Google и Sun объединяют усилия против Microsoft

Компании Google и Sun Microsystems, похоже, вознамерились полностью вытеснить с рынка популярный пакет Microsoft Office. Или, по крайней мере, выпустить такие бесплатные офисные пакеты, чтобы Microsoft пришлось резко снизить цены на свой продукт.

Вообще о своем партнерстве Google и Sun объявили еще в октябре 2005 года, но до сих пор они просто совместными усилиями продвигали на рынке программы друг друга, а вот теперь основательно взялись за Microsoft Office. Получилась своеобразная "матрешка": Google включил StarOffice, разработанный Sun Microsystems, в пакет бесплатно распространяемых программ Google Pack. Между тем, в Google Pack изначально имелись Docs&Spreadsheets (бесплатные online-программы для редактирования текстов и электронных таблиц, "суррогаты" Word и Excel). Google Pack также включает, помимо уже упомянутого бесплатного пакета офисных приложений, еще и разнообразные программы, разработанные самим Google и другими компаниями.

Тут важно заметить, что лицензия на StarOffice в обычных условиях стоит $70. В состав StarOffice входят приложения для редактирования текстов, электронных таблиц и некоторые другие программы. Словом, более неудобного коммерческого конкурента для пакета Microsoft Office, который стоит от $100 до $500 в зависимости от версии, найти трудно. К тому же, очевидно, что с включением StarOffice в Google Pack эта программа точно окажется на виду у большего количества пользователей. Теперь во всех версиях StarOffice есть небольшая панель со строкой для ввода поисковых запросов, обрабатывать которые будет, конечно, Google. Компания, похоже, высоко ценит возможность комплектации популярных программ поисковыми панелями. Google даже согласился платить Sun Microsystems за право бесплатного распространения StarOffice. У сотрудничества двух компаний есть еще один момент. Руководство Google понимает, что Docs&Spreadsheets привлекает лишь частных лиц и очень малый бизнес (сектор SOHO). То, что Google заинтересовался StarOffice, свидетельствует о том, что компания стремится заполучить (отобрав у Microsoft) малый и средний бизнес. Однако Microsoft намного больше денег получает от сектора крупного бизнеса — в основном за счет того, что Microsoft Office предустанавливается на закупаемые большими партиями корпоративные компьютеры. Розничные продажи Microsoft Office относительно невелики. В этих условиях сложно сказать, каковы перспективы альянса Google-Sun на корпоративном рынке. Конечно, StarOffice теперь, с включением его в Google Pack, станет популярнее среди частных лиц, что окажет на Microsoft серьезное давление в этом сегменте, потому что StarOffice никогда бесплатным не был. Вопрос только в том, насколько это будет болезненный удар для софтверного гиганта.

Эксперты давно ждут снижения цен на Microsoft Office. В самом деле, в последние годы на этот пакет оказывается все более серьезное маркетинговое давление. Во-первых, Google и другие компании предлагают в Интернете бесплатные сервисы для редактирования текстов и электронных таблиц прямо в окне браузера. Во-вторых, существует много бесплатных программ для работы с документами, в числе которых — абсолютно не уступающий Microsoft Office по функциональности пакет OpenOffice.org. Он, к слову, становится все более популярен среди корпоративных пользователей. И уже появились первые признаки того, что Microsoft за ситуацией следит и начинает принимать меры для того, чтобы не потерять свою долю рынка. В частности, недавно корпорация объявила о намерении выпустить бесплатную версию MSWorks — также офисный пакет, представляющий собой очень сильно урезанный по функциональным возможностям Microsoft Office. Впрочем, MSWorks будет не таким уж и бесплатным — его станут распространять по принципу adware — то есть он должен будет окупаться за счет показа пользователю рекламы. Эксперты уже считают это событие небольшой маркетинговой победой конкурентов Microsoft.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 32 за 2007 год в рубрике hard

©1997-2024 Компьютерная газета