масса нетто составляет 16,95 кг. Сама коробка выполнена в бело-сине-черных (хотя встречается и бело-зелено-черная гамма) тонах с примечательными шрифтами и рисунками — в общем, в лучших традициях известных брэндов. Два куска упаковочного пенопласта занимают внушительный объем, что говорит об обстоятельном подходе изготовителя к вопросу транспортировки своей продукции.
Содержимое коробки:
. сабвуфер;
. центральный сателлит;
. фронтальные сателлиты;
. беспроводные тыловые сателлиты;
. блок коммутации и управления;
. пульт ДУ с батарейками;
. отсоединяемый сетевой шнур;
. строенный межблочный кабель mini Jack — mini Jack;
. три акустических кабеля;
. набор документов:
. руководство пользователя (user manual);
. инструкция по подключению (installation guide);
. гарантийный талон (2 года гарантии);
. вкладыши с информацией о сертификате THX и сертификате соответствия.
Что ж, комплект на первый взгляд довольно полный, однако возможности системы еще более широки — например, цифровое подключение. Потому нас и огорчило отсутствие кабелей для подключения цифровых источников звука. Зато очень порадовали подробнейшие руководство (user manual) и инструкция (installation guide) на 16 (!) языках.
Дизайн, эргономика и функциональность
Общий вид системы достоин уважения. Классический черный цвет, стильные серебристые обводы и окантовки, приятные на взгляд и на ощупь матовые поверхности корпусов, многочисленные лейблы и надписи, свидетельствующие о большом разнообразии возможностей и функциональности, — все это как нельзя лучше подойдет как продвинутому меломану, так и просто рядовому любителю кино, музыки, игр.
Сателлиты. В данном наборе все пять сателлитов имеют отличия и не похожи друг на друга. Начнем с фронта. Два небольших черных сателлита располагаются на устойчивых подставках. Сами же подставки опираются на аккуратные резиновые ножки, препятствующие скольжению. Предусмотрено крепление на стену. Для этого необходимо просто открутить винт, крепящий подставку к корпусу сателлита, и развернуть подставку на 180 градусов. Гриль сателлитов, сделанный из пластмассового каркаса с натянутой на нем акустической тканью черного цвета, съемный. За ним располагается 6,4- сантиметровый диффузор с алюминиевыми вставками. Тут же, на передней панели, находится порт фазоинвертора — тип акустического оформления (АО) сателлитов понятен. На задней панели находятся пружинные разъемы для подключения колонок к сабвуферу. Центральный сателлит, сделанный в горизонтальном исполнении, отличается от прочих вторым портом фазоинвертора и способностью изменять угол наклона относительно основания. Габаритные размеры, материал корпуса (пластмасса), используемый динамик, разъемы для подключения — все осталось без изменения. Мы плавно подошли к тыловым сателлитам — одной из изюминок данной АС. Начнем по порядку. Во-первых, габаритные размеры корпуса, как и масса, большие. Во-вторых, на задней стенке нет пружинных разъемов — да они и не нужны здесь, колонки-то беспроводные и требуют подключения только к сети 220 В 50 Гц. Есть еще два отличия тыловых сателлитов от остальных, связанных с беспроводным подключением. Это светодиодный индикатор наличия связи на лицевой панели, а также небольшое отверстие, закрытое резиновой заглушкой на тыловой панели, предназначенное для настройки беспроводной связи сателлитов с системой.
Сабвуфер. Фактически корпус сабвуфера представляет собой черный куб с длиной стороны 300 мм. Наружу выходит только внушительных размеров порт фазоинвертора, который является, по сути, единственным источником звука. Заявленный 165 мм низкочастотный динамик спрятан внутри корпуса — частое для АС Logitech явление. Что ж, мы постараемся добраться до этого динамика в разделе конструкции. Пока же идем дальше. Что касается усилителя, то он встроен в сабвуфер. Однако, в отличие от распространенных конструкций, усилитель не нарушает объема и геометрии корпуса саба. Производитель применил фактически навесной металлический кожух, скрывающий всю электронную начинку. Как стало понятно, кожух находится на задней панели сабвуфера. Расположенные тут же радиаторы охлаждения изрядно выпирают, однако общий вид сабвуфера от этого нисколько не портится. Между радиаторами на задней панели располагаются пружинные разъемы для подключения центрального и фронтальных сателлитов, многоштырьковый разъем для подключения блока управления и коммутации, тумблер питания, гнездо для сетевого предохранителя и разъем для подсоединения сетевого шнура. Стоит саб на четырех резиновых ножках-таблетках, неплохо справляющихся со своей задачей — гасить вибрацию.
Блок управления и коммутации. Выносной блок управления органично вписался в общий вид системы. Смотрится он очень стильно и профессионально: управлять системой нам по необъяснимой причине понравилось больше отсюда, чем с пульта ДУ. Блок несет в себе просто богатейшие возможности. Начнем с тыловой панели. Здесь располагаются три входа (разъемы типа mini Jack) для аналогового подключения, два оптических и один коаксиальный вход для цифрового подключения, переключатель входов Stereo 1-2-3 — 6 Ch. Direct, два светодиодных индикатора наличия связи с тыловыми сателлитами и вращающаяся на 90 градусов небольшая радиоантенна. На левой боковой панели дополнительно располагается еще один аналоговый стереофонический миниатюрный разъем для переносных источников звука (MP3, Sony MiniDisc), а также разъем для подключения наушников. На передней панели разместились цифровой ЖК-экран, приемник сигнала пульта ДУ, выключатель питания системы, регулятор звучания и кнопки управления. Более подробно назначения всех кнопок описаны в руководстве. Во время работы блока ЖК-экран и кнопка выключателя питания подсвечиваются приятным синим светом, хотя, на наш взгляд, подсветка кнопки излишне яркая, да и не несет особой нагрузки. Регулятор звучания выполнен в виде валкодера. Ручка регулятора сделана из качественного полимера, имеет приятный тугой ход, но немного проскальзывает при вращении. Кнопки управления сделаны из пластмассы, удобно нажимаются и не залипают.
Пульт ДУ. Пульт дистанционного управления, на наш субъективный взгляд, не очень удобен — чересчур широк и немного коротковат, да и качество исполнения и работы клавиш оставляет желать лучшего. В целом же на пульте продублировано все управление системой и даже больше: на нем присутствует кнопка Тest, переводящая систему в режим тестирования (в этом режиме каждой колонкой будет воспроизводиться тестовый тон — "розовый" шум). Питание пульта ДУ осуществляется с помощью двух батареек типоразмера ААА на 1,5 В.
Конструкция: "Руками ничего не трогать!"
Судите сами: приступая к разбору системы, мы столкнулись со следующими трудностями: все пять сателлитов не поддались разбору, хотя, очевидно, являются разборными конструкциями. В сабвуфере мы смогли увидеть только электронную начинку, спрятанную за навесным кожухом (сам же корпус сабвуфера оказался цельным, а посему особенности двухкамерной конструкции корпуса, используемый НЧ-динамик, источник энергии и, возможно, другие интересные вещи останутся без нашего внимания). Наконец, наши жадные взоры впились в блок управления, и уже тут наши попытки увенчались успехом. Однако полное описание его конструкции, и особенно схемотехники, на наш взгляд, будет несколько нелогичным, учитывая "белые пятна" по всей системе в целом. Поэтому данный раздел будет носить скорее ознакомительный и обзорный характер. Исследовать всю систему в целом сможет только истинный смельчак и изыскатель по натуре, который рискнет распилить цельные конструкции акустической системы стоимостью почти в $500. Сателлиты. Корпуса колонок сделаны из пластмассы. Используемые динамики представляют собой следующую конструкцию: металлический полированный колпачок, бумажный диффузор, полимерные подвесы средней жесткости. Примечательной особенностью конструкции является разделение диффузора и колпачка — через образующуюся щель циркулирует воздух и охлаждает катушку(?). Примененный тип АО — фазоинвертор, порт которого расположен на лицевой панели колонок. Кстати, на лицевой панели центрального сателлита портов аж два (для симметрии), правда, один из них закрыт заглушкой. На конце имеются экспоненциальные расширения для устранения струйных шумов. Отличий в конструкции тыловых сателлитов за исключением названных выше в предыдущем разделе не наблюдаем, разве что размер порта фазоинвертора больше, а экспонента круче. Наблюдать-то не наблюдаем, но помним, что электронная начинка их уж точно рознится с фронтальными сателлитами — как-никак, тылы у нас беспроводные, и наличие там автономного усилителя с преобразователем напряжения питания обязательно.
Сабвуфер. Наша "темная лошадка" не выдает своих секретов. Даже открутив лейбл компании, не удалось заглянуть внутрь. Цельный корпус сабвуфера выполнен из плит MDF и оклеен декоративной пленкой черного цвета. Внутри присутствует демпфирование, причем двойное, состоящее из наполнения (синтепон) и оболочки (ткань). Как мы узнали о демпфировании? Ответ простой: заглянули в отверстие шикарного, с экспоненциальным расширением, порта фазоинвертора. Длина порта равна приблизительно 210 мм, диаметр — 80 мм. Больших размеров плата усилителя мощности расположена за навесным кожухом. Производитель применил элементы smd-монтажа (для непосвященных: использованы радиодетали без проволочных выводов). Разводка платы качественная, интеграция средняя. В целом сразу виден обстоятельный подход производителя: ни один навесной провод не болтается, а надежно закреплен герметиком, используемые микросхемы УМ закрыты радиаторными пластинами и щедро сдобрены термопастой, все выходы в корпус герметизированы. В общем, нареканий по доступной конструкции нет — все сделано на 5 баллов!
Блок управления и коммутации. Корпус блока также изготовлен из пластмассы. Конструкция состоит из двух крышек и подставки. Крышки крепятся с помощью шести винтов. Внутри расположена печатная плата с россыпью микросхем разных размеров. Сердце блока — цифровой сигнальный процессор Cirrus Logic CS494003-CQZ, выполняющий функцию декодера. Список декодируемых форматов впечатляет: Dolby Pro Logic II, Dolby Digital, Dolby Digital Surround EX, DTS, DTS 96/24, DTS-ES, DTS Neo:6, HDCD, МР3, LPCM (вплоть до 192 КГц), MPEG Multichannel. Немного странно, что на микросхеме не предусмотрено радиатора — прикладывая руку к левой части блока, ощущаешь тепло, а ведь это сквозь воздух и крышку. Возможно, источником тепла является расположенный рядом антенный блок, но ведь и там нет радиатора. В целом по конструкции вывод следующий: даже несмотря на наши ограниченные возможности в исследовании конструкция системы нам понравилась — везде виден обстоятельный и серьезный подход компании- производителя. А большего пользователю и не надо.
Измерения
Измерения проводились с помощью утилиты RightMark Audio Analyzer 5.5 и специального измерительного микрофона Behringer ECM8000 на звуковой карте Creative Audigy SE. При измерениях все регулировки (subwoofer, surround, center) устанавливались в нулевое значение за исключением измеряемых, дабы исключить их взаимное влияние. Измерялась амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) сателлитов (фронт, тыл, центр), АЧХ сателлитов, поворачиваемых относительно оси измерительного микрофона на 30 и 45 градусов, АЧХ порта сабвуфера.
Фронтальные и тыловые сателлиты подвергались тестам на нелинейные искажения. Мы получили следующие результаты: АЧХ всех без исключения сателлитов превосходна, общая неравномерность составляет [pic]2 дБ (за исключением разве что небольшого подъема на частоте 16 КГц). Воспроизводимый ими диапазон частот по уровню в -6 дБ составляет (185-20.000) Гц.
Теперь посмотрим, как влияет поворот сателлитов относительно оси микрофона. Поскольку АЧХ всех сателлитов почти идентичны, возьмем на себя смелость рассмотреть только пример с фронтальными сателлитами. Стандартно наблюдаем завал АЧХ в ВЧ-области (примерно на частоте 12-13 КГц). Делаем вывод, что диаграмма направленности колонок не так широка, как хотелось бы. Как всегда, берем количеством: при правильной расстановке всех пяти сателлитов можно добиться вполне приемлемой зоны стереоэффекта.
НЧ-динамик сабвуфера спрятан внутри корпуса. На нашу долю остался только порт фазоинвертора. Порт фазоинвертора, настроенный исходя из полученной нами АЧХ на частоту порядка 100 Гц, расширяет рабочий диапазон до 44 Гц. Диапазон 44-20.000 Гц почти соответствует заявленному. Отмечаем также резкий спад АЧХ в области СЧ. Уже на 250 Гц спад составляет -18 дБ — четкий ударный бас нам обеспечен.
И, наконец, результаты теста на нелинейные искажения.
На первых двух рисунках приведены спектры гармонических искажений для правого и левого каналов фронтальных и тыловых сателлитов, на последующих — те же результаты, но разнесенные для наглядности на 70 дБ.
В спектрах присутствуют вторая, третья и пятая гармоники, что, в принципе, может являться причиной субъективной "холодности" звука. Однако, забегая вперед, хочется отметить, что при прослушивании наше ухо ничего "эдакого" не засекло.
Прослушивание
Итак, настал заключительный этап нашего тестирования. При прослушивании мы использовали два источника звука. Аналоговое звучание мы получали, подключив систему к компьютеру, задействуя звуковую карту Creative Audigy SE. Возможность же ощутить все богатство цифрового звучания нам предоставил DVD-плейер BBK DV521SI. При прослушивании использовалось несколько тестовых дисков. Также звучание АС оценивалось при просмотре кино, прослушивании музыки различных жанров, в играх. Естественно, сначала мы разуверим скептиков, считающих, что беспроводной звук бесперспективен. Напротив, наши радиотылы показали себя самым лучшим образом. Мы разворачивали колонки на 180 градусов, трясли, уносили за стену, складывали и раскладывали антенну — "ничего не помогло": прием как был уверенным и качественным, так и остался. И, не кривя душой, честно скажем: качество воспроизводимого тыловыми и фронтальными сателлитами звука было одинаково, что, кстати, косвенно подтверждается и полученными амплитудно-частотными характеристиками. Как осуществлялось прослушивание? В основном в режиме запараллеливания звука на все пять сателлитов — именно таким образом достигается наиболее приятное звучание. Режимы Stereo, Pro Logic II Movie, Pro Logic II Music как-то не впечатлили. Акцентирование звучания на фронт (режим Stereo) или на центр (режимы Pro Logic II Movie и Pro Logic II Music) не приносит чего-то особенного. Объемность звучания пропадает, звук становится зажатым. А в случае Pro Logic II Movie и Pro Logic II Music динамики просто играют чуть тише.
В режиме же 5.1 появляются объемность и глубина. Звук буквально пропитывает насквозь. В общем, система 5.1 делает свое дело: эффект объемного звучания потрясающий. Порадовали детальность звука и его чистота — при прослушивании тестовых композиций можно выделить звучание каждого музыкального инструмента. Немного по воспроизводимому диапазону. Середина и верх воспроизводятся детально и не зажато. Но система "грешит" НЧ- направленностью. Глубокий и четкий бас с легкостью перебьет все остальное. И это при том, что уровень громкости сабвуфера в основном стоял на треть от максимума. В общем, если вы предпочитаете "бумц-бумц", то лучшего сабвуфера и желать не надо — конструкция полностью себя оправдала. Однако это ни в коем случае не нарушение тембрального баланса — просто, несмотря на заявленные 199 Вт, однополосным сателлитам не хватает мощности, чтобы "перекричать" стоваттный сабвуфер. Так что воздушности при включенном сабе не ждем — система "низкоприземленная". Хотим оговориться, что все вышеперечисленные ощущения мы получили от аналогового подключения. Что же касается "цифры", то умножайте все лучшее на полтора как минимум! Чего стоит исчезновение и без того не сильно слышимого фона (легкого шипения при отсутствии источника звука), возросшая глубина и детальность звучания! Естественно, о каких-либо искажениях и речи быть не могло. В кино и играх, где детальность и чистота звука меньше важны, а стереоэффект больше, система также показала себя достойно. После теста АС у нас сложился некий перечень предложений:
. добавить в комплект коаксиальный или оптический шнур для цифрового подключения;
. сделать подключение источника звука напрямую к сабвуферу — чем меньше проводов выходит на стол, тем лучше;
. ослабить индикацию питания на лицевой панели блока;
. сделать сателлиты двухполосными, то есть добавить полноценные ВЧ-динамики;
. снизить стоимость.
Заключение
Да, и здесь название отражает содержание. Сегодня мы в очередной раз убедились в качестве продукции Logitech. Акустическая система Logitech Z- 5450 показала себя с лучшей стороны. И выполнять такие задачи, как качественное озвучивание небольшой площади (вблизи компьютера или DVD- плейера) как в играх, так и в кино либо при прослушивании музыки системе очень даже под силу.
Плюсы:
. огромная функциональность системы;
. беспроводные тыловые сателлиты;
. достойное звучание.
Минусы:
. довольно высокая стоимость;
. отсутствие полноценного ВЧ-тракта.
Руслан Ланковский, Василий Запотылок
О компании
История компании началась в 1981 году с производства компьютерных мышей, которые, только появившись в то время, обеспечивали более интуитивный путь взаимодействия с персональным компьютером. Изначально деятельность компании Logitech была ориентирована на OEM-сектор, который и в настоящее время составляет важную часть ее бизнеса. Обеспечивая выполнение требований своих OEM-клиентов, компания сочетала массовое производство и строжайший контроль качества. Именно благодаря своей политике компания и стала мировым лидером по производству мышей и разработала множество моделей, соответствующих развивающимся потребностям пользователей настольных и переносных компьютеров.
В первом приближении ОЕМ-бизнес выглядит примерно так: компания Х закупает у компании У партию товара Z. Упакованная в технологическую упаковку, партия Z транспортируется чаще всего самой компанией Х. На данную партию компания-производитель У распространяет определенные требования и специфическую гарантию. Компания-покупатель Х не перепродает эту партию, а производит свой продукт, где используется товар Z, либо изменяет внешний вид товара Z и продает его под своим именем. Что это дает компании Х? В определенных условиях (например, проведение более гибкой ценовой политики) осуществляется продвижение своей собственной торговой марки. При этом затраты на производство минимальны, а качество удовлетворяет требованиям покупателей (с учетом, конечно, серьезности компании-производителя У). Далее под раскрученным брэндом возможно уже продвижение и своего товара, причем чаще всего не самого лучшего качества. Что это дает компании У? В первую очередь — широкие рынки сбыта. Дополнительно это снижение затрат на упаковку и транспортировку, а также менее связывающие компанию У гарантийные обязательства. На клиента же накладываются обязательства не продавать ОЕМ-продукты в розницу и не распространять их на корпоративном рынке.
Но компания не стояла на месте. С тех пор ассортимент выпускаемой ею продукции значительно расширился. Помимо компьютерных мышей, были разработаны многочисленные модели интерфейсных устройств, которые представляли собой последнее звено между пользователем и компьютером или игровой приставкой, устройством воспроизведения музыки или домашней мультимедийной системой. Сегодня корпорация Logitech — это открытая акционерная компания, располагающая производственными мощностями в Азии и офисами в основных городах Северной Америки, Европы и Азии. Численность персонала же составляет более 7000 человек. Усилив свое присутствие в секторе розничной торговли, компания значительно расширила свой ассортимент предложений. В большей степени этому способствовало то обстоятельство, что потребители активно совершенствуют свои системы, оснащая их более функциональными устройствами, которые предлагают дополнительные функции и возможности. Как результат сегодня розничная торговля обеспечивает 87% доходов компании, которая стремится постоянно поставлять на рынок новые изделия наивысшего качества.
Технические характеристики
Как всегда, приводим технические характеристики, заявленные в руководстве:
|Параметр |Значение |
|Общая среднеквадратическая мощность системы, Вт |315 |
|- сателлиты, Вт |199 |
| фронтальные, Вт |2х38 |
| тыловые, Вт |2х40,5 |
| центральный, Вт |42 |
|- сабвуфер, Вт |116 |
|Общая пиковая мощность системы, Вт |630 |
|Максимальный уровень звукового давления, дБ |103 |
|Частотный диапазон, Гц |35-20.000 |
|Входное сопротивление, Ом |9500 |
|Диффузоры: | |
|- сателлиты, дюймов |2,5 |
|- сабвуфер, см |16,5 |
|Средняя розничная цена, $ |455 |
Да, информации непростительно мало. Однако ни в руководстве, ни на коробке, ни на официальном сайте производителя больше никаких характеристик не указано. Зато указано много особенностей. Приводим их ниже:
. эффекты объемного звучания:
— аппаратное декодирование звуковых записей Dolby Digital, DTS и DTS 96/24;
— Dolby Pro Logic II (в режимах просмотра фильмов и прослушивания музыки);
— 6-канальный;
— стерео;
. поддерживаемые цифровые форматы:
— Dolby Digital;
— DTS, DTS 96/24;
— РСМ (несжатое стерео);
. ультралинейный аналоговый усилитель с большой выходной мощностью;
. аналоговое и цифровое подключение;
. наличие сертификата THX5.1;
. беспроводные тыловые сателлиты;
. наличие выносного блока управления и инфракрасного ДУ.
В целом даже несмотря на некоторую скудость информации заявленные характеристики весьма серьезны. Тем более будут интересны способы и методы их обеспечения.
Упаковка и комплектация
Акустическая система Logitech Z-5450 поставляется в качественной картонной коробке размерами (ДхШхВ) 590х450х410 мм. Масса нетто составляет 16,95 кг. Сама коробка выполнена в бело-сине-черных (хотя встречается и бело-зелено-черная гамма) тонах с примечательными шрифтами и рисунками — в общем, в лучших традициях известных брэндов. Два куска упаковочного пенопласта занимают внушительный объем, что говорит об обстоятельном подходе изготовителя к вопросу транспортировки своей продукции.
Содержимое коробки:
. сабвуфер;
. центральный сателлит;
. фронтальные сателлиты;
. беспроводные тыловые сателлиты;
. блок коммутации и управления;
. пульт ДУ с батарейками;
. отсоединяемый сетевой шнур;
. строенный межблочный кабель mini Jack — mini Jack;
. три акустических кабеля;
. набор документов:
. руководство пользователя (user manual);
. инструкция по подключению (installation guide);
. гарантийный талон (2 года гарантии);
. вкладыши с информацией о сертификате THX и сертификате соответствия.
Что ж, комплект на первый взгляд довольно полный, однако возможности системы еще более широки — например, цифровое подключение. Потому нас и огорчило отсутствие кабелей для подключения цифровых источников звука. Зато очень порадовали подробнейшие руководство (user manual) и инструкция (installation guide) на 16 (!) языках.
Дизайн, эргономика и функциональность
Общий вид системы достоин уважения. Классический черный цвет, стильные серебристые обводы и окантовки, приятные на взгляд и на ощупь матовые поверхности корпусов, многочисленные лейблы и надписи, свидетельствующие о большом разнообразии возможностей и функциональности, — все это как нельзя лучше подойдет как продвинутому меломану, так и просто рядовому любителю кино, музыки, игр.
Сателлиты. В данном наборе все пять сателлитов имеют отличия и не похожи друг на друга. Начнем с фронта. Два небольших черных сателлита располагаются на устойчивых подставках. Сами же подставки опираются на аккуратные резиновые ножки, препятствующие скольжению. Предусмотрено крепление на стену. Для этого необходимо просто открутить винт, крепящий подставку к корпусу сателлита, и развернуть подставку на 180 градусов. Гриль сателлитов, сделанный из пластмассового каркаса с натянутой на нем акустической тканью черного цвета, съемный. За ним располагается 6,4- сантиметровый диффузор с алюминиевыми вставками. Тут же, на передней панели, находится порт фазоинвертора — тип акустического оформления (АО) сателлитов понятен. На задней панели находятся пружинные разъемы для подключения колонок к сабвуферу. Центральный сателлит, сделанный в горизонтальном исполнении, отличается от прочих вторым портом фазоинвертора и способностью изменять угол наклона относительно основания. Габаритные размеры, материал корпуса (пластмасса), используемый динамик, разъемы для подключения — все осталось без изменения. Мы плавно подошли к тыловым сателлитам — одной из изюминок данной АС. Начнем по порядку. Во-первых, габаритные размеры корпуса, как и масса, большие. Во-вторых, на задней стенке нет пружинных разъемов — да они и не нужны здесь, колонки-то беспроводные и требуют подключения только к сети 220 В 50 Гц. Есть еще два отличия тыловых сателлитов от остальных, связанных с беспроводным подключением. Это светодиодный индикатор наличия связи на лицевой панели, а также небольшое отверстие, закрытое резиновой заглушкой на тыловой панели, предназначенное для настройки беспроводной связи сателлитов с системой.
Сабвуфер. Фактически корпус сабвуфера представляет собой черный куб с длиной стороны 300 мм. Наружу выходит только внушительных размеров порт фазоинвертора, который является, по сути, единственным источником звука. Заявленный 165 мм низкочастотный динамик спрятан внутри корпуса — частое для АС Logitech явление. Что ж, мы постараемся добраться до этого динамика в разделе конструкции. Пока же идем дальше. Что касается усилителя, то он встроен в сабвуфер. Однако, в отличие от распространенных конструкций, усилитель не нарушает объема и геометрии корпуса саба. Производитель применил фактически навесной металлический кожух, скрывающий всю электронную начинку. Как стало понятно, кожух находится на задней панели сабвуфера. Расположенные тут же радиаторы охлаждения изрядно выпирают, однако общий вид сабвуфера от этого нисколько не портится. Между радиаторами на задней панели располагаются пружинные разъемы для подключения центрального и фронтальных сателлитов, многоштырьковый разъем для подключения блока управления и коммутации, тумблер питания, гнездо для сетевого предохранителя и разъем для подсоединения сетевого шнура. Стоит саб на четырех резиновых ножках-таблетках, неплохо справляющихся со своей задачей — гасить вибрацию.
Блок управления и коммутации. Выносной блок управления органично вписался в общий вид системы. Смотрится он очень стильно и профессионально: управлять системой нам по необъяснимой причине понравилось больше отсюда, чем с пульта ДУ. Блок несет в себе просто богатейшие возможности. Начнем с тыловой панели. Здесь располагаются три входа (разъемы типа mini Jack) для аналогового подключения, два оптических и один коаксиальный вход для цифрового подключения, переключатель входов Stereo 1-2-3 — 6 Ch. Direct, два светодиодных индикатора наличия связи с тыловыми сателлитами и вращающаяся на 90 градусов небольшая радиоантенна. На левой боковой панели дополнительно располагается еще один аналоговый стереофонический миниатюрный разъем для переносных источников звука (MP3, Sony MiniDisc), а также разъем для подключения наушников. На передней панели разместились цифровой ЖК-экран, приемник сигнала пульта ДУ, выключатель питания системы, регулятор звучания и кнопки управления. Более подробно назначения всех кнопок описаны в руководстве. Во время работы блока ЖК-экран и кнопка выключателя питания подсвечиваются приятным синим светом, хотя, на наш взгляд, подсветка кнопки излишне яркая, да и не несет особой нагрузки. Регулятор звучания выполнен в виде валкодера. Ручка регулятора сделана из качественного полимера, имеет приятный тугой ход, но немного проскальзывает при вращении. Кнопки управления сделаны из пластмассы, удобно нажимаются и не залипают.
Пульт ДУ. Пульт дистанционного управления, на наш субъективный взгляд, не очень удобен — чересчур широк и немного коротковат, да и качество исполнения и работы клавиш оставляет желать лучшего. В целом же на пульте продублировано все управление системой и даже больше: на нем присутствует кнопка Тest, переводящая систему в режим тестирования (в этом режиме каждой колонкой будет воспроизводиться тестовый тон — "розовый" шум). Питание пульта ДУ осуществляется с помощью двух батареек типоразмера ААА на 1,5 В.
Конструкция: "Руками ничего не трогать!"
Судите сами: приступая к разбору системы, мы столкнулись со следующими трудностями: все пять сателлитов не поддались разбору, хотя, очевидно, являются разборными конструкциями. В сабвуфере мы смогли увидеть только электронную начинку, спрятанную за навесным кожухом (сам же корпус сабвуфера оказался цельным, а посему особенности двухкамерной конструкции корпуса, используемый НЧ-динамик, источник энергии и, возможно, другие интересные вещи останутся без нашего внимания). Наконец, наши жадные взоры впились в блок управления, и уже тут наши попытки увенчались успехом. Однако полное описание его конструкции, и особенно схемотехники, на наш взгляд, будет несколько нелогичным, учитывая "белые пятна" по всей системе в целом. Поэтому данный раздел будет носить скорее ознакомительный и обзорный характер. Исследовать всю систему в целом сможет только истинный смельчак и изыскатель по натуре, который рискнет распилить цельные конструкции акустической системы стоимостью почти в $500. Сателлиты. Корпуса колонок сделаны из пластмассы. Используемые динамики представляют собой следующую конструкцию: металлический полированный колпачок, бумажный диффузор, полимерные подвесы средней жесткости. Примечательной особенностью конструкции является разделение диффузора и колпачка — через образующуюся щель циркулирует воздух и охлаждает катушку(?). Примененный тип АО — фазоинвертор, порт которого расположен на лицевой панели колонок. Кстати, на лицевой панели центрального сателлита портов аж два (для симметрии), правда, один из них закрыт заглушкой. На конце имеются экспоненциальные расширения для устранения струйных шумов. Отличий в конструкции тыловых сателлитов за исключением названных выше в предыдущем разделе не наблюдаем, разве что размер порта фазоинвертора больше, а экспонента круче. Наблюдать-то не наблюдаем, но помним, что электронная начинка их уж точно рознится с фронтальными сателлитами — как-никак, тылы у нас беспроводные, и наличие там автономного усилителя с преобразователем напряжения питания обязательно.
Сабвуфер. Наша "темная лошадка" не выдает своих секретов. Даже открутив лейбл компании, не удалось заглянуть внутрь. Цельный корпус сабвуфера выполнен из плит MDF и оклеен декоративной пленкой черного цвета. Внутри присутствует демпфирование, причем двойное, состоящее из наполнения (синтепон) и оболочки (ткань). Как мы узнали о демпфировании? Ответ простой: заглянули в отверстие шикарного, с экспоненциальным расширением, порта фазоинвертора. Длина порта равна приблизительно 210 мм, диаметр — 80 мм. Больших размеров плата усилителя мощности расположена за навесным кожухом. Производитель применил элементы smd-монтажа (для непосвященных: использованы радиодетали без проволочных выводов). Разводка платы качественная, интеграция средняя. В целом сразу виден обстоятельный подход производителя: ни один навесной провод не болтается, а надежно закреплен герметиком, используемые микросхемы УМ закрыты радиаторными пластинами и щедро сдобрены термопастой, все выходы в корпус герметизированы. В общем, нареканий по доступной конструкции нет — все сделано на 5 баллов!
Блок управления и коммутации. Корпус блока также изготовлен из пластмассы. Конструкция состоит из двух крышек и подставки. Крышки крепятся с помощью шести винтов. Внутри расположена печатная плата с россыпью микросхем разных размеров. Сердце блока — цифровой сигнальный процессор Cirrus Logic CS494003-CQZ, выполняющий функцию декодера. Список декодируемых форматов впечатляет: Dolby Pro Logic II, Dolby Digital, Dolby Digital Surround EX, DTS, DTS 96/24, DTS-ES, DTS Neo:6, HDCD, МР3, LPCM (вплоть до 192 КГц), MPEG Multichannel. Немного странно, что на микросхеме не предусмотрено радиатора — прикладывая руку к левой части блока, ощущаешь тепло, а ведь это сквозь воздух и крышку. Возможно, источником тепла является расположенный рядом антенный блок, но ведь и там нет радиатора. В целом по конструкции вывод следующий: даже несмотря на наши ограниченные возможности в исследовании конструкция системы нам понравилась — везде виден обстоятельный и серьезный подход компании- производителя. А большего пользователю и не надо.
Измерения
Измерения проводились с помощью утилиты RightMark Audio Analyzer 5.5 и специального измерительного микрофона Behringer ECM8000 на звуковой карте Creative Audigy SE. При измерениях все регулировки (subwoofer, surround, center) устанавливались в нулевое значение за исключением измеряемых, дабы исключить их взаимное влияние. Измерялась амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) сателлитов (фронт, тыл, центр), АЧХ сателлитов, поворачиваемых относительно оси измерительного микрофона на 30 и 45 градусов, АЧХ порта сабвуфера.
Фронтальные и тыловые сателлиты подвергались тестам на нелинейные искажения. Мы получили следующие результаты: АЧХ всех без исключения сателлитов превосходна, общая неравномерность составляет [pic]2 дБ (за исключением разве что небольшого подъема на частоте 16 КГц). Воспроизводимый ими диапазон частот по уровню в -6 дБ составляет (185-20.000) Гц.
Теперь посмотрим, как влияет поворот сателлитов относительно оси микрофона. Поскольку АЧХ всех сателлитов почти идентичны, возьмем на себя смелость рассмотреть только пример с фронтальными сателлитами. Стандартно наблюдаем завал АЧХ в ВЧ-области (примерно на частоте 12-13 КГц). Делаем вывод, что диаграмма направленности колонок не так широка, как хотелось бы. Как всегда, берем количеством: при правильной расстановке всех пяти сателлитов можно добиться вполне приемлемой зоны стереоэффекта.
НЧ-динамик сабвуфера спрятан внутри корпуса. На нашу долю остался только порт фазоинвертора. Порт фазоинвертора, настроенный исходя из полученной нами АЧХ на частоту порядка 100 Гц, расширяет рабочий диапазон до 44 Гц. Диапазон 44-20.000 Гц почти соответствует заявленному. Отмечаем также резкий спад АЧХ в области СЧ. Уже на 250 Гц спад составляет -18 дБ — четкий ударный бас нам обеспечен.
И, наконец, результаты теста на нелинейные искажения.
На первых двух рисунках приведены спектры гармонических искажений для правого и левого каналов фронтальных и тыловых сателлитов, на последующих — те же результаты, но разнесенные для наглядности на 70 дБ.
В спектрах присутствуют вторая, третья и пятая гармоники, что, в принципе, может являться причиной субъективной "холодности" звука. Однако, забегая вперед, хочется отметить, что при прослушивании наше ухо ничего "эдакого" не засекло.
Прослушивание
Итак, настал заключительный этап нашего тестирования. При прослушивании мы использовали два источника звука. Аналоговое звучание мы получали, подключив систему к компьютеру, задействуя звуковую карту Creative Audigy SE. Возможность же ощутить все богатство цифрового звучания нам предоставил DVD-плейер BBK DV521SI. При прослушивании использовалось несколько тестовых дисков. Также звучание АС оценивалось при просмотре кино, прослушивании музыки различных жанров, в играх. Естественно, сначала мы разуверим скептиков, считающих, что беспроводной звук бесперспективен. Напротив, наши радиотылы показали себя самым лучшим образом. Мы разворачивали колонки на 180 градусов, трясли, уносили за стену, складывали и раскладывали антенну — "ничего не помогло": прием как был уверенным и качественным, так и остался. И, не кривя душой, честно скажем: качество воспроизводимого тыловыми и фронтальными сателлитами звука было одинаково, что, кстати, косвенно подтверждается и полученными амплитудно-частотными характеристиками. Как осуществлялось прослушивание? В основном в режиме запараллеливания звука на все пять сателлитов — именно таким образом достигается наиболее приятное звучание. Режимы Stereo, Pro Logic II Movie, Pro Logic II Music как-то не впечатлили. Акцентирование звучания на фронт (режим Stereo) или на центр (режимы Pro Logic II Movie и Pro Logic II Music) не приносит чего-то особенного. Объемность звучания пропадает, звук становится зажатым. А в случае Pro Logic II Movie и Pro Logic II Music динамики просто играют чуть тише.
В режиме же 5.1 появляются объемность и глубина. Звук буквально пропитывает насквозь. В общем, система 5.1 делает свое дело: эффект объемного звучания потрясающий. Порадовали детальность звука и его чистота — при прослушивании тестовых композиций можно выделить звучание каждого музыкального инструмента. Немного по воспроизводимому диапазону. Середина и верх воспроизводятся детально и не зажато. Но система "грешит" НЧ- направленностью. Глубокий и четкий бас с легкостью перебьет все остальное. И это при том, что уровень громкости сабвуфера в основном стоял на треть от максимума. В общем, если вы предпочитаете "бумц-бумц", то лучшего сабвуфера и желать не надо — конструкция полностью себя оправдала. Однако это ни в коем случае не нарушение тембрального баланса — просто, несмотря на заявленные 199 Вт, однополосным сателлитам не хватает мощности, чтобы "перекричать" стоваттный сабвуфер. Так что воздушности при включенном сабе не ждем — система "низкоприземленная". Хотим оговориться, что все вышеперечисленные ощущения мы получили от аналогового подключения. Что же касается "цифры", то умножайте все лучшее на полтора как минимум! Чего стоит исчезновение и без того не сильно слышимого фона (легкого шипения при отсутствии источника звука), возросшая глубина и детальность звучания! Естественно, о каких-либо искажениях и речи быть не могло. В кино и играх, где детальность и чистота звука меньше важны, а стереоэффект больше, система также показала себя достойно. После теста АС у нас сложился некий перечень предложений:
. добавить в комплект коаксиальный или оптический шнур для цифрового подключения;
. сделать подключение источника звука напрямую к сабвуферу — чем меньше проводов выходит на стол, тем лучше;
. ослабить индикацию питания на лицевой панели блока;
. сделать сателлиты двухполосными, то есть добавить полноценные ВЧ-динамики;
. снизить стоимость.
Заключение
Да, и здесь название отражает содержание. Сегодня мы в очередной раз убедились в качестве продукции Logitech. Акустическая система Logitech Z- 5450 показала себя с лучшей стороны. И выполнять такие задачи, как качественное озвучивание небольшой площади (вблизи компьютера или DVD- плейера) как в играх, так и в кино либо при прослушивании музыки системе очень даже под силу.
Плюсы:
. огромная функциональность системы;
. беспроводные тыловые сателлиты;
. достойное звучание.
Минусы:
. довольно высокая стоимость;
. отсутствие полноценного ВЧ-тракта.
Руслан Ланковский, Василий Запотылок
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 33 за 2007 год в рубрике hard