Выбираем звук для РС: Audiotrak MAYA EX5 CE
Выбор звуковых устройств для РС в бюджетном диапазоне очень невелик. Ситуация усугубляется тем, что в рамках PCI-решений только недавно обозначилась проблема, которую стали очень умеренно и планомерно решать. А именно электромагнитные наводки и проч. внутри системного блока, особенно с учетом современного подхода к PCI-слотам, местам их расположения на материнских платах. Поэтому характеристики в тестах, приводимых в прессе, и то, что есть на самом деле при реальном использовании, так разнятся. Решают проблему по-разному: ввели многослойность в конструкциях плат, решились на установку специальных контуров. Но, к сожалению, эти ноу-хау еще слабо дошли до нашего рынка, поэтому наилучшим вариантом сегодня является… вынос устройства за пределы системного блока, то есть подключение через USB. А что есть из недорогого в данном сегменте? Посмотрим на конкретном примере.
Уж очень это узкий и специализированный сегмент рынка, чтобы получать от него большие прибыли. Производителей критически мало. Раньше проектирование звуковых плат и интерфейсов подразумевало наличие некоей глобальной разработки и т.п., что сейчас присуще только профессиональным моделям, а на бюджетном уровне сегодня в большинстве случаев практически все делается по стандартной рецептуре только в разных обертках. Покупатель, ориентируясь на определенную цену, свои вкусовые и технические требования, обычно выбирает, не утруждая себя изучением подробностей. И отчасти правильно поступает, ведь все равно мы сталкиваемся с одними и теми же технологиями. Audiotrak MAYA EX5 CE, по существу, является программно-аппаратным комплектом, в котором собрано все необходимое для обычного использования с учетом того, что мы говорим об USB.
Intro
Принадлежность MAYA EX5 можно угадать сразу же, например, увидев слово "Innovative" на коробке (обычно такими яркими красками описывается недорогая продукция), а также осмотрев само устройство, где обнаруживается вход для гарнитуры (наушники плюс микрофон) и стандартный выход 5.1 на базе разъемов из трех мини-джеков. То есть основные сферы применения — это, в первую очередь, игры, видео и домашние кинотеатры 5.1. Само устройство является внешним, подключается через USB (USB 1.1), выполнено в виде платы, помещенной в полупрозрачный пластмассовый корпус. Следует отметить, что данный дизайнерский ход является больше минусом, чем плюсом, поскольку криво стоящие конденсаторы прямо указывают на недорогую азиатскую сборку, и если кто думает, что Audiotrak является немецким брэндом, и ждет соответствующего качества исполнения, то в данном случае он ошибется. Да, территориально компания Audiotrak находится в Германии, но при этом долгое время являлась подразделением корейской Ego Systems Inc. (ESI), причем подразделением, занимающимся выпуском продукции для чисто пользовательского сегмента. Продукция же самой ESI захватывает ценовую нишу чуть повыше. В общем и целом в любом случае мы говорим об азиатском продукте с одной ссылкой… недорогом азиатском продукте. Если же взять те же ESI Maya 44 и Juli@, то качество их производственного исполнения намного выше.
Читаем спецификацию
. 2 аналоговых линейных входа (небалансные) на разьемах типа мини-джек.
. 6 аналоговых линейных выходов (небалансные) на разьемах типа мини-джек.
. Встроенный микрофонный предусилитель.
. Выход на наушники, совмещенный с оптическим цифровым выходом (TOS-LINk) типа мини-джек.
. Встроенный усилитель для наушников Phillips TDA1308 60mW X 2.
. Разъем для подключения гарнитуры (мини-джек).
. Коаксиальные цифровые вход и выход S/PDIF (16 бит/48 КГц), разъемы типа RCA (тюльпаны).
. АЦП: 18 бит/48 КГц, отношение сигнал/шум: 91 дБ А-взвешено.
. ЦАП: 18 бит/48 КГц, отношение сигнал/шум: 88 дБ А-взвешено.
. 2 светодиодных индикатора (один находится на самой плате, второй встроен в гнездо для наушников, оба показывают, что устройство подключено и работает).
. Поддержка Dolby Digital, DTS, AC3, Dolby Prologic2 и т.д.
Что сразу же не понравилось — так это отсутствие отдельного регулятора уровня громкости для наушников, ведь в большинстве USB-устройств это является устоявшимся стандартом. А во-вторых, постоянно мигающий синий индикатор не несет в самом мигании ничего полезного, может только раздражать. Что касается самих драйверов, то стоит отметить, что тут предусмотрено два варианта: стандартный Windows аудио USB и расширенный Sensaura 3D, позволяющий работать в рамках таких технологических решений, как DirectSound 2D/3D API, A3D 1.0, EAX 1.0, EAX 2.0, MacroFX, EnvironmentFX и MultiDrive. То есть весь необходимый набор для игровых дел присутствует за исключением 3-го и 4-го EAX. Помимо этого, существует разновидность драйверов для ASIO, то есть для профессиональной работы со звуком. Если у вас что-то не предусмотрено в комплекте поставки из этого арсенала драйверов, то следует обратиться на сайт производителя www.audiotrak.net, где они соответственно есть.
Тестирование в RMAA 6.0.5
Конечно, для полноценных глобальных тестов необходимо наличие профессионально оснащенной лаборатории, использования высококлассного аппаратного звукового интерфейса в качестве эталона. Это все можно предположить и осуществить, но мы пойдем другим путем — кстати, он будет более понятным и нашим читателям. Итак, в программе RightMark Audio Analyzer ( сайт ) изначально были проведены тесты устройства в варианте проверки полной звуковой цепи, а именно подключения линейного входа EX5 к его линейному выходу. Для данных тестов использовались "чистые" MME- драйверы (USB audio Windows), отключены все надстройки, эффекты и т.п. Подробные результаты вы можете и самостоятельно, а мы для краткости приведем только итоговые данные:
Режим 16 бит/44,1 КГц:
Режим 16 бит/48 КГц:
Для того, чтобы у нас был некий базис для сравнения, я провел еще два теста, а именно подключил линейный выход EX5 к линейному входу АС'97 (кодек, встроенный в материнскую плату). Результаты выглядят следующим образом:
А также сделал и другой вариант: линейный выход АС'97 подключил к линейному входу EX5:
Два последних теста проводились на уровне 16 бит/44,1 КГц, соответственно сравнивать их нужно с первой таблицей. Что мы получаем в итоге? EX5 является полноценной и более качественной заменой кодеку АС'97. В любом случае мы можем говорить о меньших уровне шума и процентной составляющей гармонических и интермодуляционных искажений, большем динамическом диапазоне. Причем разница по этим параметрам весьма существенна. Учитывая то, что стоимость устройства составляет чуть меньше 90 у.е., можно отметить, что конкуренты в данной нише у нее практически отсутствуют, именно в варианте USB-представления.
Дополнительные настройки
Плата сама по себе решает прежде всего пользовательские задачи, поэтому наиболее важными элементами в области программно-аппаратных настроек являются: адаптация под многоканальные системы, всевозможные улучшения звучания. При установке даже стандартных драйверов и при подключении к обычной стереосистеме вы обнаружите, что звучание получается несколько другим. Дело в том, что по умолчанию стерео воспринимается как 2.1, соответственно предусмотрен специальный фильтр для выделения сабвуферной зоны (их три: 120, 300 и 450 Гц). То есть для обычного стерео такой вариант нужно отключать. В рамках работы с 5.1 достаточно удобной функцией является наличие регуляторов уровня для каждого из каналов по отдельности. Это позволяет исправить ошибки воспроизведения в случаях, когда расположение колонок не является идеальным. Таким образом, производится баланс акустической системы.
В рамках драйверов и ПО настройки от Sensaura 3D (модуль QSound) вам дается возможность улучшения характеристик воспроизведения с использованием эквалайзера, 3D-эффектов, психоакустических динамических процессоров и всевозможных фильтров. Следует отметить, что в данном случае именно меломанам не нужно искать дополнительные плагины для WinAmp и т.д., ведь все, что присутствует от Sensaura, соразмерно по алгоритмическому уровню с выпускаемым софтом от других разработчиков. В чистом виде без дополнительных драйверов Sensaura 3D (модуль QSound) EX5 является обычной "рабочей лошадкой", и в 5.1 работает без проблем в различных стандартах.
В завершение
Как многие знают, Audiotrak отделилась от ESI и занялась продажами только на азиатском рынке, соответственно, MAYA EX5 CE, которая попала вашему покорному слуге в руки, уже имела корейский Manual и т.п. В любом случае, хоть на европейский рынок данные модели не попадут, в СНГ будут продаваться уж точно:). Минимальными требованиями к установке являются: процессор от 700 МГц (1 ГГц рекомендовано), 128 Мб RAM на РС или 256 Мб RAM на ноутбуке, ОС: Windows 2000/XP/2003. Отдельно стоит отметить, что сами технические характеристики (разрядность, частота дискретизации) для USB-варианта невелики, но по сравнению со схожими более дешевыми устройствами, где просто стоит АЦП и ЦАП, в данном случае мы имеем многоканальность, некоторую разветвленность (отдельное подключение наушников и гарнитуры). Что касается софта для "улучшения", скажу честно, что на качественных колонках его работа идет в минус. Например, у вашего покорного слуги в рамках оснащения домашней студии стоят Behringer Ms40, так вот на них очевидно прослушивается некачественная работа алгоритмов. А вот если взять акустику подешевле и погрубее, то это как раз то, что нужно. В сфере профессионального применения данная карта может использоваться как обычный АЦП/ЦАП, по характеристикам превосходящий АС'97. То есть данный интерфейс можно удобно использовать в качестве модуля для выездных сессий записи. Итак, подведем итоги.
Плюсы:
. 2.1, 5.1 c несколькими вариантами работы фильтров для сабвуферного диапазона.
. Поддержка основных стандартов для игр и видео.
. Качество, превышающее уровень АС'97.
Минусы:
. "Интересная" сборка.
. Отсутствие отдельного регулятора громкости для наушников.
Кристофер, christopher@tut.by
Уж очень это узкий и специализированный сегмент рынка, чтобы получать от него большие прибыли. Производителей критически мало. Раньше проектирование звуковых плат и интерфейсов подразумевало наличие некоей глобальной разработки и т.п., что сейчас присуще только профессиональным моделям, а на бюджетном уровне сегодня в большинстве случаев практически все делается по стандартной рецептуре только в разных обертках. Покупатель, ориентируясь на определенную цену, свои вкусовые и технические требования, обычно выбирает, не утруждая себя изучением подробностей. И отчасти правильно поступает, ведь все равно мы сталкиваемся с одними и теми же технологиями. Audiotrak MAYA EX5 CE, по существу, является программно-аппаратным комплектом, в котором собрано все необходимое для обычного использования с учетом того, что мы говорим об USB.
Intro
Принадлежность MAYA EX5 можно угадать сразу же, например, увидев слово "Innovative" на коробке (обычно такими яркими красками описывается недорогая продукция), а также осмотрев само устройство, где обнаруживается вход для гарнитуры (наушники плюс микрофон) и стандартный выход 5.1 на базе разъемов из трех мини-джеков. То есть основные сферы применения — это, в первую очередь, игры, видео и домашние кинотеатры 5.1. Само устройство является внешним, подключается через USB (USB 1.1), выполнено в виде платы, помещенной в полупрозрачный пластмассовый корпус. Следует отметить, что данный дизайнерский ход является больше минусом, чем плюсом, поскольку криво стоящие конденсаторы прямо указывают на недорогую азиатскую сборку, и если кто думает, что Audiotrak является немецким брэндом, и ждет соответствующего качества исполнения, то в данном случае он ошибется. Да, территориально компания Audiotrak находится в Германии, но при этом долгое время являлась подразделением корейской Ego Systems Inc. (ESI), причем подразделением, занимающимся выпуском продукции для чисто пользовательского сегмента. Продукция же самой ESI захватывает ценовую нишу чуть повыше. В общем и целом в любом случае мы говорим об азиатском продукте с одной ссылкой… недорогом азиатском продукте. Если же взять те же ESI Maya 44 и Juli@, то качество их производственного исполнения намного выше.
Читаем спецификацию
. 2 аналоговых линейных входа (небалансные) на разьемах типа мини-джек.
. 6 аналоговых линейных выходов (небалансные) на разьемах типа мини-джек.
. Встроенный микрофонный предусилитель.
. Выход на наушники, совмещенный с оптическим цифровым выходом (TOS-LINk) типа мини-джек.
. Встроенный усилитель для наушников Phillips TDA1308 60mW X 2.
. Разъем для подключения гарнитуры (мини-джек).
. Коаксиальные цифровые вход и выход S/PDIF (16 бит/48 КГц), разъемы типа RCA (тюльпаны).
. АЦП: 18 бит/48 КГц, отношение сигнал/шум: 91 дБ А-взвешено.
. ЦАП: 18 бит/48 КГц, отношение сигнал/шум: 88 дБ А-взвешено.
. 2 светодиодных индикатора (один находится на самой плате, второй встроен в гнездо для наушников, оба показывают, что устройство подключено и работает).
. Поддержка Dolby Digital, DTS, AC3, Dolby Prologic2 и т.д.
Что сразу же не понравилось — так это отсутствие отдельного регулятора уровня громкости для наушников, ведь в большинстве USB-устройств это является устоявшимся стандартом. А во-вторых, постоянно мигающий синий индикатор не несет в самом мигании ничего полезного, может только раздражать. Что касается самих драйверов, то стоит отметить, что тут предусмотрено два варианта: стандартный Windows аудио USB и расширенный Sensaura 3D, позволяющий работать в рамках таких технологических решений, как DirectSound 2D/3D API, A3D 1.0, EAX 1.0, EAX 2.0, MacroFX, EnvironmentFX и MultiDrive. То есть весь необходимый набор для игровых дел присутствует за исключением 3-го и 4-го EAX. Помимо этого, существует разновидность драйверов для ASIO, то есть для профессиональной работы со звуком. Если у вас что-то не предусмотрено в комплекте поставки из этого арсенала драйверов, то следует обратиться на сайт производителя www.audiotrak.net, где они соответственно есть.
Тестирование в RMAA 6.0.5
Конечно, для полноценных глобальных тестов необходимо наличие профессионально оснащенной лаборатории, использования высококлассного аппаратного звукового интерфейса в качестве эталона. Это все можно предположить и осуществить, но мы пойдем другим путем — кстати, он будет более понятным и нашим читателям. Итак, в программе RightMark Audio Analyzer ( сайт ) изначально были проведены тесты устройства в варианте проверки полной звуковой цепи, а именно подключения линейного входа EX5 к его линейному выходу. Для данных тестов использовались "чистые" MME- драйверы (USB audio Windows), отключены все надстройки, эффекты и т.п. Подробные результаты вы можете и самостоятельно, а мы для краткости приведем только итоговые данные:
Режим 16 бит/44,1 КГц:
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц — 15 КГц), дБ | +0.05, -0.18 | очень хорошо |
Уровень шума, дБ(А) | -86.9 | хорошо |
Динамический диапазон, дБ(А) | 86.3 | хорошо |
Гармонические искажения, % | 0.017 | хорошо |
Гармонические искажения + шум, дБ(A) | -68.4 | средне |
Интермодуляционные искажения + шум, % | 0.052 | хорошо |
Взаимопроникновение каналов, дБ | -70.6 | хорошо |
Интермодуляции на 10 КГц, % | 0.032 | хорошо |
Общая оценка | хорошо |
Режим 16 бит/48 КГц:
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц — 15 КГц), дБ | +0.03, -0.31 | очень хорошо |
Уровень шума, дБ(А) | -86.8 | хорошо |
Динамический диапазон, дБ(А) | 86.4 | хорошо |
Гармонические искажения, % | 0.018 | хорошо |
Гармонические искажения + шум, дБ(A) | -72.0 | средне |
Интермодуляционные искажения + шум, % | 0.028 | хорошо |
Взаимопроникновение каналов, дБ | -70.6 | хорошо |
Интермодуляции на 10 КГц, % | 0.019 | очень хорошо |
Общая оценка | хорошо |
Для того, чтобы у нас был некий базис для сравнения, я провел еще два теста, а именно подключил линейный выход EX5 к линейному входу АС'97 (кодек, встроенный в материнскую плату). Результаты выглядят следующим образом:
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц — 15 КГц), дБ | +0.13, -0.26 | очень хорошо |
Уровень шума, дБ (А) | -78.9 | средне |
Динамический диапазон, дБ (А) | 78.9 | средне |
Гармонические искажения, % | 0.021 | хорошо |
Гармонические искажения + шум, дБ(A) | -66.7 | средне |
Интермодуляционные искажения + шум, % | 0.052 | хорошо |
Взаимопроникновение каналов, дБ | -75.5 | очень хорошо |
Интермодуляции на 10 КГц, % | 0.052 | хорошо |
Общая оценка | хорошо |
А также сделал и другой вариант: линейный выход АС'97 подключил к линейному входу EX5:
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц — 15 КГц), дБ | +0.09, -0.81 | хорошо |
Уровень шума, дБ(А) | -77.7 | средне |
Динамический диапазон, дБ(А) | 78.5 | средне |
Гармонические искажения, % | 0.033 | хорошо |
Гармонические искажения + шум, дБ(A) | -64.1 | плохо |
Интермодуляционные искажения + шум, % | 0.070 | хорошо |
Взаимопроникновение каналов, дБ | -72.5 | хорошо |
Интермодуляции на 10 кГц, % | 0.135 | средне |
Общая оценка | хорошо |
Два последних теста проводились на уровне 16 бит/44,1 КГц, соответственно сравнивать их нужно с первой таблицей. Что мы получаем в итоге? EX5 является полноценной и более качественной заменой кодеку АС'97. В любом случае мы можем говорить о меньших уровне шума и процентной составляющей гармонических и интермодуляционных искажений, большем динамическом диапазоне. Причем разница по этим параметрам весьма существенна. Учитывая то, что стоимость устройства составляет чуть меньше 90 у.е., можно отметить, что конкуренты в данной нише у нее практически отсутствуют, именно в варианте USB-представления.
Дополнительные настройки
Плата сама по себе решает прежде всего пользовательские задачи, поэтому наиболее важными элементами в области программно-аппаратных настроек являются: адаптация под многоканальные системы, всевозможные улучшения звучания. При установке даже стандартных драйверов и при подключении к обычной стереосистеме вы обнаружите, что звучание получается несколько другим. Дело в том, что по умолчанию стерео воспринимается как 2.1, соответственно предусмотрен специальный фильтр для выделения сабвуферной зоны (их три: 120, 300 и 450 Гц). То есть для обычного стерео такой вариант нужно отключать. В рамках работы с 5.1 достаточно удобной функцией является наличие регуляторов уровня для каждого из каналов по отдельности. Это позволяет исправить ошибки воспроизведения в случаях, когда расположение колонок не является идеальным. Таким образом, производится баланс акустической системы.
В рамках драйверов и ПО настройки от Sensaura 3D (модуль QSound) вам дается возможность улучшения характеристик воспроизведения с использованием эквалайзера, 3D-эффектов, психоакустических динамических процессоров и всевозможных фильтров. Следует отметить, что в данном случае именно меломанам не нужно искать дополнительные плагины для WinAmp и т.д., ведь все, что присутствует от Sensaura, соразмерно по алгоритмическому уровню с выпускаемым софтом от других разработчиков. В чистом виде без дополнительных драйверов Sensaura 3D (модуль QSound) EX5 является обычной "рабочей лошадкой", и в 5.1 работает без проблем в различных стандартах.
В завершение
Как многие знают, Audiotrak отделилась от ESI и занялась продажами только на азиатском рынке, соответственно, MAYA EX5 CE, которая попала вашему покорному слуге в руки, уже имела корейский Manual и т.п. В любом случае, хоть на европейский рынок данные модели не попадут, в СНГ будут продаваться уж точно:). Минимальными требованиями к установке являются: процессор от 700 МГц (1 ГГц рекомендовано), 128 Мб RAM на РС или 256 Мб RAM на ноутбуке, ОС: Windows 2000/XP/2003. Отдельно стоит отметить, что сами технические характеристики (разрядность, частота дискретизации) для USB-варианта невелики, но по сравнению со схожими более дешевыми устройствами, где просто стоит АЦП и ЦАП, в данном случае мы имеем многоканальность, некоторую разветвленность (отдельное подключение наушников и гарнитуры). Что касается софта для "улучшения", скажу честно, что на качественных колонках его работа идет в минус. Например, у вашего покорного слуги в рамках оснащения домашней студии стоят Behringer Ms40, так вот на них очевидно прослушивается некачественная работа алгоритмов. А вот если взять акустику подешевле и погрубее, то это как раз то, что нужно. В сфере профессионального применения данная карта может использоваться как обычный АЦП/ЦАП, по характеристикам превосходящий АС'97. То есть данный интерфейс можно удобно использовать в качестве модуля для выездных сессий записи. Итак, подведем итоги.
Плюсы:
. 2.1, 5.1 c несколькими вариантами работы фильтров для сабвуферного диапазона.
. Поддержка основных стандартов для игр и видео.
. Качество, превышающее уровень АС'97.
Минусы:
. "Интересная" сборка.
. Отсутствие отдельного регулятора громкости для наушников.
Кристофер, christopher@tut.by
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 32 за 2007 год в рубрике мультимедиа